Программа инклюзивного образования

3

Инклюзивное образование – это учебный процесс, в котором все ученики, независимо от состояния здоровья, внешних отличий и иных признаков, принимают участие бок о бок. Процесс подразумевает доступность образования, познания окружающего мира и социальных принципов в равных долях, как для здоровых, так и для детей с особыми потребностями.

Программа инклюзивного образования

Из-за отсутствия знаний, доступа к образованию и технологиям, дети-инвалиды первоначально считались нежелательными и изолированными от других детей. Позднее их образование проводилось в специальных школах. В последнее время происходит переход к тому, что дети-инвалиды посещают обычные школы. Теперь подход к образованию детей с особенными уникальными возможностями несколько изменился.

Содержание

Понятие «Инклюзивное образование» в деталях

Инклюзивное образование происходит, когда дети с инвалидностью и без нее участвуют в учебном процессе вместе в одних и тех же классах, и условиях. Исследования показывают, что, когда ребенок-инвалид посещает занятия вместе со сверстниками, которые не имеют инвалидности, то это положительно влияет на его развитие и социальную адаптацию.
Долгое время дети с ограниченными возможностями обучались в отдельных классах или в отдельных школах. Люди привыкли к мысли о том, что специальное образование – это отдельное образование. Но сегодня вовлечение «особенных» детей в общий учебный процесс способствует развитию их положительных академических и социальных навыков.

Принципы, обеспечивающие качественное инклюзивное образование:

  1. Все дети равны: инклюзивное образование (ИО) основано на простой идее, что каждый ребенок и его семья оцениваются одинаково и заслуживают одинаковых возможностей развития и приобретения опыта. Иными словами, дети с особенными уникальными возможностями вне независимости от их типа и сложности теперь могут принять участие в повседневной образовательной деятельности на уровне со здоровыми детьми. Речь идет о создании дружеских отношений, поддержке и социальной адаптации.
  2. Все дети индивидуальны, со своими способностями к познаниям нового: в ходе программы дети учатся помогать друг-другу преодолевать сложности вне зависимости от их физических или умственных отличий. Адаптироваться «особенным» детям лучше всего могут помочь сверстники и учителя, а также специально разработанные материалы или технологии. Каждый должен получить помощь, в которой он нуждается.
  3. У всех детей есть право на образование: образование – это право, а не привилегия. В Законе об образовании с инвалидностью четко указывается, что все дети-инвалиды должны обучаться с детьми-инвалидами своего возраста и иметь доступ к общеобразовательной учебной программе.

Программа инклюзивного образования

Положительные и отрицательные стороны инклюзивного образования

Преимущество инклюзивного образования неоспоримое, но оно также имеет свои проблемы и недостатки.

Плюсы Минусы
Социальная и коммуникативная адаптация. Современные условия инклюзивного образования нуждаются в регулярной модернизации.
Дети развивают позитивное понимание себя и других – когда они посещают занятия, которые отражают сходство и различия людей в реальном мире, они учатся ценить разнообразие

Уважение и понимание растут, когда дети разных способностей и культур играют и учатся вместе.

Дефицит специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов, учителей-воспитателей, тьюторов) с соответствующими уровнями подготовки относительно детей, которые нуждаются в ИО.
Школы – это важные места для детей, чтобы развивать дружбу и изучать социальные навыки

Дети с инвалидностью и без нее учатся друг с другом и участвуют в инклюзивных занятиях.

Снисходительное отношение к учащемуся с особенностями здоровья, с последующим завышением оценок.
Ознакомление с основными академическими навыками с учетом физических и умственных способностей

Каждый ребенок должен уметь читать, писать, считать, решать логические и математические задачи.

Инклюзивное образование на данном этапе доступно не во всех регионах.
Дети учатся в своем собственном темпе и стиле в рамках среды обучения. Различия программы ИО от общегосударственного стандарта, что в дальнейшем не позволяет продолжить обучение.
Социализирующее, коррекционное и психолого-социальное сопровождение, которое обеспечивают специалисты, подготовленные к работе по инклюзивному типу. Отсутствие нужного уровня информации для учащихся, закончивших школьный курс, в результате чего они не продолжают обучение и становятся иждивенцами.

