По какой программе учатся дети с зпр

0

По какой программе учатся дети с зпр

По какой программе учатся дети с зпр

Требования к специальным условиям получения начального общего образования установлены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598):

В структуру адаптированной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ включаются обязательные коррекционно-развивающие курсы, которые предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами. Обязательные коррекционные курсы, предусмотренные стандартами, могут быть дополнены образовательной организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК и с учетом ИПРА.

Обязательные коррекционные курсы являются составной частью адаптированной образовательной программы и являются для обучающегося бесплатными.

Из СанПиНов к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28):

«Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы, состоящей из учебного плана общеобразовательной организации, включающего обязательную часть и часть, формируемую участниками отношений, а также из часов, необходимых для проведения реабилитационно-коррекционных мероприятий, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ.

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные – на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.»

За создание специальных условий для получения образования плата в государственных и муниципальных образовательных организациях не взимается, это для семьи бесплатно. Коррекционные занятия являются составной частью образовательных программ при обучении ребенка с ОВЗ и плата за них также взиматься не может. Если школа требует для предоставления коррекционных услуг, включенных в образовательную программу, заключить договор о платных услугах, обращайтесь в орган образования для разрешения ситуации.

вариант программы 7.1. (дети с задержкой психического развития)

Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения.

Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.

Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме.

Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану (см. часть 6 статьи 58 пункт 9 Федерального закона Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ).

В спорных случаях (вариант 7.1 или 7.2) на момент поступления ребенка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 7.1). В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 7.2.

стандарт начального образования для лиц с ОВЗ

Рабочие коррекционные программы для детей с ЗПР

Рабочие коррекционные программы для детей с ЗПР

Врачи отмечают тревожную тенденцию по возрастанию в России заболеваемости ЗПР среди детей. Задержка психического развития обусловлена разными причинами, однако это не отменяет того, что с проблемой надо бороться. Одного медикаментозного вмешательства будет недостаточно.


Необходима комплексная работа педагога и других специалистов, которые помогут восполнить пробелы в знаниях, исправить речь, научить концентрации внимания и читать. Многие педагоги, которые специализируются на коррекционных работах с детьми с заболеванием, создают свои методики.

Некоторые программы действительно рабочие и помогают детям с ЗПР преодолевать симптомы.

Варианты программ для детей с ЗПР

Несмотря на то, что болезнь напрямую связана с обучением, программы при ЗПР мало связаны с учебными планами в школе. В коррекционных заведениях особые методы, длина занятий, есть возможность уделить время каждому ребенку в том количестве, в котором это надо. Особый уклон делается на повторении материала и освоении тех навыков, которым не уделяется время в школе, так как считается, что они очевидны (например, чтобы резать бумагу ножницами сначала необходимо научиться их держать). Размеренный темп занятий и интенсивная нагрузка на проблемные области помогает быстро догнать одногодок и перейти обучаться в обычные школы.

Такого результата добиваются несколькими вариантами программ для детей с ЗПР, выбор которой зависит от родителей. Они, видя явную проблему с какой-то одной функцией (например, артикуляция) обращаются к узкопрофильному специалисту (например, логопеду). Профессионал выстраивает индивидуальный график работы. Кроме того, есть проверенные методики работы с детьми с ЗПР, которые основаны на комплекте рабочих программ для детей с ЗПР.

Общие принципы программ развития

Главное в работе с детьми – сохранять баланс и развивать речь и другие области (память, внимание, эмоции, интеллект, чтение и т.д.). Несмотря на то, что у пациента могут быть ярко выраженные проблемы в какой-то одной области, из-за их взаимосвязи приходиться объединять упражнения, захватывая все сферы. Помимо этого, программы имеют общие направления работы:

