Куда можно поступить с эпилепсией

0

Куда можно поступить с эпилепсией

Подходы к обучению детей с эпилепсией и/или детей, перенесших в прошлом эпилептический статус (в рамках принципов инклюзивного обучения)

Данная статья подготовлена сотрудниками «Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М. Ф. Владимирского» и «Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова», в ней освещается один из аспектов социальной адаптации детей с диагнозом «эпилепсия» и / или детей, имеющих в анамнезе эпилептический статус, – обучение в школе. Авторы приводят статистические данные о распространенности эпилепсии среди детей разного возраста и контроле динамики патологического процесса. Данные собраны в ходе наблюдения пациентов ГБУЗ МО «Мытищинская городская детская поликлиника № 4».

На основании этих наблюдений и опубликованного опыта других стран авторы статьи предлагают ряд рекомендаций, которые могли бы сделать пребывание ребенка с эпилепсией и / или эпилептическим статусом в анамнезе в образовательном учреждении более комфортным и безопасным. В частности, предложены рекомендации по созданию для каждого ребенка плана экстренной помощи в случае возникновения приступа. План должен быть доведен до сведения медицинского работника образовательного учреждения, а также тех педагогов, которые несут ответственность за жизнь и здоровье данного ребенка во время его пребывания в образовательном учреждении.

На сегодняшний день эпилепсия продолжает оставаться актуальной медицинской проблемой, так как заболеваемость эпилепсией высока, особенно у детей. Распространенность эпилепсии у детей дошкольного и школьного возраста составляет 2,4 случая на 1 тыс. детского населения с максимумом среди детей 1‑го года жизни – от 100 до 233 случаев на 100 тыс., 5–8 случаев на 1 тыс. среди детей до 15 лет. По данным К. Ю. Мухина и соавт. (2011), в 29 % случаев эпилепсия дебютирует в возрасте до 3 лет, в 70–75 % случаев манифестирует в детском и подростковом возрасте, что делает ее одним из основных заболеваний в педиатрической неврологии.

Многолетние исследования показывают, что частота встречаемости конкретного типа эпилептических приступов зависит от возраста ребенка. Высокое распространение данного заболевания среди детей школьного возраста представляет собой социальную проблему, поскольку дети с диагнозом «эпилепсия» нередко оказываются исключенными из образовательного процесса, что приводит к проблемам с социализацией и ухудшает качество жизни самих детей и их близких.

Сегодня в нашем обществе много говорится о введении в жизнь инклюзивного образования. Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 г. определяется, что в стране создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения. Должны создаваться условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования у людей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время предприняты определенные практические шаги в этом направлении. Однако каждый такой шаг – в том числе и включение в образовательный процесс детей с диагнозом «эпилепсия» – должен быть тщательно продуман и подготовлен. Ниже приводятся некоторые рекомендации о том, как сделать процесс посещения образовательных учреждений такими детьми максимально безопасным и комфортным. Прежде всего, медработник – а лучше всего и весь педагогический и административный состав образовательного учреждения – должен иметь необходимые и достаточные знания о заболевании.

Эпилепсия – заболевание, часто сопровождающееся судорожными приступами, характеризуется постоянной предрасположенностью головного мозга к генерации аномальных нейронных разрядов. Эпилептический статус характеризуется продолжительными или неоднократными эпизодами без возврата к состоянию нормы для данного пациента. Приступ должен длиться не менее 30 мин, либо в этот период времени должно быть несколько эпизодов без восстановления функций между ними в течение более чем 30 мин.

Проводимое исследование на базе ГБУЗ МО «Мытищинская городская детская поликлиника № 4» показало высокий уровень распространенности эпилепсии среди контингента детей, наблюдающихся в данной поликлинике. В диспансерную группу исследования входило 92 пациента с неврологическими заболеваниями в возрасте от 0 до 18 лет. За 3 годовых периода наблюдений, с 01.05.2016 по 01.05.2019, структура диспансерной группы представлена без существенной динамики. На 1‑е место по распространенности заболеваний выходят последствия перинатального поражения центральной нервной системы, 2‑е место делят детский церебральный паралич и эпилепсия, 3‑е место – черепно-мозговая травма и тикозные гиперкинезы.