К сожалению, ни в России, ни в Украине процесс обучения по инклюзивной программе не доработан. Ученик, пройдя все этапы школьного обучения, не может получить профессиональные навыки, следовательно, не может устроиться на работу, для того, чтобы продемонстрировать свои знания и навыки получить за них соответствующую оплату.
Сегодня ведутся обсуждения относительно устранения всех недостатков ИО. Каждый гражданин имеет право на образование и реализацию во взрослой жизни.

Особенности законодательства об инклюзивном образовании в России

В России сегодня зафиксировано порядка 2 миллионов детей, которые нуждаются в особом педагогическом подходе, и с каждым годом их количество увеличивается на 4%.

Об инклюзивном образовании

В основу законодательства об ИО в России входит право всех граждан РФ получить образование. Данное право описано в статье 43 Конституции РФ и в 28 статье Конвенции ООН о правах ребенка.
В свою очередь ИО в России опирается на закон «Об образовании» и статью 19 ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ». Программа образовательного процесса для детей, нуждающихся в особом педагогическом подходе, разрабатывается на основе Федерального государственного образовательного стандарта.

Федеральные законы инклюзивного образования (ИО):

  1. https://informatio.ru/upload/docs/Cons_FGOS_OVZ.pdf
  2. https://informatio.ru/upload/docs/Prikaz_%E2%84%96_1599_ot_19.12.2014.pdf
  3. https://informatio.ru/upload/docs/%D0%92%D0%9A-452_07%20%D0%BE%D1%82%2011.03.2016.pdf
  4. https://informatio.ru/upload/docs/MON-pr-4154_ot_30.06.2016.pdf

Проблемы в России

В России существует ряд проблем, с которыми сталкиваются учебные заведения, перешедшие на образование по инклюзивному стандарту.

  1. Больший процент школ осуществил только формальный переход на данную систему.
  2. По причине внедрения системы в школах, во многих регионах начали активно закрывать специализированные и коррекционные учреждения.
  3. Родители стали переводить детей с оборудованных спец учреждений в совсем не приспособленные школы.
  4. Во многих школах не проводится надлежащим образом психологическая работа с учащимися и с их родителями, которые, как показала практика, вовсе не готовы к тесному учебному сотрудничеству с детьми-инвалидами.
  5. Недостаток материально-технической школьной базы. Некоторые категории учеников с инвалидностью чувствуют ряд неудобств, посещая стандартные школы.
  6. Недостаток компетентных педагогов с необходимыми уровнями знаний и навыков (медицинских работников, тьюторов, психологов и педагогов-воспитателей) привел к тому, что между детьми образовывается социальная пропасть, и учащиеся с умственными и физиологическими недостатками становятся изгоями. Как результат – переведение их на дистанционное обучение, более их изолируя от социума.

Статья в тему: Какие школы для детей с аутизмом в Москве

Особенности законодательства об инклюзивном образовании в Украине

В январе текущего года президентом Украины был подписан законопроект, который подразумевает внесение изменений в определенные законодательные акты Украины относительно образовательного процесса.
По статистике, на территории Украины проживает порядка 6% граждан с ограниченными возможностями (приблизительно 3 миллиона), из которых около 160 тысяч – это дети.

об инклюзивном образовании в Украине

Основной целью законодательства об инклюзивном образовании в Украине – это предоставить равные доступы социальной группе населения ко всему спектру современной цивилизации. Каждый гражданин имеет право свободно передвигаться по населенным пунктам, имеет право на образование и дальнейшее трудоустройство.

Нормативно-правовые акты по ссылке http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_2?id=&pf3516=6437&skl=9

Проблемы инклюзивного образования в Украине
Учитывая положительные и отрицательные стороны современного инклюзивного образования, в Украине определяется свой ряд проблем внедрения новых стандартов:

  1. Финансирование – недостаток необходимого технического оборудования, дидактических и бытовых материалов.
  2. Консервативное восприятие родителей здоровых детей – зачастую родители негативно воспринимают перспективу обучения их детей совместно с детьми с ограниченными возможностями.
  3. Информационная неподготовленность учителей и поддержания ими традиционных методов обучения – весь преподавательский состав нужно готовить к инновационным подходам и изменению образовательных стереотипов.

