Кому помог кортексин при зпр

Средство д/улучшения мозгового кровообращения Герофарм Кортексин — отзыв

Кортексин при ЗРР в 3,4 года. Больно, но не смертельно, и — главное! — есть положительная динамика уже с первых уколов.

Последнее время мне кажется, что абсолютно здоровых детей уже не бывает. Стоит только копнуть поглубже, и чуть ли не у каждого найдётся какая-то «болячка».

У моего младшего сына задержка речевого развития. ЗРР — самый «лёгкий» диагноз в этой области, но рядом с ним маячат ЗПР, дизартрия, алалия и другие страшные слова, с которыми я познакомилась, рыская ночами по интернету с мыслями «что делать».

Перед каждым родителем, ребёнку которого ставят данный диагноз, стоит вопрос — лечить или ждать? Ведь сколько по интернету, да и у знакомых, бродят историй, мол ребёнок молчал-молчал до 3/4/5 лет, а потом кааак заговорил! Очень-очень желаю, чтобы у вашего малыша так и случилось (и ещё раньше)! Но наша история всё-таки связана с лекарствами.

Что мы имели в 3,4 года (убираю в цитату, так как это не совсем имеет отношение к Кортексину):

  • Ребёнок полностью понимает речь, откликается на имя и по возможности отвечает на вопросы.
  • Понимает юмор и сам шутит.
  • Богато развита мимика и язык жестов (думаю, это как раз следствие ЗРР. Надо же как-то ему объясняться).
  • Хорошо развит физически, баланс на отлично (невролог спрашивал, умеет ли самостоятельно подниматься/спускаться по лестнице. Ещё как умеет! Он с 1,8 на беговеле гоняет, пару недель назад на коньках без поддержки начал кататься).
  • Собирает пазлы (30 деталей самостоятельно, 60 — с моей помощью, разделяю все детали на 3 кучки), любит и преуспевает в развивающих играх Никитиных, нравятся некоторые настольные игры.
  • Может выполнить сложносоставленную просьбу (читала, что можно так проверить отставание ребёнка в развитие). Например: «В детской из комода достань синюю футболку и принеси мне, пожалуйста».
  • Любит слушать книги.
  • Показывает в книгах всё, за исключением нового, ещё не изведанного).
  • Месяц назад полюбил проходить лабиринты. Прям ведёт пальчиком по всем изгибам от начала до конца, если тупик — возвращается на старое место и пробует снова.
  • Гиперактивности нет, усидчивый, хотя с сестрой любит побеситься
  • Со сном проблем нет, днём не спит уже примерно год.
  • В детский сад не ходит, но постоянно присутствует общение с пятилетней сестрой, с её подругой, которая ходит к нам в гости, на занятиях сестры играет в машинки с детьми своего возраста.
  • Беременность сыном была лёгкая, роды посредством кесарева сечения также без осложнений.
  • До двух месяцев у Фёдора был повышен билирубин в крови, принимали лекарства. В дальнейшим со здоровьем проблем не было, как и последствий повышенного билирубина. Неужели задержка речевого развития как-то с этим связана.

В целом нормально, да? А вот, что ещё:

  • В активном словарном запасе 24 слова, не считая звукоподражаний. Присутствует фразовая речь, но отсутствуют предложения. Это мало. Очень мало. Старшая дочка до 2-х лет лучше говорила, а в 2,5 года у неё была взрослая речь, не считая небольших логопедических недочётов, свойственных её возрасту.

Принимая в расчёт всё вышенаписанное, мы тянули до последнего, надеясь, что — раз! — и ребёнок вдруг заговорит предложениями. Но ему уже больше 3-х лет, без разговорной речи скоро начнётся отставание в развитие и нагнать с возрастом будет всё сложнее. И мы решили — ставить уколы.

Что такое Кортексин?

Действующее вещество: Полипептиды коры головного мозга скота

Вам уже страшно? Мне было очень. Я знала про Кортексин ещё до назначения его неврологом, понимала, что именно он нас и ждёт, но. Всё равно курс препарата с полипептидами коры головного мозга скота был ударом под дых.

Состав:

В состав содержащегося в одном флаконе лиофилизированного порошка для приготовления инъекционного раствора входят 5 или 10 мг комплекса водорастворимых полипептидных фракций (кортексина) в качестве активного вещества и 6 или 12 мг глицина в качестве стабилизатора.

