При какой степени тугоухости дают инвалидность ребенку

0

Содержание

При какой степени тугоухости дают инвалидность ребенку

Степени тугоухости и их особенности

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Тугоухость может развиваться медленно или проявляет себя остро после травмы, инфекционного или другого заболевания. У большинства пациентов снижение слуха происходит постепенно, так что средний срок от первых симптомов до визита к врачу составляет 8-9 лет. К сожалению, поздняя диагностика тугоухости уменьшает шансы на успешную реабилитацию и возвращение к привычной жизни.

Описывая ту или иную степень снижения слуха, специалисты говорят не только о результатах инструментальных исследований, но и о степени ограничения человека, возможности получения инвалидности.

Классификация нарушений слуха

В основу классификаций потери слуха положены следующие принципы:

  • тип;
  • время наступления;
  • симметричность;
  • прогрессирование;
  • локализация (односторонняя, двухсторонняя);
  • степень утраты функции.

По типу поражения выделяют кондуктивную, нейросенсорную или смешанную тугоухость. При кондуктивной снижение происходит в результате патологии проведения звуковой волны (пороки формирования органа, травмы, воспаления или инфекции наружного, среднего уха). Нейросенсорная тугоухость возникает при патологии внутреннего уха, нерва или коры больших полушарий мозга. Среди причин хромосомные аномалии, инфекции, алкоголизм матери при вынашивании беременности, травмы, опухоли, аутоиммунные процессы, возрастные изменения. Смешанный тип включает оба поражения.

По времени возникновения различают врожденные и приобретенные случаи патологии.

Симптомы могут появиться остро (например, после приема препаратов), и тогда тугоухость называют внезапной. Если состояние усугубляется с течением времени, диагностируют прогрессирующую тугоухость.

Если изменения развиваются синхронно на обоих ушах, говорят о симметричной тугоухости, в противном случае – об асимметричной.

Сурдологи выделяют 4 степени нарушения слуха:

  • 1 степень – легкая;
  • 2 степень – умеренная;
  • 3 степень – тяжелая;
  • 4 степень – глубокая.

Диагностическими критериями являются данные аудиограммы, степень влияния на обычное функционирование. Здоровый человек воспринимает звуки интенсивностью от 20 до 20000 Дб и распознает сигналы высокой, низкой частоты. О тугоухости говорят тогда, когда больной перестает воспринимать сигналы, чья интенсивность находится в интервале от 20 Дб. Степени нейросенсорной тугоухости имеют те же основные характеристики, что и при кондуктивной. Разница заключается в снижении разборчивости по звукам разной частоты.

Классификация нарушений слуха слабо связана с определением инвалидности, так как основаниями для назначения пособия становятся:

  • невозможность компенсировать тугоухость с помощью операции или технических средств;
  • утрата профпригодности при развитии заболевания;
  • получение образования в специализированном учебном учреждении (на время обучения).

При оценке степени утраты трудоспособности эксперты ориентируются на показатели того уха, которое лучше слышит и часто «снимают» инвалидность при овладении навыками жестового языка или чтения по губам. Они объясняют, какой степени бывает потеря слуха, при которой можно претендовать на пособия по инвалидности. Так при тяжелых или глубоких нарушениях человек могут дать 2 или 3 группу инвалидности. 1 группа назначается только лицам, имеющим другие тяжелые заболевания.

Легкая потеря слуха (1 степень тугоухости)

Пациенты с таким нарушением слуха не торопятся к врачу. Они перестают обращать внимание на тихие фоновые звуки: пение птиц, тиканье часов, удары капель воды. Люди отмечают неудобство в распознавании шепотной речи или с трудом беседуют в шумном помещении. По данным обследования диагностическими критериями этой степени считают:

  • порог восприятия – от 26 до 40 Дб;
  • восприятие разговорной речи – от 6 до 3 м;
  • восприятие шепотной речи – от 2 м и менее.

Такая степень часто не мешает справляться с производственными обязанностями, бытовыми вопросами.

Умеренная – легкая потеря слуха (2 степень тугоухости)

Умеренные нарушения дают понять пациенту с тугоухостью, что у него появились определенные сложности с восприятием звуковой информации. Он может не расслышать звонок телефона, шум офисной техники. В быту или на работе такой человек станет чаще переспрашивать собеседников. А если кто-то обратится к нему в шумном помещении, то пациент с тугоухостью просто не услышит речь.

