Можно ли аутизм определить генетическим анализом

Генетика аутизма

Опубликовано пн, 22/05/2017 — 15:44

Пациенты с расстройством аутистического спектра отличаются нарушениями речи , ранжируемым от полного отсутствия речи до ухудшения ее беглости , а также когнитивными нарушениями , от глубокой интеллектуальной недостаточности до умеренно выраженного нарушения интеллектуального функционирования. Дети , страдающие аутизмом могут также иметь ряд соматических и неврологических нарушений , включая эпилепсию и небольшие физические аномалии , также , как и ко — морбидны психические расстройства, что свидельствует о клинической гетерогенности расстройств аутистического спектра. Эта клиническая гетерогенность аутизма создает препятствия для определения патофизиологических механизмов развития данной патологии. Идентификация специфических аллелей, обусловливающих развитие расстройств аутистического спектра способствует пониманию патогенетических механизмов аутизма. Скорее всего , в большинстве случаев аутизм наследуется не по законам Менделя. Несколько исследователи указывали на полигенный характер наследования при аутизме. Специфические синдромы , подобно синдрому Ретта или синдрому Х — хрупкой хромосомы или цитогенетические аномалии , наиболее часто обусловлены 15qll-ql3 дупликацией материнской аллели , ассоиированной с расстройством аутистического спектра и отражающим нарушение пластичности синапсов.

Риск возникновения нарушений развития у сиблинга ребенка , страдающего аутизмом равен 2-8%, но , если у сиблинга имеет место поражение двух из трех доменов , то риск возникновения аутизма возрастает до 20%. Согласно двум исследованиям, распространенность de novo хромосомных перестроек выше у субъектов из симплексных семей , в которых пораженным является один из ее членов , по сравнению с субъектами из мультиплексных семей ( мультиплексная семья — семья, в которой имеется несколько членов, пораженных одним и тем же наследственным заболеванием человека, анализ мультиплексной семьи позволяет определять характер наследования данного заболевания, а также решать ряд других медико-генетических задач) у которых имеет место более высокий показатель известной de novo мутации, идентифицированной у пробандов из симплексных семей. Эти данные совпадают с результатами исследований , которые показывают , что семейные аггрегации субклинических аутистических черт могут иметь место только в мультиплексных семьях , что предполагает различные механизмы генетической трансмиссии аутизма в популяции.

Исследование основных копий числа вариаций при расстройствах аутистического спектра показало участие в генезе этих состояний следующих генов — кандидатов: FOXP1, DPP6, SCN4A, WNT3, WNT9B ; делеции de novo, пациенты без задержки психического развития показали только умеренное увеличение числа копий вариаций по сравнению с контролем. Кроме того , другие исследователи выявили изменения в 7q11.23 (Williams — Beuren регион ), 1q21.1, 16p13.2, 15q11, 16p11, 2, 22q11 ; CDH13; COMMD1, CACNA2D4, SHANK2, SynGAP, DLGAP2, PTCHD1, PARK2, UBE3A, RFWD2, FBXO40, NLGN1, CNTN4, CNTNAP2, PCDH9, BZRAP1, MDGA2, RAI1, TSC2, PCDH10, CNTN3, GRIA3 (Xq2S), FLI16237, SLC4A10, NRXN1, A2BP1, FHIT; повторяющиеся de novo делеции / дупликации и передающиеся по наследству делеции / дупликации ; были обнаружены только умеренные корреляции с IQ, редкие эквиваленты копий числа вариаций при наследовании, репрезентативные для пациентов и непораженных сиблингов , оценивалось более 234 различных регионов генома , обусловливающих большие проявления расстройств аутистического спектра de novo, материнская трансмиссия ( Х — хромосома). — признаки интеллектуальной недостаточности.

Генетической гетерогенностью можно объяснить отсутствие воспроизведений ассоциативных исследований аутизма. Однако, эти результаты можно также интерпретировать в рамках модели взаимодействия генов с окружающей средой (GxE), Если, например, ассоциация обнаруживается при исследовании субъектов чаще подвергающихся риску развития аутизма , то при обследовании здоровых лиц генетический источник аутизма становится обнаружить сложнее.

