Можно ли водить машину с аутизмом
Можно ли водить машину с аутизмом
С какими болезнями нельзя водить машину
В автомобильном праве есть Федеральный Закон «О безопасности транспортных средств» (конкретно статья 23), регулирующий возможность вождения, имея те или иные болезни. Он ссылается на Перечень противопоказаний, при наличии которых нельзя не только управлять машиной, но и вовсе получать права. Среди них преимущественно заболевания, связанные с головным мозгом, зрением и двигательной активностью. Если водитель сможет обойти Закон и несмотря на запрет, сядет за руль, он не просто рискует получить штраф, но и ставит под угрозу свою жизнь и безопасность других участников дорожного движения.
Особенности запрета на вождение авто при болезнях
Человек, который собирается водить машину, должен иметь личное чувство ответственности за жизнь окружающих его людей. Кроме него самого, никто не может узнать о наличии опасной болезни без соответствующей медицинской справки. Что еще немаловажно: при обнаружении того или иного заболевания, врач не передает информацию в ГИБДД. По правилам мед. обследование необходимо проходить каждые 10 лет. И если, например, у водителя появятся приступы эпилепсии через 2 года после получения прав, следующие 8 он может управлять автомобилем с «чистой» справкой.
При остановке автомобиля инспектором он может выявить признаки болезни без изучения медицинского заключения. Однако, даже в этом случае лишить прав может только суд. Исключение составляют только те, у кого вовсе не было водительского удостоверения и те, кто уже лишен прав. В противном случае нарушитель просто понесет наказание в виде штрафа от 5 до 15 тысяч рублей, при условии, что его действия не повлекли за собой серьезные последствия.
С какими болезнями можно и нельзя управлять авто
Среди самых распространенных заболеваний, которые полностью ограничивают право управлять автомобилем или являются особым указанием к вождению, стоит выделить:
- Постинсультное состояние с такими осложнениями, как деменция, амнезия, слепота на оба глаза. В Законе об инсульте речи нет вовсе, так как опасность представляют его последствия.
- Эпилептические расстройства всех форм и видов. Запрет касается всех типов автомобилей, любой конструкции.
- Болезнь Паркинсона. Сама по себе не является противопоказанием, даже на последних стадиях. Но при ее активном развитии вероятно появление деменции, которая ограничивает возможность управлять любыми ТС.
- Большинство видов психических расстройств — тяжелая депрессия, шизофрения, амнезия, делирий, галлюцинации, расстройства личности, а также неуточненные формы, связанные с травмами и отклонениями головного мозга.
- Умственная отсталость, в том числе аутизм и синдром Дауна. Хотя в Законе об этих болезнях ничего не сказано, препятствием к вождению служит снижение интеллекта и слабоумие.
- Слепота. Запретить водить машину врачи могут только при полном отсутствии зрения. Если не видит только один глаз, или функция обоих снижена, могут быть предъявлены дополнительные меры. В водительском удостоверении в 12 графе ставят отметку “GCL” или «Очки/линзы обязательны».
Одним из самых спорных диагнозов долгое время остается дальтонизм. На множестве ресурсов можно найти информацию о полном запрете вождения авто со ссылкой на Приказ Минздрава №302. Однако, в документе прописаны лишь обязательные медицинские осмотры для тех, кто трудится на вредном производстве. К водительским правам они не имеют никакого отношения. Единственным официальным и в общем-то логичным противопоказанием на управление авто является такая разновидность дальтонизма, как ахроматопсия, при которой человек различает только черные и белые цвета. Во всех остальных случаях запретов нет.
Людям, страдающим склерозом, стоит отказаться от вождения авто, несмотря на отсутствие такого заболевания в официальном перечне противопоказаний. Болезнь характеризует не просто забывчивость, а ухудшение мозговой деятельности в целом. Водитель рискует забыть удостоверение дома, несознательно проигнорировать те или иные дорожные знаки или вовсе дезориентироваться во время движения.