  • Физическое направление – занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ребенка была возможность для активного отдыха и подвижных упражнений. Помимо занятий выстраивается правильный рацион питания, режим сна. Родители должны с вниманием относиться к физическому здоровью и психологическому спокойствию, так как это залог успешного обучения.
  • Психологическое – обучения социальным и другим навыкам. Сюда входить общение, умение отвечать на вопросы, вести себя в коллективе.
  • Сенсорно-моторное — замедленное развитие сказывается не только на интеллектуальных и эмоциональных особенностях. В случае, когда наблюдается дисфункция моторной и сенсорной системы, необходима работа и в этом направлении.
  • Познавательное – у пациента с ЗПР наблюдается отсутствие фактических знаний и опыта из-за слабой памяти. Этот пробел легко заполнить, если правильно смотивировать и не ограничивать детей в познании окружающего мира.
  • Эмоциональное – задержка в развитии отображается и на эмоциональных реакциях, которые часто отстают на несколько лет. Выражается в повышенной эмоциональности, любви к играм и нелюбви к интеллектуальным нагрузкам. Требуется обучение контроля над эмоциями и понимание эмоций других.

Какие дети могут участвовать в программах

Все дети, у которых диагностирована ЗПР, имеют право получить помощь специалистов. Более того, есть разные методики, позволяющие справиться с отклонением любой тяжести.

Работа с ребенком выстраивается по индивидуальному алгоритму, который зависит от фактического возраста, развития навыков и способностей. Кроме того, диагноз подразумевает задержку в развитии, а не нарушения или патологию, а значит, любые проблемы исправимы.

Образовательная и коррекционная программа для детей с ЗПР

Образовательно-коррекционная программа для детей с ЗПР проводится специально обученными людьми. Предназначена она для дошкольников и учеников младшей школы.

Методика позволит достичь сразу нескольких целей, среди которых выделяют:

  • обучение навыкам коммуникации;
  • подготовка для жизни в обществе;
  • заполнение пробелов в знаниях об окружающем мире;
  • стимулирование к познанию, интеллектуальной деятельности;
  • развитие речи;
  • обучение базовым навыкам (чтение, счет).

Для этого были разработаны упражнения, которые позволяют детям проявить себя:

Вид деятельности Примеры заданий
Игровая: Сюжетно-ролевые игры;
Игры по правилам;
Игры в группе.
Коммуникативная и социальная: Беседа и поддержание диалога о работе родителей, своем городе.
Рассказ о себе: имя, фамилия, возраст, имена членов семьи.
Обучение названиям транспорта, дней недели, порам года, геометрическим фигурам.
Пространственное ориентирование: лево, право, вниз, вверх.
Сопоставление предметов по цветам, размерам и т.д.
Исследовательская: Изучение окружающей среды: растения, животные, погода, общество.
Обучение: Состав чисел 1-10, арифметика.
Счет предметов, ответы на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».
Понимания смысла обобщающих слов (транспорт, фрукты, мебель) и слов-направлений (между, впереди, перед, раньше).
Развитие речи: Находить звук в слове,
упражнения на артикуляцию,
деление звуков на гласные и согласные,
узнавать буквы,
составлять схемы предложений.
Литература: Знакомство с детскими сказками, пословицами, загадками.
Умение пересказать прочитанное, отвечать на вопросы.
Обучение слушать других.
Заучивание стихов наизусть – развитие памяти.
Театрализация прочитанного.
Самостоятельность: Обучение бытовым навыкам в доме и на улице.
Изобразительное искусство: Лепка, рисование, аппликация – развитие мелкой моторики рук
Музыкальная: Пение и понимания смысла музыки
Двигательная: Зарядка: детей учат бросать мяч, ловить предметы, строиться в ряд, прыгать на месте и бегать по кругу.

Помимо этого обязательны логопедические упражнения, которые включают дыхательную и голосовую гимнастику. Разминка кистей рук – пальчиковая гимнастика. С ребенком проходят задания, назначенные дефектологом, логопедом и другими специалистами.
Образовательно-коррекционная работа с детьми тесно связана с развивающей программой из-за схожести целей. Проводиться как индивидуально, так и в небольших группах.

