Программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Проведение коррекционных занятий по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – важная составляющая образовательного процесса специальных учебных заведений, учебно-реабилитационных центров, интегрированных и инклюзивных классов для детей с ЗПР, которая призвана способствовать целенаправленному совершенствованию языковых, речевых и социально-коммуникативных умений и навыков в указанной категории детей.
Развитие детей с тяжелыми нарушениями речи
Тяжелые речевые дефекты (детская афазия, моторная и сенсорная алалия), вызванные локальными впечатлениями головного мозга, сопровождаются специфическими особенностями формирования интеллектуальной деятельности ребенка. Это проявляется в диспропорциональном развитии некоторых высших психических функций (вербального и невербального мышления, зрительной и слухоречевой памяти, состоянии импрессивной и экспрессивной речи) и в снижении темпов психического развития в целом.
Для устранения дефектов была разработана специальная образовательная программа для детей с ТНР.
Коррекция тяжелых нарушений речи
Направления коррекционного обучения на подготовительном этапе:
- действия по упорядочению ряда анализаторов – слухового, зрительного, смыслового, двигательного, речедвигательного;
- программы различных видов деятельности (предметная, творительная, изобразительная);
- развитие слухоречевой памяти, слухового внимания и контроля;
- развитие умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов (на невербальном, а в дальнейшем и вербальном материале);
- развитие кинестетического анализа в процессе репродуктивного воспроизведения звуков речи с опорой на зрительное восприятие артикуляции;
- организация наблюдений ребенка за разными сторонами речи (морфологической, синтаксической, просодической, произносительной, интонационной) и практическое выделение слов, грамматических морфем, фонем в процессе восприятия речи.
Основной этап. На этом этапе проводится формирование экспрессивной речи.
- Формирование экспрессивного словаря путем соотнесения имеющихся у ребенка звуковых образов слов с движениями с опорой на зрительное восприятие и кинестетические ощущения. В дальнейшем развитие звукового анализа слова с использованием названых опор и параллельное обучение ребенка грамоте.
- Формирование грамматических стереотипов словоизменения и парадигм склонения.
- Сочетание звуков в слоги, слов в слова, слова в структурные предложения.
- Развитие качественной связной речи.
Подготовка детей к школе включает:
- Расширение знаний и представлений об окружающей среде.
- Развитие активной познавательной деятельности.
- Развитие интеллектуальных умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации предметов на вербальном материале, который предъявляет педагог.
- Увеличение объема импрессивного вещания за счет расширения: смысловой структуры слова и его понятийной соотнесенности, его синтаксического значения, уточнения семантики грамматических морфем и разных типов синтаксических конструкций.
- Обучение элементарным математическим знаниям, изобразительной деятельности, конструированию по специальным методикам.
- Подготовка к овладению грамотой.
Статья в тему: Список школ и дошкольных заведений для детей с тяжелыми нарушениями речи
Логопедическая работа с ТНР
Основная задача адаптированной программы для логопедической группы с тяжелыми нарушениями речи направлена на проведение коррекционной и развивающей работы с детьми, учитывая их особенности развития. Работа проводится в нескольких направлениях:
- коррекция;
- профилактика;
- развитие детей.
Логопед после проведения психологической диагностики определяет причину и уровень нарушения речи. После чего подбирает ряд специальных заданий, которые позволят построить правильную словообразную деятельность.
Работа проводится в 5 направлениях:
- «Речевое» – пополнение словарного запаса, тренировка фонематического восприятия, формирование правильного речевого строя и прочее;
- «Познавательное» – мышление, внимание, память;
- «Художественно-эстетическое» – привлечение музыкальных, художественных произведений.
- «Социально-коммуникативное» – навыки общения и работы в коллективе за счет применения игровых форм деятельности;
- «Физическое» – моторика, мимическая мускулатура, речевое и физиологическое дыхание.
Методики при тяжелых нарушениях речи
Для достижения поставленных задач при тяжелых нарушениях речи используются специальные методики:
- словесные;
- практические;
- наглядные.
Методики работают только при комплексном подходе. Начальный этап коррекции подразумевает проведение практических и наглядных методик, с минимальным привлечением словесной.
Упражнения для детей с ТНР
Дефектологи-логопеды в работе часто используют упражнения для детей с кинетическим песком. Занятия могут проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.
Организация обучения детей направлена на выполнения следующих задач:
- развитие разных форм моторики;
- стимуляция развития речи по слогам;
- связное речевое развитие;
- постановка правильного произношения звуков;
- развитие представлений о фонетике;
- стимулирование постановки диафрагмального дыхания.
Среди самых популярных упражнений:
- «Необыкновенные следы» – надавливание пальцами, ладошками и кулачками на песок для имитации следов разных животных.
- «Что под песком» – выбирается яркая тематическая картина, засыпается тонким слоем песка, ребенок должен набрать воздух через нос, и выдохнуть ртом, сдувая песок с поверхности картины.
