Обучение младших школьников с ОВЗ
Дети с ОВЗ, особенные, поэтому и подход к их обучению…
…насколько отличается от обычного. Разработаны специальные методики помогающие ребенку с ОВЗ не отставать от своих сверстников и осилить общеобразовательную программу. Самое важное время для обучения младших школьников с ОВЗ в самом начале, ведь именно тогда закладывается интерес к учебе, стимул и мотивация. Поэтому задача педагога и родителей не только научить, но и заинтересовать школьника в изучении и запоминании нового.
Особенные дети с ОВЗ
Законодательно утверждено понятие, отделяющее детей с ОВЗ, от обычных. Стоит заметить, этот термин в большей степени относится именно к образованию, а не социальному статусу. ОВЗ влияет на выбор методик обучения, они могут быть как у человека с подтвержденным статусом инвалида, так и без него.
Всех детей с ОВЗ можно разделить на несколько категорий в зависимости от типа нарушения их здоровья:
- нарушение психического состояния;
- нарушения психологического состояния;
- физиологические отклонения;
- генетические заболевания;
- общая задержка развития.
К ним относят как детей с врожденной патологией психического и психологического развития – например: синдром Дауна, олигофрения или аутизм, так и с выраженными физиологическими отклонениями – нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательных функций.
В большей степени программа обучения для них выбирается индивидуально, отталкиваясь от нескольких критериев – способность восприятия информации, мотивация и скорость обучения.
Статья в тему: Программа по математике для детей с ОВЗ
Принципы ведения коррекционной работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья
Общие принципы коррекционной работы не сильно зависят от заболевания, их основные задачи:
- мотивация к обучению;
- коррекционная компенсация;
- социализация;
- сенсорное развитие;
- максимальное развитие коммуникационных навыков;
Преподаватель сталкивается с тем, что к таким ученикам требуется специальный подход, зачастую разрабатываемый индивидуально отталкиваясь от особенности ученика.
Основные методы педагога в зависимости от причин ОВЗ
Вид отклонения |
Требуемые дополнительные методики |
Совместимость в группе с другими детьми |
Нарушение умственного развития, развития речи, умственная отсталость | Мотивация к обучению, дополнительное разъяснение сопровождающееся иллюстрациями, дополнительными материалами, упрощение образовательной программы | Группу лучше формировать из детей с одинаковой способностью к познанию и восприятию материала, школьник в обычной группе может испытывать дискомфорт |
Нарушения социального восприятия по типу РАС, Синдром Дауна и другие | Упор на повышение коммуникативности, коммуникации, социализации. | Ученик с достаточным уровнем умственного развития может находиться в группе с обычными детьми под вниманием преподавателя |
Физические и физиологические отклонения: слепота, глухота, немота, нарушение опорно-двигательных функций | Коррекционная компенсация, сенсорное развитие | Дети с легкими нарушениями могут находиться в коллективе из обычных школьников, лучше их не помещать в группу с детьми с нарушением умственного и речевого развития. Дети с тяжелыми нарушениями функции должны обучаться в специализированных группах. |
Любое отклонение поддается градации. В зависимости от тяжести его проявления, по его характеристикам и формируется учебная программа.
Методы работы с ОВЗ
Несмотря на различность диагнозов и отклонений детей получающих статус ОВЗ, существуют общие методики их обучения. В случае с младшим школьником педагоги и родители обязаны использовать наиболее комфортную для ребенка методику, чтобы не усугубить его психологическое состояние.
Методы работы с учащимися, имеющими ОВЗ, отталкиваются от особенностей их развития и подбираются для каждой группы отдельно. Они разделяются на:
- объяснительно иллюстративный;
- поисковый;
- репродуктивный;
- информационно коммуникационный;
- контроля;
- самоконтроля и взаимоконтроля;
- коммуникационный.
Зачастую преподаватель при подготовке к занятиям использует несколько методик, чтобы дети в максимальном объеме воспринимали информацию и стимулировались к дальнейшему познанию.
Для более эффективного обучения младших школьников, следует смешивать методики, иначе дети плохо усваивают информацию. Преподаватель тщательно готовится к каждому занятию, отталкиваясь от особенностей своей группы.
Формы обучения ребенка с ОВЗ
Родители детей с ОВЗ, как и абсолютно здоровых имеют право сами решать, в какой форме их ребенок будет получать образование. Следует только помнить о том, что школьник обязан получать образование, но делать он это может как дома, так и в школе. Существует две основные формы обучения младших школьников с ОВЗ – инклюзивное и дистанционное. Оба они имеют свои преимущества и минусы.
Инклюзивная форма обучения
Инклюзивная форма обучения предполагает получение знаний в группе, с учетом особенностей ребенка. Для этого ученик ходит в обычную школу или специальное учебное заведение. В некоторых случаях проживает в специализированном профильном учреждении, которое таким же образом организует учебный процесс. То есть программа разработана для группы, но с учетом особенностей каждого ее участника. В таком случае ребенок общается в классе, главные плюсы:
- профессиональное преподавание;
- получение коммуникативных и коммуникационных навыков;
- прививание социальных навыков;
- развитие дисциплины;
- хорошая стимуляция и мотивация;
- общение со сверстниками;
- правильное психологическое развитие.