Особенности психокоррекционной программы

Психокоррекционная программа для детей с ЗПР направлена на формирование и коррекцию общего уровня эмоционального и психического развития. Методика позволяет сформировать основные алгоритмы психических процессов и поведения в разных ситуациях. Корректируется эмоциональный фон, ребенок становиться спокойнее и знакомиться с волей, целеустремленностью. Психокоррекционная программа обучает планированию и самоконтролю.
Курс состоит из упражнений и игр:

Упражнения Игры
Запоминание узора из геометрических фигур Предлагается собрать сюжет из картинок
Построение дорожек (например, от животных к их домам) Детям показывают изображение, которое надо запомнить. Они подробно описывают увиденное
Рисование несуществующих животных и рассказ о том, что они умеют Предоставить картинки, на которых надо найти 5 отличий
Рисование простых объектов (дом, цветок)

Тесно связаны с психокоррекционной работой и парциальные программы. Они подразумевают отдельную работу с каждым дефектом: понимание языка, чистота речи, мелкая моторика и т.д. Парциальная программа служит дополнением к основной, и не может заменить комплексную работу.

Адаптированная программа

Адаптированная программа нацелена на ту группу детей с ЗПР, которые были отданы в обычные школы. Для них создаются примерные программы, которые помогают в процессе школьного обучения.

Помощь специалистов детям с ЗПР

Важную роль в работе с детьми с ЗПР играет помощь специалистов, таких как дефектолог, психолог и логопед. Их программы разрабатываются индивидуально для каждого случая, ориентируясь на проблемы конкретного пациента. Специалисты отрабатывают постановку звуков, слоговую структуру. Они дают мотивацию учиться говорить правильно, ведь просто так малыш не будет повторять.

Помимо постановки звуков, программа логопеда нацелена на развитие живого общения. Поэтому расширяется словарный запас, лексика и грамматика. Все это доводиться до автоматизма, то есть создаются схемы, которые будут использоваться в повседневной жизни.

Программы психолога при ЗПР разрабатываются, чтобы оказать эмоциональную поддержку. Нередко используется арт-терапия, чтобы оказать непрямое вмешательство в развитие.

Помимо специалистов, в развитии пациента участвуют и преподаватели в дошкольных учреждениях. Они следуют уже разработанным методикам, утвержденным Министерством образования РФ.

Программа Баряевой очень популярна среди работников дошкольных учреждений, которые работают с детьми с ЗПР. Она разделена по неделям и в каждой прописывается лексическая тема, которая будет развиваться. Заранее определяется словарь из 10-20 слов, над которыми предстоит работать. Также отводится мероприятие (праздник или игра), для эмоционального и качественного усвоения темы.

Программа Шевченко нацелена на работу с дошкольниками и часто используется дефектологами. Цель программы – ранняя коррекция психического развития. Дети обучаются писать, читать, считать, тренируют самоконтроль и самостоятельность. Учатся основам личной гигиены и культуры речи.

Программа Боряковой включает несколько направлений работы:

  • первичное исследование навыков и знаний, из чего делается прогноз для дальнейшей работы;
  • мотивация;
  • последующая работа специалистов, направленная на коррекцию проблем, обеспечение всестороннего развития, не только психического, но и физического;
  • формирование высших психических функций.

Программа Неретиной для детей с ЗПР ориентирована на познавательное и речевое развитие в процессе исследования окружающего мира. Упор делается на речь и подготовку к обучению в школе.

«Маленькие ступеньки» — это программа для детей с ЗПР, которая представлена серией книг. Например, одна из них посвящена развитию самообслуживания. Ребенок будет постепенно обучаться есть, пить, одеваться и умываться.

В некоторых коррекционных детских садах особое внимание уделяют музыке, которая положительно влияет на эмоциональное состояние. Поэтому была разработана программа по сольфеджио, которая учит воспринимать музыку, петь, ощущать ритм и играть на музыкальных инструментах.

Выводы

После того, как был поставлен диагноз ЗПР, необходимо выбрать подходящую программу развития. Важно помнить, что нарушения при ЗПР поддаются корректировке, а значит остается выбрать только подходящих специалистов. В зависимости от возраста и способностей, формируется подход обучении. Он может быть построен на играх, упражнениях, искусстве или музыке.

С какого возраста рекомендуется начинать работу с ребенком с ЗПР по программам коррекции?

Программа нацелена на детей раннего дошкольного возраста, поэтому начинать необходимо сразу, как обнаружатся нарушения.

