Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР

2

Эмоциональная сфера ЗПР

В период многочисленных исследований, ученые пришли к выводу, что базовым состоянием ребенка в дошкольном возрасте является комфортное, положительное и устойчивое эмоциональное состояние, так как от этого зависит восприятие ребенком окружающей среды, отношение со сверстниками и эмоционально-волевая сфера.

Эмоциональная сфера ЗПР – особенности развития

В раннем детском возрасте эмоциональная сфера определяется уровнем эмоционального комфорта и полным доверием к окружающим.

В школьном возрасте эмоциональное благополучие характеризуется высокой самооценкой, сформированным самоконтролем, эмоциональным контролем.

Произведение ритмических стимулов ЗПР
Произведение ритмических стимулов

Характеристика эмоционально-волевой сферы у детей в дошкольном возрасте с диагнозом ЗПР:

  • контрастные перепады настроения;
  • лабильность;
  • эмоциональная неустойчивость.

Такие дети часто то смеются, то резко начинают плакать. Для выхода из эмоционального равновесия им необходимо совсем незначительный повод, и резко из доброжелательных они превращаются в агрессивных и озлобленных.

Часто можно наблюдать у школьников с ЗПР чувство тревожности или беспокойства. Они замкнуты в себе и не любят контактировать с окружающими, редко заводят дружбу.

В 1983 году группа исследователей (В.Г. Петрова, Л.И. Солнцева, Т.В. Розанова, В.И. Лубовский) пришли к выводу, что основная коррекционная работа с детьми с ЗПР должна быть направлена на развитие:

  • познавательной мотивации;
  • произвольного регулирования поведения;
  • моторики и речи;
  • восприятия окружающего мира.

Диагностика эмоциональных нарушений часто проводится в возрасте 2 лет, когда начинают проявляться первые симптомы эмоционально-волевой нестабильности.

Эмоционально-волевая сфера ЗПР

Основной особенностью эмоционально-волевой сферы (ЭВС) ЗПР у детей нарушенное чувство восприятия окружающего пространства. На эффективность восприятия влияет повышенная эмоциональность и отсутствие мотивации.

Коррекционная работа с детьми ЗПР
Коррекционная работа с детьми

В зависимости от причины происхождения, ЭВС при ЗПР развивается по-разному:

  1. Соматогенное – вследствие заболеваний хронического типа. Развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР соматогенного генеза часто сопровождается гипоксией и астенией.
  2. Психогенное – плохие условия жизни и воспитания ребенка. Основные признаки – это социальная и психическая депривация. Первые проявления есть уже в 2-3 года (неуверенность, робость, отсутствие речи, эмоциональная невыразительность, апатичность). Уже в дошкольном возрасте такие дети начинают проявлять интерес к общению со взрослыми. Подростковый возраст сопровождается сниженными мотивационными и учебными возможностями, повышенной конфликтностью и неадекватной самооценкой.
  3. Церебрально-органический – поражение ЦНС на ранних этапах развития плода или в период родовой деятельности. Данная форма сопровождается: нарушениями эмоционального состояния, речи, ориентации в пространстве, внимания и памяти. Дети быстро нервно истощаются, проявляется вялость, нарушения настроения, психическая нестабильность.

Коррекция эмоциональной сферы

Впервые работу по коррекции эмоциональной сферы у младших школьников с ЗПР разработал в 1990 году В.В. Лебединский с соавторами. Исходя из их работы можно отметить, что регулировать эмоционально-волевую сферу можно с помощью 4 основных уровней:

  • Полевой реактивности – цветовые и звуковые стимулы, подбор правильного места и времени для проведения занятий.
  • Аффективных стереотипов – восприятие и произведение ритмических стимулов, развитие чувствительности (тактильной, вкусовой, мышечной и прочих).
  • Аффективной экспансии – обучение ребенка взаимодействовать с окружающими миром за счет игры, обучение решать и сглаживать конфликтные ситуации.
  • Эмоционального контроля – обучение работать в коллективе (понятия «партнерство» и «сотрудничество»), развитие самоконтроля в условиях групповых занятий.