При диабете, астме, энцефалопатии, сердечных и сосудистых заболеваниях никаких ограничений нет. Водитель должен своевременно принимать препараты, поддерживающие здоровье, и это зона его личной ответственности, за пренебрежение которой в случае чего он понесет наказание. То же касается головной боли или температуры. Правила дорожного движения запрещают садиться за руль в болезненном и утомленном состоянии. Но сотрудник ГИБДД вряд ли сможет определить таковое «на глаз», поэтому человек самостоятельно принимает решение — можно ехать или нельзя.
Что касается черепно-мозговых травм, все зависит от того, приводят ли они к неврологическим проблемам. Если да, то водитель не сможет получить права категорий C, CE, D, DE, Tm/Tb. Легковых автомобилей этот запрет не касается. В случае же с проблемами с опорно-двигательным аппаратом, практически всегда приходится менять конструкцию машины. Если одна нога короче другой, конечность полностью отсутствует, произошел паралич или существенно нарушена двигательная активность, одна из педалей переносится выше для возможности ручного управления.
Для беременных женщин никаких противопоказаний не существует. Причем не имеет значения срок или другие сопутствующие факторы. Прежде чем сесть за руль, важно оценить общее самочувствие и возможные проблемы, с которыми можно столкнуться в пути.
Как инспектор узнает, какие болезни есть у водителя
Обнаружить болезнь официально могут в 2 случаях:
Если болезнь проявилась до зачисления в автошколу, человек просто не сможет пройти обучение, и соответственно получить права. Медицинская справка является одним из обязательных документов, которые подаются при оформлении на автомобильные курсы. Если же симптомы опасного недуга стали явными после получения водительского удостоверения, то инспектор сможет их обнаружить только лично. Однако, его подозрения не могут быть веским основанием для того, чтобы направить человека на принудительное медицинское освидетельствование.
- Во время прохождения медицинской комиссии, необходимого для замены водительских прав по прошествии 10-летнего срока действия.
- При мед. обследовании, проводимом вследствие получения новых прав после их лишения по статьям 12.26, 12.27 и 12.8.
Если врачи выявят противопоказания, они не выдадут справку, которая позволит управлять автомобилем. Если же будут выявлены болезни с «особым» статусом, то в ГИБДД будущий водитель сможет получить права только определенной категории (при наличии ограничений для иных). При имеющихся проблемах со зрением в удостоверении просто ставится отметка о необходимости ношения очков или линз. Их отсутствие при проверке сотрудником ГИБДД будет причиной для выписки штрафа.
Какой штраф предусматривается за вождение при наличии опасных заболеваний?
По части 1 статьи 12.7 КоАП предусмотрено наказание в размере от 5 до 15 тысяч рублей за управление автомобилем при наличии противопоказаний, ограничений и особых указаний. Инспектор определяет тяжесть нарушения, учитывает смягчающие обстоятельства, исходя из чего выносит вердикт, касательно размера материального наказания. Штраф неминуемо будет выписан, если:
- есть зафиксированные медицинские противопоказания и соответственно нет прав;
- есть ограничения для конкретной категории, и водитель находится за рулем авто, подпадающего под эту категорию;
- есть отметка о необходимости ношения линз или очков, а водитель ею пренебрег.
ГИБДД не могут предъявлять претензии к медицинским работникам, потому что в их полномочия не входит проверка достоверности справок. Поэтому отвечать за то, что информация в документе не соответствует действительности, будет только сам водитель. Не стоит надеяться на везение и полагаться на случай. При наличии противопоказаний, разумнее отказаться от вождения вовсе и не подвергать опасности окружающих.
8 болезней, при которых не дадут справку на права
Медицинские ограничения для получения водительских прав в 2020 году регулируются статьей 23 Федерального закона «О безопасности транспортных средств». Закон ссылается на Перечень таких противопоказаний, утвержденный правительством шесть лет назад. Список болезней состоит как из очевидных противопоказаний к вождению недугов, так и из расплывчатых формулировок.
Существуют общие классификаторы болезней по международному стандарту со специальным кодом обозначения. Кроме списка противопоказаний, есть также два вида предписания для состояний, болезней и ограничений. Не стоит забывать и о нормативных актах — согласно пункту 2.7 Правил дорожного движения, водителям запрещено управлять автомобилем в состоянии какого-либо опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, а также в болезненном или утомленном состоянии. Мы изучили все болезни и состояния и составили памятку недугов, с которыми медики не выдадут справку на права. За нарушение закона грозит штраф — от 5 до 15 тысяч рублей.
