Кто победил аутизм форум

Признаки аутизма

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

  1. Нарушение эмоционального контакта в общении с другими людьми. Данная особенность аутистов связана с несколькими механизмами, а именно:
    • «Социальная агнозия» — расстройство восприятия выражений лица, интонаций людей. Несмотря на то, что у детей с РАС нет первичных проблем со зрительным восприятием, они обращаются с окружающими больше, как с объектами, не имея способности испытывать эмпатию. В исследованиях было установлено, что при опознании человеческих лиц в мозге аутиста активируются зоны, отвечающие за восприятие неодушевленных объектов, в отличие от здоровых людей.
    • Нарушение «центрального связывания». Вследствие нарушений восприятия аутисты хорошо «ловят» разнообразные мелкие детали, но целостную картину «собрать» не могут. Именно поэтому они всё воспринимают буквально, не способны воспринять контекст, уместность поведения в той или иной ситуации, не понимают переносного смысла и язык жестов.
    • Расстройство собственной мимики, интонирования речи и экспрессии. Даже если человек с аутизмом смог воспринять эмоции другого человека (как правило, базовые эмоции они могут почувствовать – гнев, страх, радость), установление адекватного контакта осложняется тем, что ответная реакция со стороны аутиста осложнена. Это связано с дисфункцией премоторных отделов коры головного мозга и лобно-лимбических связей. Вследствие данных нарушений возникает лицевая диспраксия (нарушение произвольного управления мимикой) и генерация эмоций. Мимические и телесные выражения эмоций у таких детей бедны, нечетки и неадекватны по своему характеру. Речь механистическая (если она есть).
    • Отсутствие так называемой «модели психического» (theory of mind). Аутисты не испытывают затруднений с пониманием непосредственно наблюдаемых физических событий, однако не способны представить и понять, что чувствует и хочет сделать другой человек или интерпретировать собственные поступки и намерения. Дело в том, что это явления более высокого репрезентативного порядка, они абстрактные по сравнению с физическими предметами. Модель психического имеет отношение не только к осознанию мыслей, но и осознанию тела, а оно, в свою очередь, базируется на схеме тела (которая происходит из раннего сенсорного опыта ребенка). Поскольку схема и осознание тела у людей с РАС также нарушены, то физический контакт с другими людьми (прикосновения, поглаживания, объятия) аналогично затруднен. Аутисты чаще всего не испытывают потребности в телесном соприкосновении, поскольку не понимают коммуникативного смысла данных действий. Кроме того, физический контакт может быть неприятным и болезненным вследствие нарушения сенсорной обработки тактильных и проприоцептивных (мышечных, сухожильных) сигналов.
  2. Семантико-прагматическое нарушение речи или ее отсутствие. Более половины аутистов либо не говорят, либо говорят очень плохо. У многих детей с РАС имеются признаки дисфазии развития (алалии – в российской интерпретации), однако аутизм и дисфазия ни в коем случае не являются синонимами. Проще говоря, бывает аутизм с дисфазией, но часто встречается дисфазия без аутизма, и очень важно их различать на практике. В недавних исследованиях было доказано, что возраст, в котором у ребенка начинает развиваться речь, влияет на тяжесть проявлений аутизма и на прогноз относительно того, когда у ребенка сформируется беглая разговорная речь (Rühl D, Bölte S, Poustka F «Sprachentwicklung und Intelligenzniveau beim Autismus. Der Nervenartzt» 72:535-40 (2001 г.); Szatmari P, Bryson SE, Streiner DL e.a. «Two-year outcome of preschool children with autism or Asperger’s syndrome. Am J Psychiat» (2000 г.) 157:1980-87).
    Признаки семантико-прагматического нарушения при аутизме:
  • Трудности связного изложения мыслей (нарушена целостность, «центральное связывание», о котором упоминалось выше);
  • Несоответствие использования речи социальному контексту ситуации;
  • Ограничение в понимании речевых оборотов, сарказма, иронии и шуток, переносного смысла. Слишком буквальное понимание речи.
  • Речь не служит для взаимодействия и является эгоцентрической.
  • Интонирование является неправильным, что делает речь механистической. От речи аутиста создается впечатление как о «псевдовзрослой», педантичной.
  • У детей очень часто присутствуют эхолалии, в том числе отсроченные, когда ребенок может механистически воспроизводить целые предложения и диалоги, например, из мультфильмов. Также для детей-аутистов характерны замены местоимений «Я»-«Ты» или упоминание о себе в третьем лице. Они практически не употребляют указательные жесты.
  • При этом вербальная память у человека с РАС может быть очень хорошей, а артикуляция – четкой. Сам по себе это пункт не является нарушением, но все эти моменты относятся к общему синдрому семантико-прагматического нарушения речи, описывая его целиком.
  • Дополнительные симптомы, часто сопутствующие расстройству аутистического спектра.
    Перечисленные ниже симптомы очень часто отождествляют с аутизмом, но это неверно, они не являются специфическими и могут встречаться и при иных нарушениях.