Можно ли аутизм определить генетическим анализом

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Некоторая зависимость просматривается между вероятностью рождения ребенка с аутизмом и возрастом родителей.

Статья:

Аутизм – относительно новый диагноз, который получает все большее распространение среди населения земного шара. Исследования причин, факторов риска возникновения нарушений аутистического показывают, что вероятность рождения ребенка с аутизмом не зависит от социального положения семьи, образования, состояния здоровья родителей. Некоторая зависимость просматривается между вероятностью рождения ребенка с аутизмом и возрастом родителей. В связи с общемировой тенденцией «старения» первородящих, этот момент заслуживает пристального внимания.

Поздние родители – риск развития аутизма у детей

Мировая статистика свидетельствует, что рождение ребенка-аутиста у матерей после 40 лет возрастает в разы, в сравнении с более молодыми парами. Однако считать фактором риска только возраст женщины неправильно.

Является ли аутизм генетическим заболеванием не известно. Но исследования причин возникновения аутистических отклонений в 90% случаев показывают зависимость заболевания от изменения генома. Характерно, что обнаруженные генные мутации у ребенка часто не подтверждаются у родителей. Это говорит о том, что генная мутация является первичной и происходит под влиянием неблагоприятных внешних факторов или неустановленных причин. Вероятность патологических изменений в яйцеклетке, сперматозоидах возрастает с каждым прожитым годом.

Суть исследования

Большую научную работу по изучению влияния возраста родителей на процент рождения детей с аутизмом провели в Дании.

Ученые Университета Орхуса Кембриджа подвергли выборке 1,3 миллиона датских детей с 1980 по 2003 год рождения. Из этого количества аутизм был диагностирован у 9556 человек.

Первичное обследование и диагностика изучаемых детей изначально проводилось по инициативе родителей. Заметив отклонения в поведении малыша, родители обращались к детскому психиатру. На основе обследования, детям официально диагностировали: нарушение аутистического спектра, поведенческие и социально-адаптивные отклонения.

Результаты исследования

Результаты аналитической работы профессоров Симона Барон-Коена (Великобритания) Эрика Парнера (Дания) были опубликованы в журнале «Анналы Эпидемиологии».

Исследования существующих семей с детьми, у которых диагностирован аутизм, показывают следующую зависимость:

  • в 65% случаев мать старше отца;
  • отец, старше матери в 40% пар;
  • у родителей в 35 лет повышен риск рождения особого малыша;
  • в парах, где оба родителя «возрастные», вероятность рождения ребенка-аутиста возрастает на 27% (в сравнении с парами, где один из родителей молод).

Объяснения ученых

Ученые отметили, что генную мутацию у родителей могут спровоцировать:

  • воздействия вредной экологической среды;
  • пороки образа жизни;
  • медикаментозное лечение бесплодия;
  • генномодифицированные продукты.

Таким образом, связь между поздним материнством, отцовством и вероятностью рождения ребенка с аутистическим расстройством можно считать установленной. Цель данной работы заключалась в том, чтобы предупредить возрастных родителей о потенциальной вероятности рождения у них особого ребенка. Побудить их к тщательному ведению беременности, наблюдению за новорожденным.

Статистика свидетельствует, что вероятность рождения ребенка с аутизмом для любой семьи составляет около 1%. Другими словами на 100 новорожденных приходится 1 особый малыш.

Витамины во время беременности и аутизм у малыша

Установлена связь между приемом витаминно-минеральных добавок и риском рождения ребенка с аутизмом. Для исследования были взяты две группы детей: с типичным развитием, с аутизмом. Анализ собранных данных показал, что у тех женщин, кто не уделял питанию и витаминам должного внимания, дети с аутизмом рождаются чаще.

При недостатке витаминов отклонения в развитии малыша, происходят (с большой долей вероятности) с 1 по 8 неделю беременности. Влияние неблагоприятных факторов на более поздних сроках критическим не является.

