Классный час как бороться с депрессией

0

Содержание

Классный час как бороться с депрессией

Классный час тема: СТРЕСС И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ. Автор: учитель МОУ СОШ п.Пионерский Васильева Е.Д. – презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемwww.klassnye-chasy.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Классный час тема: СТРЕСС И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ. Автор: учитель МОУ СОШ п.Пионерский Васильева Е.Д.” — Транскрипт:

1 Классный час тема: СТРЕСС И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ. Автор: учитель МОУ СОШ п.Пионерский Васильева Е.Д.

2 У каждого из нас бывает всё на свете… нехорошо. В чём дело, сразу не поймёшь. Просто хочется: 1)спрятаться, 2)заплакать., 3)снова появиться и на кого-нибудь наорать, 4)совершить прочие противоправные действия. Совсем не хочется: 1)работать, 2)общаться, 3)быть добрым и отзывчивым.

3 Причин у этого состояния, называемого модными словами «СТРЕСС» ИЛИ «депрессия», огромное количество. И все они разные. Но выход один: бороться и не позволять себе раскисать.

4 Пессимистично настроенный человек не вызывает у окружающих желания общаться, у босса – поощрять, у любимого… вообще никакого желания. И наоборот, улыбчивый и добродушный человек «обречён на успех». Это подтверждают психологи всего мира. Итак, решено: бороться со стрессом до последней капли грусти! Да, но как?

5 Когда всё не так… 5 % людей обращаются к психоаналитику…

6 35 % людей отрываются на домашних, любимых…

7 А знаете ли вы, что… Итальянцы снимают стресс, флиртуя с коллегами. В японских офисах выставляют чучело начальника… чтобы его бить.

8 Женщины Гонконга, чтобы снять стресс, предпочитают бить мужей.

9 Один румынский бизнесмен, дабы не подвергать себя стрессу, платит жене за молчание. Американские врачи своих пациенток направляют на курсы… стриптиза.

10 Зимой в университетах Гарварда и Принстона этот способ снятия стресса очень популярен: студенты раздеваются догола и бегают на морозе.

11 Полицейские в Турции снимают стресс, слушая классику. В полицейских участках Анкары звучат произведения Моцарта, Шопена и Бетховена.

12 В Нью-Йорке организован клуб для снятия стресса у собак. Сначала собаки расслабляются, затем специальный инструктор усаживает собак в традиционные для йоги позы.

13 В некоторых американских офисах в качестве способа борьбы со стрессом сотрудники после обеда в течении получаса могут просто… поспать.

14 Лучшее лекарство – смех Смех снимает стресс, нервное напряжение и хроническую усталость. Помогает избавиться от неприятных мыслей. Способствует скорейшему выздоровлению при самых различных заболеваниях. Феерия хохота позволяет настроиться на волну бодрого состояния духа.

15 КОГДА ВСЁ НЕ ТАК… делаем так: 1.Сразу после стрессовой ситуации: Встаньте, постарайтесь расслабить сжатые руки, стиснутые зубы, расстегните пуговицы у ворота, помассируйте напряжённую шею. Постойте так некоторое время. Почувствуйте, как сильно ваше тело, и топните ногой уверенно и твёрдо. Повторяйте про себя: «Я здесь стою, это моя территория!». Так вы восстановите ощущение твёрдой земли под ногами и сможете уверенней продолжать действовать.

16 2. Перед сном приготовьте себе ароматическую ванну: смешайте 5-6 капель эфирного масла лаванды или мелисы с пеной для ванны. Получившуюся смесь вылейте в воду комфортной для вас температуры. Полежите так минут 20.

17 Побалуйте себя! 3. Не важно, что именно вы сделаете: съедите шоколадку, купите букетик цветов, пойдёте к массажисту или почитаете детектив. Важно то, что в эти минуты, окунувшись в праздничное настроение, вы дадите себе возможность выдоха.

18 Каждый день: 4. Чтобы не нервничать и хорошо высыпаться, рекомендуется: 1 ст.л. мёда и выжатый сок ½ лимона растворить в стакане минеральной воды и выпить утром до завтрака. Принимать 1-2 недели.

19 Смейтесь! Улыбайтесь! Ионизируйте над собой и над обстоятельствами! Умение увидеть смешное, забавное в собственных трудностях – лучший способ изменить отношение к проблеме.

“Как бороться со стресом?” Классный час по ЗОЖ

ЦЕЛИ:

    раскрытия понятия “стресс”, “невроз”, “психическое здоровье”;
  • довести до детей информацию о причинах и механизме возникновение неврозов, ознакомить с их видами;
  • научить детей защищаться от неврозов, профилактика стрессов и неврозов и психических травм.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • схема по терминам;
  • цитата Кеннет Купера;
  • анкета;
  • литература по психологии;
  • карточки;
  • поговорки;
  • плакат.
  • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: написаны на плакате, он висит перед классом.

