Классный час как бороться с депрессией
Классный час как бороться с депрессией
Классный час тема: СТРЕСС И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ. Автор: учитель МОУ СОШ п.Пионерский Васильева Е.Д. – презентация
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемwww.klassnye-chasy.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: ” Классный час тема: СТРЕСС И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ. Автор: учитель МОУ СОШ п.Пионерский Васильева Е.Д.” — Транскрипт:
1 Классный час тема: СТРЕСС И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ. Автор: учитель МОУ СОШ п.Пионерский Васильева Е.Д.
2 У каждого из нас бывает всё на свете… нехорошо. В чём дело, сразу не поймёшь. Просто хочется: 1)спрятаться, 2)заплакать., 3)снова появиться и на кого-нибудь наорать, 4)совершить прочие противоправные действия. Совсем не хочется: 1)работать, 2)общаться, 3)быть добрым и отзывчивым.
3 Причин у этого состояния, называемого модными словами «СТРЕСС» ИЛИ «депрессия», огромное количество. И все они разные. Но выход один: бороться и не позволять себе раскисать.
4 Пессимистично настроенный человек не вызывает у окружающих желания общаться, у босса – поощрять, у любимого… вообще никакого желания. И наоборот, улыбчивый и добродушный человек «обречён на успех». Это подтверждают психологи всего мира. Итак, решено: бороться со стрессом до последней капли грусти! Да, но как?
5 Когда всё не так… 5 % людей обращаются к психоаналитику…
6 35 % людей отрываются на домашних, любимых…
7 А знаете ли вы, что… Итальянцы снимают стресс, флиртуя с коллегами. В японских офисах выставляют чучело начальника… чтобы его бить.
8 Женщины Гонконга, чтобы снять стресс, предпочитают бить мужей.
9 Один румынский бизнесмен, дабы не подвергать себя стрессу, платит жене за молчание. Американские врачи своих пациенток направляют на курсы… стриптиза.
10 Зимой в университетах Гарварда и Принстона этот способ снятия стресса очень популярен: студенты раздеваются догола и бегают на морозе.
11 Полицейские в Турции снимают стресс, слушая классику. В полицейских участках Анкары звучат произведения Моцарта, Шопена и Бетховена.
12 В Нью-Йорке организован клуб для снятия стресса у собак. Сначала собаки расслабляются, затем специальный инструктор усаживает собак в традиционные для йоги позы.
13 В некоторых американских офисах в качестве способа борьбы со стрессом сотрудники после обеда в течении получаса могут просто… поспать.
14 Лучшее лекарство – смех Смех снимает стресс, нервное напряжение и хроническую усталость. Помогает избавиться от неприятных мыслей. Способствует скорейшему выздоровлению при самых различных заболеваниях. Феерия хохота позволяет настроиться на волну бодрого состояния духа.
15 КОГДА ВСЁ НЕ ТАК… делаем так: 1.Сразу после стрессовой ситуации: Встаньте, постарайтесь расслабить сжатые руки, стиснутые зубы, расстегните пуговицы у ворота, помассируйте напряжённую шею. Постойте так некоторое время. Почувствуйте, как сильно ваше тело, и топните ногой уверенно и твёрдо. Повторяйте про себя: «Я здесь стою, это моя территория!». Так вы восстановите ощущение твёрдой земли под ногами и сможете уверенней продолжать действовать.
16 2. Перед сном приготовьте себе ароматическую ванну: смешайте 5-6 капель эфирного масла лаванды или мелисы с пеной для ванны. Получившуюся смесь вылейте в воду комфортной для вас температуры. Полежите так минут 20.
17 Побалуйте себя! 3. Не важно, что именно вы сделаете: съедите шоколадку, купите букетик цветов, пойдёте к массажисту или почитаете детектив. Важно то, что в эти минуты, окунувшись в праздничное настроение, вы дадите себе возможность выдоха.
18 Каждый день: 4. Чтобы не нервничать и хорошо высыпаться, рекомендуется: 1 ст.л. мёда и выжатый сок ½ лимона растворить в стакане минеральной воды и выпить утром до завтрака. Принимать 1-2 недели.
19 Смейтесь! Улыбайтесь! Ионизируйте над собой и над обстоятельствами! Умение увидеть смешное, забавное в собственных трудностях – лучший способ изменить отношение к проблеме.
“Как бороться со стресом?” Классный час по ЗОЖ
ЦЕЛИ:
-
раскрытия понятия “стресс”, “невроз”, “психическое здоровье”;
- довести до детей информацию о причинах и механизме возникновение неврозов, ознакомить с их видами;
- научить детей защищаться от неврозов, профилактика стрессов и неврозов и психических травм.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: написаны на плакате, он висит перед классом.