Будущим мамам рекомендуют за 3 месяца до зачатия и в первые недели беременности, особо тщательно следить за рационом, образом жизни и обязательно принимать витамины для беременных. Фолиевая кислота, В12, В6 и железо беременной женщине необходимы в больших количествах, нежели это есть в обычных поливитаминных комплексах.

Медицинский эксперт-редактор Портнов Алексей Александрович советует выбирать витамины осторожно, только с рекомендацией врача, после обследования общего состояния и анализа показателей крови будущей мамы. Отмечено, что витамины в шипучей форме усваиваются организмом лучше таблетированных препаратов.

Риск рождения больного ребенка в семье, где первенец аутист

Какова вероятность рождения второго ребенка с аутизмом в семье, где уже есть такой малыш? Поскольку аутизм в 90% случаев имеет генетическую причину, то риск рождения второго ребенка в такой семье повышается значительно. Статистический анализ по разным исследованиям показывает возрастание с 1% в «обычной семье» до 14-19% в семье, где первенец аутист.

Отмечается заметное увеличение риска рождения малыша с аутизмом в зависимости от пола ребенка. Так мальчики-аутисты рождаются чаще девочек. Хотя в силу особенностей развития детей, так разделять по гендерному признаку многие ученые считают некорректным. Мальчики в силу природы своей менее коммуникабельны, чем девочки. Небольшие отклонения аутистического спектра у девочек могут оставаться не диагностированными. Странности в поведении списывают на особенности характера.

Отзывы и мнения родителей

Родители, в чьих семьях есть ребенок в аутизмом, отмечают страх перед рождением второго малыша. В большинстве случаев второй ребенок родится здоровым. Как пишет Наталия Максимина (мама двух сыновей, первенец с аутизмом) страхи оказались необоснованными. Однако мама отмечает, что знание симптомов аутизма + знание особенностей развития здорового малыша, позволило бы значительно раньше забить тревогу. Только глядя, как развивается второй сын, она поняла, насколько патологичным было поведение первого.

Можно ли аутизм определить генетическим анализом

а) Медицинское обследование при аутистическом расстройстве. В исследованиях Steffenburg (1991) и других авторов показано, что во всех случаях аутизма должно проводиться полное медицинское обследование. Steffenburg удалось установить этиологию заболевания примерно в одной трети случаев (и проявления общей неспецифической мозговой дисфункции в 50% случаев). Более чем в половине случаев этиология заболевания не была бы установлена без всестороннего медицинского обследования ребенка, план которого приведен в таблицах ниже.

В этих таблицах перечислены основные мероприятия при обследовании детей до 10 лет, которым диагноз аутистического расстройства поставлен впервые (обычно с нарушением способности к обучению легкой, средней или тяжелой степени). При обследовании детей старшего возраста и детей, у которых предполагается наличие конкретного этиологического фактора, план обследования может быть другим.

Если ребенку выполняется люмбальная пункция (для исключения прогрессирующего энцефалита/энцефалопатии), и при наличии лаборатории, определяющей содержание аминокислот (обычно фенилаланина), моноаминов и эндорфинов в цереброспинальной жидкости (ЦСЖ), необходимо провести и это исследование.

Даже в тех многочисленных случаях, когда этиология заболевания не может быть установлена, медицинское обследование в силу психологических причин все равно имеет большое значение. Родителям необходима уверенность, что врач выполнил все возможное, что в настоящее время доступно при аутизме. Тот факт, что во многих случаях выявляются признаки мозговой дисфункции — даже если и не удается установить точную причину заболевания—часто бывает полезным, и в конечном итоге идет на пользу больному ребенку, а не создает пессимистического настроя у родителей и других лиц, как порой опасаются. В их глазах заболевание перестает быть таким загадочным, как казалось, а проблемы ребенка представляются менее безнадежными и пугающими.

б) Нейропсихологическое обследование при аутистическом расстройстве. Всем детям-аутистам должно проводиться нейропсихологическое обследование. Оно должно включать в себя оценку или тестирование когнитивных/интеллектуальных функций каким-либо методом. Тест IQ — единственный метод, обеспечивающий относительно достоверный прогноз: уровень IQ 70 в этом возрасте означает, что исход заболевания будет относительно благоприятным (см. ниже). В разных странах могут использоваться различные тесты.