Умеренную степень диагностируют при следующих результатах исследования:

  • порог восприятия – от 41 до 55 Дб;
  • восприятие разговорной речи – от 3 м и менее;
  • восприятие шепотной речи – около ушной раковины.

Тяжелая потеря слуха (3 степень тугоухости)

Скрыть от себя или окружающих тяжелую степень нарушения слуха не получится. Человек с такой тугоухостью может слышать обращенную речь лишь на близком расстоянии, если собеседник произносит слова четко и громко. Он воспринимает обычные звуки большого города – крики, гудки автомобилей, производственный шум. Но коллективная беседа на совещании, разговор по телефону уже вызывают затруднения.

Тяжелая тугоухость может стать основанием для оформления 3 группы инвалидности. Для нее характерны следующие параметры:

  • порог восприятия – от 56 до 70 Дб;
  • восприятие разговорной речи – непосредственно рядом с ушной раковиной;
  • восприятие шепотной речи невозможно.

Глубокая потеря слуха (4 степень тугоухости)

При такой степени нарушения общение без слухового аппарата невозможно. Человек слышит только крик с малого расстояния, не может поговорить по телефону. Без усиления он воспринимает лишь самые громкие звуки из внешней среды, например, шум самолета, отбойный молоток, концерт рок-музыки.

  • порог восприятия – от 71 до 89 Дб;
  • восприятие разговорной речи – крик с ухом;
  • восприятие шепотной речи невозможно.

Глухота

Под глухотой понимают либо полное отсутствие слуха, либо такое выраженное снижение, при котором человек не понимает обращенную речь, а порог восприятия превышает 91 Дб. Абсолютная глухота – редкое явление. Чаще у такого пациента сохраняется восприятие звуков, произнесенных рядом с ушной раковиной, но сложить из них слова он не в состоянии. Именно этот признак позволяет отличить тугоухость 4 степени от глухонемоты, хоты сурдологи признаются, что такая граница весьма условна.

Возникновение глухоты до того, как ребенок начнет говорить, приводит к формированию глухонемоты.

Сводная таблица потери слуха

Краткая информация о степенях нарушения слуха представлена в таблице.

Степень снижения Значения порогов слуха на стандартных частотах (в Дб) На каком расстоянии человек воспринимает разговорную речь На каком расстоянии человек воспринимает шепот
Здоровый человек 0-25 Более 10 м 6 м
1 26-40 От 6 до 3 м От 2 м – до ушной раковины
2 41-55 От 3 м и менее Рядом с ухом
3 56-70 Громко рядом с ушной раковиной Восприятие невозможно
4 71-90 Только громкий крик рядом с ушной раковиной Восприятие невозможно
глухота Более 90 Восприятие невозможно Восприятие невозможно

Исправникова Олеся Владимировна

Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года

При какой степени тугоухости дают инвалидность ребенку

Порядок проведения медико-социальной экспертизы утвержден приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н “Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы”

При установлении группы инвалидности члены комиссии (МСЭК) учитывают следующие параметры:

  • способность или неспособность к самообслуживанию;
  • степень зависимости от других лиц для осуществления жизнедеятельности;
  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств.

Критерии установления инвалидности для граждан РФ

Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, утверждены приказом Минтруда России от 17.12.2015г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

К основным видам стойких нарушений функций организма человека относятся:

  • нарушение психических функций;
  • расстройство языкового и речевого аппарата;
  • нарушение сенсорных функций – зрения, слуха, обоняния, осязания и других;
  • нарушение нейромышечных, скелетных и других функций, связанных с движением человека;
  • расстройство функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, иммунной, мочевыделительной, кроветворной систем человеческого организма;
  • нарушения, обусловленные внешним физическим уродством.

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

I степень – стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 %;

II степень – стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 %;

III степень – стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 %;

IV степень – стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 %.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Критерии установления 1, 2 и 3 группы инвалидности

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория “ребенок-инвалид” устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Известны следующие критерии присвоения первой группы инвалидности, которые выражаются в неспособности осуществления человеком таких действий:

  • самообслуживание, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе;
  • самостоятельное передвижение;
  • дезориентация и нуждаемость в постоянной посторонней помощи и присмотре других лиц;
  • общение;
  • контролировать свое поведение в обществе;
  • способность освоения элементарных навыков и умений;
  • способность выполнения элементарной трудовой деятельности при помощи иных лиц.