1. Стресс – состояние напряженности, наступающее в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.
2. Невроз – реакция человека на неблагоприятную жизненную ситуацию, нервно– психологическое заболевание, возникающее под влиянием тяжелых переживаний.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ НА ЗАНЯТИИ:
-
словесные: учительское слово, выступления учащихся, рассказ, вопрос-ответ, вывод из фактов действительности, проблемное изложение, диалогическая форма беседы, комментарий, обсуждение;
- наглядные: плакат, схема, литература по психологии, карточка, анкета;
- практические: практическая работа, анкетирование, творческое задание.
ПРИНЦИПЫ МОЕЙ РАБОТЫ:
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
1) ознакомление с темой, целями занятия, основными положениями;
2) раскрыть, почему эта тема выбрана.
В наш XXI век существенно изменилась структура заболеваемости человека. Большое место в жизни людей занимают “болезни цивилизации”. Что это за болезни? Врачи связывают такие болезни с длительными эмоциональными напряжениями в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния, тревоги и депрессии. Все это является реакцией организма на жизненные трудности и внутренние конфликты.
Современная медицина именно внутренним конфликтам приписывает основную роль в возникновении неврозов и стрессов. Что же такое невроз и стресс? Посмотрим на психологический плакат.
СТРЕСС – состояние напряженности: наступающее в ответ на воздействие неблагоприятных факторов? НЕВРОЗ – нервно-психологическое заболевание: возникающее под влиянием тяжелых и мучительных переживаний? |
Работа по плакату, показ книг по теме, комментарий учителя.
ВОПРОС К КЛАССУ: подумайте и сделайте вывод! Что связывает понятия “стресс” и “невроз”? Что у них общего?
ОБСУЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ: действительно: эти два понятия связаны психическим состоянием человека, его психическим здоровьем. Давайте подумаем вместе, от чего зависит психическое здоровье? Какие слова нужно убрать из этих понятий, чтобы у человека не было неврозов и стрессов?
Возможные ответы учащихся:
– угнетение психики;
– переживания и перенапряжения;
– неблагоприятные факторы.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЫВОД: Значит, психическое здоровье – это уравновешанное состояние, когда отсутствуют факторы давления на нервы и психику человека. Это– страх, обида, отчаяние…
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ. Неврозы бывают различных видов:
1) неврастения – нервная слабость;
2) истерия – бурная реакция на что-либо;
3) истерика – нервный припадок.
Все эти виды отличаются по интенсивности протекания нервных процессов: по степени их воздействия: реакцией на них со стороны человека.
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (по карточке знакомят характеристиками видов неврозов).
1 ученик. При неврастении человек начинает замечать несвойственную ему прежде быструю утомляемость, потерю спокойствия, его тянет в сон: но он не может заснуть. У человека повышенная возбудимость, раздражимость. Здоровый человек после рабочего дня спокойно засыпает, у больного неврастенией сон неглубокий, им овладевают множество мучительных мыслей.
2 ученик. При истерике с человеком случается нервный припадок, происходят неожиданные переходы от смеха к слезам, к рыданию, к истеричному крику. Никого человек при этом не слушает, не воспринимает того, что происходит рядом. После болит голова, бывают неприятные ощущения в сердце, в желудке, в кишечнике. Человек чувствует себя обессиленным, вялым.
3 ученик. Больные истерией слишком бурно ко всему относятся: всегда подчеркивают свои симпатии и антипатии, капризны, крикливы, резки в движениях, Если смеются, то долго, если плачут, то навзрыд. Обычно такие люди стремятся привлечь внимании, изображают себя обиженным. В их поведении много фальши. Истерия может начинаться с детства, но чаще проявляет себя в юношеские годы.
КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: надо с детства беречь свои и чужие нервы, научиться хорошо относится друг к другу, помнить – главное в жизни – здоровье.
АНКЕТИРОВАНИЕ. Цель: выявление причин неврозов!
Выберите из ниже перечисленных положений те, которые определяют причину неврозов.
- Неблагоприятные жизненные ситуации.
- Нервные расстройства.
- Беззаботная жизнь, безделье.
- Реакция человека на свою болезнь.
- Обидное: оскорбляющее слово.
- Переутомление от непосильной работы.
- Конфликты различного рода.
- Длительное умственное напряжение.
КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ: чтобы сохранить себя свежим и здоровым, лучше всего вести здоровый образ жизни. Остерегайтесь от нервных потрясений!
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Давайте выясним, относитесь ли вы к тем людям, у которых невроз! Посмотрим внимательно друг на друга:
– румяны ли ваши щеки, здоровый ли цвет лица;
– гибки ли мышцы рук и ног;
– ясный ли ум, хорошая ли память;
– не потеют ли часто руки;
– не стучит ли в висках;
– не кружится ли голова.
Поставим себе и друг другу ДИАГНОЗ: у вас нервы крепкие – вы здоровы, настроение приподнятое – вы здоровы! Значит – нет невроза!
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ (цитата): “Наш организм создан для 120 лет жизни! И если мы живем меньше, то это вызвано не недостатком организма, а тем, как мы с ним обращаемся”? (Кеннет Купер)
ВОПРОС К КЛАССУ: к чему призывает цитата?
А латинская пословица гласит: “Желающего судьба тащит, не желающего – ведет”? Хотите ли вы узнать о механизмах зашиты от неврозов?
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ по психологической защите от неврозов.
1 СПОСОБ: защита на уровне восприятия информации , т.е. не надо слушать то, что может тебе сильно расстроить. Не смотри того, что обострит внутренний конфликт. Это – уклон от негативной информации. Пример о современных боевиках.
2 СПОСОБ: механизм вытеснения – недопущение в сознание одного из причин вместе с информацией, которая усиливает нервный срыв. Пример о болезни под именем “рак”.
3 СПОСОБ: механизм рационализации – это изменение отношения к травмирующей ситуации, при которой она перестает быть эмоционально значимой, т.е. поиск способа изменения своего отношения к ситуации.
Пример по басне Крылова “Лиса и виноград”.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
1 ряду: придумать интересный РЕЦЕПТ против неврозов.
2 ряду: составить современную ПОСЛОВИЦУ о здоровье.
3 ряду: составить ДЕКЛАРАЦИЮ по здоровому образу жизни только из 10 глаголов. Комментарий учителя.
ОБСУЖДЕНИЕ ПО ТЕМЕ: (связь с жизнью). А теперь поговорим о школьных неврозах. Какая психологическая атмосфера в школе влияет на возникновение школьных неврозов? Что может быть причиной школьных стрессов?? Ответы на вопросы в диалогической форме. Итоги диалогической беседы – причины школьных неврозов:
– перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися;
– перегрузка учителей дополнительными нагрузками (учителя зачастую выполняют обязанности и завуча, и организатора);
– “втык” учителю со стороны администрации, ученика – со стороны учителя;
– боязнь от выпускных экзаменов, контрольных работ;
– различные конфликты между учителями, учениками, администрацией;
– нервозная ситуация из-за неорганизованности учебно-воспитательной работы;
– трения между интересами школьников и содержанием обучения (мы хотим думать о смысле жизни, а нас неволили – думай над равнобедренным треугольником).
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ: методы лечения и профилактики стрессов.
- Дыхательная гимнастика “Выдыхаем -– стресс”. Сесть на стул, руки на коленях. Делаем выдох через губы, пауза, вдох через нос. Воздух должен выйти упругой, Плотной струей, плечи при этом не двигаются, щеки не раздуваются. Упражнение делать в течение 5 минут 8-10 раз в день в течение месяца.
- Антистрессовая точка – в центре внутренней части подбородка. Надавливать большим пальцем правой руки, если у человека стрессовое состояние.
- Точка от невроза – в центре линии, соединяющая верхние точки ушных раковин. Там есть теменная яма, массируйте ее, если невроз и головные боли.
- Зона экзаменационного невроза – во внутренней поверхности предплечья: на 3 пальца выше от локтевой складки. Ее массаж снимает предэкзаменационные напряжения, предстартовое волнение. Массаж выполняйте сильными, но не грубыми движениями. 9 раз по часовой стрелке и столько же обратно в течение 3-4 минут.
- Аскорбиновая кислота (витамин С) помогает противостоять стрессу.
- Карандаш от нервных стрессов . Перекатывать на ладони карандаш с гранями. Это успокоит нервную систему, т.к. нервные окончания на пальцах связаны с мозгом: а прилив крови к пальцам способствует снятию напряжения: физическому здоровью.
