Памятка для родителей как предупредить заикание у детей

0

Памятка для родителей как предупредить заикание у детей

Ребёнок заикается: что делать? Советы родителям

Заикание — это проблема с ритмом речи, когда ребенок точно знает, что он хочет сказать, но не может этого сделать из-за непроизвольных (неконтролируемых) повторений звуков или остановки речи на каком-то звуке. Явление это довольно распространенное — около 5% всех детей заикаются в какой-то момент своей жизни, а примерно у 1% людей заикание сохраняется с детства и до старости. Когда дети становятся старше, их организм реже реагирует на стресс заиканием, но тем не менее такая реакция возможна и во взрослой жизни. Мальчиков, которые заикаются, примерно в 3 раза больше, чем девочек.
Что происходит, когда ребенок заикается?
1. В организме наблюдается очень незначительная нейрофизическая (связанная с мозгом/нервами/мышцами) дисфункция (нарушение нормальной работы).
2. Человек испытывает трудности с координацией воздушного потока, артикуляцией и резонансом (артикуляция и резонанс заключаются в скоординированном движении мелких мышц во рту для формирования звуков и контроля их громкости).
3. Человек может говорить более свободно и правильно в определенных ситуациях (возможно, у себя дома) и менее свободно, когда испытывает беспокойство, тревогу или усталость.
4. Состояние стресса, например, выступление перед большой аудиторией, может усугубить заикание, которое, в свою очередь, еще больше усилит стресс. Человеку с заиканием иногда очень трудно говорить по телефону.
5. Несмотря на то, что стресс может усугубить заикание, сам по себе он заикания не вызывает.
Что могут сделать родители?
1. Родители, которые заметили у ребенка запинки в речи, необходимо как можно раньше обратиться к таким специалистам как невролог, логопед, педиатр, которые назначат обследование. Специалисты утверждают, что терапия будет работать значительно лучше, если начата рано.
2. Часто для оказания полноценной помощи ребенку, который заикается, родители должны пройти «обучение» у логопеда. Сложности «науки» бояться не стоит: она может просто включать в себя повторение таких слов, как «помедленнее», «расслабься», «попробуй еще раз», «не волнуйся».
3. Слушайте ребенка очень терпеливо и показывайте, что вы готовы слушать и ждать, пока он не сможет сказать все то, что хочет. Сохраняйте постоянный зрительный контакт.
4. Не перебивайте и не произносите слова, которые, как вы думаете, ребенок пытался сказать. Вы можете произнести не те слова, и ребёнок может расстроится еще сильнее. Дети в возрасте от 6 лет и старше начинают замечать свою проблему и если его не дослушать, то большая часть, как правило, резко заканчивает диалог и в слезах уходят в свою комнату, а это возникновение комплексов!
5. Если вы изо всех сил старались, но не поняли, что хотел произнести ребенок, скажите что-то вроде «извини, я не понял…». Но не притворяйтесь, что поняли, если этого не произошло.
6. Убедитесь, что вашего ребенка не дразнят и не запугивают из-за его недостатка в детском саду или в школе.
7. Спросите вашего логопеда о том, как помочь ребенку лучше говорить в присутствии других людей (например, в классе), а затем поделитесь этими советами с учителем.
8. Если у кого-то из членов вашей семьи есть «хорошие примеры» того, как они победили заикание, попросите их поделиться этим опытом с вашим ребенком. Помните: успешный пример может существенно помочь детям, особенно в трудные моменты. Сделайте так, чтобы ребенок слышал поменьше «плохих» историй о заикании, особенно в раннем возрасте.

Памятка для родителей как предупредить заикание у детей

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Памятка для родителей заикающегося ребенка будет полезна как родителям, так и педагогам, в группах у которых есть дети с заиканием.

Статья:

1. Заикание чаще всего возникает в период от 3 до 5 лет. в этот период к его еще не вполне созревшему речевому аппарату предъявляются повышенные требования. ребенок в этом возрасте хочет много сказать, но его речевой аппарат может не успевать за мыслью. Некоторые дети успешно проходят этот этап, а у некоторых развивается заикание. Причины разделяются на 2 группы: предрасполагающие наследственность, осложненное протекание беременности и роды, тяжело протекающие или часто повторяющиеся соматические заболевания раннего возраста, перегрузка речевым материалом, слишком ранее разучивание сложных по содержанию стихотворений, нервная, неспокойная обстановка в семье, неправильные воспитательные приемы. др. группа причин производящая испуг, если ребенок долго вынужден что -то держать на тормозах, скрывать свои переживания от окружающих, одновременное действие двух противоположных раздражителей, резкое переучивание с левши на правшу, подражание заикающемуся ребенку.