    1. Стресс – состояние напряженности, наступающее в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.

    2. Невроз – реакция человека на неблагоприятную жизненную ситуацию, нервно– психологическое заболевание, возникающее под влиянием тяжелых переживаний.

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ НА ЗАНЯТИИ:

      словесные: учительское слово, выступления учащихся, рассказ, вопрос-ответ, вывод из фактов действительности, проблемное изложение, диалогическая форма беседы, комментарий, обсуждение;
    • наглядные: плакат, схема, литература по психологии, карточка, анкета;
    • практические: практическая работа, анкетирование, творческое задание.

    ПРИНЦИПЫ МОЕЙ РАБОТЫ:

  • научность;
  • правдивость;
  • связь с жизнью;
  • доходчивость;
  • убедительность.
  • ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

    1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

    1) ознакомление с темой, целями занятия, основными положениями;

    2) раскрыть, почему эта тема выбрана.

    В наш XXI век существенно изменилась структура заболеваемости человека. Большое место в жизни людей занимают “болезни цивилизации”. Что это за болезни? Врачи связывают такие болезни с длительными эмоциональными напряжениями в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния, тревоги и депрессии. Все это является реакцией организма на жизненные трудности и внутренние конфликты.

    Современная медицина именно внутренним конфликтам приписывает основную роль в возникновении неврозов и стрессов. Что же такое невроз и стресс? Посмотрим на психологический плакат.

    СТРЕСС – состояние напряженности: наступающее в ответ на воздействие неблагоприятных факторов?
    НЕВРОЗ – нервно-психологическое заболевание: возникающее под влиянием тяжелых и мучительных переживаний?

    Работа по плакату, показ книг по теме, комментарий учителя.

    ВОПРОС К КЛАССУ: подумайте и сделайте вывод! Что связывает понятия “стресс” и “невроз”? Что у них общего?

    ОБСУЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ: действительно: эти два понятия связаны психическим состоянием человека, его психическим здоровьем. Давайте подумаем вместе, от чего зависит психическое здоровье? Какие слова нужно убрать из этих понятий, чтобы у человека не было неврозов и стрессов?

    Возможные ответы учащихся:

    – угнетение психики;
    – переживания и перенапряжения;
    – неблагоприятные факторы.

    КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЫВОД: Значит, психическое здоровье – это уравновешанное состояние, когда отсутствуют факторы давления на нервы и психику человека. Это– страх, обида, отчаяние…

    РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ. Неврозы бывают различных видов:

    1) неврастения – нервная слабость;
    2) истерия – бурная реакция на что-либо;
    3) истерика – нервный припадок.

    Все эти виды отличаются по интенсивности протекания нервных процессов: по степени их воздействия: реакцией на них со стороны человека.

    ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (по карточке знакомят характеристиками видов неврозов).

    1 ученик. При неврастении человек начинает замечать несвойственную ему прежде быструю утомляемость, потерю спокойствия, его тянет в сон: но он не может заснуть. У человека повышенная возбудимость, раздражимость. Здоровый человек после рабочего дня спокойно засыпает, у больного неврастенией сон неглубокий, им овладевают множество мучительных мыслей.

    2 ученик. При истерике с человеком случается нервный припадок, происходят неожиданные переходы от смеха к слезам, к рыданию, к истеричному крику. Никого человек при этом не слушает, не воспринимает того, что происходит рядом. После болит голова, бывают неприятные ощущения в сердце, в желудке, в кишечнике. Человек чувствует себя обессиленным, вялым.

    3 ученик. Больные истерией слишком бурно ко всему относятся: всегда подчеркивают свои симпатии и антипатии, капризны, крикливы, резки в движениях, Если смеются, то долго, если плачут, то навзрыд. Обычно такие люди стремятся привлечь внимании, изображают себя обиженным. В их поведении много фальши. Истерия может начинаться с детства, но чаще проявляет себя в юношеские годы.

    КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: надо с детства беречь свои и чужие нервы, научиться хорошо относится друг к другу, помнить – главное в жизни – здоровье.

    АНКЕТИРОВАНИЕ. Цель: выявление причин неврозов!

    Выберите из ниже перечисленных положений те, которые определяют причину неврозов.

