Научная деятельность Морозова С.А. – автора первого курса по детскому аутизму

2

Мировые достижения в области аутизма

На территории Российской Федерации расстройство аутистического спектра (РАС) у детей изучается уже порядка 50 лет. За эти годы проводились интересные исследования относительно диагностирования и корректировки детского аутизма (ДА). Заболевание с каждым годом привлекает все больше внимания со стороны общественности и специалистов разных сфер, среди которых был и Морозов Сергей Алексеевич.

Статьи в тему: 1.Детский психиатр Елисей Осин – особенности его работы 2.Авдотья Смирнова про аутизм

Мировые достижения в области аутизма

С увеличением числа детей с диагнозом расстройства аутистического спектра необходимы инновационные исследования. Поскольку РАС становится все более распространенным явлением, работа за последние годы увеличилась, и многое еще предстоит узнать. Исследованиями аутизма занимаются педагоги, медики и психологи во всем мире. Очевидно, что эти люди много предложили людям, страдающим РАС.

Янг-Шин Ким

Доктор Янг-Шин Ким, детский психиатр и эпидемиолог

Доктор Янг-Шин Ким, детский психиатр и эпидемиолог, была награждена премией президента за ее работу с РАС. Доктор Ким сейчас работает в Отделе психиатрии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско. До этого она работала в Йельском университете. Причины и распространение аутистического расстройства, включая генетику и окружающую среду, являются одним из направлений исследований доктора Ким. Она широко изучила распространенность РАС среди школьников в Южной Корее и обнаружила, используя метод прямого скрининга, что 1 из 38 южнокорейских школьников был в аутичном спектре. До ее изучения многие из южнокорейских детей оставались без диагноза и без услуг. Autism Speaks теперь использует тот же метод прямого скрининга для школьников США.

Maja Mataric, доктор философии

Доктор Maja Mataric, основатель Центра робототехники и автономии USC

Доктор Maja Mataric, основатель Центра робототехники и автономии USC, стала лауреатом Премии Президента США за выдающиеся достижения в области науки, математики и инженерного наставничества. В 1994 году доктор Матарик, член Американской ассоциации содействия развитию науки, защитила кандидатскую диссертацию по информатике и искусственному интеллекту из Массачусетского технологического института. Доктор Матарик сотрудничала со многими лабораториями и корпорациями по исследованиям, а также опубликовала множество статей. Ее работа сосредотачивается вокруг того, как роботы могут помочь пациентам, включая детей с РАС. Будучи главным исследователем Лаборатории взаимодействия, доктор Матарик сосредоточена на социально-вспомогательных системах, которые помогают людям через социальное взаимодействие.

Дэвид Амарал, доктор философии

Дэвид Амарал, доктор философии

Дэвид Амарал, доктор философии, является профессором и директором Института MIND в Университете Калифорнии Дэвис, а также ученым из Калифорнийского национального исследовательского центра приматов. Его исследования в Институте MIND фокусируются на понимании биологических основ аутизма. Доктор Амарал использует продольные исследования МРТ у детей с аутизмом, а также исследования аутоантител аутичных детей и их матерей. Он отвечает за руководство исследованиями в Институте MIND.

Морозов Сергей Алексеевич

Морозов Сергей Алексеевич – общественный деятель

Морозов Сергей Алексеевич – общественный деятель и известный ученый из России, который с 1984 года занимается изучением детского аутизма. На счету у Морозова 80 научных статей, в которых затрагиваются проблемы ДА. Он является автором первого курса по РАС у детей (1991 год).

Краткая Биография Морозова С.А.

Морозов Сергей Алексеевич – ученый, психолог и современный общественный деятель из РФ. Он стал интересоваться темой развития и диагностирования расстройства аутистического спектра в 1984 году после того, как начал свою педагогическую деятельность в Московских педагогических вузах на кафедрах Педагогики, Психологии и Психопатологии. После того, как в России было открыто первое специальное образовательное учреждение для детей с проблемами умственного развития, Морозов занял в нем должность директора (с 1996 по 2000 год).
Начиная с 1989 года, он занимается общественной деятельностью по поддержке семей с детьми РАС, является председателем общества «Добро». С 1996 года Морозов соруководитель специального образовательного проекта «Аутизм».
За все годы своей деятельности Сергей Алексеевич опубликовал порядка 120 работ научной тематики, 80 из которых относятся к проблеме аутизма у детей.
На данный момент он активно проводит семинары, тренинги и круглые столы.

