Обучение младших школьников с ОВЗ

2
дети с овз

Дети с ОВЗ, особенные, поэтому и подход к их обучению…

…насколько отличается от обычного. Разработаны специальные методики помогающие ребенку с ОВЗ не отставать от своих сверстников и осилить общеобразовательную программу. Самое важное время для обучения младших школьников с ОВЗ в самом начале, ведь именно тогда закладывается интерес к учебе, стимул и мотивация. Поэтому задача педагога и родителей не только научить, но и заинтересовать школьника в изучении и запоминании нового.

дети с овз

Особенные дети с ОВЗ

Законодательно утверждено понятие, отделяющее детей с ОВЗ, от обычных. Стоит заметить, этот термин в большей степени относится именно к образованию, а не социальному статусу. ОВЗ влияет на выбор методик обучения, они могут быть как у человека с подтвержденным статусом инвалида, так и без него.

Всех детей с ОВЗ можно разделить на несколько категорий в зависимости от типа нарушения их здоровья:

  • нарушение психического состояния;
  • нарушения психологического состояния;
  • физиологические отклонения;
  • генетические заболевания;
  • общая задержка развития.

К ним относят как детей с врожденной патологией психического и психологического развития – например: синдром Дауна, олигофрения или аутизм, так и с выраженными физиологическими отклонениями – нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательных функций.

В большей степени программа обучения для них выбирается индивидуально, отталкиваясь от нескольких критериев – способность восприятия информации, мотивация и скорость обучения.

Статья в темуПрограмма по математике для детей с ОВЗ

дети с овз

Принципы ведения коррекционной работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья

Общие принципы коррекционной работы не сильно зависят от заболевания, их основные задачи:

  • мотивация к обучению;
  • коррекционная компенсация;
  • социализация;
  • сенсорное развитие;
  • максимальное развитие коммуникационных навыков;

Преподаватель сталкивается с тем, что к таким ученикам требуется специальный подход, зачастую разрабатываемый индивидуально отталкиваясь от особенности ученика.

Основные методы педагога в зависимости от причин ОВЗ

Вид отклонения

Требуемые дополнительные методики

Совместимость в группе с другими детьми

Нарушение умственного развития, развития речи, умственная отсталость Мотивация к обучению, дополнительное разъяснение сопровождающееся иллюстрациями, дополнительными материалами, упрощение образовательной программы Группу лучше формировать из детей с одинаковой способностью к познанию и восприятию материала, школьник в обычной группе может испытывать дискомфорт
Нарушения социального восприятия по типу РАС, Синдром Дауна и другие Упор на повышение коммуникативности, коммуникации, социализации. Ученик с достаточным уровнем умственного развития может находиться в группе с обычными детьми под вниманием преподавателя
Физические и физиологические отклонения: слепота, глухота, немота, нарушение опорно-двигательных функций Коррекционная компенсация, сенсорное развитие Дети с легкими нарушениями могут находиться в коллективе из обычных школьников, лучше их не помещать в группу с детьми с нарушением умственного и речевого развития. Дети с тяжелыми нарушениями функции должны обучаться в специализированных группах.

Любое отклонение поддается градации. В зависимости от тяжести его проявления, по его характеристикам и формируется учебная программа.

дети с овз

Методы работы с ОВЗ

Несмотря на различность диагнозов и отклонений детей получающих статус ОВЗ, существуют общие методики их обучения. В случае с младшим школьником педагоги и родители обязаны использовать наиболее комфортную для ребенка методику, чтобы не усугубить его психологическое состояние.

Методы работы с учащимися, имеющими ОВЗ, отталкиваются от особенностей их развития и подбираются для каждой группы отдельно. Они разделяются на:

  • объяснительно иллюстративный;
  • поисковый;
  • репродуктивный;
  • информационно коммуникационный;
  • контроля;
  • самоконтроля и взаимоконтроля;
  • коммуникационный.

Зачастую преподаватель при подготовке к занятиям использует несколько методик, чтобы дети в максимальном объеме воспринимали информацию и стимулировались к дальнейшему познанию.

Для более эффективного обучения младших школьников, следует смешивать методики, иначе дети плохо усваивают информацию. Преподаватель тщательно готовится к каждому занятию, отталкиваясь от особенностей своей группы.

Формы обучения ребенка с ОВЗ

Родители детей с ОВЗ, как и абсолютно здоровых имеют право сами решать, в какой форме их ребенок будет получать образование. Следует только помнить о том, что школьник обязан получать образование, но делать он это может как дома, так и в школе. Существует две основные формы обучения младших школьников с ОВЗ – инклюзивное и дистанционное. Оба они имеют свои преимущества и минусы.

дети с овз

Инклюзивная форма обучения

Инклюзивная форма обучения предполагает получение знаний в группе, с учетом особенностей ребенка. Для этого ученик ходит в обычную школу или специальное учебное заведение. В некоторых случаях проживает в специализированном профильном учреждении, которое таким же образом организует учебный процесс. То есть программа разработана для группы, но с учетом особенностей каждого ее участника. В таком случае ребенок общается в классе, главные плюсы:

  • профессиональное преподавание;
  • получение коммуникативных и коммуникационных навыков;
  • прививание социальных навыков;
  • развитие дисциплины;
  • хорошая стимуляция и мотивация;
  • общение со сверстниками;
  • правильное психологическое развитие.