    • Когнитивная ригидность, нарушение подвижности психических процессов, переключения. Легко заметить, что аутисты склонны «застревать» на тех или иных предметах, зачастую не интересных нормотипичным детям. Эта особенность связана с дисфункцией префронтальных отделов коры головного мозга и мозжечка. Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и окружающей обстановке. Если что-то нарушилось в привычном укладе, они пугаются вплоть до состояния паники.
    • Стереотипное поведение. Аутичные дети могут часами играть с одной и той же игрушкой, разглядывать один и тот же предмет. Они могут однообразно двигаться (например, бегать по кругу, раскачиваться, открывать и закрывать дверцы мебели), повторять одни и те же слова и выражения, совершать воздействия на собственное тело. С одной стороны, такое поведение содержит сенсорную самостимуляцию, связанную с нарушением сенсорной обработки (см. пункт ниже). С другой стороны, такие повторяющиеся действия и ритуалы помогают аутисту структурировать реальность для того, чтобы воспринять ее, совершить когнитивную обработку.
    • Сенсорное своеобразие, а именно гипо- или гиперчувствительность к сенсорным воздействиям. Очень часто при исследовании процессов обработки стимулов различной модальности у аутистов диагностируется так называемое нарушение сенсорной интеграции. Для диагностики могут быть использованы как специальные пробы, так и метод вызванных потенциалов (по разным модальностям). Такие дети могут впадать в истерику при звуке блендера или пылесоса, есть несъедобные предметы, проявлять пищевую избирательность, бояться качелей или наоборот, часами на них качаться. Для коррекции слуховой гипо- или гиперчувствительности, а также при нарушении проведения акустических импульсов в кору головного мозга в нашем центре успешно применяется метод Томатис, эффективность которого доказана множеством исследований. Помимо несформированности обработки акустических стимулов у детей с РАС часто обнаруживаются трудности интеграции проприоцептивных, вестибулярных и тактильных стимулов.
    • Нарушение праксиса (диспраксия) – расстройство произвольных движений. Имеет прямое отношение к расстройству сенсорной обработки, нарушению схемы тела, а также нарушениям управляющих функций. При аутизме нарушаются различные виды праксиса, в том числе кинестетический, динамический, конструктивный, мимический. По мнению некоторых специалистов, занимающихся исследованиями РАС, при высокофункциональном аутизме (особенно при синдроме Аспергера) диспраксия является обязательным признаком. На практике нарушение произвольных движений проявляется неловкостью, трудностями координации, нерешительностью в движениях, неумением сделать простые моторные действия по своему возрасту (кинуть и поймать мяч, проехать на велосипеде, вдеть нитку в иголку).
    • Нарушение проксемии (степени близости в социальном взаимодействии). Аутисты не обладают чувством дистанции, поэтому могут, например, обнюхать человека, подойти чрезмерно близко, чем позволяет того социальный контекст. Такое поведение также встречается при других нарушениях, к примеру, у детей с СДВГ. Другая крайность – полное избегание контакта, в том числе тактильного. Это как раз специфично для детей с РАС.
    • Символическая игра, игра «понарошку», с воображаемым объектом у аутичных детей либо отсутствует, либо развита очень слабо, что становится очевидным к возрасту 18 месяцев. Основой для символической игры служат зрительные представления, которые страдают при аутизме. Поэтому воображение развивается дисфункционально.
  • Ранняя диагностика аутизма

    Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.

    В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

    В 0-1 года необходимо оценить:

    • Визуальный контакт
    • Есть ли ответная улыбка
    • Стремится ли ребенок к тактильному контакту
    • Реагирует ли ребенок на свое имя
    • Лепет
    • Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»)

    В 1-2 года:

    • Есть ли у ребенка отдельные слова
    • Понимает ли ребенок речь
    • Понимает ли жесты
    • Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.)
    • Проявляет ли интерес к другим детям
    • Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков, странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.)
    • Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в ряд)

    В 2-3 года:

    • Произносит ли простую фразу из 2 слов
    • Есть ли эхолалии
    • Символическая игра
    • Наличие стереотипий

    В 3 года:

    • Направлена ли речь ребенка на общение
    • Играет ли с другими детьми
    • Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии)
    • Оценка мимики и жестов, выражения эмоций
    • Реакция на изменения обстановки

    Признаки аутизма в 4 года и старше:

    • Ребенок понимает речь слишком буквально
    • Путает личные местоимения
    • Не способен поддерживать дружеские отношения
    • Упрямство (ригидность)
    • Не играет в сюжетные игры (в школу, в доктора, в магазин).