Фармакологическое действие:

Кортексин принадлежит к группе ноотропных и гамкергических препаратов, воздействующих преимущественно на ЦНС. На фоне его применения отмечаются:

  • ноотропный;
  • нейропротекторный;
  • антиоксидантный;
  • тканеспецифическийэффекты.

Механизм действия препарата реализуется за счет:

  • активации регуляторных пептидов, нейронов и мозговых нейротрофических факторов;
  • нормализации соотношения аминокислот, выполняющих медиаторные функции возбуждающего и тормозного типов действия, а также важных нейромедиаторов головного мозга дофамина и серотонина;
  • умеренно выраженного GABA-ергического воздействия;
  • снижения уровня пароксизмальной (приступообразной) судорожной активности головного мозга и способности нормализовать показатели его биоэлектрической активности;
  • предотвращения образования продуктов окислительной деградации липидов(свободных радикалов).

Побочное действие:

Возможна индивидуальная повышенная чувствительность к компонентам препарата.

В большинстве своём отзывы на Кортексин положительные, но не обошлось и без нескольких страшных историй. Я читала и про судороги, и про повышенную возбудимость, про усиление капризов и истерик. С Фёдором мы не наблюдали ни одного побочного действия, его поведение нисколько не изменилось. Надо понимать, что никто, Н-И-К-Т-О, не даст вам 100% гарантии отсутствия побочек, так же, как и присутствия положительного результата.

На момент первого укола сыну было 3,4 года, вес -13 кг при росте 96 см.

Невролог прописала дозировку 7 мг. Вообще на вес сына полагается дозировка 5 мг, но я читала, что некоторым крохам и 10 ставят. Мы решение врача не оспаривали, ставили как прописали.

Кортексин разводят либо с физ.раствором, либо новокаином. Нам предложили последний, так как он менее болезненный, а ребёнок у нас не аллергичный. В первый раз сидели у кабинета 20 минут ели кислородные коктейли, ждали, не проявится ли аллергия. всё было ок, так же, как и спустя сутки. Так что дальше по-прежнему разводили с новокаином.

Обычно прописывают 10 уколов Кортексина, хотя, конечно, бывают и исключения. Мы ставили их в государственной поликлинике 2 недели (суббота и воскресенье выходной, сначала думали проставить эти дни в платной, но врач сказала — не суть важно, так что не стали дополнительно нервировать ребёнка сменой обстановки и медсестры).

Результат

  • Вечером после третьего укола сын сказал «пока». Сначала бабушке в разговоре по Скайпу, с которого всё и началось, потом мне, папе, сестре! Это новое слово нас очень воодушевило, все радовались Фёдору.

Тут я приостановлюсь немного и поясню — прощаться сын научился давно, года полтора назад. Но он всегда говорил «папА». Никакие поправления научить его говорить правильно не смогли. Он в принципе любое слово мог повторить по слогам за взрослым. Но не мог связать слоги в слова. Скажу ему:

(Кстати, именно так нам посоветовал заниматься дома логопед. А я ещё раньше так начала, по наитию). Потом прошу повторить целиком: саабааакаа. А у него ахинея получается. А тут правильно говорит «пока» — это же чудо

  • Днём после четвёртого укола сын стал заниматься с игрой Сложи квадрат. Он очень любит эти квадраты, два месяца назад, на Новый год, мы подарили ему второй уровень и Фёдор быстро, буквально за неделю смог складывать 8 из 12 квадратов, а потом на полтора месяца «завис» на этом результате. Я пробовала убирать их на неделю-другую, потом снова давать ребёнку — как об стенку горох — 8 квадратов и не больше. И вот на четвёртый день Кортексина он опять за них сел, быстренько сложил знакомое количество и тут же, махом, 2 новых!
  • Этим же днём появилось чёткое слово «дай». Раньше сын говорил непонятное «дабда», которое могло означать как «дай», так и что-нибудь другое. Здесь же понятное «дай». Периодически стало появляться «пить» (раньше говорил только «типти»).
  • После 6-7-го укола отметила, что сын стал больше повторять слова. Раньше это было единичные случаи, например:

Дочка с подружкой бегали по дому, находили все красные предметы и кричали «кровь». Вскоре сын стал бегать вместе с ними с воплями «ковь!» Но, повторюсь, это чуть ли не единственный такой случай.

