Можно ли логопедический массаж при эпилепсии

Ограничения для детей с эпилепсией

Рекомендации международной антиэпилептической лиги (ILAE)

Как правило, члены семьи, а также воспитатели детей, страдающих эпилепсией, бывают обеспокоены возможностью получения ребенком травмы в результате приступов. Эта боязнь часто приводит к введению различных принудительных ограничений в деятельность и поступки детей, что в свою очередь негативно сказывается на поведении, характере и психосоциальном статусе ребенка, вызывая тем самым нежелательные последствия в его дальнейшей жизни. Реальное же положение вещей таково, что в мире природы детство любого живого существа, и ребенка в том числе, наполнено множеством опасных для жизни ситуаций, и для детей с эпилепсией их количество не намного превышает среднестатистический показатель. Нет смысла говорить о введении каких-либо общих фундаментальных ограничений для детей с приступами, однако стоит остановиться на нескольких принципах, положенных в основу принятия решений об ограничениях.

  • Решение ввести то, или иное ограничение должно быть тщательно продуманным и приниматься не только исходя из желания защитить ребенка от физического или эмоционального ущерба, но и принимая во внимание необходимость поощрения его активности, самостоятельности, стремления к познанию мира, независимости, уверенности в себе.
  • Принимая решение о введении того, или иного ограничения, следует опираться только на здравый смысл.
  • Все решения о введении каких-либо ограничений должны приниматься индивидуально для каждого ребенка, в тесном взаимодействии с его лечащим врачом, исходя из конкретных потребностей ребенка на данном этапе его развития.

НЕОБХОДИМОСТЬ В ОГРАНИЧЕНИЯХ

Существует три основных причины, оправдывающих необходимость ограничивать действия детей с эпилепсией. Во-первых, это вполне реальная опасность получения ребенком травмы во время приступа вследствие возможных неудачных падений, ожогов, порезов и ссадин, переломов костей и зубов, вывихов. Во-вторых, это необходимость оградить ребенка от событий и обстоятельств, способных провоцировать у него приступы, как, например, мелькания и вспышки света (фотостимуляция), недосыпание, прием алкоголя, перегревание. И, наконец, в исключительных случаях ограничения могут быть обусловлены боязнью эмоционального ущерба, психической травмы ребенка.

Для некоторых детей должны вводиться ограничения временного характера, например, в следующих ситуациях: а) в течение 2-3 месяцев после впервые произошедшего приступа; б) с момента начала медикаментозного лечения и до тех пор, пока не будет ясно, что дальнейшее возникновение приступов крайне маловероятно; в) в течение нескольких месяцев после отмены приема противосудорожных препаратов.

Ограничения могут вводиться на неопределенный срок для детей с упорно рецидивирующими, не поддающимися лечению приступами. У детей с прогрессирующими формами эпилепсии условия введения и действия тех, или иных ограничений должны с течением времени пересматриваться.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВВЕДЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ

Существенное значение в принятии решений о запретах и ограничениях отводится следующим факторам:

Возраст ребенка Всем детям дозволено делать лишь то, что предполагает соответствие разрешаемых действий их возрасту, темпераменту и уровню психического развития. Для детей младше 8 лет все ограничения должны носить форму запретов или обязательных правил. В более старшем возрасте дети начинают осознавать необходимость и важность принятых ограничений, поэтому следует добиваться их согласия на проявление особой сдержанности в тех ситуациях и в те моменты времени, когда обычные правила поведения этого не требуют.

Типы приступов Насколько различный характер имеет первая помощь при различных видах приступов, настолько же отличаются и вводимые при этом запреты и ограничения. Приступы, не связанные с потерей сознания, либо протекающие во время сна, требуют лишь незначительных изменений в образе жизни. А вот приступы, сопровождающиеся потерей сознания, безусловно, относят ребенка к наиболее серьезной группе риска, связанной с травмами.

Частота приступов Дети с редко повторяющимися приступами обычно не нуждаются в каких-либо ограничениях их деятельности. Это вполне разумно, если, к примеру, в течение года имелся всего лишь однократный приступ. Напротив, при очень частых абсансах, миоклонических, атонических или тонических судорогах, а также у детей с недавно диагностированной эпилепсией, требуется введение соответствующих ограничений до установления полного контроля над приступами.