Как рассказал в беседе с корреспондентом Autonews.ru заместитель главного врача КДЦ «Медси» на Солянке Федор Андронник, существует приказ МЗ РФ 344н от 15 июня 2015 года, который регламентирует работу медицинской организации по проведению медосвидетельствования водителей (кандидатов в водители) транспортных средств.
«Если врач-психиатр заподозрит на приеме симптомы, синдромы, состояния, которые являются противопоказаниями к управлению, он вправе отправить пациента на психиатрическое освидетельствование врачебной комиссией медорганизации. Будет привлечен еще один врач, а также заведующий отделением. Три специалиста будут расспрашивать будущего водителя, тестировать, чтобы сделать вывод, есть ли признаки каких-то отклонений. Кроме того, пациент для получения справки на права должен предоставить документы из психоневрологических диспансеров по месту жительства, дополнительные лабораторные исследования при необходимости. А с 2021 года обязательным станет анализ мочи. По нему можно выявить остаточные изменения в связи с употреблением алкоголя или наркотических средств — это качественный анализ, следы употребления сохраняются несколько месяцев», — поясняет доктор.
В международной классификации болезней, с которыми запрещено садиться за руль, органические, включая симптоматические, психические расстройства обозначаются кодом F00-F09. К этой категории относят деменцию (слабоумие), бред, галлюцинации, амнезию в том числе, последствия болезни Альцгеймера, а также делирий разной этиологии, в том числе после проявления последствий употребления алкоголя, токсических и наркотических веществ. Такие болезни также могут появится в следствие травм головного мозга и инсультов.
Управлять автомобилем нельзя людям с умственной отсталостью. Под эту категорию подпадают как граждане с опозданием в развитии по общим показаниям, так и те, кто путает правую и левую стороны. Понятие умственная отсталость с медицинской точки зрения включает весьма широкий круг отклонений в психике, включая аутизм и синдром Дауна. Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него. Степень умственной отсталости обычно оценивается тестами, определяющими состояние человека.
Явным противопоказанием к вождению является слепота на оба глаза, а также особый вид дальтонизма — ахроматопсия, то есть полное отсутствие восприятия цветов. Люди с таким заболеванием видят мир только в черно-белом цвете. Если у водителя просто нарушено зрение, либо не видит один глаз, то это не является запретом езды на легковой машине, но в зависимости от конкретного отклонения зрения все-таки может быть ограничением.
Решение принимает офтальмолог во время медкомиссии. В документах на ограничение в вождении указаны такие определения в том числе — если острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу, ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов, операции на роговице и хронические болезни глаз с искажением зрения.
Шизофренические расстройства обычно характеризуются характерными и явными искажениями восприятия и мышления, а также неадекватным поведением. При этом ясное сознание и интеллектуальные способности сохраняются. Симптоматика включает ощущение отражения мыслей в собственной голове (эхо), вкладывания чужой мысли или передачи мысли на расстояние, бредовое восприятие контроля извне, слуховые галлюцинации, комментирующие или обсуждающие больного в третьем лице, а также склонность к негативному восприятию мира. Естественно при таких симптомах врачи запретят человеку садиться за руль.
При эпилептических расстройствах запрещается управлять автомобилями любых категорий, с любыми медицинскими приспособлениями и конструкцией. Эпилепсия официально утверждена в качестве противопоказания к управлению транспортом и находится в соответствующем перечне болезней, потому что во время припадка за рулем человек не может управлять собой и способен спровоцировать ДТП.
Так называемые аффективные расстройства понятие очень сложное. Этот блок включает в себя расстройства, при которых основным нарушением является изменение эмоций и настроения в сторону депрессии или в сторону приподнятости настроения. Изменения настроения обычно сопровождаются изменениями общего уровня активности. В этот блок также входит довольно распространенное в последнее время биполярное расстройство. Несмотря на то, что клиническая депрессия контролируется медицинской терапией, такой диагноз является противопоказанием к управлению автомобилем для врача, выписывающего справку.