Программы по коррекции эмоционально-волевой сферы у детей ЗПР рассчитаны на 20 недель (занятие проводится 1 в неделю с длительностью до 25 минут). Группа для работы состоит оптимально из 8–10 учеников.

Эмоционально-волевая сфера ЗПР – отзывы

Для анализа отзывы взяты с сайтов https://www.babyblog.ru/theme/narusheniya-emocionalno-volevoi-sfery-u-detei и http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=8058257

Положительные Отрицательные
Нам недавно поставили диагноз ЗПР (2 года нам), сначала я впала в ступор, так как для меня данный диагноз был загадкой. Потом в интернете прочитала, что в основном этот диагноз базируется на незрелости эмоционального состояния. Пошли к психологу, надеюсь, занятия помогут исправить ситуацию, ведь диагностировали отклонение рано.(Марина)  А вот мне интересно, если ребенок по типу своих особенностей характера не любит шумных компаний, более скрупулезный в своих действиях, и повышено эмоционирует на внедрение в его личное пространство, то, что сразу ему нужно вешать ярлык ЗПР, типа у него нарушена эмоциональная сфера. Бред это все, я тоже не люблю, когда меня трогают, когда сильно шумно и прочее, и вполне здорова. (Соня)
А нам не только назначили работу с психологом и дефектологом, еще и медикаментозное лечение выписали, для того чтобы восстановить сон, и контролировать приступы паники и агрессии сына. Тьфу-тьфу, уже полгода мы живем в тишине и спокойствии, хотя иногда он какой-то заторможенный и не поддается уговорам выполнить то или иное задание, но не все же сразу. (Лариса) Дети с ЗПР могут быть очень гениальными, если их направить на развитие определенных умений и навыков, для этого должно быть необходимое количество спец. учреждений. У нас как бы они все есть, вот только для того чтобы ребенка водить туда на занятия, нужно сначала записаться и выждать колоссальную очередь. Детей с ЗПР становится больше, а относительно их лечения ничего не меняется. (Ксения)
У нас с самого рождения было видно, что дочь особенная, диагноз, конечно, нам поставили только в 5 лет, но работать с узкими специалистами мы начали с 3 лет. Плюс ко всему у нас грамотные специалисты при детском садике. Один раз в неделю с ней работал психолог, и сейчас мы уже в первом классе, и дочь мало отличается от сверстников. Правду говорят, коррекцией эмоциональной сферы нужно заниматься с раннего возраста. (Лида) Как можно эмоционально нестабильного ребенка водить в обычные группы в детском саду или в обычные школьные классы? Они же бывают агрессивными… (Алиса)
Эмоционально-волевой аспект в развитии ребенка очень важен, ведь незначительные нарушения в раннем возрасте отобразятся во взрослой жизни кучей комплексов и эмоциональной нестабильностью, которые потом сложно исправить. (Юля)

Выводы

Цель специального обучения и воспитания детей с ЗПР – коррекция развития эмоционально-волевой сферы, положительных качеств личности. Это дает возможность значительной части малышей после воспитания и обучения в дошкольном учреждении учиться в обычных условиях начальной общеобразовательной массовой школы, а другим, продолжить обучение в школе интенсивной педагогической коррекции, или в условиях инклюзивного или интегрированного класса общеобразовательной массовой школы, и получить ценовой уровень образования.

Статьи в тему: 1.Школы для детей с ЗПР в Украине; 2.Школы для детей с ЗПР в России

Видео – Эмоционльная сфера ребенка при ЗПР. Все что надо знать родителям

Видео – “Коррекция эмоционально-волевой сферы”

2 комментария для “Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР

  1. Подскажите, пожалуйста, к кому можно обратится для того чтобы исключить наличие ЗПР у ребенка, так как появляются некоторые симптомы нарушения эмоциональной сферы (нам 1,5 года). Или я рано бью в колокола?

    1. Здравствуйте, если вы замечаете за своим ребенком какие-то особенные черты, и появляются подозрения на наличие заболевания, рекомендуем сначала посоветоваться со своим педиатром, и попросить направление к детскому психоневрологу.

Добавить комментарий