Что такое АВА терапия

Прикладной анализ поведения или АВА (Applied behavior analysis)
является популярным подходом коррекции для лиц с ограниченными возможностями, особенно для детей с аутизмом. К сожалению, существуют распространённые заблуждения относительно того, что на самом деле влечёт за собой ABA.

Ава терапия

Многие люди ассоциируют эту терапию с узким набором практик и даже сравнивают с дрессурой,  не понимая богатства приложений и путей, в которых методы АВА могут быть использованы.

ABA терапия представляет собой смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с потребностями каждого отдельного ребёнка, чтобы изменить его поведение. Целью терапии является расширение речевых навыков, игры, социализации и уменьшение нежелательного поведения.

ABA терапия помогает установить лучший контакт глаз, способствует обучению, развитию речи детей с аутизмом и спонтанной имитации. Наконец дети приобретают способность и желание учиться. У многих детей уменьшается или проходит полностью самоагрессия, самостимуляция (стереотипии) и ритуальность в поведении.

Статья в тему: Основные правила для обучения аутичного ребенка

Сколько нужно заниматься АВА терапией

В исследовании Ловааса 1987 года было обнаружено, что почти половина (47%) детей, получавших 40 часов в неделю ABA терапии в конечном итоге смогли поступить в школу, и достигли нормального интеллектуального и образовательного функционирования к концу первого класса. В то время как дети с аутизмом,  получающие терапию только 10 часов в неделю не смогли сделать то же самое.

Цели ABA

Конкретные цели вмешательства выбираются на основе индивидуальных проблем ребёнка и его расстройства. Дети с аутизмом часто демонстрируют такое поведение, как: отсутствие зрительного контакта, нежелание заниматься и повторять за взрослым. Именно сокращения этого поведения является первым объектом вмешательства. После того как поведенческие проблемы устранены и находятся под контролем, целью вмешательства может стать улучшение коммуникации и социального взаимодействия.

В этой АВА терапии необходимо устанавливать цели и постоянно контролировать и оценивать прогресс.

Основные принципы

Главным принципом ABA считается, что если поведение вознаграждается, то оно повторится вновь. Для этого терапист или родитель даёт ребёнку мотиватор: вопрос или просьбу. Дожидается реакции. Если она положительная терапист использует похвалу или фактический стимул (игрушка, конфета и т.д.). Негативную же реакцию нужно игнорировать.

АВА терапия основана на некоторых общих представлениях о том, как дети с РАС учатся поведению.

На самом базовом уровне, который включает в себя:

  1. стимул (запрос) для ребёнка
  2. следствие – реакция ребёнка
  3. «подкрепление» или «наказание» основано на реакции ребёнка

Подкрепление это то, чем вознаграждается ребёнок за правильный ответ, оно повышает вероятность этого ответа. Примеры возможных подкреплений для маленьких детей: похвала, улыбка, игрушка, мыльные пузыри, мультик, лакомства и т.д.

Наказание не подразумевает никакого физического насилия! Этот термин означает неодобрение и отсутствие поощрения.

Необходимо провести функциональную оценку возможных подкреплений или наказаний, чтобы определить наиболее эффективные в формировании поведения ребёнка.

2 комментария для “Основные принципы ABA терапии

  1. Я стараюсь с дочерью отходить постепенно от стереотипного поведения, прохождение АВА-терапии не сотрет все наши достижения, ведь это своеобразная дрессировка, которая подразумевает четкое повторение определенных действий?

    1. Да, это такая своеобразная дрессировка, но она демонстрирует очень хорошие результаты. Занятия длятся обычно 60 минут, а дальше ребенок переходит в повседневную жизнь, лишенную по максимуму стереотипов. Ваша работа не будет напрасной, наоборот, детям очень нравятся занятия АВА – мы уже 5 лет периодически их проходим, сын вприпрыжку на них бежит. Результаты видны уже после 3-х занятий.

Добавить комментарий