Теперь же от него слышалось «пака» — палка, моль, давай, чик (при работе с ножницами).

Да и вообще Фёдор стал употреблять в разговорной речи больше звуков, которые раньше произносил только при занятиях. Он у нас, несмотя на ЗРР, и раньше был довольно разговорчивым, словосочетание «ребёнок молчит» , часто применяемое при подобных диагнозах, не было верно в прямом смысле. Сейчас его разговорчивость усилилась, стала более разнообразной.

  • Итак, по окончанию курса из 10 уколов могу отметить, что Фёдор стал пробовать говорить слова, которые раньше только повторял за взрослыми по слогам, а у самого получалось отсебятина, зачастую даже отдалённо не напоминавшее нужные слова. Сейчас он самостоятельно говорит — «мака» — молока, «сиба» — спасибо, «пасти» — прости. Некоторые другие слова тоже пробует, то, что пару недель назад было нереально, сейчас вошло в наш обиход. Эффект плацебо? Столько совпадений, мне кажется, совпадениями быть не могут)
  • На пятый день после последнего укола сын сказал «спасибо». Это его ПЕРВОЕ слово из трёх слогов, которое он произнёс САМ. Оно его очень воодушевило -сначала Фёдор сказал мне спасибо раз 5, потом пошёл к дедушке (мы как раз в гостях были), потом к бабушке и ещё долго бегал, то и дело повторяя «спасибо»))
  • На седьмой день после — ура! — новое трёхсложное слово без подсказок — «четые» — четыре 😄Фёдор вообще очень любит числа, всё везде считает, соотнося число с количеством. Правда, правильный счёт у него только до четырёх-пяти, а всё, что больше он ёмко показывает «много» 😄. Раньше он называл только короткие числа — один, два, три, пять, шесть и семь. Дальше шла отсебятина. Например, одинадцать — «один-один».
  • После 4-5 дней с последнего укола я (и не только я) заметила, что теперь сын может повторять слова за взрослым не по слогам, а целиком. И эти слова становятся более сложными. Помните, я рассказывала, как мы говорили слово «собака»? Так теперь он говорит целиком САМ — «собака». Любимые цифры говорит — восемь, девять, десять. Да и другие слова тоже, не буду сюда все приводить, и так много написала)) Нет идеальной дикции, но слова узнаваемы. Продолжаем заниматься со звуками, логопед сказала, что дизартрии у Фёдора не видит, так что будем стараться усиленно, чтобы и не увидела 😊
  • На настоящий момент с окончания курса Кортексина прошло 2 недели. Моя мама говорит, что у Фёдора произошёл огромный скачок в развитие речи, а я мол с ним всегда рядом, поэтому не замечаю. Я действительно огромного скачка не вижу 😀 Но положительная динамика, безусловно, есть! За какой-то месяц (и даже меньше, учитывая, что я стала отмечать улучшения ещё ДО окончания курса) сын продвинулся в речи гораздо больше, чем за прошедшие 1,5 года. Он и раньше не стоял на месте, но динамика развития речи без лекарственных препаратов была ооочень слабенькая. На настоящий момент Фёдор принимает Пантогам, и будет принимать его ещё 1,5 месяца. В июне нам к неврологу. Надеюсь, к этому моменту речь шагнёт вперёд ещё дальше.

Отношение ребёнка к уколам

Я из тех людей, которые заранее всё продумывают, не любят спонтанности, только в редких случаях. Вот и детей всегда ко всему готовлю заранее. Сыну начала говорить про уколы за неделю до. Рассказывала немного, что-то вроде: «Через 6/5/4 дней мы поедем в поликлинику ставить укол, чтобы тебе легче было говорить. Ты хочешь говорить, как Тата (сестра)? -Да. Мы поставим 10 уколов, это немного больно, придётся потерпеть. А потом мы будем есть конфетки, хорошо?)».

Да, я давала ребёнку заедать боль конфетами, кислородным коктейлем, Киндер Сюрпризом и пару раз Свит Боксами с машинками)) Сын говорил, что сначала будет ай-ай, потом хныкал понарошку, а потом ням-ням (да, вот так мы говорили. Согласитесь, надо было действовать более радикально, чем домашние занятия).