Данные позволяют сделать вывод о том, что имеется рост распространенности неврологических заболеваний за исследуемый период – с 7,96 % в 2017 г. до 9,87 % в 2019 г. Так, например, число случаев с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы увеличилось со 143 до 180 в течение наблюдаемого периода. Следует отметить увеличение доли «стабильных» пациентов с детским церебральным параличом с 84 до 91 %; доля пациентов с ухудшением уменьшилась с 8 до 2 % в течение 3 лет.

Приведенные данные показывают, что за период с 01.05.2016 по 01.05.2019 состояние пациентов, страдающих эпилепсией, на фоне лечения остается преимущественно стабильным, и лишь 1 / 3 от общего числа пациентов имеют улучшение самочувствия. Как при эпилепсии, так и у детей с эпилептическим статусом в анамнезе имеется риск возникновения эпилептического приступа. Эпилептический приступ возникает в результате временного нарушения электрической деятельности мозга. Эпилептический приступ может сопровождаться потерей сознания, неконтролируемой двигательной активностью и изменениями в поведении. В большинстве случаев эпилептические приступы возникают неожиданно и длятся непродолжительное время. Однако бывают множественные эпилептические приступы, растягивающиеся на длительный период времени.

Неэпилептический приступ может быть вызван: органическими причинами (физиологические нарушения); неорганическими причинами, т. е. эмоциональными или мыслительными процессами

Существует понятие триггера (механизма запуска, провоцирующего фактора) приступа, под которым подразумеваются обстоятельства, повышающие риск возникновения приступа. Триггеры индивидуальны и не всегда известны даже человеку, страдающему приступами. Среди самых распространенных триггеров можно отметить стресс, недостаток сна, высокую температуру окружающей среды, заболевание или пропуск приема лекарственных препаратов.

Заключение лечащего врача – невролога-эпилептолога – является основанием для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию, которая принимает решение о целесообразности обучения ребенка, страдающего эпилепсией и / или перенесшего эпилептический статус, на дому, в общеобразовательной школе по основной или вспомогательной программе в зависимости от его интеллектуальных возможностей, по специализированной программе, например, 7‑го или 8‑го вида.

«Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество», – указывает п. 10 ст. 50 Закона РФ «Об образовании». Школьное образование осуществляется в виде индивидуального (надомного) обучения, на которое имеют право дети с «эпилепсией в стадии обострения» и с «развернутыми дневными эпилептическими припадками».

Опыт Великобритании, к примеру, демонстрирует вовлечение большинства детей с эпилепсией в образовательный процесс обычных школ, и только 1 / 3 детей с эпилепсией посещают специальные школы, поскольку имеют нервно-психические нарушения, проблемы обучения, поведения.

Многие учащиеся с эпилепсией и / или перенесенным эпилептическим статусом имеют возможность принимать полноценное участие в школьной жизни, поскольку прием соответствующих лекарственных препаратов позволяет им держать приступы под контролем. Однако даже в этом случае такие учащиеся в некоторых случаях относятся к группе риска по следующим параметрам: проблемы с концентрацией, вниманием и памятью; нарушения поведения; быстрая утомляемость; пропуск занятий; психологические и психические проблемы.

При проведении данного исследования наблюдалось 8 детей школьного возраста, страдающих эпилепсией; 5 детям была дана рекомендация к посещению общеобразовательной школы, в 3 случаях посещение учебного заведения не рекомендовалось (было рекомендовано домашнее обучение) в связи с особенностями заболевания. Наибольшим риском для ребенка является возникновение приступа вне дома. В любой школе есть медицинский работник, который может оказать ребенку первую помощь, минимизировав, таким образом, негативные последствия приступа.