II группа инвалидности устанавливается гражданам с ограниченными способностями. Необходимость социальной защиты устанавливается при наличии таких критериев, которые выражаются в способности человека выполнять определенную жизнедеятельность с частичной помощью других лиц:

  • самообслуживание;
  • самостоятельное передвижение в пространстве;
  • ориентация в пространстве;
  • общение с людьми;
  • обучение и получение образования.

Также одним из важных критериев присвоения II группы инвалидности является способность гражданина к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях при использовании специальной техники и оборудования.

Постановлением Правительства РФ № 339 от 29.03.2018г. установлены такие критерии для определения 3 группы инвалидности в 2018 году:

  • способность к самообслуживанию при более длительном отведении времени на выполнение таких действий, дробность его выполнения, применение вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной трате времени и сокращении расстояния с использованием вспомогательной техники;
  • способность самостоятельно ориентироваться только в знакомой обстановке;
  • способность к общению со снижением темпа и объема передачи и получения информации от собеседника;
  • периодическая потеря способности к самоконтролю над поведением в сложных жизненных ситуациях;
  • способность к обучению и получению образования в рамках федеральных образовательных стандартов в специально созданных условиях для людей с ограниченными возможностями;
  • способность к осуществлению трудовой деятельности в обычных условиях труда после снижения квалификации, тяжести, напряженности работы и уменьшения ее объема.

Что такое индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА)

По результатам проведения МСЭ разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).

ИПРА – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Порядок реализации программы реабилитации является обязательным для любых видов учреждений, их осуществляющих, но для самого инвалида носит рекомендательный характер.

Координация мероприятий по реализации ИПРА осуществляется органом социальной защиты населения.

Оценка результатов проведения мероприятий реабилитации осуществляется специалистами бюро МСЭ при очередном освидетельствовании инвалида.

Что относится к техническим средствам реабилитации (ТСР)

При проведении МСЭ определяются показания к техническим средствам реабилитации (ТСР).

ТСР – это общее название средств для облегчения повседневной жизни людей с инвалидностью и другими ограничениями жизнедеятельности.

К ТСР инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, например, кресла-коляски, спортивное оборудование и инвентарь, средства для обучения, для самообслуживания, ухода, ориентирования (включая собак-проводников), средства общения и обмена информацией, протезные изделия.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Порядок обжалования решения Бюро МСЭ

Гражданин (его законный представитель) в случае несогласия с принятым решением (отказ в установлении инвалидности, не согласие с установленной группой инвалидности) может обжаловать в месячный срок решение Бюро (находящееся по месту жительства) в Главном бюро (в субъекте РФ) на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо сразу в Главное бюро.

Бюро, проводившее МСЭ гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в Главное бюро.

Решение Главного бюро может быть также обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро (г. Москва, ул Ивана Сусанина д.3) на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро.

Решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суде гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно законодательству РФ, обжаловать решение бюро в Федеральном бюро (минуя этап Главного бюро) нельзя.

Как получить компенсацию за слуховой аппарат

Личный опыт мамы слабослышащего ребенка

Этот материал обновлен 22.03.2021

Я не слышу с рождения, и моя дочь унаследовала тугоухость.

В моей семье ни у кого не было проблем со слухом, но мои родители были носителями гена глухоты, поэтому я родилась со значительной потерей слуха. В два года мне поставили диагноз «нейросенcорная тугоухость 4 степени, пограничная с глухотой».

Что такое потеря слуха

Различают пять степеней потери слуха: легкую, среднюю, среднетяжелую, глубокую и глухоту.

При легкой потере слуха человек не слышит шепот на дальнем расстоянии, но слышит обычную разговорную речь. При средней — воспринимает разговорную речь уже не дальше 3 метров от источника звука, но в шумной обстановке разобрать речь ему сложно. При среднетяжелой потере слуха человек понимает громкий разговор на расстоянии не дальше 1 метра, без слуховых аппаратов обычную речь не разобрать.