В ремя и место действия приступов У некоторых детей приступы возникают только во время сна, то есть, в тот момент, когда ребенок находится в относительно безопасном удобном положении. У других же детей приступы возникают в активное время суток и могут быть спровоцированы световыми мельканиями, бликами телеэкрана или видеомонитора. Данные обстоятельства можно преодолеть, либо в какой-то мере ограничить их воздействие, пользуясь, например, солнцезащитными очками, а также закрывая один глаз. В тех редких случаях, когда подобного рода ситуации долго длятся по времени, они становятся источником постоянных проблем.

Уступчивость ребенка Очень важным фактором является способность ребенка к соблюдению ряда условий, ограничивающих его деятельность, и способность нести за это постоянную ответственность. Особую важность такая самоорганизованность приобретает в подростковом возрасте, а также в тех семьях, которые не имеют возможности регулярно покупать лекарства.

Сопутстсвующие диагнозы Наличие тяжелого сопутствующего диагноза, например, физического или умственного недостатка, также может стать препятствием к введению ограничений.

Далее приводится описание некоторых ограничений применительно к конкретным обстоятельствам, введение которых оправдано риском возможных нежелательных последствий.

В доме Маленьких детей никогда не следует оставлять в ванне одних без присмотра. Для более старших детей предпочтительнее пользоваться душем, однако, никогда не следует запирать дверь в ванную комнату. Потеря сознания может привести к падению в воду, а при этом достаточно легко захлебнуться. Необходимо также избегать спальных поверхностей (например, водяной матрац), покрывал и подушек, способных вызвать затруднение дыхания и, как следствие этого, удушье. Особенно это касается постелей младенцев и маленьких детей. И, конечно же, необходимо исключить пребывание детей вблизи открытого огня, горячих печей и духовок, на лестницах.

Вне семьи Няня, воспитатель детского дошкольного учреждения, учитель в школе, а также любой другой человек, несущий в определенные моменты времени ответственность за ребенка, должны быть проинформированы о вероятности появления приступов. Очень важно, чтобы наблюдающие за ребенком взрослые были детально ознакомлены с основной информацией о приступах, связанных с ними проблемах, а также о необходимых мерах предосторожности и правилах оказания первой помощи. Если есть возможность, то в соответствующем возрасте ребенок должен посещать общеобразовательную школу. Родственники, или же лечащий врач обязаны проинформировать школьный медперсонал о наличии приступов у ребенка и принятых в связи с этим ограничениях. Однако, ребенку должно быть разрешено принимать участие во всех спортивных и массовых мероприятиях, проводимых в рамках школы. Регулярная физическая активность и соблюдение надлежащих навыков в обучении никоим образом не сможет отрицательно сказаться на течении болезни и, тем более, усугубить приступы

В тех случаях, когда существует высокий риск эпилептического статуса у ребенка, ограничения могут быть менее строгими лишь при условии, что постоянно находящиеся рядом взрослые воспитатели заранее были обучены управлению ситуацией и применению быстродействующих противосудорожных препаратов (например, свечей с диазепамом). Если во время приступа у ребенка происходит непроизвольное мочеиспускание, то было бы разумным держать на этот случай в школе запасную одежду. Вообще, одноклассникам лучше знать о возможных приступах у их товарища, особенно, если приступы протекают генерализованно или имеют выраженную картину. Часто проходит много времени, пока семья свыкается с необходимостью разглашения диагноза ребенка, но к этой вынужденной мере требуется снисходительно-поощрительное отношение.

Спорт и развлечения

Плавание,гребля, серфинг Всем детям, занимающимся водными видами спорта, необходимо постоянное наблюдение опытного спасателя. Плавать лучше всего вместе с друзьями. Благоразумно пользоваться спасательным жилетом. Основные факторы, на которых следует заострять внимание, — это возраст ребенка, частота приступов и надежность и тщательность контроля за его действиями.

Подводное плавание и прыжки в воду Это те из немногих видов спорта, которых следует избегать детям с эпилепсией.

Ночевки в походе и у друзей Взрослый, несущий в данных ситуациях ответственность за детей, должен быть поставлен в известность и о форме приступов у ребенка, и о правилах оказания первой помощи, и о способах извещения семьи в случае необходимости аналогично тому, как это принято в школе или при любых других активных и физических занятиях с детьми.