Суть инклюзивного обучение не выделять ребенка с ОВЗ из социума. Он ходит в школу, общается со сверстниками, учится дисциплине и другим понятиям, которые непостижимы при индивидуальном образовании. Его основной минус заключается в том, что не ко всем детям он применим и требует особого контроля. Так как в нем участвует не только пара ребенок-учитель, а и множество окружающих людей, а они не всегда лояльно будут относиться к особенному человеку. Но большая часть школ приветствует такую форму образования, так как она развивает правильное социальное мышление у всех учеников, учит пониманию и толерантности.

Дистанционная форма обучения

В основе дистанционного обучения лежит не только освоение учебного материала дома, как считают некоторые родители. Дистанционное обучение включает в себя разработку индивидуального плана обучения с отрывом от школьного коллектива. Не обязательно его должны проводить родители.

Главный плюс такой формы обучения в том, что она позволяет создать наиболее удобную программу с учетом особенностей определенного ребенка. Учебную программу он может осваивать в относительно свободной форме, но ему придется обращаться в учебное заведение, чтобы проходить контроль и получать новую программу. Обычно это происходит один раз в полгода.

При этом родители могут:

  • заниматься со школьником самостоятельно;
  • нанимать репетиторов;
  • направлять его в индивидуальные группы обучения.

Важно только то, чтобы ученик в конце отведенного времени сдал контрольные работы.

Минус такой формы обучения в том, что она не всем по силам. Она требует разработки четкой и строгой РПД, больших вложений сил со стороны родителей и обучающего персонала. А вот плюс в том, что ее можно идеально сочетать с планом реабилитации определенного ребенка.

дети с овз

Методы и приемы обучения для детей с ОВЗ общие, независимо от формы обучения

Психология младшего школьника такова, что методики обучения, как при дистанционном, так и инклюзивном обучении практически одинаковы. В самом начале разрабатывается РПД и УУД – рабочая программа дисциплины и программа универсальных учебных действий. В дальнейшем они корректируются под определенного ученика. Эти программы в большей степени не для ребенка, а для преподавателя.

Наиболее распространенные методики обучения включают в себя достаточно простые подходы:

  • объяснение материала, в случае с младшими классами в игровой форме;
  • поэтапное разъяснение заданий – учитывая особенности восприятия, задача раскладывается на логические блоки, посильные ребенку;
  • обучение последовательному выполнению заданий, от блока к блоку;
  • повторение уже рассмотренного материала;

При этом преподаватель обязан не только предоставить материал, он подготавливает визуальные и аудио материалы, помогает максимально подробно запомнить предложенную информацию. Помня о том, что ребенок в лучшем случае в состоянии запомнить не более 70% изложенного материала.

В случае если ученики из определенной группы плохо запоминают материал, им придется больше уделить времени, упростить задачи и попробовать освоить наиболее важные элементы задачи.

Статья в тему7 причин оформить ОВЗ для особенного ребенка

Абсолютно любой ребенок может учиться, главное добиться его желания

Методики обучения учащихся младших классов, направлены на обеспечение комфортного преподнесения информации в нужном объеме. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Это большой труд учителя, который должен сохранять максимальную близость с учащимися, поддерживать их отношения в коллективе и желание учиться.

Пакет информации требуемый для запоминания и оперирования, с 1 по 4 класс, минимален, в это время дети должны научиться другим навыкам:

  • дисциплина;
  • терпение;
  • умение видеть задание и планировать ее решение;
  • социальность;
  • коммуникативность;
  • самоорганизация.

Главное, чего должен добиться учитель – желания учиться, находиться в коллективе. Ребенок должен быть открыт и счастлив, если он чувствует дискомфорт в коллективе, он не сможет адекватно воспринимать предложенную информацию.

На это следует обратить внимание и родителям, каждое учебное заведение имеет свои особенности преподавания, если ребенку в нем некомфортно, надо узнавать, почему это происходит и помогать справиться с дискомфортом. В некоторых случаях, особенно у детей с особенностями психики, можно временно переходить на дистанционное обучение, давая школьнику отдохнуть от давящей на него обстановки. Ни одни методики обучения с ОВЗ не помогут, если тот, кого обучают, не будет получать от этого удовольствие.

Существует несколько уровней сложности, оценивания уровня знаний для детей с ОВЗ и подтвержденным диагнозом, именно потому, что темп освоения знаний имеет второстепенное значение.

2 комментария для “Обучение младших школьников с ОВЗ

  1. Добрый день, подскажите, как поставить статус ОВЗ и добиться от школы особого отношения к ученику при оценивании знаний и сможет ли он потом учиться в своей школе.

    1. Статус ОВЗ ставится при прохождении специальной психолого-медико-педагогической комиссии, основываясь на ее заключении можно обратиться в школу, для разработки специального плана обучения. Если отклонения небольшие, большая часть школ, поддерживает программу обучения детей с ОВЗ.

Добавить комментарий