Отзывы о работах Морозова

Положительные Отрицательные
Совсем недавно попала на статью Морозова про детский аутизм с умственной отсталостью. Как мать ребенка-аутиста, я заинтересовалась работами ученого, и, как оказалось, не зря. Я сумела самостоятельно наладить контакт с ребенком и с нетерпеньем жду новых публикаций. (Катя) Мне больше нравятся работы иностранных психологов и философов, таких как Джеральдина Доусон и Ребекка Ланда. У них более интересные подходы к диагностированию аутизма и коррекции поведенческих особенностей. (Марина)
Я была на личной консультации у Морозова, вы даже не представляете, насколько это интересный и умный человек. Он очень доходчиво мне все объяснил. Теперь я поддерживаю с ним контакт в онлайн-режиме. И все рекомендации его оказались эффективными – проверено. (Света) Мы работаем с ребенком по системам калифорнийских и американских ученых, нам их советует наш психиатр, и они показывают результат. С работами Морозова я знакома, для меня там есть много противоречивой и расплывчатой информации. Наверное, сколько людей, столько и мнений. (Богдана)
23 марта была на конференции, посвященной проблеме РАС. Сергей Алексеевич был куратором данной конференции. На тот момент я была в жутком отчаянии и в депрессивном состоянии. Для меня аутизм у ребенка звучал как приговор. После выхода из зала я как снова родилась, я четко знала, что мне делать, как подходить к проблеме, как сделать своего ребенка счастливым. Сейчас изучаю публикации Морозова и жду новых круглых столов и конференций. (Лиля)
Как хорошо, что в России тоже есть грамотные ученые, которым не безразлична судьба детей и взрослых с аутизмом. Сергей Алексеевич не только изучает данное заболевание, он еще активно помогает семьям с детьми РАС. Гениальный человек гениален во всем (Ольга)
Я студентка психологического факультета и Сергей Алексеевич мой кумир. Морозов не считает таких детей больными, он называет их “особенными” и утверждает, что для них тоже есть место в обществе. С удовольствием наблюдаю за его деятельностью и работами. (София)

Научные работы в области аутизма

“Детский аутизм и основы его коррекции”
Данная работа считается своего рода продолжением серии публикаций Морозова относительно проблемы ДА и методов его корректировки. В публикации кратко и доступно расписаны:

  • патогенез;
  • причина;
  • эпидемиология;
  • систематика и диагностирование;
  • ключевые подходы и способы корректировки.

В работе применяются материалы с областей: «работа с родителями», «общественная помощь», «терапия», «диагностирование». Финансирование проекта было предоставлено USAID и организациями «Хольт Интернешенел Чилдренс Сервисез» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундейшн» (CAF).

“Как практически помочь больному ребенку”
Сегодня существует много работ, которые посвящены диагнозу «Аутизм», вот только не все написаны понятным для родителей языком. Работа Сергея и Татьяны Морозовых «Как практически помочь больному ребенку» в доступной форме раскрывает:

  • основные признаки РАС;
  • красные флаги заболевания, на которые должны обратить внимание родители;
  • советы родителям как понять и принять диагноз;
  • причины появления ДА;
  • методы корректировки;
  • истории из личного опыта.

Авторы акцентируют внимание, что какие бы специалисты не работали с ребенком-аутистом, достигнуть положительного результата будет невозможно без титанической работы со стороны родителей. Должен работать треугольник: врач-родители-ребенок, и никак иначе.