Первая помощь при возникновении приступа любой этиологии регламентируется Приказом № 1695н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при эпилепсии» от 29 декабря 2012 г. Согласно ему школьный медработник должен: сохранять спокойствие; убедиться, что остальные дети из группы / класса находятся под присмотром; отметить время начала приступа и следить за его продолжительностью; общаться с учащимся, чтобы следить за изменением сознания; оставаться с учащимся до момента полного прекращения приступа или приезда скорой помощи; обеспечить учащегося необходимой медикаментозной или иной поддержкой в соответствии с планом экстренной помощи.

При тонико-клоническом приступе, который сопровождается судорогами и потерей сознания: защитить голову ребенка (подложить подушку или свернутую ткань); убрать острые и твердые предметы, которые могут поранить ребенка; не пытаться ограничить движения; не вкладывать ничего в рот; при первой возможности повернуть учащегося на бок.

При приступах со спутанным сознанием (неконвульсивные приступы с изменениями поведения, отсутствием адекватной реакции на внешние раздражители и / или спутанностью сознания) стараться избегать принудительного ограничения движений. Однако при этом нужно помнить о возможности учащегося нанести себе травму и стараться свести такую вероятность к минимуму.

Оказание первой помощи учащемуся в инвалидной коляске: зафиксировать кресло и, если возможно, пристегнуть ребенка ремнем безопасности; всеми способами предотвратить падение ребенка из коляски; если у кресла нет подголовника, поддерживать голову ребенка; не пытаться извлечь учащегося из инвалидного кресла; следить за положением головы, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей.

Скорая помощь должна быть вызвана немедленно в следующих случаях: медработник не знает учащегося; у медработника нет плана экстренной помощи; учащийся серьезно травмирован; приступ произошел в воде.

Опыт Американской академии неврологии по интеграции детей с эпилепсией и эпилептическим статусом привел к созданию плана экстренной помощи, который позволяет медицинскому работнику школы понимать последовательность необходимых шагов, а также гарантирует, что ребенку будет оказана именно та помощь, в которой он нуждается.

План экстренной помощи: должен быть подписан лечащим врачом, а затем предоставлен школьному медработнику родителями / опекунами учащегося; должен быть доступен другим лицам, несущим ответственность за жизнь и здоровье данного учащегося; должен своевременно корректироваться и обновляться; должен содержать информацию о регулярно принимаемых препаратах; описывать меры поддержки и помощи в случае приступа и после него; содержать перечень потенциальных триггеров (веществ / обстоятельств, которые могут спровоцировать приступ); если в случае приступа предписан прием медикаментозных средств экстренной помощи, план должен содержать информацию о действующем веществе препарата / наименовании, дозе, способе введения и возможной реакции на препарат.

По мнению Американской академии неврологии, в школе должен находиться индивидуальный набор экстренной медицинской помощи (ИНЭМП) для каждого учащегося, которому в случае приступа требуется прием препаратов экстренной помощи. ИНЭМП должен содержать как препараты, так и средства для их введения в соответствии с планом экстренной помощи. Местонахождение ИНЭМП должно быть известно всем работникам образовательного учреждения, несущим ответственность за жизнь и здоровье учащегося. Школьной администрацией должен быть продуман план по транспортировке ИНЭМП в том случае, когда учащийся покидает школу для организованной поездки (экскурсии и т. д.).