    1. Неблагоприятные жизненные ситуации.
    2. Нервные расстройства.
    3. Беззаботная жизнь, безделье.
    4. Реакция человека на свою болезнь.
    5. Обидное: оскорбляющее слово.
    6. Переутомление от непосильной работы.
    7. Конфликты различного рода.
    8. Длительное умственное напряжение.

    КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: чтобы сохранить себя свежим и здоровым, лучше всего вести здоровый образ жизни. Остерегайтесь от нервных потрясений!

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Давайте выясним, относитесь ли вы к тем людям, у которых невроз! Посмотрим внимательно друг на друга:

    – румяны ли ваши щеки, здоровый ли цвет лица;
    – гибки ли мышцы рук и ног;
    – ясный ли ум, хорошая ли память;
    – не потеют ли часто руки;
    – не стучит ли в висках;
    – не кружится ли голова.

    Поставим себе и друг другу ДИАГНОЗ: у вас нервы крепкие – вы здоровы, настроение приподнятое – вы здоровы! Значит – нет невроза!

    ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ (цитата): “Наш организм создан для 120 лет жизни! И если мы живем меньше, то это вызвано не недостатком организма, а тем, как мы с ним обращаемся”? (Кеннет Купер)

    ВОПРОС К КЛАССУ: к чему призывает цитата?

    А латинская пословица гласит: “Желающего судьба тащит, не желающего – ведет”? Хотите ли вы узнать о механизмах зашиты от неврозов?

    ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ по психологической защите от неврозов.

    1 СПОСОБ: защита на уровне восприятия информации , т.е. не надо слушать то, что может тебе сильно расстроить. Не смотри того, что обострит внутренний конфликт. Это – уклон от негативной информации. Пример о современных боевиках.
    2 СПОСОБ: механизм вытеснения – недопущение в сознание одного из причин вместе с информацией, которая усиливает нервный срыв. Пример о болезни под именем “рак”.
    3 СПОСОБ: механизм рационализации – это изменение отношения к травмирующей ситуации, при которой она перестает быть эмоционально значимой, т.е. поиск способа изменения своего отношения к ситуации.

    Пример по басне Крылова “Лиса и виноград”.

    ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

    1 ряду: придумать интересный РЕЦЕПТ против неврозов.
    2 ряду: составить современную ПОСЛОВИЦУ о здоровье.
    3 ряду: составить ДЕКЛАРАЦИЮ по здоровому образу жизни только из 10 глаголов. Комментарий учителя.

    ОБСУЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ: (связь с жизнью). А теперь поговорим о школьных неврозах. Какая психологическая атмосфера в школе влияет на возникновение школьных неврозов? Что может быть причиной школьных стрессов?? Ответы на вопросы в диалогической форме. Итоги диалогической беседы – причины школьных неврозов:

    – перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися;
    – перегрузка учителей дополнительными нагрузками (учителя зачастую выполняют обязанности и завуча, и организатора);
    – “втык” учителю со стороны администрации, ученика – со стороны учителя;
    – боязнь от выпускных экзаменов, контрольных работ;
    – различные конфликты между учителями, учениками, администрацией;
    – нервозная ситуация из-за неорганизованности учебно-воспитательной работы;
    – трения между интересами школьников и содержанием обучения (мы хотим думать о смысле жизни, а нас неволили – думай над равнобедренным треугольником).

    ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ: методы лечения и профилактики стрессов.

    1. Дыхательная гимнастика “Выдыхаем -– стресс”. Сесть на стул, руки на коленях. Делаем выдох через губы, пауза, вдох через нос. Воздух должен выйти упругой, Плотной струей, плечи при этом не двигаются, щеки не раздуваются. Упражнение делать в течение 5 минут 8-10 раз в день в течение месяца.
    2. Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.
    3. Точка от невроза – в центре линии, соединяющая верхние точки ушных раковин. Там есть теменная яма, массируйте ее, если невроз и головные боли.
    4. Зона экзаменационного невроза – во внутренней поверхности предплечья: на 3 пальца выше от локтевой складки. Ее массаж снимает предэкзаменационные напряжения, предстартовое волнение. Массаж выполняйте сильными, но не грубыми движениями. 9 раз по часовой стрелке и столько же обратно в течение 3-4 минут.
    5. Аскорбиновая кислота (витамин С) помогает противостоять стрессу.
    6. Карандаш от нервных стрессов. Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения: физическому здоровью.
    7. Снимает усталость стакан чая с молоком и ложкой меда; стакан настоя мяты; кусок селедки после умственного напряжения. От мозгового переутомления :ежедневный прием по дольке чеснока в течение 2 недель, в год 2 курса.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: значит наше здоровье во многих случаях в наших руках. Надо направить ритм жизни в правильное русло. Я призываю вас всех к здоровому образу жизни.

    ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ЗАНЯТИЯ ПО СХЕМЕ:

    1. Истерия:

    • Заболевания;
    • Перенапряжения;
    • Психические травмы;
    • Конфликты.

    2. Невроз:

    • Истерика;
    • Обида;
    • Страх;
    • Спор;
    • Драка.

    3. Стресс:

    • Трения;
    • Сомнения;
    • Испуг;
    • Смена образа жизни.

    Использованная литература:

    1. Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М. 1985.
    2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М. 1986.

    Занятие педагога психолога с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»

    Номинация: коррекционные занятия психолога с подростками 8-9 класс
    Автор: Исмаилова Ирина Мажитовна
    Должность: педагог-психолог

    Занятие с детьми подросткового возраста «ДЕПРЕССИЯ: Давай поговорим!»

    Тема: «Депрессия: давай поговорим»
    Форма: занятие с детьми подросткового возраста
    Цель:
    профилактика депрессивных состояний и девиантного поведения у детей подросткового возраста
    Задачи:
    Формирование положительных взглядов на жизнь и самоценность человеческой жизни,
    Знакомство с методами психологической саморегуляции,

    План мероприятия
    Вводная часть
    Разминка игра «Колечко».
    Игра«Запомни слова»

    Основная часть.
    Информирование о Всемирном дне здоровья
    Беседа о депрессии.

    Решение проблемной ситуации «Портрет депрессивного человека»
    Мозговой штурм «Вместе победим депрессию»
    Релаксация «Дыхательная гимнастика»
    Заключительная часть
    Рефлексия
    Заключительное слово

    Ход мероприятия

    Вводная часть
    Разминка игра «Колечко».
    Педагог-психолог:
    Ребята, здравствуйте! Сегодня мы организовали нашу встречу для того, чтобы поговорить на очень важную и актуальную тему. Предмет нашего разговора мы определим несколько позже, а для начала я предлагаю вам настроиться на работу и поиграть в игру, которая знакома всем. Вспомните, еще недавно вы играли в игру «Колечко». Вам всем нужно сложить ладошки вместе. Моя же задача незаметно вложить в чьи-то руки колечко. Все остальные участники должны определить, у кого теперь находится это кольцо. Итак, начнем.(участники играют в игру)

    Педагог-психолог: Ребята, согласитесь, что игра довольно простая, но все же, если хочешь выиграть, то она заставляет находиться в напряжении. Но все же вы отлично справились!

    Игра«Запомни слова»

    Педагог-психолог:Теперь я предлагаю вам второе задание. На экране для вас будут демонстрироваться слова. Ваша задача – запомнить как можно больше слов.(идет показ слайдов)
    Педагог-психолог: Я порошу желающего назвать те слова, которые запомнились.(ответы участников)
    Педагог-психолог: Ребята, оба этих задания были не случайными. Они, казалось бы, не отличаются от простой игры, но в то же время заставляют активизироваться, напрягаться, следить внимательно за происходящим. Так и в нашей жизни нередко случаются ситуации, в которых человек находится в напряжении. Ребята, а как вы думает, постоянное напряжение может быть опасным для человека? (ответы детей)
    Действительно, нахождение в постоянном эмоциональном напряжении, тяготы жизни, ссоры, конфликты, могут привести к стрессу и даже депрессии. О ней мы сегодня с вами и поговорим.

    Основная часть.


    Информирование о Всемирном дне здоровья
    Педагог-психолог:
    Ребята, скажите, а вы знаете, какой сегодня день? (ответы детей)
    Ежегодно7 апреля во всех странах отмечается Всемирный день здоровья. В этом году этот день проходит под девизом «Депрессия: давай поговорим» (слайд 1)
    Всемирная организация здоровья объявила о проведении годовой кампании «ДЕПРЕССИЯ: ДАВАЙ ПОГОВОРИМ» и сделала темой ВСЕМИРНОГО ДНЯ ЗДОРОВЬЯ 2017 ГОДА борьбу с депрессией. Во Всемирной Организации Здравоохранения считают, что данный шаг поможет развеять негативные стереотипы, связанные с этим заболеванием, и подтолкнуть большее число людей к тому, чтобы обратиться за помощью.

    Беседа о депрессии.