- Снимает усталость стакан чая с молоком и ложкой меда; стакан настоя мяты; кусок селедки после умственного напряжения. От мозгового переутомления :ежедневный прием по дольке чеснока в течение 2 недель, в год 2 курса.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: значит наше здоровье во многих случаях в наших руках. Надо направить ритм жизни в правильное русло. Я призываю вас всех к здоровому образу жизни.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ЗАНЯТИЯ ПО СХЕМЕ:
1. Истерия:
- Заболевания;
- Перенапряжения;
- Психические травмы;
- Конфликты.
2. Невроз:
- Истерика;
- Обида;
- Страх;
- Спор;
- Драка.
3. Стресс:
- Трения;
- Сомнения;
- Испуг;
- Смена образа жизни.
Использованная литература:
- Александровский Ю.А. Глазами психиатра. М. 1985.
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М. 1986.
Занятие педагога психолога с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»
Номинация: коррекционные занятия психолога с подростками 8-9 класс
Автор: Исмаилова Ирина Мажитовна
Должность: педагог-психолог
Занятие с детьми подросткового возраста «ДЕПРЕССИЯ: Давай поговорим!»
Тема: «Депрессия: давай поговорим»
Форма: занятие с детьми подросткового возраста
Цель: профилактика депрессивных состояний и девиантного поведения у детей подросткового возраста
Задачи:
Формирование положительных взглядов на жизнь и самоценность человеческой жизни,
Знакомство с методами психологической саморегуляции,
План мероприятия
Вводная часть
Разминка игра «Колечко».
Игра«Запомни слова»
Основная часть.
Информирование о Всемирном дне здоровья
Беседа о депрессии.
Решение проблемной ситуации «Портрет депрессивного человека»
Мозговой штурм «Вместе победим депрессию»
Релаксация «Дыхательная гимнастика»
Заключительная часть
Рефлексия
Заключительное слово
Ход мероприятия
Вводная часть
Разминка игра «Колечко».
Педагог-психолог: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы организовали нашу встречу для того, чтобы поговорить на очень важную и актуальную тему. Предмет нашего разговора мы определим несколько позже, а для начала я предлагаю вам настроиться на работу и поиграть в игру, которая знакома всем. Вспомните, еще недавно вы играли в игру «Колечко». Вам всем нужно сложить ладошки вместе. Моя же задача незаметно вложить в чьи-то руки колечко. Все остальные участники должны определить, у кого теперь находится это кольцо. Итак, начнем.(участники играют в игру)
Педагог-психолог: Ребята, согласитесь, что игра довольно простая, но все же, если хочешь выиграть, то она заставляет находиться в напряжении. Но все же вы отлично справились!
Игра«Запомни слова»
Педагог-психолог:Теперь я предлагаю вам второе задание. На экране для вас будут демонстрироваться слова. Ваша задача – запомнить как можно больше слов.(идет показ слайдов)
Педагог-психолог: Я порошу желающего назвать те слова, которые запомнились.(ответы участников)
Педагог-психолог: Ребята, оба этих задания были не случайными. Они, казалось бы, не отличаются от простой игры, но в то же время заставляют активизироваться, напрягаться, следить внимательно за происходящим. Так и в нашей жизни нередко случаются ситуации, в которых человек находится в напряжении. Ребята, а как вы думает, постоянное напряжение может быть опасным для человека? (ответы детей)
Действительно, нахождение в постоянном эмоциональном напряжении, тяготы жизни, ссоры, конфликты, могут привести к стрессу и даже депрессии. О ней мы сегодня с вами и поговорим.
Основная часть.
Информирование о Всемирном дне здоровья
Педагог-психолог:Ребята, скажите, а вы знаете, какой сегодня день? (ответы детей)
Ежегодно7 апреля во всех странах отмечается Всемирный день здоровья. В этом году этот день проходит под девизом «Депрессия: давай поговорим» (слайд 1)
Всемирная организация здоровья объявила о проведении годовой кампании «ДЕПРЕССИЯ: ДАВАЙ ПОГОВОРИМ» и сделала темой ВСЕМИРНОГО ДНЯ ЗДОРОВЬЯ 2017 ГОДА борьбу с депрессией. Во Всемирной Организации Здравоохранения считают, что данный шаг поможет развеять негативные стереотипы, связанные с этим заболеванием, и подтолкнуть большее число людей к тому, чтобы обратиться за помощью.
Беседа о депрессии.
Педагог-психолог:Ребята, что такое, по вашему мнению, депрессия и как она проявляется? (ответы детей)
Депрессия – распространенное длительное расстройство, от которого страдают люди всех возрастных и социальных групп во всех странах мира. Она причиняет психические страдания, негативно отражается на способности человека выполнять даже самые простые повседневные задачи и иногда может иметь катастрофические последствия для взаимоотношений человека с близкими и друзьями. Иногда депрессия заканчивается плачевно для человека.