Путешествие на самолете, а также путешествие по областям, имеющим слаборазвитое медицинское обслуживание До той поры, пока доступна квалифицированная медицинская помощь, нет необходимости как-либо ограничивать детей в путешествиях. Близкие обязаны заранее обдумывать и обеспечивать те необходимые меры, которые неизбежно потребуются при оказании первой помощи во время приступа. Могут возникнуть и такие ситуации, когда разумнее прервать путешествие, либо в срочном порядке применять быстродействующие противосудорожные препараты. Решение должно приниматься, исходя из аналитического сопоставления вероятного риска и несомненной пользы для ребенка.

Лазание по канату, деревьям, скалам Рискованные подъемы на высоту нужно запрещать. Это касается не только детей с эпилепсией. Подобные запреты продиктованы здравым смыслом.

Бег на лыжах по пересеченной местности, бег на длинные дистанции и другие виды спорта, требующие выносливости Очень маловероятным является предположение, что интенсивные занятия спортом способны негативно сказываться на приступах. Хорошей проверкой и доказательством устойчивости к приступам заведомо могут стать подготовительные и тренировочные занятия перед соревнованиями.

Катание на велосипеде, коньках, роликах, роликовой доске Всем без исключения детям, в том числе и детям с эпилепсией, следует при катании на перечисленных спортивных снарядах избегать оживленных улиц и площадей. Кроме того, независимо от наличия у них приступов, дети при катании обязаны надевать защитные шлемы и накладки. Если приступы не контролируются, или же выявлены совсем недавно, то катание на велосипеде, коньках, роликах и доске должно быть прекращено.

Футбол, регби, ручной мяч, хоккей (контактные виды спорта) Легкие ушибы головы, возможные при занятиях данными видами спорта, — это, безусловно, травмы, но не настолько серьезные, чтобы вызывать приступы.

Управление автомобилем или другими транспортными средствами Ограничения, касающиеся водительских прав, различны в разных странах. В некоторых государствах их не существует, достаточно иметь лишь разрешение врача на передвижение в целом. В других же при наличии диагноза в анамнезе требуется период отсутствия у больного приступов продолжительностью от 3 месяцев до 1 года.

Людей с активной формой эпилепсии, садящихся за руль, необходимо предупредить об опасных ситуациях, способных возникнуть при управлении транспортными средствами, и такое предостережение должно быть сделано в письменной форме. Пациенты с резистентными к лекарственной терапии формами приступов должны быть вообще отстранены от вождения и проинформированы об опасности нарушения этого запрета, а также о невозможности выплаты страховки вследствие произошедшего при этом несчастного случая.

Хотя правила везде и неодинаковы, но в том случае, если возобновление приступов произошло в результате назначенных врачом изменений в лечении, пациент не должен совсем отстраняться от управления транспортным средством, особенно, если при этом предполагалось, что возврат к ранее принимавшимся препаратам восстановит контроль над приступами. Как бы то ни было, но полное прекращение приема лекарств представляет собой сложную проблему как для врача, так и для пациента-водителя. Для некоторых пациентов риск возобновления приступов при отмене медикаментозной терапии достаточно мал, но если приступ все-таки случается, то с наибольшей вероятностью это происходит в первые 3-6 месяцев после снятия лечения. В этот период за руль садиться не следует.

СОВЕТЫ НА БУДУЩЕЕ: КАК МОЖНО СВЕСТИ К МИНИМУМУ ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ

Для того, чтобы существенно сократилось количество ограничений и запретов, установленных для детей с эпилепсией, необходимо прежде всего повышение уровня образованности как семьи, так и общества в целом. Необходимо также постоянно поощрять детей к различным активным действиям, не представляющим опасности для их здоровья. Необходимы исследования по поводу, как самого факта установления ограничения, так и его уместности, а также соответствующей продолжительности. И, наконец, оценка воздействия выполняемых ограничений должна производиться комплексно и с научных позиций.

Члены комиссии: Professor Olivier Dulac, Chairman; Dr. Frank Besag; Professor Neil Buchanan; Professor Carole Camfield; Professor Bernardo Dalla Bernadina; Dr. Charlotte Dravet; Dr. Stella Maris Perraro; Dr. Adalberto Gonzalez-Astiazaran; Dr. Gregory L. Holmes; Professor Maryse Lassonde; Professor Niall O’Donohoe; Professor Shunsuke Ohtahara; Dr. Igor M. Ravnik; Dr. Willy Renier; and Dr. Joseph Roger.