Кроме вышеописанных мер, рекомендуется обратить внимание на следующий момент: для того чтобы учащийся с диагнозом «эпилепсия» и / или перенесенным эпилептическим статусом чувствовал себя комфортно в образовательном учреждении, требуется большая совместная работа родителей / опекунов, педагогического состава и администрации школы. Родители / опекуны должны поддерживать постоянный контакт с представителями педагогического состава и администрации, чтобы быть в курсе состояния здоровья учащегося во время нахождения его в образовательном учреждении, в курсе его психологических проблем, особенностей развития и т. д. В свою очередь, родителя / опекуны должны вовремя информировать образовательное учреждение о возникающих изменениях в состоянии и / или лечении учащегося.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о чрезвычайной актуальности профилактических мероприятий среди населения, необходимости выявления и лечения лиц из групп риска по развитию, в частности, неврологической патологии, поскольку большинство неврологических заболеваний приводят к стойкому неврологическому дефекту, часто инвалидизирующему, лишающему человека его социально-бытовой адаптации. Кроме того, представляется важным продумать и организовать инклюзивное обучение для детей с диагнозом «эпилепсия» и перенесенным эпилептическим статусом. Разработка плана экстренной помощи для каждого учащегося и тесное сотрудничество врачей, школьных медработников, учителей и родителей / опекунов позволят значительно облегчить адаптацию детей в образовательном учреждении.

Фролова В. М., Кожарская Е. Э.

Журнал Детской неврологии том 15 (3-4) 2020г

«Пугают не симптомы, а вопрос, как жить». Врач – о людях с эпилепсией

26 марта — Международный день борьбы с эпилепсией, или «фиолетовый день». Его придумала в 2008 году девятилетняя девочка Кессиди Меган, живущая с таким диагнозом.

С тех пор в этот день по всему миру проводятся тематические акции. Люди украшают одежду фиолетовыми ленточками, чтобы поддержать тех, кто страдает этим недугом.

О причинах возникновения эпилепсии, стереотипах вокруг этого заболевание и современных методиках лечения «АиФ-Белгород» поговорил с врачом-неврологом Белгородской областной клинической больницы Святителя Иоасафа Еленой Гончаровой.

Кстати, в нашей стране у врачей нет такой специальности, как эпилептолог – есть неврологи, которые, как наша собеседница, имеют сертификат усовершенствования по эпилептологии.

Травмы и наследственность

Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Расскажите нашим читателям – в чем причина возникновения эпилепсии?

Елена Гончарова: Причины многогранны. Это могут быть структурные, генетические, инфекционные, метаболические, иммунные и неизвестные этиологические факторы. У взрослого населения основные причины — это травмы головы, опухоли головного мозга, инсульты, нейроинфекции, алкогольная и химическая интоксикация.

– Передаётся ли это заболевание по наследству?

– Ответ надо начать с объяснения, что это заболевание из себя представляет. Этот термин объединяет группу очень разных по своим клиническим проявлениям заболеваний. Можно выделить три группы. Первая – виды эпилепсии, которые относятся к генетическим заболеваниям. Они хорошо изучены. Врач-генетик может рассчитать риск рождения ребёнка с таким заболеванием у родителей, которые являются носителями гена болезни.

Вторая группа – болезни и состояния, которые никак не зависят от генетики и связаны с различными травмами и повреждениями. Третья группа наиболее многочисленна и располагается в промежутке между первыми двумя, где гены не обладают абсолютной властью. Большую роли играет внешняя среда и события из жизни человека.

Гены могут формировать некую скрытую уязвимость в организме. Эта уязвимость обнажится, когда в жизни человека произойдёт какое-либо неблагоприятное событие – травма, интоксикация или что-то другое. Про болезни этой группы говорят, что наследуется предрасположенность к ней. Большая часть видов эпилепсии относится к этой группе.

– Каковы симптомы болезни?

– Для эпилепсии характерны приступы, которые изменчивы и зависят от того, в каком участке мозга начинается нарушение и как далеко оно распространяется. Могут иметь место временные симптомы, такие как потеря ориентации или сознания, а также нарушения движения и ощущений, включая зрение, слух и вкус, настроения или других когнитивных функций.

Считается, что около пяти процентов всего населения земного шара в той или иной форме перенесли приступ хотя бы раз в жизни. В нашем регионе этот диагноза поставлен примерно трем тысячам человек взрослого населения.