При глубокой потере слуха — как у меня — можно понять только очень громкую речь у самого уха. Многие люди с четвертой степенью тугоухости считаются кандидатами на кохлеарную имплантацию, то есть вживление электронного прибора во внутреннее ухо. Этот прибор преобразует звуки в электрические импульсы и передает их в слуховые центры мозга.

я заплатила за слуховые аппараты и индивидуальные ушные вкладыши для дочери. Из них мне вернули 72 070 Р

История моих слуховых аппаратов

Мне поставили диагноз в 1992 году. Тогда у большинства россиян была сложная ситуация с финансами, и моя семья не была исключением. А тут ребенок появился почти неслышащий, потребовались дорогие слуховые аппараты. Стоили они как пять маминых зарплат.

Деньги собирали всей семьей: каждый скинулся по чуть-чуть. Так мы купили первые аналоговые аппараты, которые прослужили мне до 6 лет и дали старт в мир звуков.

Слуховые аппараты приходилось менять каждые четыре года — и каждый раз ситуация повторялась: семейный сбор денег, стресс. Но я видела, что родители моих слабослышащих друзей, с которыми я общалась в коррекционной школе, получали от государства бесплатные слуховые аппараты или компенсацию за купленные приборы.

Когда я говорила родителям об опыте друзей, они отмахивались: «Это Москва! А мы живем в Королеве, ничего у нас не работает». Родителей можно понять. Сложный опыт девяностых, постоянные реформы в системе здравоохранения, боязнь бюрократии и неудачного финала — это все отпугивало их даже от попытки получить компенсацию за мои слуховые аппараты.

Так продолжалось до моего совершеннолетия. Потом я разобралась с законами и научилась получать компенсацию за аппараты.

История дочери

В 2017 году родилась моя дочь. Аудиологический скрининг в роддоме показал, что у нее тоже нарушение слуха. Этот скрининг проводят всем новорожденным — он называется отоакустической эмиссией, сокращенно ОАЭ.

Если скрининг показывает, что у младенца нарушение слуха, ребенка направляют на электрофизиологический метод проверки — регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов, КСВП. Такую проверку проводят во сне: ребенку за уши наклеивают специальные датчики, которые фиксируют колебания в слуховых путях в ответ на звуковые раздражители — или отсутствие этих колебаний.

В 4 месяца мы проверили слух этим методом, а также сдали генетический тест. Выяснилось, что тугоухость передалась по наследству и у моего ребенка потеря слуха третьей степени.

Когда дочери исполнилось полгода, мы решили купить ей слуховые аппараты, а потом получить за них компенсацию — и нам это удалось. Рассказываю, что делать, чтобы получить компенсацию за слуховые аппараты.

Как оформить инвалидность по слуху

Получить компенсацию за слуховые аппараты может только инвалид. Получить инвалидность по слуху может только человек с третьей или четвертой степенью тугоухости. Доказательством инвалидности может стать только справка, выданная медико-социальной экспертизой — МСЭ.

Чтобы попасть на медико-социальную экспертизу, нужно получить заключения врачей поликлиники, в которой вы наблюдаетесь. Они же выдадут и направление — бланк по форме № 088/у.

Медико-социальная экспертиза проводится в бюро МСЭ по месту жительства человека или на дому, если здоровье не позволяет добраться самостоятельно. Адрес бюро можно узнать у врачей поликлиники по месту жительства или в Фонде социального страхования.

МСЭ присваивает инвалидность и разрабатывает индивидуальную программу реабилитации или абилитации — ИПРА.

В этой программе указывают необходимые технические средства для реабилитации и интеграции в общество. Например, людям с инвалидностью по зрению полагается брайлевский дисплей — аппарат, который «переписывает» цифровой текст шрифтом Брайля. Людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата — трости, инвалидные коляски. Инвалидам по слуху — слуховые аппараты. За все самостоятельно купленные средства реабилитации можно вернуть деньги.

Чтобы оформить дочери инвалидность по слуху, мы получили заключения врачей — терапевта, лора и сурдолога. В нашем случае решающим стало заключение сурдолога: он определил степень тугоухости и рекомендовал слуховые аппараты.