Суть инклюзивного обучение не выделять ребенка с ОВЗ из социума. Он ходит в школу, общается со сверстниками, учится дисциплине и другим понятиям, которые непостижимы при индивидуальном образовании. Его основной минус заключается в том, что не ко всем детям он применим и требует особого контроля. Так как в нем участвует не только пара ребенок-учитель, а и множество окружающих людей, а они не всегда лояльно будут относиться к особенному человеку. Но большая часть школ приветствует такую форму образования, так как она развивает правильное социальное мышление у всех учеников, учит пониманию и толерантности.
Дистанционная форма обучения
В основе дистанционного обучения лежит не только освоение учебного материала дома, как считают некоторые родители. Дистанционное обучение включает в себя разработку индивидуального плана обучения с отрывом от школьного коллектива. Не обязательно его должны проводить родители.
Главный плюс такой формы обучения в том, что она позволяет создать наиболее удобную программу с учетом особенностей определенного ребенка. Учебную программу он может осваивать в относительно свободной форме, но ему придется обращаться в учебное заведение, чтобы проходить контроль и получать новую программу. Обычно это происходит один раз в полгода.
При этом родители могут:
- заниматься со школьником самостоятельно;
- нанимать репетиторов;
- направлять его в индивидуальные группы обучения.
Важно только то, чтобы ученик в конце отведенного времени сдал контрольные работы.
Минус такой формы обучения в том, что она не всем по силам. Она требует разработки четкой и строгой РПД, больших вложений сил со стороны родителей и обучающего персонала. А вот плюс в том, что ее можно идеально сочетать с планом реабилитации определенного ребенка.
Методы и приемы обучения для детей с ОВЗ общие, независимо от формы обучения
Психология младшего школьника такова, что методики обучения, как при дистанционном, так и инклюзивном обучении практически одинаковы. В самом начале разрабатывается РПД и УУД – рабочая программа дисциплины и программа универсальных учебных действий. В дальнейшем они корректируются под определенного ученика. Эти программы в большей степени не для ребенка, а для преподавателя.
Наиболее распространенные методики обучения включают в себя достаточно простые подходы:
- объяснение материала, в случае с младшими классами в игровой форме;
- поэтапное разъяснение заданий – учитывая особенности восприятия, задача раскладывается на логические блоки, посильные ребенку;
- обучение последовательному выполнению заданий, от блока к блоку;
- повторение уже рассмотренного материала;
При этом преподаватель обязан не только предоставить материал, он подготавливает визуальные и аудио материалы, помогает максимально подробно запомнить предложенную информацию. Помня о том, что ребенок в лучшем случае в состоянии запомнить не более 70% изложенного материала.
В случае если ученики из определенной группы плохо запоминают материал, им придется больше уделить времени, упростить задачи и попробовать освоить наиболее важные элементы задачи.
Статья в тему: 7 причин оформить ОВЗ для особенного ребенка
Абсолютно любой ребенок может учиться, главное добиться его желания
Методики обучения учащихся младших классов, направлены на обеспечение комфортного преподнесения информации в нужном объеме. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Это большой труд учителя, который должен сохранять максимальную близость с учащимися, поддерживать их отношения в коллективе и желание учиться.
Пакет информации требуемый для запоминания и оперирования, с 1 по 4 класс, минимален, в это время дети должны научиться другим навыкам:
- дисциплина;
- терпение;
- умение видеть задание и планировать ее решение;
- социальность;
- коммуникативность;
- самоорганизация.
Главное, чего должен добиться учитель – желания учиться, находиться в коллективе. Ребенок должен быть открыт и счастлив, если он чувствует дискомфорт в коллективе, он не сможет адекватно воспринимать предложенную информацию.
На это следует обратить внимание и родителям, каждое учебное заведение имеет свои особенности преподавания, если ребенку в нем некомфортно, надо узнавать, почему это происходит и помогать справиться с дискомфортом. В некоторых случаях, особенно у детей с особенностями психики, можно временно переходить на дистанционное обучение, давая школьнику отдохнуть от давящей на него обстановки. Ни одни методики обучения с ОВЗ не помогут, если тот, кого обучают, не будет получать от этого удовольствие.
Существует несколько уровней сложности, оценивания уровня знаний для детей с ОВЗ и подтвержденным диагнозом, именно потому, что темп освоения знаний имеет второстепенное значение.
Добрый день, подскажите, как поставить статус ОВЗ и добиться от школы особого отношения к ученику при оценивании знаний и сможет ли он потом учиться в своей школе.
Статус ОВЗ ставится при прохождении специальной психолого-медико-педагогической комиссии, основываясь на ее заключении можно обратиться в школу, для разработки специального плана обучения. Если отклонения небольшие, большая часть школ, поддерживает программу обучения детей с ОВЗ.