    За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

    Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

    После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:

    • Занятия с логопедом, в том числе с аппаратом Forbrain (коррекция речи);
    • Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом (коррекция когнитивного дефицита, задержки психического развития);
    • Занятия с нейропсихологом (коррекция диспраксии, нарушений восприятия, пространственных представлений, управляющих функций);
    • Томатис-терапию (улучшение понимания речи, проведения слухового импульса в кору головного мозга, снижение гипер- или гипочувствительности, улучшение вестибулярной функции);
    • Soundsory (улучшение моторики и речи).

    Есть ли полный выход из Аспергера или высокофункционального аутизма! мамы с опытом поделитесь!

    очень хочу найти и пообщаться с мамой ребенка с приблизительным синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом постарше чем мы, чтобы понять приблизительно какое будущее у нас!

    начну сначала: беременность идеальная, роды идеальные, ребенок идеальный, дальше треш! не спит постоянно, возбужденная постоянно, плачет либо смеется, есть только 2 состояния, только на руках, не ползает, ручками машет (первый звонок) в мире есть только мама и больше никого! ну и т.д. я думаю все проходили эти круги ада! даже не хочу вспоминать! начала ходить с 1,1 года, начали появляться слова, параллельно бесконечные истерики, капризы и в 1,5 года слова пропадают постепенно, ручками машет, на цыпочках похаживает, походка очень неуверенная, баланса нет, координации тоже, не хочет отзывается на просьбы или имя! 20 раз зовешь, ноль реакции как только произнешь конфета, реакция в доли секунды! малоподвижная, в основном сидим и читаем просто километры стихов и сказок, только так спокойно можно посидеть, игрушек в мире не существует, есть только мама- книга-конфета! сна по прежнему нет! и вот если бы не сон, я бы наверно не обращалась никуда, т.к. для меня раньше Аутизм — это зависание, а у нас такого вот не грамма на было, кроме книг, но она всё время показывала что читать, какие картинки и т.д. участвовала в чтении каждую секунду! пошли на ээг всё норма и показатели высокие, эпи нет, только мозг как спичка, чуть малейшее раздражение мозг вспыхивает! ну этим и объяснили капризы и якобы мозг сильно возбужденый и не даёт в глубокий сон погрузиться! нужно время якобы! ну смотрю уже почти 2 года ей! понимаю сердцем не то, совсем не то.… пошли опять к неврологу к другому, она с порога «о так вам не ко мне, вам к психиатру и к нейропсихологу»! пришли к психиатру + нейропсихологу в 2 года: речи почти нет, истерики, сон нет, ничего не собирает, только жуткое желание разбросать, глазами плохо следит за предметами, команды не выполняет, реагирует только на меня, руками машет, на ногах пальцы веером, на имя не отзывается почти про» конфетка» по прежнему срабатывает, координация ноль, баланса ноль, мяч словить не может и т.д. папа по прежнему отказывается признавать проблему, говорит что маленькая ещё + километры прочитанных книг! они нам диагнозы никакие не ставили, чего и вам всем желаю! на тот момент, я думаю можно было услышать про тяжелые формы и т.д. сказали просто работайте, занимайтесь + дозревание возможно сделают свои результаты! работали сами дома по их программе и рекомендациям, сказали сразу — только каждый день занятий даст результат, пусть стены падают, ну а вы делайте! на тот момент мои нервы и недосып + безмерная любовь к дочке тоже давали огромный минус, т.к. мне было проще потакать капризам, чем бороться с ними! взяла себя в руки и что касалось занятий ни шагу назад, первых полгода занятий это просто пытка, кричит орет на хочет делать, чтобы хоть как то делать я рассказывала стихи параллельно и её руками и ногами делали упражнения! самих тошнило от этих занятий! через 3 месяца заеятий в 2,7 заговорила стихами да по 3 столбика, и теми стихами которые прочитаны были очень давно и пару раз в жизни! разговор безупречно чистый все звуки все окончания — даже Кристофер Робин без проблем! я поняла, что мы на правильно пути!