С заключением врачей и заполненной формой N-088/у мы обратились в бюро МСЭ на комиссию. Там дочери дали инвалидность третьей группы по слуху, а в программе реабилитации указали, что ей полагаются мощные слуховые аппараты и индивидуальные ушные вкладыши. Вкладыши выполняют две функции: держат слуховой аппарат на ухе и с помощью гибкой трубки проводят звук прямо в слуховой проход. В 2018 году такой комплект стоил 72 200 Р . В 2021 цена ниже — 57 800 Р .

Для взрослых с инвалидностью по слуху предлагают дополнительные опции: услуги сурдопереводчика, направление в центр занятости, дорожный знак «человек с инвалидностью», санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на общественном транспорте.

Я отказалась от санаторно-курортного лечения, за это получала ежемесячную денежную выплату: она выросла с 1713 Р в 2019 году до 1852 Р в 2021. От остального не стала отказываться: пользуюсь бесплатным проездом на общественном транспорте, дорожным знаком «инвалид» для бесплатной парковки. Услугами сурдопереводчика я пока не пользовалась, но очень хотела бы — пригодилось бы на крупных совещаниях на работе.

Покупка слуховых аппаратов

Есть два варианта приобретения слуховых аппаратов: прийти в региональный Фонд социального страхования и написать заявление на выдачу слухового аппарата бесплатно либо самостоятельно купить слуховой аппарат, а потом предоставить документы в МФЦ или региональный ФСС и получить компенсацию.

Чтобы бесплатно получить средство реабилитации, нужно подать в Фонд социального страхования следующие документы:

  1. Заявление о предоставлении технического средства.
  2. Паспорт.
  3. Индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР).
  4. СНИЛС.

Заявление рассмотрят в течение 15 дней. Если на заявление ответили утвердительно и ребенок прописан в Москве, то его с родителем пригласят в Городской детский консультативно-диагностический сурдологический центр НИИ оториноларингологии им. Л. И. Свержевского на консультацию с сурдопедагогом. Если же взрослый или ребенок прописан в другом городе, им дадут направление в областной сурдологический центр.

Сурдопедагог оценит результаты аудиологического исследования, определит особенности речевого развития ребенка и выпишет рецепт с указанием количества слуховых аппаратов и их моделей. С этим рецептом нужно прийти на врачебную комиссию в том же сурдологическом центре — это последний шаг к получению слуховых аппаратов.

Если взрослый москвич решил получить бесплатный слуховой аппарат, он проходит аналогичную процедуру в филиале № 1 НИИ оториноларингологии им. Л. И. Свержевского.

Если врачебную комиссию все устроит, то можно получать слуховой аппарат. Но выдадут его не сразу — придется ждать от 30 дней до года, если нужной модели не окажется в наличии. Мы не хотели проходить дополнительные комиссии и ждать, поэтому сами купили слуховые аппараты сразу после медико-социальной экспертизы.

За аппаратами мы пошли в центр слухопротезирования «Аудиостар». Выбрали модель Widex Dream D-FA 220 за 70 200 Р . В 2021 году такой же аппарат продается за 27 900 Р — две штуки обойдутся в 55 800 Р . Там же сделали индивидуальные ушные вкладыши за 2000 Р .

Чтобы потом оформить компенсацию, мы взяли в магазине кассовый и товарный чек, копию сертификата соответствия на изделие.

Как получить компенсацию

Компенсацию за слуховой аппарат выделяет Фонд социального страхования. Ее размер зависит от характеристик слухового аппарата: мощности, количества каналов и программ, а еще от региона жительства гражданина. Это работает с любыми средствами реабилитации: например, за воздушный противопролежневый матрац в Нижегородской области компенсируют 1995 Р , в Республике Татарстан — 1617 Р .

Но если нижегородец купит матрац за 5000 Р , ему компенсируют только 1995 Р , а если за 1000 Р — то и получит он 1000 Р , не больше.

Все слуховые аппараты делятся на категории в зависимости от степени потери слуха. Есть среднемощные аппараты, мощные и сверхмощные — для каждой категории рассчитана определенная сумма компенсации. Но аппараты даже в одной категории не похожи друг на друга: отличается частотный диапазон, количество программ прослушивания, частоты усиления. Эти характеристики тоже определяют итоговую сумму компенсации.