Перевод с английского — Т.В. Богачева, 1998

Можно ли логопедический массаж при эпилепсии

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Логопедический массаж зондами используется для исправления тяжелых нарушений. Он позволяет нормализовать тонус мышц, улучшить мелкую моторику.

Статья:

Коррекция речевых нарушений требует использования разных методов. Специалист работает над развитием артикуляции, дыхания, фонематического слуха. В качестве вспомогательной помощи используют физиотерапию, медикаменты, нейропсихологию.

Логопедический массаж зондами используется для исправления тяжелых нарушений. Он позволяет нормализовать тонус мышц, улучшить мелкую моторику. Для его проведения нужны специальные навыки.

Показания для проведения

Тяжелые нарушения речи нередко сопровождаются проблемами с нервной системой. При дизартрии страдают отделы мозга, отвечающие за иннервацию мышц. При такой патологии дети не могут переключать артикуляционные позы, ощущать тонкие движения языка и губ.

Ведущий дефект — нарушение фонематической стороны. Ребенок говорит:

  • невнятно;
  • искажая звуки;
  • маловыразительно.

Лексика, грамматика не всегда страдают. При произношении звука язык отклоняется в сторону, либо ограничен в движениях. Кончик выступает между зубов, то есть появляется межзубное произношение.

При тяжелых нарушениях заметна асимметрия губ, напряженный, собранный в комок язык (либо он может быть вялым, расслабленным). Стертую форму дизартрии сложно определить, так как при ней страдает только произношение 1-2 групп звуков.

Без зондового массажа не получится провести коррекцию любой формы дизартрии. Без него постановка звуков потребует нескольких лет, в большинстве случаев результат будет нулевым.

Использование массажных зондов для коррекции дислалии спорно. При нарушении страдает только произносительная сторона речи. Массаж укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, подготавливает их, ускоряет постановку звука. Некоторые логопеды придерживаются мнения, что это лишнее.

При дислалии может быть укорочена подъязычная связка. Она ограничивает подвижность языка, нарушается ряд звуков (соноры, шипящие). Желательно хирургически подрезать ее, но не все родители на это согласны. Поэтому зондом уздечку растягивают, при легкой степени дефекта можно значительно улучшить ее эластичность.

Логопедический зондовый массаж назначают при алалии. При данной проблеме страдают определенные участки коры мозга. У ребенка нормальный физический слух, но в 4 года он не говорит. При моторной форме малыш понимает обращенную речь, но сам пользуется жестами.

Массаж стимулирует поступление сигналов в головной мозг, что способствует развитию пораженных отделов. После курса лечения появляются звукоподражания.

Причина ринолалии — это дефекты в строении речевого аппарата (расщелины губы, десны, нёба). После операции остаются рубцы, которые мешают подвижности органов. Зондами разминают швы, стимулируют работу мышц.

Дьякова рекомендует зондовый массаж для коррекции заикания. В основе дефекта судороги разного происхождения. Из-за напряжения мышц человеку сложно сказать что-то. Для расслабления используют массаж.

Общие рекомендации по проведению

Длительность курса рассчитывается индивидуально. В среднем достаточно 10-ти процедур, проводимых через день. Между циклами делают перерыв в месяц. Некоторые логопеды предпочитают включать массаж перед каждым занятием.

Длительность процедуры зависит:

  • от возраста;
  • степени дефекта;
  • личностных особенностей.

Минимальное время – 5 минут, максимальное – 25. Воздействие не должно вызывать боли, допускается небольшой дискомфорт. Дети могут бояться зондов, так как они напоминают медицинские инструменты. Можно дать их потрогать, поиграть ими, провести сеанс на игрушках.

При негативизме, истериках, агрессии первые сеансы делают максимально короткими. Начинают с поглаживания губ, щек, кончика языка. При ярко выраженном рвотном рефлексе воздействие начинают с легкого, постепенно продвигаясь вглубь рта.

Сеансы массажа проводят в хорошо проветриваемом помещении. Оно должно быть теплым, светлым, уютным.

Комплект зондов

Логопедические зонды для постановки звуков (под авторством Рау) не подходят для массажа. Специальный набор был разработан Новиковой Е. В. В него входит 8 основных зондов плюс 4 дополнительных. Патент на разработку был получен в 2000 году.