2. Нельзя вовлекать в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.

3. Очень важны занятия музыкой, танцами, которые способствуют установлению правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны занятия по пению.

4. Нельзя чрезмерно баловать ребенка, чтобы в случае отказа не травмировать его психику. требования должны соответствовать возрасту, быть одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих.

5. Не следует ребенка перегружать большим количеством впечатлений.

6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставлять одного особенно в плохо освещенном помещении, в виде наказания можно посадить на стул.

7. Следует говорить четко, плавно, не торопясь, не по слогам и не нараспев.

8. Всегда быть одинаково требовательным и ровным.

9. Сблизить с уравновешенным, хорошо говорящим ребенком.

Важно помнить:

1.Заикающийся ребенок постоянно должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. Спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.

2.Нельзя детям читать книги не для их возраста, смотреть на ночь страшные мультфильмы, сказки.

3.Не следует разрешать долго смотреть телевизор. Это утомляет и возбуждает нервную систему, особенно перед сном и не по возрасту.

Требования к речи взрослого при разговоре с ребенком.

Говорите медленно, выговаривая каждый слог, слово за словом, предложение за предложением.

Всегда определяться, что именно надо сказать, что и как говорить.

Не говорить ни слишком громко, ни слишком тихо.

При разговоре стоять или сидеть прямо.

Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохнуть ртом.

Расходовать дыхание экономно, по возможности задерживать дыхание.

Произносить решительно и определенно согласные.

Направлять выдох не на гласный, а на согласный звук.

Не нажимать на согласный, в случае необходимости говорить ниже обыкновенного тона и несколько растягивать гласные.

Когда слово начинается с гласных, то начинать его тихо и несколько пониженным тоном.

Растягивать долго первые гласные в предложении и связывать все слова в предложении между собой, как одно многосложное слово.

Профилактика заикания у детей: основные направления

Логоневроз может возникнуть в любом возрасте, но, как правило, проявляется в период с 2 до 5 лет, когда активно формируется речь. Причём, заикание у мальчиков бывает чаще, чем у девочек. Усугубиться заикание может в подростковом возрасте. Заикание проявляться постепенно или в определенных ситуациях. Если заикание появляется в детстве, то оно сильно влияет на социальную адаптацию.

Это один из наиболее тяжелых дефектов речи, который трудно устранить, при этом заикание травмирует психику детей, мешает полноценному общению и правильному ходу воспитания.

Для заикания характерно нарушение плавности речи, когда запинки, растяжение и повторение звуков сопровождается мышечным напряжением – судорогами органов артикуляции, голоса и дыхания. Соответственно, ребенку трудно произнести то, что он хочет, а слушающий испытывает напряжение, слушая такую речь.

Особенности заикания у детей

Заикание чаще всего диагностируется у детей в раннем возрасте – в 2-5 лет. В этот период развивается речевой аппарат и речь, поэтому любая нагрузка на психику ребенка может повлиять на плавность речи. Главной причиной заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга.

В период становления фразовой речи запинки отмечаются у большинства детей. Помимо этого, для этого возраста характерно растягивание и повторение отдельных звуков, слогов и слов. Это все считается проявлением нормы, т.к. является нормальным процессом становления ритмичной речи. При таких запинках нет судорог артикуляционного аппарата, и они сами имеют эмоциональную природу. Обусловлено это тем, что в возрасте 2-5 лет речевые возможности еще не успевают за мыслями ребенка, поэтому при произношении он может «захлебываться». При этом есть важное отличие: ребенок с физиологическими итерациями при просьбе сказать лучше может улучшить свое произношение, а ребенок с заиканием, наоборот, его ухудшит.

Если же данные речевые дефекты не проходят, то это уже является поводом для обращения к специалисту. Как правило, занятия с логопедом можно начинать уже с 3-х лет.

Необходимость своевременного логопедического воздействия обусловлена тем, что на фоне заикания возникают психологические проблемы, ведь ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, что он чем-то хуже других, в результате чего он всячески старается избежать общения. Страдает социальная адаптация, при этом если не проводить коррекцию, то проблема только усугубится со временем.