“Мир за стеклянной стеной”
В данной работе авторы (Т. Морозова и С. Морозов) акцентируют внимание на том, что в детском возрасте дети максимально активно осваивают окружающий мир, находят разные способы взаимодействия с ним. Они легче осваивают речь, получают творческие и мыслительные навыки. У них формируется характер и понятие социальной значимости. Все эти этапы проходят в игровой форме, так как именно она помогает им адаптироваться в социуме и научиться новому.
Детям с аутистическим расстройством «соприкосновение» с внешним миром дается не просто. Морозовы дают понятные и эффективные советы, которые помогут ребенку научиться в ходе игры решить большую часть поведенческих проблем.

“Морозов, аутизм, речь. К вопросу о систематике нарушений речевого развития”
В данной работе Морозов систематизировал труды российских и иностранных ученых, которые изучали тему «Нарушение речевого развития у детей с аутизмом». Он в доступной форме расписал особенности развития речи у здоровых детей и у детей с РАС. Ознакомил с такими понятиями, как «мутизм», «недоразвитие речи», «искажение развития речи», а также помог понять, как с данной проблемой бороться в домашних условиях.

ИНТЕРВЬЮ. Помощь детям, страдающим аутизмом

А. Дыховичный взял интервью в прямом эфире у председателя общества помощи детям-аутистам «Добро» Сергея Морозова.
А: Насколько остро обстоит обстановка в РФ с детским аутизмом?
С: По данным статистики за прошлый год пациентов с РАС до 18 лет зафиксировано порядка 400 тысяч. Но точную цифру назвать мы не готовы.
А: Это связано с низким уровнем диагностирования в стране?
С: Да, диагностика аутизма в России, к сожалению, требует больших исследований и доработок.
А: Можно считать «аутизм» диагнозом?
С: Безусловно, да. Аутизм входит в список МКБ-10. К данному диагнозу подходят с трех сторон: лечебная педагогика (коррекционная), психотерапия и фармакотерапия. И работать с аутизмом необходимо комплексно.
А: Медикаментозно тоже нужно лечить АД?
С: Да, порой это не рекомендация, а необходимость.
А: Как Вы думаете, у нас мир не приспособлен для аутистов, или они сами не готовы воспринимать мир?
С: Здесь имеет место быть и первое, и второе, так как работа подразумевает не только обучить пациентов с РАС познавать окружающий мир, но и окружающих научить воспринимать все особенности аутистов.
А: А дети с РАС не могут говорить или просто не хотят?
С: “Не хотят” – это неправильная формулировка. Они просто не видят в этом необходимости. Для того, чтобы говорить, им нужно видеть, а у них нет контакта «глаза в глаза». Детей с РАС нужно учить разговаривать, но не всегда это получается.
А: Такие дети должны быть изолированы от общества, учиться в отдельных классах, или наоборот, быть в тесном контакте со сверстниками?
С: Данный вопрос с нашей стороны активно обсуждается, а также разрабатываются методы и способы социализации детей с аутизмом. Но перед тем как ребенка с РАС вести в сад или школу, с ним нужно провести основательную специальную индивидуальную работу.
С полным интервью можно ознакомиться здесь: https://echo.msk.ru/programs/beseda/668371-echo/

Тема диагностики и лечения аутизма

Вывод
Тема диагностики и лечения аутизма сегодня как нельзя актуальна, так как «особенных» детей с каждым годом становится все больше. Работы Сергея Алексеевича Морозова – это колоссальный вклад в российскую науку.
Да, еще не досконально известны причины проявления РАС, методы диагностики и лечения, но ученые во всем мире продолжают свои наблюдения и исследования.
Если ничего не делать, проблему не решить. Важно работать, искать, пробовать новые методы, и результат не заставит себя долго ждать.

2 комментария для “Научная деятельность Морозова С.А. – автора первого курса по детскому аутизму

  1. Заинтересовали работы Морозова, я так понимаю, он очень много публикаций выпустил в тандеме с женой. Она тоже активно занимается этой темой?

    1. Татьяна Морозова занимает должность заведующей коррекционного отдела общества ПАД «Добро», а также является дипломированным коррекционным педагогом. Активно интересуется проблемой аутизма в России и в мире, и часто работает в тандеме с Сергеем Морозовым.

Добавить комментарий