Зонды используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Стимулирование мышц ведущей руки улучшает моторику, способствует развитию почерка.

Первый инструмент – вилочка, выглядит как две чуть разведенные в сторону тупые иглы. Легкое покалывание оказывает активизирующее действие.

Второй инструмент – восьмерка. На конце круглая петля, которая «перетирает» мышцы.

Третий, четвертый, пятый инструменты – это «саночки» разного размера. Форма зондов напоминает закругленные полозья санок, отсюда и произошло название. Работать можно любой стороной инструмента.

Шестой инструмент – топорик, выглядит как две плотно прижатые петли. Используется для нажатия на поверхность органов, скольжения. Нормализует тонус, повышает подвижность мышц.

Седьмой – крестовина, петли закругленные, перекрещивающиеся. Применяется для стимуляции мышц языка, разработки его подъёма.

Восьмой инструмент – толкачик, петля небольшая, поднята под прямым углом к ручке зонда. Позволяет стимулировать подвижность, эластичность мышц. При нажатии на язык создает напряжение, после того как давление убирается, орган расслабляется.

Девятый инструмент (дополнительный) – щипчики, выглядит как две больших закругленных петли, расположенных параллельно друг другу. Зондом удобно брать язык, аккуратно двигать его.

Десятый инструмент – подтягивающий, выглядит как низкая широкая рамка. Используется для растяжения уздечки.

Одиннадцатый инструмент – лебедушка, петля небольшая, загнутая у основания, после чего идет небольшой вертикальный участок зонда, который сгибается под прямым углом к ручке зонда. Массирует нёбо, устраняет саливацию.

Двенадцатый – скользящий, выглядит как вытянутый треугольник с круглыми углами. Используется для скользящих движений.

Некоторые авторы вносили свои коррективы в комплект массажных зондов. Воробьева совместно с Крупенчук создали авторский набор. Он состоит из 9 инструментов. Новаторством можно считать создание зондов с разными катушками с небольшими гранями. Подобное покалывание позволяет эффективно стимулировать нервную систему.

Преимущества и недостатки методики

Зондовый массаж позволяет ускорить постановку звуков, облегчить усвоение артикуляционной гимнастики, наладить работу мышц. Без него коррекция дизартрии затянется на 5-10 лет.

Он не требует особых условий проведения, так как его может сделать любой логопед с соответствующей квалификацией. Во многих коррекционных учреждениях его проводят специалисты по мере необходимости.

Массаж способствует снятию тонуса, гиперсаливации, улучшению мелкой моторики.

У него есть и недостатки. Значимость, ценность массажа переоценена – это вспомогательный инструмент, а не панацея. Низкоквалифицированные логопеды предоставляют зондовый массаж как лекарство от всех проблем. На самом деле воздействие дает только почву для постановки звуков, что не отменяет остальных этапов работы.

При неправильном использовании инструменты вызывают негативизм ребенка, так как при незнании ими можно серьезно навредить. Некоторые специалисты действуют грубо, неправильно, что приводит к боли, отказу ребенка заниматься.

Противопоказания

Курсы массажа назначает невролог после полного обследования. Нельзя проводить его при эпилепсии разной формы, так как он может спровоцировать приступы.

Временный отвод дается при любых инфекционных, соматических болезнях. Нельзя проводить зондовый массаж при стоматите, кариесе, гингивите, кожных болезнях. Герпес, инфекции полости рта тоже служат медотводом для процедур.

Нельзя его делать при сильной пульсации артерий, повышенном давлении, плохом физическом самочувствии.

При тошноте, рвоте, усталости нельзя проводить сеанс, лучше перенести его на другое время. Логопед осматривает каждого ребенка перед проведением массажа.

Обработка инструментов

Каждый комплект инструментов используется один раз. После его замачивают в дезинфекционном растворе, не вынимая из него, обрабатывают ватными тампонами в течение 30 секунд.

Потом инструменты моют под проточной водой с использованием таких средств как «Прогресс», «Биолот», «Астра». Делают это 10 минут.

В дистиллированной воде зонды моют 30 секунд. В конце сушат в сухожаровом шкафу.