    сейчас 3,8 — жизнь изменилась координально, продолжаем заниматься, постоянно добавляем что то новое+ старое! сейчас мозжечковую стимуляцию добавили но… конечно остались кое-какие моменты! эхолалия просто жуткие, на фоне прочитанных книг, просто все из сказок, из стихов, мои фразы, фразы с интонациями всех воспитателей в саду (теперь я знаю как они разговаривают с детьми

    ) благо хорошо разговаривают воспитатели)) все имена детей называю в ласкательной форме, в конце каждых фраз добавляют «пожалуйста»! по существу если спрошу то 1 слово, максимум 2! диалога нет! дома отклик на всё на меня с первого раза, папу может изредка проигнорировать, дома и в глаза без проблем смотрит! но вот на посторонних людей вопросы не хочет отвечать, страхов никаких вообще нет, агрессий тоже! ведет себя как королева, делает вид такой деловой, что не до вас мне сейчас! в глаза человеку постороннему тоже не хочет особо смотреть! беглый взгляд! сад с удовольствием! говорят что слущается их! с детьми играть не умеет! не понимает что с ними делать! детей любит и к ним стремится, но вот дальше не знает что делать с ними! не обижает, и себя в обиду не даст! если есть пауза, то все время в своих стихах! рот не закрывается! очень умнна, буквы, цифры, формы, профессии, достаточно пару за показать, но рисовать не умеет, очень слух хороший! баланс, координация, физическое состояние тоже потянулись, но еще не в норме!

    хочется у Вас поинтересоваться, можно и эти вопросы победить ( коммуникацию, эхолалию, социализацию)? можно ли добраться до школы со всеми недостающими у нас навыками ?

    У кого дети с аутизмом, как справляетесь?

    Девушки, у кого дети с аутизмом, чувствуетели вы, что с возрастом состояние детей улучшается, становится легче? Или всё остаётся на том же уровне?

    Еще вопрос, Вы сами поняли, что у ребенка аутизм или доктора сообщили? Верите ли, что это именно аутизм или боитесь, что этим модным ныне словом прикрывается более серьезный диагноз?

    Вот, например, блог людей, заявляющих, что у их ребенка аутизм. При этом, полное ощущение, что на самом деле там обычная дибильность или олигофрения https://www.youtube.com/watch?v=eXdHD88Ai8g

    Да нет, я не сержусь. Очень Вам благодарна за ответы. А Вы на генетику проверялись? Если считаете наследственным, то, наверное, видно изменение в генах?

    У меня тоже есть большое подозрение на наследственность. Есть изменение в генах. Но пока непонятно — наследственное ли это или «само так получилось».

    Болезнь это то что чего в организме изначально нет, чем можно заболеть, а можно и не заболеть. А в случае заболевания она лечится или не лечится. В последнем случае ее развитие либо можно затормозить либо нельзя. При этом если человек умирает то умирает строго говоря часто не от самой болезни, а от ее последствий.
    Холера — болезнь. Но если нет антибиотиков то умирает человек от обезвоживания.
    Бешенство болезнь. Умирает человек от вызванного болезнью разрушения нервной системы.

    В случае синдрома Дауна — это не болезь, им нельзя заразиться и от него нельзя вылечиться.
    Это определенное состояние организма, вызванное сбоем при слиянии родительских половых клеток .
    Так что Дауны действительно другие.
    Что не отменяет того факта что вследствие инаковости их организма, есть ряд проблем обмена веществ, влияющих на мозг. Т.к нет способлв решить эти проблемы обмена сейчас, точаще всего ребенок становится УО, вопрос а степени.
    Но есть надежда , что получится также как с неусваиваемостью глютена у детей — давать глютен — будет УО, не давать — нормально ребенок разовьётся.
    Сейчас идут эксперименты по поводу корректировки обмена веществ у детей с этим синдромом.

    Мне кажется слишком много танцев вокруг политкорректности и понимания того что есть «другой». Другой не значит в общем случае ни особого ума ни нормальности крыши ни комфорта в общении ни возможности себя обслуживать.
    Дауны не заразят никого, они другие. Поэтому в общем случае не пускать человека с такой особенностью в общественное место нельзя, как нельзя не пускать того у кого расщелина неба или иная врождённая аномалия, просто потому что лицо некрасивое. Но если человек в общественном месте ведёт себя некорректно, например какает последи магазина, или взрослый человек УО пытается чужих детей обнимать , хватать кого-то за руки и волосы , его оттуда могут попросить. Не по причине дискриминации «особых и других’. А на основании неправильного поведения

    Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
    Загрузка...

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.