Этот вид болезней полностью звучит как невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Различные фобии, тревожность, компульсивное расстройство, сильный страх, а также сильный стресс, истерики и впадине в детское поведение на фоне сильных переживаний — все это противопоказания к вождению, которые по международной конфигурации болезней обозначаются кодами F40-F48.
Международная классификация F60-F69 подразумевает целый перечень расстройств поведения для взрослых людей. В этот блок медики относят тяжелые расстройства личности и выраженные отклонения в поведении, не являющиеся прямым следствием заболевания, повреждения или другого острого поражения головного мозга. Обычно эти расстройства тесно связаны с личными страданиями и социальным распадом. Входит в этот список и расстройства сексуального предпочтения — фетишизм, эксгибиционизм, вуайеризм, различные извращения и трансвестизм. Работает ли запрет таким категориям людей водить машину в реальности, сказать сложно, но медики имеют полное законное право не дать справку для получения прав трансвеститу.
Алекс Лоури: “10 причин, почему аутичным людям трудно самостоятельно пользоваться общественным транспортом”
В тексте приведены 10 причин, по которым аутичным людям бывает трудно пользоваться общественным транспортом. Обратите внимание: не все пункты могут быть проблемой для каждого аутиста, испытывающего сложности с самостоятельными поездками. Считайте это открытым перечнем. Возможно, вы знаете аутичных людей, для которых актуальны один или два пункта из списка. Также возможно, что вы знаете тех, у кого есть не перечисленные здесь трудности с транспортом.
Если вы — аутичный человек, то напишите мне своё мнение о статье. Список причин ниже. Надеюсь, будет полезно!
1. Тревога
Многие аутичные люди каждый день испытывают тревогу. Во время поездки на поезде или автобусе могут случиться непредвиденные моменты. И страх перед ними заставляет аутичных людей бояться самостоятельных путешествий и опасаться того, что он/она не справится со стрессом, если что-то пойдёт не как запланировано. Некоторых аутичных людей ужасает сама мысль о том, что можно отвлечься и пропустить свою остановку.
2. Сенсорные перегрузки
Многие люди в спектре аутизма испытывают сильные сенсорные перегрузки. Если вы аутичны, то вас может перегрузить во время поездки в поезде, автобусе или любом другом виде транспорта. Общий уровень шума зависит от звуков двигателя и того, сколько вокруг пассажиров и как громко они разговаривают. Однажды я ехал в относительно тихой части поезда, но несколько громко общающихся попутчиков сделали мою поездку очень тяжёлой. Некоторые аутичные люди (и я один из них) не любят физический контакт, в особенности происходящий не по их правилам. Если в вагоне теснота, то физический контакт неизбежен, и многим аутичным людям трудно с этим справиться, особенно если они едут без сопровождения.
3. Навыки ориентирования
Это очень индивидуально. Первые два пункта тоже, но этот особенно. Потому что есть аутисты, чьи способности ориентироваться просто великолепны! Я слышал о человеке с тяжёлой формой аутизма, который ориентируется в пространстве лучше, чем нейротипики. Он каждый раз понимает, что произошло отклонение от запланированного маршрута. Но есть и другие аутичные люди (особенно те, у кого, например, диспраксия или неспособность к обучению) — их навыки ориентирования очень плохи. Я действительно с трудом нахожу дорогу в незнакомых местах. И мне очень легко заблудиться, поэтому я так боюсь самостоятельно куда-либо ездить.