Вроде бы кажется, что на дворе XXI век – век коммуникации и информационных технологий, когда люди из разных точек мира могут общаться друг с другом, но общение чаще всего сводится к банальному: «Привет! Как дела?». Человек чаще всего, по сути, остается один перед экраном монитора компьютера или иного современного гаджета. У такого одинокого человека, который замкнут в своем мире и находится в постоянном напряжении, постоянно сталкиваясь с проблемами, может развиться депрессия.
Решение проблемной ситуации «Портрет депрессивного человека»
Педагог-психолог: Ребята, скажите, как бы вы могли описать человека, у которого возможно наблюдается депрессия?(ответы детей)
Педагог-психолог:Среди признаков депрессии доктора называют такие, как:
- Отрешенность, нежелание общаться даже с близкими людьми
- Нехватка энергии,
- Снижение аппетита,
- Сонливость или бессонница,
- Постоянное чувство тревоги,
- Снижение концентрации внимания,
- Нерешительность,
Чувство собственной ничтожности и ненужности, вины или отчаяния.
В таком сложном положении люди бывает, решаются на непоправимые поступки. Людям, столкнувшимся с депрессией необходима помощь специалистов, а также родных и друзей, тое есть любого близкого человека. И нельзя отрицать, что для кого-то таким человеком можете стать именно вы.
Мозговой штурм «Вместе победим депрессию»
Ребята, давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы победить депрессию? (ответы детей)
Самое главное, что нужно помнить: если у вас депрессия (или просто плохое настроение) – не оставайтесь надолго в одиночестве. Если у вас проблемы – не копите плохие эмоции в себе, делитесь своими мыслями с близким человеком, которому вы доверяете.
Регулярные физические нагрузки позволяют также бороться с депрессией. Даже простая прогулка значительно улучшает настроение и вносит ясность в мысли человека.
Придерживайтесь правильного режима сна и отдыха. Здоровый отдохнувший организм лучше противостоит внешним негативным факторам.
Хвалите себя за любые, даже самые незначительные успехи.
Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь или другие психоактивные вещества, они только усугубят положение.
В особо сложных случаях (если депрессия длиться на протяжении 3-4 месяцев, то перетекает в болезнь) не исключено обращение к врачу.
Если депрессия случилась у вашего близкого человека, то не лишним будет знать слова поддержки:
«Ты не один»,
«Я никогда не оставлю тебя»,
«Я не могу до конца понять, что ты чувствуешь, но я тебе очень сочувствую»,
«Давай я тебя обниму»,
«Ты очень важен для меня»,
«Ты справишься, и я буду с тобой до конца»,
«Надежда есть всегда»
Релаксация «Дыхательная гимнастика»
Педагог-психолог: Ребята, для того, чтобы снять напряжение, в том числе и эмоциональное, совершенно не обязательно конфликтовать или ввязываться в драки. Если у вас случилась небольшая неприятность, нужно избавиться, во-первых, от негативных мыслей, а, во-вторых, от мышечного напряжения. Помочь в этом могут простые дыхательные упражнения. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Занятие педагога психолога с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»
Вдох – задержка – выдох (мысленный счет):
1-4 – вдох, 1-4 – задержка, 1-6 – выдох;
1-4 – вдох, 1-4 – задержка, 1-8 – выдох;
– вдох, 1-5 – задержка, 1-10 – выдох;
– вдох, 1-6 – задержка, 1- 12 – выдох;
Вдох – резкий выдох (мысленный счет):
– вдох, резкий выдох;
Вдох – выдох порциями, дыхание опускается до живота.
Попеременно вдыхать одной ноздрей, выдыхать — другой.
Заключительная часть
Рефлексия
Педагог-психолог:Ребята, что нового вы узнали из нашего разговора?
Был ли он для вас полезен?(ответы детей)
Заключительное слово
Педагог-психолог: В завершении занятия, я хочу пожелать вам, что бы на вашем жизненном пути было ка можно меньше трудностей, а с теми которые вдруг вам встретятся, вы смогли бы быстро справиться. Спасибо за внимание! До свидания!
Название: Профилактическое занятие с детьми подросткового возраста «Депрессия: давай поговорим»
Номинация: коррекционно-развивающие занятия с подростками
Автор: Исмаилова Ирина Мажитовна
Должность: педагог-психолог
Место работы: ГБУ Петровский детский дом
Месторасположение: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, с. Петровское