Тестирование должен проводить психолог, имеющий клинический опыт и владеющий теорией оценки результатов тестов детей-аутистов.

При аутизме могут быть полезными минимум четыре шкалы оценки когнитивных функций/развития ребенка: WISC-IV (Wechsler Intelligence Scale for Children, Шкала интеллекта Векслера для детей, IV издание) (Wechsler, 2003), международная шкала Leiter (Leiter, 1980), шкалы адаптивного поведения Vineland (Sparrow и Cicchetti, 1985) и шкала развития Griffiths II (Griffiths, 1970). Для оценки языкового развития могут применяться шкалы языкового развития Reynell (Reynell, 1969) и словарный тест в картинках Peabody (Dunn, 1970). Самый современный набор нейрофизиологических тестов, NEPSY (A Developmental NEuroPSYchological Assessment — Оценка нейропсихологического развития) (Korkman et al., 1997) может быть полезным при аутизме, но его систематических исследований еще не проводилось.

WISC-IV применяется только у детей в возрасте шести лет и старше, но особенно информативен у больных аутизмом с относительно сохранными функциями (уровень IQ>50). «Типичным» является профиль показателей, при котором показатели вербальной шкалы ниже показателей невербальной (практической) шкалы. Однако при синдроме Аспергера в половине случаев или даже чаще наблюдается обратная картина (Gillberg и Cederlund, 2005).

Также очень невысоки по сравнению с результатами других тестов показатели теста упорядочивания картинок (Picture Arrangement) (даже если учесть, что этот тест был более достоверен в предыдущих версиях WICS) и теста на понимание (Comprehension) (эти тесты в большой степени требуют наличия «общего ощущения», способности представлять себе мысли других людей, учитывать контекст; результаты этих тестов повышаются после раннего обучения, что выявляется при сравнении низких результатов маленьких детей с синдромом Аспергера и значительно лучших результатов в подростковом и молодом возрасте в этой же группе); очень высокие показатели в тесте композиций из кубиков (Block Design) (они же кубики Коса — прим, перев.), по крайней мере, при «классическом» аутистическом расстройстве (композиции из кубиков — субтест шкалы WICS, не требующий понимания контекста, а только понимания составленного из кубиков рисунка, но требующий зрительных и двигательных навыков, которые иногда нарушены при синдроме Аспергера).

Показатели теста составления фигур (Object Assembly) при синдроме Аспергера часто низкие. У пациентов с этим диагнозом и с развитыми функциями результаты теста часто такие же, как и при СДВГ (плохие результаты одного или более из следующих субтестов: арифметического (Arithmetic), цифровые обозначения или поиск символов (Digit Symbol) и повтор цифр (Digit Span)).

Тест Leiter — это невербальный тест, простой в применении (для опытного психолога) даже у детей-аутистов с отсутствием речи. Некоторые показатели теста l.eiter сходны с показателями субтеста композиций из кубиков теста WISC. Следовательно, некоторые дети, страдающие аутизмом, будут иметь высокие показатели теста Leiter, при показателях общего IQ (вербального и невербального) ниже нормы. Тем не менее, часто у больных с аутизмом результаты теста Leiter относительно хорошо коррелируют с результатами других тестов IQ, и тест Leiter широко применяется на практике.

Шкалы адаптивного поведения Vineland представляют собой не обычный тест, а структурированный опрос лица, осуществляющего уход за больным, близкого больному человека. Врач определяет коэффициент социализации больного, который при аутизме точно отражает уровень интеллекта. Следовательно, тест Vineland особенно полезен при обследовании пациентов, считающихся «нетестируемыми».

Шкала Grijfths оказывается полезной при обследовании маленьких детей (в возрасте 2-7 лет) для подразделения по IQ 50 (Dahlgren Sandberg et al., 1993). Для более детального обследования шкала Griffiths, как оказалось, не подходит, и обычно в раннем школьном возрасте заменяется тестом WISC-IV.