Это стандартный метод стерилизации медицинских инструментов. Пренебрегать им нельзя, так как это нарушение закона. Дети могут иметь разные болезни, в случае массового заражения будут серьезные проверки, расследование.

Проведение в домашних условиях

Массаж − серьезное воздействие на организм. Человек, который его делает, обязан иметь соответствующее медицинское образование, постоянно повышать квалификацию. Логопеды могут делать только логопедический массаж, как зондовый, так и ручной.

Не стоит пытаться проводить его самостоятельно. Перед началом курса специалист проводит обследование ребенка, осматривает органы артикуляции, определяет тонус, составляет подборку упражнений. Не всегда нужен полный комплект зондов, часто достаточно 4-5.

Детям проще переносить процедуру в другом помещении. Психологически им спокойнее потерпеть дискомфорт какое-то время.

Степень воздействия инструментов выбирает специалист. Основные техники:

  • давление;
  • скольжение;
  • сжатие;
  • растирание.

Выбор техники делает логопед. Родителю без специальных знаний сложно будет подобрать ее. Зондовым массажем можно навредить — порвать уздечку, вызвать гипертонус, усилить рвотный рефлекс и т. п.

Рекомендации для родителей

Не стоит отказываться от всех средств коррекции. Для лечения тяжелых нарушений речи требуется комплексный подход. В него входит:

  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапия;
  • общий массаж и логопедический.

Занятия с психологом позволяют вырабатывать мотивацию, развивать высшие психические функции. Логопедический массаж часто вызывает у ребенка неприятные ощущения, поэтому в качестве поощрения покупают что-то вкусное или игрушку.

Эффект от сеансов будет только в случае их регулярности. Потребуется 3-4 курса для появления улучшений.

В домашних условиях можно использовать навыки самомассажа. Крупенчук разработала технику с использованием столовых ложек. Ее она подробно изложила в одноименной книге.

Перед процедурой ребенка правильно настраивают, объясняют ему необходимости ее проведения, обещают наградить. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.

Не стоит воспринимать зондовый массаж как легкое решение проблемы. Тяжёлые нарушения речи требует 3-4 лет для исправления всех дефектов. Поэтому необходимо набраться терпения.

Логопедический массаж языка ребенка

Для исправления нарушений речи используются различные методики, которые чаще всего применяются в комплексе. Одним из таких методов является логопедический массаж языка, который предполагает механическое воздействие на мышцы, нервные окончания тканей и сосуды речевого аппарата.

В комплексе с другими техниками проведение логопедического массажа позволяет исправить дикцию, научив ребенка правильно выговаривать сложные для произношения звуки. Его может делать не только логопед, но и родители в домашних условиях при соответствующей подготовке.

Основные показания к проведению

Сейчас у многих детей выявляются различные недостатки речи, которые важно устранять именно в дошкольный период. Если этого не делать, то ребенок подойдет к школе неподготовленным, его речевые дефекты будут мешать ему не только в изучении школьной программы, но и в полноценном общении со сверстниками. Это в свою очередь чревато развитием у ребенка комплексов, он становится замкнутым и застенчивым, при этом такие дети часто становятся жертвой буллинга из-за своих речевых недостатков.

Чтобы этого избежать, важно своевременно начинать коррекцию нарушений речи. В данном случае, логопедический массаж способствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения.

Логопедический массаж может быть стимулирующим и расслабляющим. Существует несколько показаний для массажа:

  • Гипертонус (повышенный тонус) языка и жевательных мышц.
  • Различные нарушения голоса. Ребенок устает во время разговора, разговаривает слишком тихо, жалуется на болевые ощущения во время разговора, чувствует «ком» в горле и т.д.
  • Нарушение жевательной и глотательной функции.
  • Заикание. Детям с этим нарушением свойственно повторение слогов в слове, либо они не могут произнести слово до конца, зацикливаясь на какой-нибудь одной его части.
  • Миофункциональные нарушения, приводящие к нарушению прикуса.
  • При наличии короткой уздечки языка с целью ее безоперационного растяжения.
  • Дизартрия. Представляет собой нарушение произносительной стороны речи, которое вызвано недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии наблюдается ограниченная подвижность языка и других артикуляционных органов.
  • Повышенное слюноотделение. Данное нарушение объясняется слабостью круговой мышцы рта.