На первый укол мой ребёнок, мало знакомый с больницами, шёл как на праздник, улыбался и кокетничал с медсестрой в процедурной) Он вообще не знал на практике, что такое укол, а теория его не пугала. Ему, кстати, ставили укол в попу ягодицы, что меня очень порадовало, потому что читала, что это менее болезненно, чем в ногу.

В первый момент сын айкнул, потом прижался ко мне, молча заплакал. Когда всё закончилось, вытер об мой рукав слёзы (не любители мы плакать, особенно на людях) и первые 5 минут сидел на руках.

Потом мы спокойно купили кислородный коктейль, который очень удачно находится по соседству с процедурной. Я подносила ложку ко рту и видела, что у меня трясётся рука 😂 Очень перенервничала.

Последующие уколы прошли с какой-то стороны спокойнее (уже знали, что ожидать), с какой-то — сложнее — Фёдор начинал хныкать заранее, ещё только заходя в кабинет. Мне хотелось хныкать вместе с ним, но я же должна была показать себя как уверенная в своих действиях, мудрая и спокойная мама. Так что старалась изо всех сил)) Немного успокаивали прочитанные ранее отзывы, что эти уколы не самые болючие. И в целом, я согласна с этим. Сын айкал непосредственно при проколе кожи, начинал плакать при введение лекарства, а когда прижимали ватку, уже вытирал слёзы. 5 минут мы сидели около кабинета и поглощали лакомство, потом он спокойно шёл ножками к гардеробу и с довольной улыбкой, показывая на попу, говорил: «Ай-ай не» (не болит, в переводе)).

Думаю, здесь роль играет и новокаин, и медсестра с «лёгкой» рукой. Нам повезло — за все 10 уколов у сына был только маленький синячочек уже в конце курса. А я вот, помнится, из роддома выходила с синюшной «филейной частью» и руками тоже. Наша медсестра оказалась очень хорошая — весёлая, улыбчивая, сыну она даже после десятого укола не перестала нравиться))

В завершении

Большинство родителей, и я раньше тоже, воспринимают говорящего двух-трёхлетку как обыденность, нечто естественное. Но такие мамы, как я теперь, знают, насколько ценно каждое сказанное ребёнком слово. Цените своих болтунов))

Кортексин рекомендую, но только после консультации с неврологом.

Особенности влияния эндоназального введения кортексина, минуя гематоэнцефалический барьер, на когнитивные и речевые функции у больных с ЗПРР и ДЦП.

Разработка методов коррекции функциональных нарушений, повышения резервных и адаптивных возможностей организма, является одной из актуальных задач, определяющих приоритетное направление научных исследований в области восстановительной медицины (Разумов А.Н.,2002;2008; Бобровницкий И.П.,2007,2008; Пономаренко В.А.,2003, 2008 и др.).

Представляет большой интерес разработка и научное обоснование немедикаментозных здоровьесберегающих технологий, среди которых важное значение имеют методы, устраняющие вегетативный, метаболический, психоэмоцциональный дисбаланс, лежаший в основе в оценке уровня здоровья пациентов, страдающих ДЦП и ЗПРР (ОреховаЭ.М., Кончугова Т.В., 2008).Особенно это важно при нарушении когнитивных функций у больных детским церебральным параличом и с задержками в психоречевом развитии, которые являются разновидностью так называемых болезней дизадаптации. (Рыжак Г. А., Малинин В. В., Платонова Т. Н., 2003).

Несмотря на все успехи в области экспериментальной и клинической нейрофизиологии, до настоящего времени нет адекватной терапии ДЦП и ЗПРР (Василенко Ф.И. ,Сазонова Н.В. , 2008). . В последние годы получен новый импульс к разработке и расширению возможностей метода введения лекарственных веществ, минуя гематоэнцефалический барьер, позволяющего снизить фармакологическую нагрузку на пациента, используя малые дозы препарата, но имеющего ряд неоспоримых преимуществ перед фармакотерапией. Кортексин представляет собой комплекс полипептидов, нейропротекторного ряда, являющегося средством интегрального моделирования функций центральной нервной системы (ЦНС) — двигательной активности, памяти, реакции на стресс, ощущение боли и удовольствия, репаративных и других процессов (Рыжак Г. А., Малинин В. В., Платонова Т. Н., 2003).