Особенности инклюзии детей с аутистическим синдромом, ЗПР, и с нарушением речи

О инклюзивном образовании в Украине

Ранее «неудобные» дети для медицины и образования с аутистическим синдромом, с задержкой психического и речевого развития теперь имеют полное право погрузиться в полноценную социальную и информационную жизнь. Но, для обучения данной категории учеников существует ряд особенностей.
Дети с аутистическим синдромом, ЗПР и с нарушением речи нуждаются в:

  • наличии индивидуального тьютора;
  • подготовительном дошкольном периоде;
  • регулярном сотрудничестве с психологами для восстановления эмоционального доверительного контакта;
  • минимальных фронтальных навыках обучения;
  • эмоциональных и комфортных условиях обучения;
  • дозированной образовательной нагрузке;
  • четком плане действий и подачи информации;
  • развитии умения познавать и воспринимать окружающий мир;
  • развитии навыков сосуществовать в одном помещении с иными детьми и находить с ними контакт;
  • постепенном расширении образовательного пространства.

Дети с аутистическим синдромом

Важно, чтобы данная категория детей чувствовала поддержку со стороны всех и школьных специалистов, и родителей, и сверстников.

Особенности инклюзии детей с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения также нуждаются в особом инклюзивном подходе к образованию:

  1. Важно разработать индивидуальный образовательный план.
  2. Наличие учителя дефектолога (тифлопедагога), который будет проводить ряд коррекционных занятий, таких как: развитие моторики и осязания; ориентирование в пространстве; зрительное восприятие и социально-бытовое ориентирование.
  3. Тесный контакт с педагогом-психологом, основная задача которого разъяснить родителям, учителям и администрации спектр особенностей поведения ученика с проблемами зрения, а также помочь ему адаптироваться в социуме.
  4. Работа с социальным педагогом – обеспечивает помощь как учащемуся, так и родителям в адаптационный период, а также помогает иным родителям начать правильно их воспринимать и принимать.
  5. Дети с нарушением зрения должны по особой программе работать с учителем-логопедом, который поможет решить проблему с речевыми нарушениями (при их наличии).
  6. Каждый ученик с проблемами зрения должен сопровождаться тьютором. Роль тьютора в инклюзивном образовании – непосредственная индивидуальная помощь ученику в период образовательного и адаптационного периода.

Отзывы об инклюзивном образовании

Отзывы об инклюзивном образовании

Общие заблуждения родителей об инклюзивном образовании:
Миф 1: Разделять лучше.
Реальность: Сегрегация не работает. Независимо от того, разделены ли дети на основе расы, способностей или каких-либо других признаках, отдельное образование не является равным образованием. Исследования показывают, что типичные дети и дети-инвалиды учатся активнее и результативнее в инклюзивных классах.
Миф 2: Дети должны быть «готовы» к взаимодействию.
Реальность: все дети имеют право взаимодействовать с другими детьми своего возраста. Все дети на равных правах должны участвовать в образовательном процессе и в общей школьной жизни.
Миф 3: Родители не поддерживают инклюзивное образование.
Реальность: Родители были и продолжают оставаться движущей силой инклюзивного образования. Лучшие результаты возникают, когда родители детей-инвалидов и профессионалы работают вместе. Эффективное партнерство происходит, когда есть сотрудничество, общение и, прежде всего, ДОВЕРИЕ между родителями и профессионалами.
Многие родители, которые столкнулись с инклюзивным образованием, оставляют свои отзывы под тематическими статьями и на форумах. Большая часть родителей отмечает, что ни сами школы, ни сам народ к данным нововведениям попросту не готовы.