Какой эффект дает логопедический массаж языка

Логопедический массаж языка представляет собой определенный набор техник, которые направлены на изменение мышечного тонуса языка и переключаемость его движений. Он влияет на трофику мышц, на состояние иннервации языка. В процессе массажа задействуются не только мышцы языка, но и функционально связанные с этим органом области: губные, щечные, подъязычная и подбородочная область и т.д.

Логопедический массаж в комплексе с другими техниками позволяет справиться со следующими задачами:

  • помощь в правильной постановке звуков;
  • стимуляция процесса формирования речи;
  • улучшение звучания голоса и состояния голосовых связок;
  • косвенное влияние на отделы головного мозга, отвечающие за речь;
  • нормализация затруднённого дыхания;
  • формирование правильного диафрагмального дыхания;
  • повышения контроля ребёнка над движениями своих лицевых мышц, языка;
  • нормализация тонуса мышц речевого аппарата, лицевых мышц;
  • коррекция таких нарушений речи, как заикание, дизартрия, ринолалия и др.;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • стимуляция кинестетических ощущений;
  • понижение гипертонуса при спастичности, параличе мышц речевого аппарата, гиперкинезе, синкенизии (расслабляющий эффект массажа);
  • повышение тонуса мышц с недостаточной сократительной способностью (для возникновения нужного напряжения при звукопроизношении);
  • снижение слюноотделения;
  • уменьшение психологического дискомфорта и эмоциональных зажимов.

Помимо своей основной функции по укреплению и развитию артикуляционного аппарата, данная процедура положительно воздействует и на весь организм: улучшает крово- и лимфообращение, нормализует дыхательные процессы, стимулирует обмен веществ, благотворно влияет на работу нервной и мышечной систем, повышает общий эмоциональный фон.

Противопоказания к проведению процедуры

Важно знать, что есть определенные противопоказания к проведению логопедического массажа. Как правило, они носят временный характер. К основным противопоказаниям относятся:

  • инфекционные и вирусные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);
  • герпесные и гнойничковые высыпания на лице и/или в ротовой полости;
  • повышенная температура;
  • болезни ротовой полости (стоматит, гингивит);
  • увеличенные лимфоузлы;
  • болезни крови и капилляров;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • онкологические заболевания;
  • эпилепсия;
  • гиперчувствительность;
  • ангина (в острой фазе и в течение 10 дней после выздоровления).

Особенности проведения

Логопедический массаж эффективен, но только при условии, что его выполняет квалифицированный логопед. Возможно проведение элементов логопедического массажа родителями ребенка дома, но только после консультации со специалистом, которые должен объяснить все тонкости этого процесса.

Перед началом процедуры исследуется состояние мимических и артикуляторных мышц, общей и мелкой моторики. Важно определить, в каком состоянии находятся мышцы: пассивны, напряжены, есть ли подергивания, асимметрия в работе мышц. На основании проведенного обследования подбирается соответствующий комплекс массажных техник и логопедических упражнений.

Продолжительность первых сеансов должна составлять порядка 5 минут. Затем время сеанса постепенно увеличивается. В случае серьезных проблем с развитием речевого аппарата, продолжительность первых сеансов составляет порядка 1-2 минут. Продолжительность нужно увеличивать постепенно, чтобы не вызвать негативной реакции на занятияу ребенка.

Важно понимать, что логопедический массаж эффективен только комплексно, т.е. с одновременной медико-психолого-педагогической коррекцией имеющихся речевых нарушений.

Каким бывает логопедический массаж языка

Язык – самый важный орган артикуляции. Он очень гибок и подвижен и может занимать различные положения в ротовой полости для образования гласных и согласных звуков, поэтому проведение логопедического массажа при дизартрии и других речевых нарушениях является важной составляющей коррекции. Специалисты используют различные методики, которые мы рассмотрим подробнее.

Ручной массаж

Массаж языка подушечками пальцев позволяет проработать все группы мышц. Занятия позволяют снять повышенный тонус артикуляционных и мимических мышц.

ВАЖНО: Занятия проводятся только чистыми руками.

Есть несколько эффективных упражнений для языка:

  • Поглаживание высунутого языка, его боковых краев от центра до середины (количество повторений – 5-7 раз).
  • Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцем горизонтально (5-7 раз).
  • Постукивание высунутого языка, его боковых краев (от центра до середины).
  • Далее можно делать спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка.
  • Легкие пощипывания кончика языка.
  • Захват языка двумя пальцами, прокручивание его по и против часовой стрелки.

