Нетрадиционные методы обучения для ребенка с ОВЗ
Дети с ОВЗ, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир…
…не так как все, поэтому от правильного выбора методики коррекции и обучения зависит целесообразность всех усилий. В основе нетрадиционных методов обучения лежит в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение. От преподавателя зависит, то будет ли ученик получать знания с большими усилиями или с удовольствием.
Основные правила использования нетрадиционных методов коррекции
Нетрадиционные методы коррекции и обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени направлены на исправление недостатка, по причине которого ребенка относят к данной группе.
Существует ряд правил, которым подчиняются абсолютно все нетрадиционные методы. В большей степени они относятся ко всем участникам процесса:
- независимо от вида занятий они должны нравиться ученику, если через две-три попытки ему оно не подошло, надо от него отказаться;
- обязательна регулярность посещений и дисциплина;
- всем должно быть комфортно, как на занятии, так и при выполнении домашних заданий;
- абсолютно все, что используется на «уроках» должно быть максимально безопасным.
Нетрадиционных методик коррекции достаточно много, они не входят в основной учебный план и направлены на исправление недостатка здоровья, который отделяет ребенка от остальных.
Принимаясь за такие методы, родители обычно работают в паре с педагогом или тренером. Необязательно ежедневное посещение занятий или тренировок, но вот выполнение заданий и дисциплина каждый день важны. Если мать будет только водить ребенка на занятия, не будет подкреплять с ним полученное дома, то все усилия будут бесполезны. Обычно педагоги сами предлагают домашнее задание, чтобы он не терял тонус между занятиями.
Немаловажна и ритуальность в этом вопросе – специальное время, традиции, вещи для интересного занятия. Ребенок должен осознавать куда идет, готовиться к этому.
Статья в тему: Обучение младших школьников с ОВЗ
Основные нетрадиционные методики коррекции
Все виды коррекционной терапии, разрабатываются исходя из особенностей основного заболевания. Наиболее сложные из них созданы для детей с нарушениями психического, психологического и неврологического характера, существуют и для обладателей имеющих патологии физического и физиологического характера.
Примеры методов нетрадиционной коррекции
Название | Что лежит в основе? |
канис-терапия | общение с собаками |
иппотерапия | общение с лошадьми |
дельфинотерапия | общение с дельфинами |
аудио-терапия | музыка |
мануальная терапия | массажи |
спортивные методики | методики, основанные на видах спорта |
арт-терапия | рисование и творчество |
психотерапия | общение с психологом |
гидротерапия | плавание |
Практически все методики имеют приставку «терапия», это их в большей степени приближает к медицине, так как они достаточно хорошо воздействуют на здоровье.
Некоторые из них включают в себя общение с животными. Это могут быть как наиболее распространенные собаки, лошади, дельфины, так и менее распространенные коты, грызуны и даже жители фермы. Эта методика включает в себя общение со специально обученными животными, нельзя их путать с обычными. Конечно, если ребенок проявит желание общения с собакой или кошкой на занятии, если это позволяет семейная обстановка будет целесообразно завести такого питомца и дома, это благотворно влияет на психическое развитие.
Методики, основанные на физическом и физиотерапевтическом воздействии на тело – массажи, плавание, спорт. Также могут помочь ребенку не только психологически, но и физически, но они должны проводиться только квалифицированным персоналом.
Отдельной группой можно выделить занятия, основанные на музыке, рисовании и других творческих занятиях. Здесь не только преподаватель, но и родитель может принимать участие в процессе. Главное при выборе такого увлечения убедиться в том, что оно нравится ребенку.
Причины пользоваться помощью специализированных клубов
Основная задача любого нетрадиционного метода подтолкнуть к развитию. Поэтому родителям имеет смысл заниматься с ребенком в специализированной группе, потому что:
- придется придерживаться дисциплины;
- квалифицированный персонал каждый раз продумывает правильный план занятий;
- коррекция, происходящая в группе более эффективна, так как ребенку есть на что ориентироваться;
- близкое общение с похожими детьми укрепляет веру в себя и повышает коммуникабельность.
Каждый родитель может и самостоятельно заниматься дома, но без общения с окружающими, все может быть малоэффективно. А вот параллельное занятие в группе и дома принесет максимальную эффективность. Главное все делать регулярно, придерживаться правил и дисциплины и не заставлять делать что-либо через силу.