Размер компенсации меняется каждый год: если за свои аппараты, купленные в Москве в 2018 году, я могла получить 50 000 Р , то в 2019 году — только 30 000 Р , а в 2021 — 27 000 Р .

Узнать, сколько компенсируют, можно на сайте Фонда социального страхования в разделе «Цены на технические средства реабилитации по контрактам региональных отделений». Там размещены эксель-таблицы с максимальной суммой компенсации за то или иное изделие. Эта цена совпадает со стоимостью аппарата, который можно получить бесплатно.

Р , если аппарат был куплен с ноября 2020 года по ноябрь 2021 года. В 2018 году сумма была больше — мы смогли получить по 35 100 Р за аппарат” loading=”lazy” data-bordered=”true”>

Я советую узнавать размер компенсации еще до покупки, чтобы не переплатить и получить максимальную сумму. Если аппарат оказался дороже, чем выдаваемый бесплатно аналог, инвалиду не компенсируют разницу в цене. Если прибор стоил дешевле — компенсируют фактически потраченную сумму.

После покупки мы сдали в Фонд социального страхования документы на компенсацию:

  1. Мой паспорт (так как дочь несовершеннолетняя).
  2. Свидетельство о рождении дочери.
  3. Программу реабилитации, справку МСЭ, аудиограмму дочери, а также заключение сурдолога.
  4. СНИЛС дочери.
  5. Кассовые и товарные чеки, сертификат соответствия на слуховые аппараты.
  6. Реквизиты банковского счета.

Мы не знали, какие именно характеристики слуховых аппаратов нужно предоставить, поэтому скачали и распечатали все, что нашли на сайте производителя. Но потом нам позвонили из Фонда социального страхования и попросили другую версию характеристик.

Мы купили слуховые аппараты в июне 2018 года, а документы сдали осенью. По нормативам 2018 года сумма компенсации почти покрывала стоимость покупки — мы вернули 70 070 Р за слуховые аппараты и 2000 Р за вкладыши. Деньги пришли в конце февраля 2019 года.

Полезная информация по вопросам нарушений слуха у детей раннего возраста

  • Общая информация
  • Что такое ранняя помощь?
  • Нормативные документы о ранней помощи
  • Специалисты ранней помощи
  • Этапы ранней помощи
    • Анкеты
    • Первичный прием
    • Оценочные процедуры
    • Программный этап
    • Этап перехода в ДОУ
  • Групповые программы
  • Программы для семей, имеющих детей с нарушением слуха
  • Районные службы ранней помощи
  • Стоимость услуг
  • Для семей из других городов

Нарушения слуха у детей раннего возраста

Если малыш плохо слышит, то без своевременно оказанной помощи он будет плохо понимать речь или совсем не сможет ее понимать. Из-за этого ему будет трудно научиться говорить. Со сниженным слухом рождается примерно 3 малыша из 1000, из них 1 – с глубокими потерями слуха. В прошлые годы для такого ребенка был бы закрыт мир звуков, у него бы не было речевого общения. Сегодня появились новые возможности ранней диагностики слуха, широко используются современные модели слуховых аппаратов и различные слуховые импланты, практически полностью компенсирующие снижение слуха; эффективно проводятся программы, направленные на развитие слабослышащих детей. При своевременной начатой программе помощи дети со сниженным слухом мало, чем отличаются от сверстников. Они ходят в обычные детские сады и школы, учатся играть на музыкальных инструментах, изучают иностранные языки.

Что такое «своевременно оказанная помощь»? Это понятие включает в себя целый комплекс различных мероприятий:

  • своевременное выявление нарушений слуха у ребенка;
  • проведение точной оценки слуховой функции;
  • включение семьи в программу помощи, с учетом ее возможностей и потребностей, типа и степени снижения слуха, сразу после обнаружения нарушения слуха;
  • адекватный подбор и настройка слуховых аппаратов;
  • регулярный контроль слуха и настройки слуховых аппаратов;
  • регулярная оценка развития малыша, оценка эффективности оказываемой программы помощи;
  • при отсутствии должного эффекта от слухопротезирования своевременное решение о необходимости проведения кохлеарной имплантации (в случае глубоких потерь слуха).