Массаж зубной щеткой

Для данного вида массажа используют чистую зубную щетку, которая предназначена только для данной процедуры, т.е. не используется для чистки зубов. За счет своих ворсинок она хорошо разминает язык. Плюс в том, что массаж зубной щеткой можно проводить самостоятельно дома.

Последовательность действий примерно следующая:

  • Под язык нужно подложить сложенный бинт или бумажную салфетку – это необходимо для сбора слюны, которая будет активно выделяться в течение занятий. По мере намокания их нужно менять.
  • Перед выполнением процедуры нужно сказать ребенку, чтобы он расслабил язык настолько, насколько он может.
  • Сначала выполнятся круговые разминающие движения по спинке языка. Нажим несильный.
  • Далее выполняем поглаживания по всей площади языка. Движения должны быть прерывистыми, как во время чистки зубов.
  • Далее ребенок должен напрячь язык и приподнять его к нёбу. Массируем нижнюю часть языка и ямку под ней.

Во время выполнения упражнений нужно следить за состоянием ребенка, чтобы не вызвать у него рвотный рефлекс.

Массаж с помощью ложек

Используются обычные столовые приборы, но важным условием является чистота рук и самих предметов. Для этих целей подойдут 2 чайные ложки.

  1. Поглаживание висков выпуклой стороной ложки (по часовой стрелке).
  2. Поглаживание глазных впадин округлой стороной прибора. Ложку ведут вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза. Возвращают ложку под глазом.
  3. Щеки поглаживаются выпуклой стороной ложки.
  4. Поглаживание висков спиралевидными движениями выпуклой стороной ложки. В конце движения можно слегка надавить на висок.
  5. Подбородочные и жевательные мышцы разминаются круговыми движениями округлой стороны столового прибора.
  6. Кончиком ложки необходимо «поскрести» по нижней и по верхней губе.

Зондовый массаж

Этот тип логопедического массажа выполняется при помощи специальных зондов, которые разработала Новикова Е. В. – доктор педагогических наук.

Стандартный набор состоит из 11 инструментов, каждый из которых используется в определенных целях. К примеру, «саночки» предназначены для стимуляции мышц, «топорик» применяется при пониженном и повышенном тонусе мышц.

Точная последовательность действий определяется логопедом-дефектологом. В частности, она зависит от конкретного речевого нарушения и возраста пациента. Стандартная схема выглядит следующим образом:

  • Инструментом в виде шарика нужно водить по всей поверхности языка.
  • «Вилочкой» проводится обкалывание языка. Далее совершаются колебательные и вращательные движения инструментом в разных точках.
  • «Восьмеркой» нужно нажимать на язык в нескольких точках.
  • Также используются «саночки» (всего их 3 – малые, средние и большие). Используются для растягивания уздечки под языком, а также надавливания на орган.
  • «Топориком» скользим по языку, слегка надавливая на него.
  • «Крестовиной» проводится нажим, прокручивание, прижимание языка к корню, возвратное выталкивание языком.
  • «Толкачиком» проводится прокручивание, нажим, в также упражнение «Пружина» с языком (до корня).

Каждое движение следует повторять по 20-30 раз. Курс продолжается порядка 3 недель, повторный – через 1,5 месяца.

Как делать массаж дома

Родители ребенка вполне могут проводить необходимый комплекс массажных упражнений в домашних условиях. Более того, это важное условие коррекции, когда занятия проводятся не только в логопедическом кабинете, но и дома.

Логопедический массаж лучше всего начинать со всего лица, что позволит снять гипертонус и общее напряжение. Поглаживания подушечками пальцев начинаем со лба, постепенно переходя к подбородку. Движения должны быть мягкими, от центра к краям лица.

Далее можно переходить к массажу языка:

  • Берем кончик языка, ведем его вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо.
  • Большим пальцем поглаживаем язык, поддерживая его снизу.
  • Поглаживания снизу и сверху языка средним и большим пальцем.
  • Аккуратно покачиваем язык, слегка постукивая пальцами по нему.
  • Уздечку языка можно слегка массировать движениям вверх-вниз.
  • С помощью чистой зубной щетки проводим поглаживания и другие манипуляции, которые мы описали выше.
Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.