Вообще среди всех заболеваний головного мозга эпилепсия находится на третьем месте. Это органическое поражение головного мозга, которое мы иногда можем видеть на снимках МРТ, а иногда и нет. Всё зависит от технических характеристик аппарата.

Спискок запрещенных профессий

– Как эпилепсию диагностируют?

– Диагностирование подразумевает ряд процедур, которые обычно включают анализ крови, электроэнцефалографию (ЭЭГ), компьютерную томографию (КТ) и/или магнитно-резонансную томографию (МРТ). Данные методы позволяют врачу выявить причину эпилепсии, а также определить тип приступа. Однако, несмотря на все достижения науки и высокий уровень развития техники, в соответствии со сложившейся традицией и современными алгоритмами отправной точкой для диагностического процесса всегда является осмотр пациента врачом.

Также мы всегда назначаем консультацию врача-кардиолога. Моё личное мнение, что если пациент потерял сознание, то кардиолог обязан его осмотреть, поскольку когда такое происходит на фоне полного здоровья, это может быть последствием кардиологического заболевания. Также обязательна консультация врача-эндокринолога, поскольку иногда состояния, которые связаны с гипогликемией, то есть с пониженным уровнем сахара в крови, тоже чреваты обмороками. Так что если пациент обращается к нам, сперва он проходит полный комплекс обследований, и только потом ему ставят точный диагноз. И если это эпилепсия, то надо иметь в виду, что такой диагноз существенно осложняет качество жизни. Это заболевание согласно законодательству влечет довольно строгие ограничения.

– О каких ограничениях речь?

– Большая часть ограничений может быть обусловлена нехваткой знаний об этой болезни в обществе, предубеждениями относительно больных эпилепсией. Пациенты могут сталкиваться с проблемами, связанными с посещением детских садов и школ, получением образования, выбором профессии, приемом на работу, занятиями спортом и т.д. Эти ограничения отчасти имеют под собой реальную основу, но зачастую бывают преувеличены и не объективны.

Больные нередко испытывают трудности и в личной жизни. Решение вопроса о создании семьи с человеком, страдающим эпилепсией, и о рождении ребенка, особенно если больна мать, нередко даётся с трудом. Также известие о болезни ребенка или одного из супругов может стать причиной конфликтов, напряженной обстановки в семье и даже развода. Между тем больные эпилепсией, как здоровые люди и люди с другими заболеваниями, имеют право на личное счастье и могут иметь здоровых детей.

– Где нельзя работать с таким диагнозом?

– Согласно Трудовому кодексу РФ, больным эпилепсией нельзя работать вблизи открытых водоёмов и огня, нельзя работать с электричеством, на высоте, под землёй, в шумных и сильно жарких помещениях. С этим диагнозом нельзя управлять автотранспортом. И есть ещё масса более мелких нюансов, которые тоже негативно влияют на социальную адаптацию таких больных. Это большая проблема.

«Эпилепсия была у Наполеона и Петра Великого»

– В обществе много мифов об этой болезни. Это связано в первую очередь с тем, что эпилепсия неизлечима?

– Да, это хроническое заболевание головного мозга, и если поставлен такой диагноз, то он на всю жизнь. Но при своевременном обращении к медикам и грамотном лечении, а главное при желании самого пациента лечиться можно добиться длительной ремиссии. Ремиссия – это отсутствие приступов более шести месяцев. И эта ремиссия может потом длиться годами. Важно, чтобы пациент есть соблюдал все рекомендации врача, самостоятельно не вмешивался в лечебный процесс и соблюдал правила приема лекарств.

– Каковы способы лечения?

– Основу лечения составляет медикаментозная терапия — лечение противоэпилептическими препаратами. Выбор средств всегда начинается с точной постановки диагноза и определения вида эпилепсии. К сожалению, в некоторых случаях тяжесть и частота припадков не поддаются корректировке терапией. Такие формы эпилепсии называются фармакорезистентными.