Примеры нетрадиционных методик коррекции основанных на творчестве
Форма работы с ребенком с ОВЗ, только игровая. Он должен хотеть делать то, что ему предлагается, не стесняться неудач и радоваться результату. Только так можно добиться успеха, особенно у детей с задержкой развития, психическими или психологическими отклонениями.
Рисование
Видов и техник рисования множество:
- кисточками;
- пальцами;
- карандашами;
- углями и мелками;
- щетками;
- выдыханием воздуха через трубочку для сока;
- мятой бумагой;
- ватными палочками.
И всем, что придет в голову. Главное – настроение и фантазия. При организации занятия, следует учитывать возможности участников и технику безопасности. Обычно оно развивает воображение, усидчивость, координацию мелкую моторику рук. Рисование мягко и ненавязчиво помогает корректировать мировосприятие ребенка.
Творческие занятия для развития мелкой моторики рук
Творчество, как и рисование, развивает воображение, но при этом оно более масштабно. К творческим заданиям относят:
- лепку;
- аппликации;
- все виды рукоделия;
- гончарное дело.
В основе этой методики лежит развитие мелкой моторики рук и тактильные ощущения. Особенно хорошо влияют занятия, где ребенок получает ощущения, напрямую касаясь материалов руками – лепит, строит или работает на гончарном круге. Не менее важны и простые задания – сортировка скрепок, пуговок и кнопок, перенос бисера или крупы, они направлены на развитие координации движений.
Коррекционные игры с предметами
Существует ряд индивидуальных методик, используемых преподавателем. Например, игры с прищепками, специальными шариками, пуговицами, мозаикой и прочими учебными материалами. Они направлены на развитие логики и мышления. Вид игры зависит от умственных способностей ребенка. Так для учеников пятых классов игра может содержать более сложные задания на придумывание синонимов и антонимов, глаголов, прилагательных. Для тех, у кого проблемы с материалами начальной школы, учитывается программа младших классов.
Статья в тему: Работа с родителями детей с ОВЗ
Игры с уклоном на дефектологию и логопедию
Отдельно можно выделить интеллектуальные игры на развитие речи. Они включают в себя артикуляционную гимнастику, проговаривание букв и слов, развитие разговорных и коммуникационных навыков. На занятиях могут использоваться:
- предметы;
- карточки;
- игрушки;
- аудио- и видеоматериалы.
Но они не имеют сильного специализированного уклона и в большей степени преподносят материал в игровой форме.
Музыка и звуки
Звук уникальный метод подачи информации. Все нетрадиционные методики, основанные на восприятии звука, развивают воображение, расслабляют и учат анализировать услышанное. С помощью звуков можно не только доносить информацию, но и учить анализировать услышанное. Кроме того, дети с гипертонусом учатся расслабляться и отвлекаться.
Зачем заниматься нетрадиционными методами коррекции?
Главная задача родителя заинтересовать ребенка. Принципы графика, дисциплины и четкого соблюдения учебного и лечебного плана хороши. Но ребенок должен развиваться гармонично, особенно если у него изначальные проблемы со здоровьем, только имея хорошее настроение и желание развиваться, он сможет идти дальше.
Нетрадиционные методики занятий с детьми, позволяют ребенку расслабиться, а заинтересованным родителям и учителям мягко преподнести ему новую информацию и ощущения, которые напрямую будут влиять на его физиологическое, психологическое и умственное развитие.
В основе обучения не могут лежать только определенные методики, лучше, когда используется их комплекс. Но не стоит забывать о физических возможностях того, для кого они предназначены. Если он чувствует усталость или дискомфорт – их надо прекратить, никакой пользы от них не будет. Прежде чем использовать любые методики, как в группе, так и индивидуально, следует проконсультироваться со специалистом, какой именно вид терапии разрешен и не будет ли он опасен. Особенно это касается методик, основанных на физических нагрузках или плавании.
Как определить может ли педагог заниматься с ребенком и правильность методик, используемых им в работе?
Если ребенок будет заниматься в группе, родителям обязательно должны представить документы, подтверждающие квалификацию персонала, работающего с детьми. Разъяснить все методики, которые будут применяться в работе. Кроме того, в большинстве своем родители ходят в паре с ребенком и могут присутствовать на занятиях.