Для решения поставленных задач были проведены наблюдения и исследования на 1000 больных с ДЦП и ЗПРР в возрасте от 3 до 15 лет. Средний возраст составил 3,5±4,8 года. Длительность заболевания колебалась от3 до 5 лет (32%), от5 до 7лет(48%) и свыше 7 лет-10%.

Всем пациентам, находящимся под наблюдением, наряду с клинико-неврологическим обследованием проводилось нейрофизиологическое исследование головного мозга методом компьютерной ЭЭГ и вызванных когнитивных длиннолатентных потенциалов по методике Р300.

Все пациенты в зависимости от примененного лечения были разделены методом случайной выборки на 3 сопоставимые по клинико-функциональным характеристикам группы.

В соответствии с задачами исследования был проведен физико-химический эксперимент по обоснованию применения кортексина методом введения , минуя гематоэнцефалический барьер, с использованием спектрохроматографии при флуоресцентном и ультрафиолетовом детектировании, в результате чего была определена устойчивость кортексина к действию постоянного микротока Фарадея, полярность, электрофоретическая активность и оптимальная концентрация препарата.

Показатели электроэнцефалограмм обследуемых укладывались в два типа нарушений: десинхронный тип ЭЭГ (снижение индекса альфа активности, стирание зональных отличий, преобладание бета волн), что характерно, в основном, для пациентов с астеническим синдромом при ДЦП; дезорганизованный альфа ритм с повышенной амплитудой и повышенной бета активностью низкой частоты с медленными волнами и усилением реактивности на световые раздражители, выявлялся преимущественно у пациентов с ММД и ЗПРР. Выраженность межполушарной асимметрии в целом по группе составила до лечения 66±4,7% , что свидетельствует о функциональной разобщенности полушарий.

По данным когнитивных вызванных потенциалов выявлено, что у пациентов до лечения в целом по группе значительно снижены показатели процессов восприятия, опознания и дифференцировки информации, а также процессы принятия решений, запоминания и снижение процессов активации. Нарушение этих процессов свидетельствуют о низкой функциональной активности в височных, лобных областях, а также в гиппокампальной области. Это подтверждают и данные ЭЭГ, свидетельствующие, что именно в лобных и височных областях в большей степени определялись патологические дельта и тета волны.

Переносимость процедур была хорошая, побочных эффектов в процессе лечения не наблюдалась ни у одного больного. Сравнительный анализ динамики амплитуды альфа- ритма после лечения выявил более выраженное достоверное увеличение его амплитуды до физиологической нормы у пациентов основной группы .

Уменьшение депрессии и общей десинхронизации α-ритма указывает на активизацию функциональной мозговой активности, а в сочетании со снижением общей бета-волновой активности и «правильным» комбинированием между собой по областям, свидетельствует о нормализации функций диэнцефальных неспецифических систем мозга с уравновешиванием внутрисистемных интегративных процессов между активизирующими восходящими и деактивизирующими структурами мозга в пользу преобладания синхронизирующих нисходящих процессов.

Применение кортексина, минуя гематоэнцефалический барьер, вызывало у пациентов также значимое снижение амплитуды патологической активности дельта волн в 2 раза по лобным областям симметрично и в 2,7 раза слева и в 3,5 раза справа по височным областям. Полностью редуцировали по лобным и височным областям тета волны, что свидетельствует о значительном повышении уровня функциональной активности этих зон и снижении чрезмерного «патологического перевозбуждения» в височных отделах.

У пациентов группы сравнения, несмотря на достоверное уменьшение депрессии альфа-ритма и β-волноваой активности, эти изменения значительно уступали результатам, полученным в основной группе. В контрольной группе сохранилась прежняя биоэлектрическая активность мозга.

Под влиянием лечения отмечалась также положительная динамика межполушарных взаимодействий в виде достоверного снижения межполушарной ассиметрии во всех группах, но более значимое в основной группе с 66,0±4,7% до 30,0 ± 6,5% (p Специализация центра

Когда ЗПР переходит в умственную отсталость

Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).

Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.

Дети с ЗПР

Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.

Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.

Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.

Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:

  • педагогическая запущенность;
  • систематические психотравмы;
  • неприемлемые условия воспитания;
  • ограниченность жизнедеятельности ребенка.

Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».

В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.

1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.

Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.

2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.

Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.

3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.

При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.

Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.

4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.

Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.

ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.