- «Спрячь ручки» – ребенок должен спрятать ладошки в песок в период, когда слышит определенное слово, звук, слог.
- «Клад» – в чаше с песком прячутся разнообразные фигурки, необходимо найти их и классифицировать по характеристикам.
Такие упражнения являются самыми эффективными в период обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задания для детей с ТНР
Все занятия в процессе образования детей с ТНР проводятся в игровой форме, а для того, чтобы сконцентрировать внимание, сохранить их интерес и минимизировать уровень утомляемости проводится частая смена игровой деятельности.
Продолжительность занятия обычно варьируется от 10 до 25 минут. Для максимального достижения успеха недостаточно работы педагогов и логопедов, необходимо дополнительно дома создавать развивающую среду и выполнять тщательно все «домашние задания».
Задания для детей дефектолог подбирает индивидуально. При ТНР проводятся следующие направления занятий по коррекции:
- память, наблюдательность, внимание;
- связная речь;
- словарный запас;
- артикуляционный аппарат;
- логоритмика;
- мелкая моторика;
- дыхательная гимнастика.
АООП для школьников с тяжелыми нарушениями речи
АООП – адаптированная основная образовательная программа.
Статья в тему: Адаптированная программа для детей с аутизмом 8.4.
Программа для детей с тяжелыми нарушениями речи для дошкольников направлена на решение следующих стратегических и тактических задач:
- совершенствование навыков слушания (понимание) текстов диалогического и монологического характера;
- формирование навыков ведения диалога;
- развитие монологической речи путем упражнения в построении произведений-рассказов, произведений-описаний;
- упражнения в подробном и выборочном пересказе текстов разных стилей и жанров речи;
- развитие умений целостного восприятия, понимания и интерпретации текстов;
- присвоение ценностных ориентаций в общении.
АООП для детей с ТНР – отзывы
Основная часть отзывов взята с форума https://www.u-mama.ru/forum/kids/schoolboy/198256/.
Положительные | Отрицательные |
Сын до 3 лет молчал, пошли в сад и начали работать усиленно с логопедом по индивидуальной программе, было все: и домашние задания, и требования по обеспечению специальной развивающей среды, а мы, как родители, все упорно выполняли. Сейчас сынуля учится в 5 классе, и он спокойно выражает свои мысли словесно, ведет диалог и правильно строит речь. На данный момент, существуют уже мало заметные проблемы, но мы над ними работаем. (Ника) | Если работа по адаптированной программе не проводилась в дошкольном возрасте, в школе просто нереально решить речевые дефекты. Речевые основные навыки формируются у детей до 6 лет. Так что большинство родителей должны просто смириться, если ничего не предприняли до этого возраста (Юлия) |
У нас и в саду ввели логопедические групповые занятия, а с проблемными детками работают дополнительно индивидуально. И старшая дочь говорит, что у них в школе тоже начали практиковать. Она сейчас в 7 классе, и все они с удовольствием выполняют задания по сурдологии, упражнения с мимикой и дыханием. Подобного рода занятия полезны не только для детей с ЗПР, но и для здоровых, так как современная молодежь часто не может два слова связать, хотя физических проблем с речью они и не имеют. (Софья) | Каждая речевая задержка в обязательном порядке сопровождается и психологической, следовательно, просто занятий с логопедом-дефектологом будет очень мало, необходимо дополнительно задействовать занятия с психоневрологом и медикаментозную терапию. (Ольга) |
Применение разных методик, проведение интересных занятий и упражнений позволяет ребенка не просто увлечь (что очень сложно при диагнозе ЗПР), но провести эффективную коррекционную работу даже при тяжелой форме речевого дефекта. Единственное, у нас еще не все учебные заведения к данной практике готовы, но на любое новшество необходимо время. (Лидия Степановна) | Важно правильно подобрать учебное заведение, которое проводит логопедическую комплексную коррекционную работу, хотя таких учебных заведений сейчас крайне мало. Надеемся, что на детей с ЗПР наконец начнут активнее обращать внимание. (Рита) |
У нас в старшей садиковской группе 10 детишек с разными формами речевой задержки. У нас лично тяжелая, но дочурка уже через 4 месяца занятий начала демонстрировать успехи, пока только сопровождая жесты определенными звуками и отдельными слогами – но это уже огромнейший шаг. Да и работа в такой небольшой группе тоже намного плодотворнее, чем нахождение в специальном заведении (проходили на занятия год, и без существенных достижений) (Лилия) |
Вывод
ООП для детей с ТНР позволяет проводить коррекцию не только речевых навыков, но и психологических отклонений и физиологических, так как работа проводится комплексная с задействованием разнообразных форм и методик, начиная с дошкольного возраста.
С какого возраста можно заниматься с ребенком по программе для детей с ТНР?
Программа рассчитана на применение с 3-х летнего возраста.