    Педагог-психолог:
    Ребята, что такое, по вашему мнению, депрессия и как она проявляется? (ответы детей)
    Депрессия – распространенное длительное расстройство, от которого страдают люди всех возрастных и социальных групп во всех странах мира. Она причиняет психические страдания, негативно отражается на способности человека выполнять даже самые простые повседневные задачи и иногда может иметь катастрофические последствия для взаимоотношений человека с близкими и друзьями. Иногда депрессия заканчивается плачевно для человека.
    Вроде бы кажется, что на дворе XXI век – век коммуникации и информационных технологий, когда люди из разных точек мира могут общаться друг с другом, но общение чаще всего сводится к банальному: «Привет! Как дела?». Человек чаще всего, по сути, остается один перед экраном монитора компьютера или иного современного гаджета. У такого одинокого человека, который замкнут в своем мире и находится в постоянном напряжении, постоянно сталкиваясь с проблемами, может развиться депрессия.

    Решение проблемной ситуации «Портрет депрессивного человека»


    Педагог-психолог:
    Ребята, скажите, как бы вы могли описать человека, у которого возможно наблюдается депрессия?(ответы детей)
    Педагог-психолог:Среди признаков депрессии доктора называют такие, как:

    1. Отрешенность, нежелание общаться даже с близкими людьми
    2. Нехватка энергии,
    3. Снижение аппетита,
    4. Сонливость или бессонница,
    5. Постоянное чувство тревоги,
    6. Снижение концентрации внимания,
    7. Нерешительность,

    Чувство собственной ничтожности и ненужности, вины или отчаяния.
    В таком сложном положении люди бывает, решаются на непоправимые поступки. Людям, столкнувшимся с депрессией необходима помощь специалистов, а также родных и друзей, тое есть любого близкого человека. И нельзя отрицать, что для кого-то таким человеком можете стать именно вы.

    Мозговой штурм «Вместе победим депрессию»


    Ребята, давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы победить депрессию? (ответы детей)
    Самое главное, что нужно помнить: если у вас депрессия (или просто плохое настроение) – не оставайтесь надолго в одиночестве. Если у вас проблемы – не копите плохие эмоции в себе, делитесь своими мыслями с близким человеком, которому вы доверяете.

    Регулярные физические нагрузки позволяют также бороться с депрессией. Даже простая прогулка значительно улучшает настроение и вносит ясность в мысли человека.
    Придерживайтесь правильного режима сна и отдыха. Здоровый отдохнувший организм лучше противостоит внешним негативным факторам.

    Хвалите себя за любые, даже самые незначительные успехи.

    Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь или другие психоактивные вещества, они только усугубят положение.

    В особо сложных случаях (если депрессия длиться на протяжении 3-4 месяцев, то перетекает в болезнь) не исключено обращение к врачу.

    Если депрессия случилась у вашего близкого человека, то не лишним будет знать слова поддержки:
    «Ты не один»,
    «Я никогда не оставлю тебя»,
    «Я не могу до конца понять, что ты чувствуешь, но я тебе очень сочувствую»,
    «Давай я тебя обниму»,
    «Ты очень важен для меня»,
    «Ты справишься, и я буду с тобой до конца»,
    «Надежда есть всегда»

    Релаксация «Дыхательная гимнастика»


    Педагог-психолог:
    Ребята, для того, чтобы снять напряжение, в том числе и эмоциональное, совершенно не обязательно конфликтовать или ввязываться в драки. Если у вас случилась небольшая неприятность, нужно избавиться, во-первых, от негативных мыслей, а, во-вторых, от мышечного напряжения. Помочь в этом могут простые дыхательные упражнения. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.

    Занятие педагога психолога с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»

    Вдох – задержка – выдох (мысленный счет):
    1-4 – вдох, 1-4 – задержка, 1-6 – выдох;
    1-4 – вдох, 1-4 – задержка, 1-8 – выдох;
    – вдох, 1-5 – задержка, 1-10 – выдох;
    – вдох, 1-6 – задержка, 1- 12 – выдох;

    Вдох – резкий выдох (мысленный счет):
    – вдох, резкий выдох;

    Вдох – выдох порциями, дыхание опускается до живота.
    Попеременно вдыхать одной ноздрей, выдыхать — другой.

    Заключительная часть

    Рефлексия

    Педагог-психолог:Ребята, что нового вы узнали из нашего разговора?
    Был ли он для вас полезен?(ответы детей)

    Заключительное слово


    Педагог-психолог: В завершении занятия, я хочу пожелать вам, что бы на вашем жизненном пути было ка можно меньше трудностей, а с теми которые вдруг вам встретятся, вы смогли бы быстро справиться. Спасибо за внимание! До свидания!

    Название: Профилактическое занятие с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»
    Номинация: коррекционно-развивающие занятия с подростками
    Автор: Исмаилова Ирина Мажитовна
    Должность: педагог-психолог
    Место работы: ГБУ Петровский детский дом
    Месторасположение: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, с. Петровское

    Добавить комментарий