Помимо приема противосудорожных препаратов существуют альтернативные способы борьбы с недугом. К ним обычно относят хирургическое лечение (вмешательство на головном мозге) и метод стимуляции блуждающего нерва. В некоторых случаях применяются противовирусные препараты (если эпилепсия развилась вследствие вирусного инфицирования), заместительная гормональная терапия, специальная диета и другое. Эти способы имеют четкие показания и противопоказания, поэтому перед их применением обязательна консультация с доктором и врачебный контроль.

– Можно ли работать с этой болезнью сфере IТ-технологий, в частности, из дома?

– С одной стороны, это позитивная возможность – работать и общаться с интересными людьми, не опасаясь развития приступов прилюдно. С другой стороны, у некоторых больных приступы могут провоцироваться ритмичным мельканием света. Это явление названо фоточувствительностью. Именно у больных с фоточувствительностью приступы могут провоцироваться просмотром телевизора, компьютерными играми, цветомузыкой. В этих случаях следует в соответствии с рекомендациями врача ограничить просмотр телевизора и работу на компьютере.

– Что ещё может спровоцировать приступ?

– Злоупотребление алкоголем. Эпилептические приступы зачастую встречаются у пациентов, страдающих алкоголизмом. Связь между приемом алкоголя и эпилептическими приступами сложна и многокомпонентна, поэтому пациентам не рекомендуется употребление спиртного. А вот данных о том, что провоцировать эпилептические приступы может курение, нет.

– Считается, что это болезнь великих людей. Так ли это?

– Да, многие известные люди страдали этим недугом. Вообще эта болезнь известна с глубокой древности, правда, тогда ее именовали «падучей» и часто путали с сумасшествием. Мифы и легенды Древней Греции рассказывают о подвигах Геракла, а в драме Еврипида «Сумасшествие Геракла» довольно точно описаны признаки эпилептических припадков. Великий Юлий Цезарь был эпилептиком – его припадки описаны Плутархом. Александр Македонский, Ганнибал, Наполеон, Иван Грозный, Петр Великий, Жанна Д’Арк, Теодор Рузвельт – все они испытывали боль и страх, связанные с приступами. Заболевание мешало им жить и работать, но не помешало прославиться и стать успешными.

– Как поддерживать людей с эпилепсией?

– Чтобы жить нормальной жизнью, пациент должен понимать, что очень многое зависит от него самого и его родственников. Для больных с эпилепсией очень важна психологическая помощь, ведь инвалидность при таком заболевании не дают. Часто пациенты обращаются к врачу не с жалобами на симптомы, а с вопросом: как жить дальше? Где работать? Надо сказать, в последнее время Центры занятости активно помогают с трудоустройством таких людей, что отрадно. Я считаю, что и на законодательном уровне пора менять какие-то ограничения. Нужно заниматься социальной адаптацией людей с эпилепсией, и давать им социальные гарантии.

Работа и эпилепсия

Поговорим об актуальной для многих теме: работа и эпилепсия. Пациенты с эпилепсией считают поиск работы одной из основных проблем.

Во многих странах мира высок уровень безработицы среди больных эпилепсией и достигает 50%. Такая же картина наблюдается и в России. Из общего числа больных, состоящих на учете в диспансерах, 50 — 60% трудоустроены.

По окончании общеобразовательной школы больные эпилепсией реже, чем здоровые, совершенствуют свою квалификацию, посещая дополнительные курсы. Большинство из них заняты неквалифицированным трудом.

Предубеждения в отношении эпилепсии является серьёзным фактором, лимитирующим трудоустройство молодых людей с этим заболеванием. Работодатели, отказывают в приёме на работу людям с эпилепсией, узнав о диагнозе. Больные с эпилепсией часто скрывают свой диагноз при приёме на работу, чтобы не лишиться возможности трудоустроиться.

Решение об отборе для конкретного вида деятельности следовало бы принимать работодателю, в первую очередь, на основании уровня квалификации данного индивидуума, а не на основании имеющегося диагноза.