Отзывы о инклюзивном образовании

Алла Чекалова: «Прочитала статью, интересная. Но наш народ к такому не готов. Особенно дети. Я сама с сыном (слабослышащим) прошла через это. Было очень тяжело и ему и мне». (https://ru.tsn.ua/ukrayina/bolee-90-ukrainskih-shkol-proignorirovali-zakon-ob-inklyuzivnom-obrazovanii-929347.html).
Некоторые родители отмечают, что администрация школы проводит любезные беседы, но в итоге предлагают или индивидуальное, или домашнее обучение, да и родители не готовы отдавать своего дитя в полноценные классы с 25+ учениками.
MarinaM: «Очень хочется социализации, но отдать Марусю в класс, где 30-32 ученика – я никак не готова. Ходила в школу рядом с домом – очень любезно поговорили. Нас согласились взять на домашнее обучение с разрешением посещать уроки вместе со всеми (а потом учитель ещё занимается дополнительно, учителю за это идёт доплата). Это, конечно, не инклюзия, но разговор оказался не так страшен, как я представляла». (http://downsyndrome.org.ua/forum/index.php/topic/208-inkljuzivnoe-obrazovanie/).
Изучив все отзывы, можно сделать вывод, что наш народ не готов к инклюзии в основном по трем причинам: страх родителей; низкий уровень информирования; неподготовленность школ к такой ответственности.

Мировая практика

Мировая практика в инклюзивном образовании

В мире уже с 1970 годов внедряют в образовательные учреждения инклюзивную систему. Они работают по принципу, что все дети могут преуспеть в инклюзивной среде. Исследования показывают, что эффективные мировые инклюзивные школы имеют следующие характеристики:

  1. Поддерживающая среда
    Культура и климат школы относятся к атмосфере, ценностям и политике школы. Это приводит к определенным ожиданиям и поведению со стороны сотрудников и учеников. Эффективная школа – это та, которая возлагает большие надежды на своих сотрудников и учащихся, оказывает им поддержку и предоставляет возможности для их участия в более широких школьных условиях.
  2. Позитивные отношения
    Учителя поощряют развитие отношений через свои решения о том, где сидеть ученику в классе. Более формальные действия включают внедрение ролевых моделей и настроек отношений с друзьями. Многие стратегии могут быть использованы для содействия социальной интеграции всех детей.
  3. Чувства компетентности
    Дети должны верить, что они компетентны в чем-то, и уверенными, что они могут добиться успеха. Развивается сильная самооценка во многих областях. Дети могут чувствовать себя компетентными в областях, связанных с их социальными, спортивными, нравственными и творческими способностями и качествами, а также их способностью учиться. Понимая свои сильные стороны, они развивают сильное чувство собственного достоинства и самоуважения.
  4. Возможности участия
    Все дети нуждаются в возможности участвовать в мероприятиях, которые позволяют им понять общественные ожидания. Они могут приобрести физическую и социальную компетенцию, необходимую для работы в их школе, доме и более крупном сообществе. Кроме того, они получают понимание своих сильных сторон и их взаимосвязи с другими.

Суть инклюзивного образования в мире действует по принципу: «Когда детей ценят, слушают, поощряют, понимают и верят, они будут успешными».

Перспективы инклюзии, какие они

Многие развитые страны уже в полной мере используют весь спектр привилегий ИО в процессе интеграции детей с инвалидностью. Украина и Россия несколько отстает в данном вопросе.
В странах уже принялись развивать общую стратегию для развития системы ИО, и со стороны государств на данном вопросе сконцентрировано отдельное внимание. Для устранения существующих недочетов в работе системы уже привлечены представители академических сообществ, благотворительные фонды, лучшие педагоги специализированных школ.

Перспективы инклюзии, какие они

По предварительным прогнозам, уже с 2020 года ИО будет проводиться, начиная с дошкольных заведений и заканчивая трудоустройством. Иными словами, поддержка детей с ограниченными возможностями будет проводиться на всем пути их становления как полноценной части нашего общества.

Внедрение инновационных технологий в образовании

Инклюзивное образование уже стало частью общей стратегии развития стран, с помощью, которой можно сформировать гуманное общество без социальной напряженности.
Но, инклюзивное образование не в праве полностью заменить коррекционное образование. У родителей должны быть разные варианты с достойными условиями образования.