в какой школе учиться с ЗПРР и АЧ?

Ребенок 5л 3 мес, в школу нам через 2 года получается (ну если все только совсем плохо не будет и еще на год позже врачи не отодвинут..)

ЗПРР, АЧ, ОНР-3, от сверстников отстаем года на полтора- два по развитию в целом сейчас. Разумеется лечимся, занимаемся, прогресс есть, но не такой быстрый, как хотелось бы.

К школе, т. е через 2 года, мне кажется, до нормы не дотянем все равно..((( Что ждет тогда ребенка, какая школа, если останутся у нас эти диагнозы: ЗПРР, Аутичные черты, ОНР-4 ?

Обычная школа с обычным классом, где можно учиться по индивидуальной программе? (обычную программу вряд ли вытянем. ) Или обычная школа с коррекционным классом, таких много вообще? ( мы в подмосковье, люберцы) Или школа ” энного” вида, т.е спецшкола, я так понимаю.

Какие будут варианты для особенного ребенка? и буду ли я иметь право выбирать и настаивать на своем варианте или с подобными диагнозами только куда возьмут. Заранее всем спасибо за ответы

Комментарии

1 надомное обучение”семейная школа”. учите сами сдаете экзамены со всеми. цпмпк не нужно.
2. надомное обучение через цпмпк с учителями
3. в обычной школе по адаптивной программе через цпмпк-в Люберцах это есть учится один мальчик, правда что это за школа я не знаю
4. в коррекционном классе обычной школы, тоже знаю мальчика в этом году идёт в школу
Ни о какой КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ не должно быть и речи.

ещё на год позже можно но это тоже и через цпмпк

Дочь отучилась в первом классе. Мы даже ПМПК перед этим не проходили — психолог отметила, что ребенок готов к школе и хочет получать знания.

Дочь действительно любит узнавать новое и всей душой ненавидит рутину. Про новое окружение даже не думали, а оказалось дочь не может быть в таком большом коллективе. Сейчас получили решение ПМПК о смене программы на 7.1, чтобы были логопед и дефектолог. У дочери вылезли нарушение школьных навыков (диграфия и дислексия), она за год заработала себе классический школьный невроз, усилилась самостимуляция и вылезла самоарессия, стала вокализировать и ходить по классу. Учительницу переставала слышать. Так что переводимся на домашнее (по мед показаниям) и будем ходить в школу только на индивидуальные занятия плюс коррекцию. Сейчас Москва и МО должны давать не менее 20 часов в неделю занятий + не менее 7 часов коррекции по программе 7.

Мой с ЗПР+ Онр 4 ст, тогда 3. Учится в школе 7 вида. У ребенка сохранён интеллект но на момент поступления в школу не умели читать, долго соображал в остальном, ещё было ММД. Говорил не как нормальный ребенок. В общем мы решили отдать туда, хотя были и те кому рекомендовали туда но пошли они в общеобразовательную. В 1 классе моему очень трудно было из за того что не читает и говорит плохо. Но с каждым годом становилось всё лучше. Сейчас закончили 4 класс без троек за год, но сейчас будут добавляться новые предметы и нагрузка на мозг будет больше. Лишь бы не съехал. Не пожалели что отдали туда т к в классе мало детей и каждому объясняют. Читать мой стал только в конце второй четверти 7 слов в минуту, в общеобразовательной его бы ждать не стали. Ну а вообще программа школа России у них, после 9 класса дают аттестат.

Все в ваших руках, я в прошлом году тоже сомневалась… Но за этот год у моего произошёл хороший скачок и в речи и в поведении. Логогруппа приносит плоды?

В общем, я сейчас не сомневаюсь что пойдем в оьычную школу) хотя нам ещё год.

вам бы поискать у себя там мам с подобными детьми и поговорить, как и что на практике.

индивидуальный подход в обычном классе малореализуем, чисто по знакомым сужу. у меня сын без отставания, но с сдвг, и по идее ему тоже в некоторых моментах нужен индивидуальный подход, даеже не особо напряжный — но нет его.

Добавить комментарий