4. Чувство пространственного осознания
У меня и аутизм, и диспраксия (она часто сопутствует аутизму). Один из основных признаков диспраксии — ощущение, будто “тело где-то в космосе”. У меня нет полного контроля над собственным телом. В результате чего я становлюсь у людей поперёк дороги, натыкаюсь на них, толкаю их своим тяжёлым рюкзаком. Бывает, что люди в ответ на такую случайность проявляют агрессию. Предполагаю, некоторые даже думают, что я это делаю специально. Я долго не мог понять, почему люди так реагируют и почему считают это причиной не ездить самостоятельно. В конце концов, есть много неуклюжих неаутичных людей, которым эта их особенность не мешает путешествовать. Но потом я понял разницу: большинство неуклюжих людей (даже с диспраксией), скорее всего, осознают, что произошло с точки зрения социального контекста, и быстро извиняются. Но когда я ударял по кому-то своей сумкой, то часто не замечал этого, потому что не обращал внимание на окружающее. Я сосредоточен на чём-то одном. Я даже не подозреваю, что мои сумка или пальто могут кого-то задеть, потому и не извиняюсь, когда это происходит. У некоторых людей при этом может возникнуть странное выражение лица, но я постоянно забываю о языке тела и мимике. Конечно, если я столкнусь с кем-либо телом, то замечу это и извинюсь раз десять. Но если прикоснусь к кому-то вещью, то просто не пойму, что это произошло. Когда у вас есть такая особенность, то самостоятельные путешествия могут осложниться: если не знать о том, что окружает, легко попасть в беду.
5. Стимминг
У многих аутичных людей есть самостимулирующее поведение или кратко “стимминг”. Обычно это серия движений с определённой частотой повтора. Аутичные люди часто стиммят. Одним людям контроль над стиммингом даётся лучше, чем другим. Но окружающие не всегда понимают, что стимминг может стать проблемой во время поездки, особенно если аутичный человек путешествует в одиночку. Когда я стиммлю, то не думаю о том, где моё тело и что с ним происходит. Однажды во время стимминга я слишком близко подошёл к краю платформы, потому что не понимал, где нахожусь. Вот тут мой текст про стимминг.
6. Социальные навыки
Путешествуя самостоятельно, вы должны хотя бы минимально представлять себе, что является социально неуместным, а что от вас ожидается. Я слышал об одном молодом человеке с аутизмом, который во время поездки в поезде вцепился в мягкое светлое пальто попутчицы. Дело в том, что ему нравились ощущения от прикосновений к ткани, из которой было сшито это пальто, ему нравилась его мягкость. Но это не было понято окружающими, у него возникло много проблем. Нужно просто запомнить, что нельзя делать некоторые вещи, когда вы находитесь без сопровождения. Также надо учитывать, что есть люди, которые могут воспользоваться социальной наивностью аутичного человека.
7. Концентрация
Некоторые люди с аутизмом (особенно как у меня с сопутствующим СДВГ) легко отвлекаются. И это вызывает сложности в самостоятельном путешествии. Бывает, что я ухожу в свои мысли. И когда раздумываешь над своей проблемой, то перестаёшь обращать внимание на окружающее, при этом можно пропустить свою остановку.
8. Понимание возможных опасностей
Некоторые аутичные люди не сознают возможные опасные моменты, потому что для этого надо уметь представлять себе общую картину окружающего, а с этим у нас проблема. Если вы хотите самостоятельно путешествовать, то нужно хотя бы в небольшой степени понимать потенциальные риски. Есть аутичные люди, боящиеся переходить дорогу без помощи, потому что автомобильное движение непредсказуемо. Лично для меня в детстве переход дороги был огромной проблемой: я буквально считал, что если закрыть глаза, то машины исчезнут. Сейчас стало проще, но я всё ещё опасаюсь дорог с оживлённым движением. Я предпочитаю дождаться, когда все машины проедут (даже те, что далеко), но, к сожалению, редко на каких шоссе такое бывает. В целом, трудности с переходом дороги не редкость при аутизме. Я слышал о тех, кто может управлять автомобилем, но не может без посторонней помощи перейти дорогу. Это, конечно, осложняет самостоятельные поездки.
9. Планирование путешествия
Людям с аутизмом бывает сложно продумать, распланировать и предвидеть всё, что может произойти в поездке. Иногда даже покупка билетов и планирование — большая проблема.
10. Отслеживание важных вещей
Лично я очень легко теряю вещи. У меня пропадали билеты, чеки, даже деньги! Я изо всех сил стараюсь следить за этими вещами, постоянно фокусируясь на них. Наверное, вы можете представить, как это осложняет поездку. Также отмечу, что когда я потерял билеты на поезд, то не мог чётко мыслить и не представлял, что делать дальше.