В данном разделе Вы можете найти информацию о разных вопросах, связанных с нарушениями слуха у детей раннего возраста:

Речь является важнейшим средством связи между людьми и окружающим миром, хотя общение (коммуникация) между людьми возможна и на основе зрительных и тактильных ощущений. Речевое общение возникло, как наиболее доступный и простой способ быстро и полно донести информацию от человека к человеку. При глубоких нарушениях слуха в раннем возрасте затрудняется использование речи, возникают трудности социальной адаптации, может наблюдаться отставание психоэмоционального развития ребенка. Поэтому, когда ребенок появляется на свет, желание каждой матери узнать: “А все ли в порядке? Какой мой человечек? Хорошо ли он видит, хорошо ли он слышит?”

И, чтобы ответить на эти вопросы, в первые дни жизни в родильных домах проводится скрининг слуха для всех новорожденных (так называемый, аудиотест). Для проверки слуха используется быстрый, безболезненный и абсолютно безопасный для здоровья малыша способ – регистрация отоакустической эмиссии. Обследование проводится во сне или в спокойном бодрствовании. В ухо ребенка вставляется маленький наушник, через который подается звук.

Здоровое, слышащее ушко отвечает «эхом» на этот звук. При отсутствии «эха» ни в коем случае нельзя сразу говорить о тугоухости. Причинами отсутствия «эха» могут быть: а) наличие послеродовых масс в наружном слуховом проходе; б) заболевания среднего уха; в) наличие истинной патологии слуховой системы. Если «эхо» не зарегистрировано, то Вашему малышу следует повторить скрининг через 1 месяц (например, в поликлинике по месту жительства). Если «эхо» отсутствует при повторном тестировании – то необходимо провести комплексное аудиологическое обследование в специализированном центре. В Санкт-Петербурге есть несколько детских центров, в которых Вы можете проверить слух Вашего малыша (список ниже).

Отсроченные и приобретенные нарушения слуха у детей

Слух не всегда остается нормальным и со временем может ухудшаться. Причины снижения слуха в раннем возрасте различны (генетические факторы, врожденные внутриутробные инфекции, травмы головы, частые отиты и др.) и не всегда их точно можно определить.

По данным статистики с врожденными проблемами слуха рождается примерно 3 ребенка из 1000. К возрасту 1 год дополнительно еще 1-2 малыша из 1000 начинают испытывать трудности со слухом. К школьному возрасту примерно 6-10 детей из 1000 имеют снижение слуха.

Если аудиотест в родильном доме показал нормальный слух, однако у Вас есть сомнения, хорошо ли слышит Ваш малыш; Ваш ребенок плохо понимает речь или у Вашего ребенка есть задержка речевого развития, то обратитесь к специалистам и проверьте слух вашего ребенка.

Чтобы оценить развитие своего ребенка, посмотрите приведенные ниже этапы нормального слухо-речевого развития ребенка на первом-втором году жизни, проверьте внимательно. Или заполните анкету слухового развития LittlEARS, предназначенную для детей от 0 до 24 месяцев (разработка Medel, русская версия И.В. Королевой). Заполнить анкету можно на сайте Института: http://eii.ru/programmy_dlya_semej/skachat_anketu_kidrcdi/
Наши специалисты прокомментируют получившиеся результаты. Также эту анкету можно заполнить в он-лайн форме на сайте «Я слышу мир»: http://usharik.ru/site/otsenka.php

Прежде всего, необходимо узнать – нужны ли ребенку слуховые аппараты. При сенсоневральной тугоухости (т.е. повреждении рецепторного отдела улитки) нет смысла бегать по врачам, чтобы излечить тугоухость – рецепторные клетки не восстанавливаются. Если слух Вашего малыша хуже 40 дБ (II степень и хуже), то начинайте слухопротезирование (т.е. подбор слуховых аппаратов). В настоящее время мы предлагаем начинать носить слуховые аппараты сразу после обнаружения проблем со слухом. Наши самые маленькие пользователи аппаратов – это малыши 2-3 месяцев.

Если у Вашего ребенка обнаружена кондуктивная или смешанная тугоухость, то выясните у врача, с чем связано наличие кондуктивного (т.е. нарушения на уровне наружного/среднего уха) компонента тугоухости. Иногда при кондуктивной или смешанной тугоухости возможно сразу провести лечение и восстановить или улучшить слух у малыша. Но в ряде случаев это невозможно (нпрм., при атрезии наружного слухового прохода, аномалиях строения среднего уха и т.п.) и, если снижение слуха превышает 40 дБ, то необходимо задуматься о подборе слуховых аппаратов.