Термины инклюзивного образования

Инклюзивная среда – место, где все учащиеся могут на равных условиях принимать участие в общеобразовательном процессе и мероприятиях.
Участники образовательных отношений – педагогические работники, представители администрации учебного заведения, ученики, их родители и иные участники образовательного процесса.
Интеграция – социология человека на паритетных основаниях.
Коммуникация – процесс обмена чувствами, мыслями и информацией между людьми без стеснения и дискомфорта.
Коррекционный педагог – специалист с необходимым спектром знаний, навыков и опыта для работы с детьми-инвалидами.
Тьютор – специалист, сопровождающий ученика в период всего образовательного процесса, прямой помощник педагога.

Требования к педагогу инклюзивного образования

Умения и навыки Овладение навыками и формами нестандартного обучения
Знание основных принципов и методов работы с детьми-инвалидами
Внедрение инновационных технологий
Умение, учитывая особенности каждого ребенка, строить воспитательный процесс
Применение разных форм и методов групповой деятельности как в классе, так и на мероприятиях
Психологические факторы Нестандартное мышление
Личностная подготовка для работы с детьми-инвалидами
Признание ценности каждого ученика
Восприятие всех детей на равных условиях с определением их индивидуальных достоинств
Способности Чувствовать и моделировать ситуацию
Выявлять и устранять проблемы в классе
Самоактуализация и саморазвитие

Роль ПМПК в инклюзивном образовании

Психолого-медико-педагогическая комиссия играет важную роль в ИО. Основные задачи ПМПК в период сопровождения детей с ОВЗ в стандартные школы:

  • Помощь школам в процессе разработки и формирования индивидуальных программ ИО.
  • Предоставление рекомендаций по отношению подбора методов и форм обучения детей с ограниченными возможностями.
  • Работа с муниципальными, областными и государственными учреждениями МСЭК в процессе составления программы реабилитации для каждого ребенка-инвалида.

Иными словами, ПМПК не комплектует классы с включением детей с ограниченными возможностями, а способствует преодолению барьеров, основываясь на психофизических особенностях детей.

Вывод по инклюзивному образованию

В Европе знакомство с инклюзивным обучением и его внедрение началось еще в прошлом веке. В России и в Украине эти стандарты начали вводить относительно недавно, и много проблем уже успели преодолеть и продолжают работать в этом же направлении.
Со временем система будет отлажена полностью, и будут сняты барьеры с бытовой, профессиональной и образовательной сферах, в самореализации, адаптации и саморазвитии детей с инвалидностью. Инклюзивное образование поможет воспитать сильную нацию.

Статья в тему – Инклюзивное образование в детском саду

Статья в тему – Школа для всех, основные тренды инклюзивного образования

Видео – ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Видео – Единственный центр инклюзивного образования продолжает работу в Краснодаре

Видео – В Киевской области созданы условия для инклюзивного образования в 200 школах

Видео – Инклюзивное образование при аутизме: составление индивидуальной программы

3 комментария для “Программа инклюзивного образования

  1. Какие нужно предоставить документы в школу, для зачисления ребенка-аутиста в класс с инклюзивным образованием? И могу ли я присутствовать на уроках?

    1. Для зачисления ребенка-инвалида в класс с инклюзивным образованием, родителям нужно предоставить: заявление о приеме, справку о месте проживания, медицинскую карту ребенка. Администрация школы не может отказать инклюзивному ребенку в образовании. В классе обычно присутствует не более 20 детей. Родители могут присутствовать на уроках в роль тьюторов (для этого нужно будет плотно взаимодействовать со всеми специалистами).

  2. У нас ребенок с диагнозом ЗПРР, иными словами проблемы и с психическим и с речевым развитием. В прошлом году с опаской записались в первый класс.
    Все лето мы проходили на адаптационные занятия. Ребенок привык слушать не только меня, но и учителей и психологов.
    В первый класс мы уже шли спокойные, так как сыну очень нравится соприкасаться со всем новым, да и дети его восприняли хорошо, хоть он у нас и особенный. Мы проходим обучение вместе с сыном, так как для родителей разрабатывается отдельная программа по работе с психологами, логопедами и т.д.
    Это очень полезный опыт и душа радуется, когда видишь успехи своего крохи.

Добавить комментарий