в) Опросники, протоколы наблюдения и диагностические опросы. При постановке диагноза расстройств аутистического спектра используются различные опросники и другие средства. В настоящее время чаще всего применяются CARS (Childhood Autism Rating Scale — Шкала оценки детского аутизма; Schopler et al., 1980, 1988) и ABC (Autism Behaviour Checklist—Контрольный лист оценки поведения при аутизме; Krug et al., 1980).

Опросник ASSQ (Autism Spectrum Screening Questionnaire—Скрининговый опросник расстройств спектра аутизма; Ehlers и Gillberg, 1993) широко используется в последние годы для скрининговых исследований индивидуумов с высокими функциями. ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule — Протокол диагностики и наблюдения при аутизме — Lord et al., 1994) широко используется в клинике, но требует обучения и сертификации специалиста. Помимо этого, многие клиники в настоящее время используют DISCO (Diagnosis of Social and Communication Disorders — Диагностика социальных и коммуникативных расстройств — Leekam et al., 2002) или ADI-R (Autism Diagnostic Interview, Revised—Диагностический опрос при аутизме, пересмотренное издание; Lord et al., 1994); использование этих опросников, изначально разработанных с целью клинических исследований, требует обучения с получением диплома.

Во многих центрах для постановки предварительного диагноза индивидуумам с развитыми функциями используется ASDI (Asperger Syndrome/Autism Spectrum Diagnostic Interview — Диагностический опросник синдрома Аспергера/рас-стройств спектра аутизма; Gillberg et al., 2001).

Шкала CARS имеет хорошие показатели надежности и достоверности, по крайней мере, в случаях явного и тяжелого аутизма. Это смешанный протокол опроса и наблюдения, в котором используются данные, полученные при наблюдении за пациентом с аутизмом и расспросе лица, осуществляющего уход. Результат по шкале может составлять от 15 до 60 баллов, «явный» аутизм считается при уровне свыше 30 баллов, тяжелые случаи — свыше 36 баллов. Эта шкала работает хуже при обследовании пациентов с развитыми функциями; при использовании пограничного значения в 30 баллов значительное число случаев заболевания может остаться ^диагностированным. При обследовании пациентов с синдромом Аспергера шкала CARS менее эффективна.

Тест АВС представляет собой опросник, состоящий из 57 пунктов, позволяющий собрать информацию о ребенке в течение 30 минут; но нельзя ставить диагноз аутизма только на основании данных этого теста. Предлагаемое пограничное значение (67 баллов для аутизма) приводит к возникновению большого числа ложноотрицательных результатов (Nordin et al., 1998). Тест АВС может применяться для оценки выраженности симптоматики, а не для диагностики аутизма. Этот тест также неприменим при обследовании больных с синдромом Аспергера.

Тест ADOS (и его доречевая версия PL-ADOS) является протоколом наблюдения, отлично подходящим для систематического наблюдения с исследовательскими целями. Также этот тест может быть полезным при принятии сложных диагностических решений. Но в целом, эта методика не подходит для применения в общей диагностической практике, особенно учитывая тот факт, что для ее использования необходимо специальное обучение.

Тест DISCO представляет собой опросник для проведения исследований и отличается хорошей надежностью и достоверностью. Он очень полезен при диагностике различных состояний спектра аутизма, но его применение требует много времени и специальной подготовки исследователя.

Тест ADI-R вариант интервью для проведения исследований, похожий на DISCO, но ориентированный на симптоматику ядерного аутизма. Этот тест также требует специальной подготовки.

г) Оценка результатов обучения. Для оценки уровня образования, являющейся важной составляющей нейропсихологического обследования, применяется тест PEP-R (Psycho-Educational Profile — Revised — Психообразовательный профиль, пересмотренное издание; Mesibovet al., 1989). Результатом этого теста является краткая схема текущего уровня образованности в различных областях, на основании которой можно составлять индивидуальную образовательную программу. Тест РЕР нужно проводить через определенные интервалы времени для оценки эффективности и корректировки индивидуальной лечебной образовательной программы.

— Вернуться в оглавление раздела «Неврология.»

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 18.1.2019

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.