Причины возникновения заикания

Причины заикания можно разделить на 2 группы – внешние и внутренние.

  • Наследственная предрасположенность. Если у одного или обоих родителей есть заикание (либо даже быстрый темп речи), то весьма вероятно, что и у ребенка появятся аналогичные проблемы.
  • Патологические процессы во время беременности и родовой деятельности. Неблагоприятные факторы могут оказать влияние на мозговые структуры плода, которые отвечают за двигательную и речевую функцию.
  • Нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, которые привели к органическим поражениям мозга.
  • Болезни органов речи.
  • Сильный испуг, стресс, повышенная речевая нагрузка, которые снижают устойчивость нервной системы.
  • Особенности воспитания. К примеру, повышенные запросы к ребенку, желание сделать из него «гения» приводят к тому, что на ребенка ложится повышенная нагрузка (его заставляют заучивать сложные стихи, слова и т.д.), что провоцирует нарушения речевого развития.
  • Подражание заикающемуся родителю или другому ребенку.

Чтобы не допустить развитие заикания, важно знать, какие именно действия нужно предпринимать для этого. Профилактика крайне важна, ведь намного проще предотвратить это состояние, чем проводить коррекцию.

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

Чтобы уберечь детей от заикания, нужно соответствующая профилактика, которая требует от взрослых соблюдения определенных правил.

С самого раннего возраста в развитии речевой функции у ребенка большую роль играет активное подражание речи родителей и других взрослых. Помимо положительной стороны, подражание имеет и свою негативную сторону.

В первую очередь, речь окружающих людей должна быть правильной, неторопливой и отчетливой. В таком случае подражание сыграет свою положительную роль, ведь у детей будет формироваться такая же правильная речь.

Вот несколько основных рекомендаций, который помогут избежать появления заикания:

  • Не допускать ускоренной речи. Излишне торопливая речь малыша говорит о его сильной возбудимости, что может привести к развитию нарушения.
  • В виду того, что подражание может стать следствием развития заикания, то нужно оградить ребенка от общения с заикающимися сверстниками и взрослыми. В противном случае, он начнет подражать им, повторяя одни и те же запинки.
  • Нужно всяческим образом оберегать неокрепшую психику детей. Нужно исключить любые стрессы, психические травмы, сильные эмоциональные проявления (включая бурные всплески радости).
  • На детей сильно влияет неблагоприятная обстановка внутри семьи. Именно поэтому, нужно исключить любые конфликты среди родителей, либо сделать так, чтобы ребенок не был их свидетелем.
  • Исключить излишне строгие наказания ребенка, запугивание и ни в коем случае не применять к нему меры физического воздействия.
  • Нельзя форсировать речевое развитие детей. Важно соизмерять нагрузки с возрастом ребенка. Помните о том, что в дошкольный период речевые возможности достаточно ограничены, поэтому не нужно перегружать слишком сложными словами, требовать от него заучивать длинные стихотворения и т.д.
  • Отсутствие участия родителей в развитии малыша. Если в семье не принято читать ребенку, просить его пересказывать услышанное, поправлять его, когда он говорит неправильно (максимально корректно), то у таких детей наблюдается отсталость в речевом развитии.
  • Не нужно эмоционально перегружать ребенка походами в кинотеатр, цирк и другие развлекательные учреждения. Объясняется это тем, что под впечатлением от увиденного, малыш начинает задавать вопросы, делиться эмоциями и все это, как правило, происходит в возбужденном состоянии, т.е. ребенок запинается, пытается быстро что-то сказать, глотает звуки и т.д. Появившиеся запинки в речи могут закрепиться и перейти в постоянные.

Среди общих рекомендаций профилактики заикания можно отметить нормализацию распорядка дня. В возрасте от 3 до 7 лет сон должен составлять не менее 10 часов в сутки. Следует избегать излишне шумных компаний. Часто причиной этого нарушения становится сильный испуг, поэтому нужно определить его источник. Необходимо либо устранить причину страха, либо продемонстрировать малышу, что в том, что он считает пугающим, ничего страшного нет. Никакие строгие выговоры, поучения и тем более насмешки не помогут, а, напротив, только усугубят ситуацию.

Добавить комментарий