Учебная программа по истории адаптированная для учащихся со статусом ОВЗ
В основе учебной программы по истории адаптированной для детей…
…с ОВЗ лежит информация, которая влияет на развитие целостности личности подростка. Особых изменений в общеобразовательную программу для учащихся 5-9 классов практически не вносится.
Преподаватель обязательно должен учесть особенности восприятия любой информации ребенком с особыми потребностями, что в принципе не влияет на тематику уроков, а только на метод подачи материала и главное – оценивания и контроля усвоения полученной информации.
Как и для любого предмета изучаемого по общеобразовательной программе, ее создатели опираются на ряд нормативных актов и ФГОС.
Цели изучения истории для детей с ОВЗ с пятого по девятый класс
Основная цель изучения предмета для ребенка с пятого класса – развитие правильного мышления и восприятия окружающего социума через исторические события. Дети не только запоминают сухие даты и события, но и учатся анализировать то, что произошло и к чему это привело.
Перед учеником ставятся образовательные задачи:
- изучить основные исторические события;
- проанализировать их;
- усвоить основные факты и понятия;
- научиться использовать уже полученные данные в жизни;
- выработать навыки самостоятельного изучения исторических материалов.
Преподаватель в свою очередь выполняет свои воспитательные задачи:
- развитие патриотического мышления;
- формирование гражданской позиции;
- воспитание толерантного отношения ко всем народам и национальностям;
- формирование адекватного мировоззрения;
- развитие правильного социального поведения.
Как и другие общеобразовательные предметы, пятилетний курс оказывает значительное влияние на развитие ребенка, его мышление и отношение к жизни. Он учит правильно искать, изучать и использовать исторические данные, отталкиваясь от них делать свои выводы и формировать свою реакцию на происходящее здесь и сейчас.
Методики подачи материала для детей с ОВЗ
Методик подачи исторического материала для учащихся с ОВЗ по общеобразовательной программе несколько:
- лекционная подача;
- экскурсии;
- исследования;
- самостоятельная работа с материалом – написание рефератов, докладов и научных исследований;
- демонстрации;
- постановка нестандартных задач.
Преподаватель, используя методические рекомендации, отталкиваясь от возможностей своих учеников, сам выбирает каким образом предоставить материал. В некоторых случаях наиболее логичной будет демонстрационная подача – например, экскурсия в музей. В других – исследовательское задание, например, проанализировать те или иные исторические события.
Главное отличие адаптированных программ для учеников с ОВЗ – методы подачи и контроля усвоения материала. Следует учитывать особенности ограниченности психологического развития, сопровождаемые отклонениями в восприятии информации. Дети могут тяжелее запоминать даты и путаться в событиях. Иногда им дается меньше фактов из одной эпохи, а другие рассматриваются менее тщательно.
Статья в тему: Программа по математике для детей с ОВЗ
Типы уроков по программе адаптированной для ОВЗ
Для наиболее эффективного усвоения материала уроки по этому предмету бывают нескольких типов:
- первичное изучение материала – лекция;
- закрепление полученных данных – практика;
- обобщение и систематизация данных – повторение;
- комбинированный урок;
- интерактивный урок – видео, фото, экскурсии;
- проведение контрольного урока – тесты или опросы.
Для детей ОВЗ они проходят по той же схеме, только в более мягкой форме, с учетом особенностей психики и возможностей здоровья.
Тематическое распределение учебных часов по истории
За пять лет ученики с пятого по девятый класс проходят два курса: «История России» и «Всеобщая история».
На изучение материала ученикам отводится 280 учебных часов, по 70 в год.
Учебное время между двумя курсами распределяется неравномерно.
Распределение учебных часов в 5-9 классе
Класс | Сколько времени отведено, на какой курс (ИВ – История всеобщая, ИР – История России ) |
5 | все 70 часов отведены на изучение Всеобщей истории.
У детей только один предмет по 2 урока в неделю |
6 | Появляется разделение на два предмета. Учебное время распределено так: Всеобщая история -35 часов, История России – 35 часов |
7 | Дети продолжают проходить два курса в равной степени, по два урока в неделю.
ИВ– 35 часов, ИР – 35 часов |
8 | Уделяется больше внимания историческим событиям родного края.
ИР – 45 часов, ИВ– 25 |
9 | Приоритет в распределении учебных часов отдается истории Сибири, она изучается в рамках курса Истории России, на нее отводится 35 учебных часов, плюс к курсу добавлено еще 11 часов по предмету на тему СССР и ВОВ. На Всеобщую отводится 24 учебных часа. |
При этом не стоит забывать о том, что специфика предмета такова, что курс истории входит практически во все предметы. Кроме того распределено время на межпредметное пересечение в курсах литературы, географии и обществознания.
Ориентировочная основная тематика, затрагиваемая в 5-9 классе
Класс | История России | Всеобщая история |
5 | Общие понятия и введение в предмет. История – первобытного мира, Древней Греции, Древнего Востока и Древнего Рима | |
6 | Древняя Русь, Московская Русь, политические раздробленности на Руси
Временные рамки с Древних времен до XVI века |
История средних веков по историческим событиям отдельных стран, религий и систем правления в периоде с VI по XV век |
7 | История России в периоде XVI – XVIII век | История Нового времени. Временные рамки – XVI – XVIII век |
8 | Россия в XIX веке | История Нового времени. Временные рамки XIX – XX век |
9 | Россия в XX веке, большая часть отведена изучению истории Сибири, оставшееся время СССР и ВОВ | Новейшая история XX век |
При изучении истории России учитываются региональные особенности и вводится курс по изучению исторических событий родного края.
Требования к уровню подготовки выпускников
Ученики с ОВЗ также проходят аттестацию и контрольное оценивание.
В большей степени они не влияют на переход ученика в следующий класс, а оценивают уровень его знаний.
В девятом классе выпускник будет проходить контрольное тестирование. Если он пожелает – он может выбрать другую форму сдачи экзамена.
Для получения лучших оценок он должен:
- хорошо ориентироваться в вопросе;
- четко знать даты и события;
- определять хронологию событий;
- разбираться в исторических картах;
- анализировать события и уметь высказать свое мнение, по поводу тех или иных событий.
Больше оценивается ориентация ученика по теме и умению делать правильные выводы из предложенной информации.
Статья в тему: Программа ОВЗ по физкультуре
Изучение важных исторических событий имеет высочайшее значение для формирования правильных морально-этических качеств ученика
Изучение предмета в большей степени требуется для формирования правильных морально-этических качеств на примерах.
Ребенок учится анализировать, логически мыслить, формировать свое видение ситуации, отталкиваясь от уже полученных знаний. Большой массив исторических данных и опыта прошлых поколений помогает развить патриотизм и уважение к старшему поколению. Именно поэтому предмет перекликается практически со всеми науками от изобразительного искусства до астрономии и физики.
Должен ли ребенок обязательно посещать экскурсии, если они предусмотрены в рамках программы обучения?
Курс предмета включает в себя и экскурсии, и исследования, но если ребенку физически тяжело их перенести, преподаватель может всегда предложить альтернативу. Поэтому их посещение желательно, но не обязательно.