В случае слуховой нейропатии обязательно проведение поведенческой аудиометрии. Только по ее результатам мы можем решить, нуждается ли ребенок в слуховых аппаратах/кохлеарной имплантацииили нет. В любом случае ему нужны регулярные занятия.

В зависимости от типа и степени нарушений слуха предлагается различный выбор слуховых аппаратов (СА) как по мощности (от средних до сверхмощных), так и по виду СА (заушные или аппараты костной проводимости).

При очень глубоких потерях может быть предложена кохлеарная имплантация. Результаты операции поразительные. Однако следует помнить, что результат зависит от того, в каком возрасте была проведена операция, пользовался ли ребенок до операции слуховые аппаратами, не было ли кроме нарушений периферического отдела слуховой системы также нарушений центральных отделов слуховой системы.

Рекомендации

Если ребенок с нарушенным слухом не носит слуховой аппарат, говорите с ним с близкого расстояния, при больших потерях – около ушной раковины. Общаясь со своим ребенком, выключите радио, телевизор – дети с нарушенным слухом плохо воспринимают речь в шумной обстановке. В период раннего детства, когда формируются центральные отделы слуховой системы, когда слуховая система подстраивается под звуки родного языка, очень важно довести звуковую информацию до “мозга”.

Заключение

Будет ли говорить Ваш ребенок? К сожалению, очень трудно ответить сразу на этот вопрос. Многое зависит от того, как рано обнаружено снижение слуха; какая степень нарушений слуха определены у ребенка; от того, как рано он/она начал(а) носить слуховые аппараты; насколько адекватно они подобраны; какая причина тугоухости; имеется ли патология только периферического отдела, или добавляются повреждения в центральных отделах слуховой системы; есть ли у ребенка дополнительные трудности, кроме снижения слуха; как регулярно малыш занимается; насколько семья понимает проблемы своего ребенка; насколько включены родители (вся семья) в эти занятия.

В любом случае не теряйте оптимизма, познакомьтесь с родителями других детей, начинайте заниматься (наши специалисты проводят как индивидуальные, так и групповые занятия, каждую неделю работает Родительский Клуб; прочитайте необходимую литературу. Если у Вас возникают вопросы, мы всегда рады помочь Вам.

Слух со временем может меняться и очень важно, чтобы слуховые аппараты были точно настроены в соответствии с аудиограммой. Поэтому следует регулярно проходить аудиологическое обследование (проверку слуховой функции и проверку настройки слуховых аппаратов):

  • для малышей до 2 лет рекомендуется 3-4 осмотра в год;
  • для детей от 2 до 5 лет 2-3 раза в год.
  • для детей старше 5 лет 1-2 раза в год

Однако, если Вы заметили, что ребенок начал хуже реагировать на звуки в слуховых аппаратах или без них, немедленно обращайтесь к специалисту, слух может ухудшаться.

Кроме того, если ребенок носит слуховые аппараты, то следует не менее 2 раз в год посещать слухопротезиста. Слухопротезист проверит работоспособность аппарата, при необходимости заменит фильтры, крючки; сделает коррекцию настроек аппаратов. Следует регулярно изготавливать новые индивидуальные вкладыши. Частота замены вкладышей зависит от возраста ребенка и от индивидуальных особенностей самого ребенка. Обычно для малышей первого года жизни изготовление нового вкладыша происходит 1-2 раза в три месяца; для детей старше года 1-2 раза в полгода; для детей старше 3 лет 1-2 раза в год.

Детский городской сурдологический центр,
пр. Шаумяна, д.29. Телефон: 528-97-08

Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства.
ул.Чехова, д. 5. Телефон: 272-90-15

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, сурдологический кабинет, ул. Литовская, д.2
Телефон: 416-54-04 или 8-950-037-51-90

Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, ул. Бронницкая, д.9.
Телефон: 495-36-71 или 8-911-245-00-54

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П.Павлова. Лаборатория слуха и речи, ул. Л.Толстого 6/8. Телефон: 234-05-76

Добавить комментарий