Благоприятное действие работы на течение эпилепсии

Труд, приносящий удовлетворение, приводит к тому, что в головном мозге образуется новая доминанта — источник возбуждения, который гасит возбуждение в эпилептическом очаге. Наблюдения за работающими пациентами доказывают положительное влияние работы тем, что в период выполнения своих профессиональных обязанностей количество приступов значительно снижается.

Пребывание в коллективе здоровых людей создает благоприятные психологические условия. Люди с эпилепсией во взаимоотношениях равняются на окружающих. Сглаживаются их раздражительность, агрессия, эгоцентризм. Формируются позитивные психологические качества: выносливость, самообладание, стремление к совершенствованию и выздоровлению. В дружном рабочем коллективе при возникновении припадка скорее можно ожидать помощь, а не отстранение то работы.

Кем быть? Какую работу может выполнять человек с эпилепсией?

Большинство людей, у которых судороги находятся под контролем, успешно учатся в школе при эпилепсии, заканчивают профессиональные колледжи или высшие учебные заведения по тем направлениям, могут работать по специальностям, которые их привлекают.

Список возможных профессий для людей с эпилепсией огромен. Выбирайте на любой вкус. Так, больные с редкими эпилептическими приступами могут работать врачами, учителями, социальными работниками, юристами, экономистами, автомеханиками, агрономами, библиотекарями, историками, биологами, бухгалтерами, счетоводами, контролерами, слесарями (не у станка), портными, швеями, модельерами, воспитателями, фотографами, художниками, научными работниками, переводчиками, ветеринарами, менеджерами среднего и высшего звена, политиками, экскурсоводами и многими другими. В последнее десятилетие в период развития новых технологий, интернета сформировалась отдельная отрасль — работа в интернете. Используя новые возможности, можно получить удаленное образование в интернете и начать работу фрилансером.

С другой стороны есть ограничения для работы при эпилепсии для водителей грузовиков, автобусов и другого транспорта, а также для летчиков. Серьёзные трудности возникают у подростка, если он собирается связать свою жизнь с работой с полиции или стать военным. Не следует также ориентироваться на профессию ныряльщика или пожарника. Исключить работу на высоте, например, профессию монтажника-высотника. Если избегать делать выбор именно этих специальностей, то больной с эпилепсией может сделать успешную профессиональную карьеру, дарующую им уверенность в себе и приносящую удовлетворение.

Целесообразно сменить график работы при учащении эпилептических припадков пациенту, перейти на более легкий труд или взять академический отпуск в период учебы.

Больные эпилепсией — инвалиды второй группы способны выполнять работу на дому, например, шить, декорировать, плести из соломки.

В домашних условиях при эпилепсии рационально заниматься посильным трудом, как уборка, стирка, приготовление блюд. В случае наличия частых припадков с падением и судорогами опасно выполнение таких домашних дел, как глаженье белья, мытьё окон, приготовление блюд на газовых плитах, использование дрели и другие подобные действия.

Несмотря на то, что «стигматизация» больных эпилепсией является распространенной точкой зрения, большинство больных эпилепсией чувствуют себя равноправными членами общества. Надо помочь выйти эпилепсии из тени. Мотивация, желание работать, стремление освоить определенную профессию может иметь определяющее значение. Надо только захотеть, приложить усилия, достигнуть цели Вы сможете.

Итак, работа и эпилепсия — важный социальный вопрос. Больные с ограничением жизнедеятельности, имеющие группу инвалидности в большинстве случаев могут лишь только заниматься домашним трудом. Имеются ряд ограничений в выборе профессий, связанных с безопасностью (например, вождение транспортом, работа на высоте). Большинству больных не требуется специальная помощь для того, чтобы стать социально активными работающими гражданами. Больные с эпилепсией имеют равные с остальными членами общества права на поиск работы, выбор профессии, трудоустройство.

Добавить комментарий