Программа ЗПР 5-9 класс
Основная цель ООП (общеобразовательной программы) для детей с ЗПР (задержкой психического развития) – это создать оптимальные психолого-педагогические условия воспитательного и образовательного процесса, которые учитывают весь спектр потребностей детей с ограниченными возможностями. Принцип обучения состоит в введении дифференциации и индивидуализации в образовательный процесс.
Адресность ООП
В программе указаны нормы характеристик для учащихся, для которых она разработана. Среди основных характеристик учитываются:
- состояние здоровья;
- уровень готовности к образовательному процессу;
- технология комплектования;
- продолжительность образовательного процесса.
Требования к выпускникам СКК (специального коррекционного класса)
По итогу обучения, каждый учащийся СКК должен обладать следующими умениями и навыками:
- восприятие и выполнение заданного алгоритма;
- понимание учебной задачи;
- выполнение работ в соответствии с поставленными временными рамками;
- объективное оценивание своих учебных результатов и результатов своих товарищей (по оглашенному учителем алгоритму);
- навык ведения правильного диалога, с достижением поставленных целей;
- осознанное, соответствующее литературным нормам чтение, со скоростью минимум 90 слов/минуту вслух и 115 слов/минуту про себя;
- самостоятельная работа с учебником при изучении нового материала или при выполнении домашнего задания;
- умение работать с разными источниками информации, для решения определенных задач;
- владение техниками устной и письменной речи.
По итогам прохождения обучения составляется личностный портрет выпускника.
Учебный план СКК
Учебный план рассчитан на пятилетний срок освоения и ориентирован на детей с диагнозом ЗПР. Весь учебный процесс сосредоточен на адаптационной и коррекционно-развивающей сферах, с особым вниманием к формированию навыка адаптации в социуме и коррекции дефекта в современных условиях жизни.
Программа ЗПР 5-9 класс рассчитана на 34 недели обучения, с учетом продолжительности одного урока в рамках 45 минут.
Адаптированная программа разработана по ФГОС и направлена на обеспечение единства образовательного процесса.
Филологическое направление
Включает в себя работу по трем направлениям:
- русский язык;
- литература;
- иностранный язык.
В рабочей программе ЗПР 9 класс расписаны все навыки и знания, которыми должен овладеть ученик в период образовательного процесса:
- чтение и пересказ;
- грамотная устная и письменная речь;
- обработка разных источников информации;
- иноязычная коммуникация;
- письмо, чтение и аудит на иностранном языке и прочие.
Математика
Программа по математике направлена на формирование интеллектуальных навыков и умений познавать и преобразовывать окружающий мир, а также создавать и применять инструменты, необходимые для полноценной жизни.
Обществознание
С данной областью детей знакомят через такие предметы как «Обществознание» и «История». Обучение основано на линейной структуре исторического образования с уклоном на развитие личностных качеств учащихся.
Естествознание
В данной сфере объединены несколько образовательных предметов: «География», «Физика», «Химия» и «Биология».
Основная цель: сформировать у учеников знания относительно сложнейшего явления природы – жизни со всеми ее уровнями организации, выработать систему знаний, которые можно использовать для понимания образовательной, экономической, энергетической, экологической и прочих проблем.
Искусство
Данная область образовательного процесса направлена на изучения двух предметов: «Музыка» и «Изобразительное искусство».
Учащиеся должны уметь различать элементарные правила и основы реалистичного рисунка. У них вырабатывается творческое воображение, художественный вкус, изобразительные способности, музыкальный вкус, духовная культура, социальный опыт общения через художественные и музыкальные произведения.
Физическая культура
Программа по физкультуре подразумевает:
- нормализацию физического развития;
- развитие двигательных способностей;
- приобретение знаний в области спорта;
- воспитание выносливости, нравственности.
Технология
В данную сферу входит программа учителя трудового обучения. Основной вид деятельности – это психологическая коррекция.
Работу с учащимся часто дополнительно проводит и психолог. Программа психолога предусматривает групповые и индивидуальные занятия, направленные на социальную адаптацию, коррекцию индивидуальных проблем и психологических барьеров ребенка.
Объективная оценка программы ЗПР 5-9 классов
Среди родителей детей с диагнозом ЗПР ведется бурное обсуждение адаптированной программы обучения для ЗПР, так как существует много вопросов, на которые им сложно найти ответы в сети. Мы собрали несколько типичных отзывов, которые взяли с обсуждений на https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/varianty_adaptirovannoj_obrazovatel_noj_programmy_dlya_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorov_ya и https://www.7ya.ru/article/Osobaya-shkola/
Позитивные | Отрицательные |
Очень хочется пообщаться с родителями, которые уже прошли обучение или находятся в процессе. В нашем маленьком городке дети с ЗПР – редкость, и ввели класс с новой программой только в этом году. Хочу понимать, с какими проблемами мы можем столкнуться в период нахождения моего ребенка среди обычных, здоровых детей. | Может я подхожу к данному вопросу эгоистично, но я против, чтобы в одном классе с моим ребенком учился ребенок с отклонениями в развитии. Для здоровых детей тоже сложно проходить этот процесс адаптации и обучения восприятия детей с ЗПР. |
Я как учитель истории, который работает по данной программе, хочу отметить, что да, детей, которые в начальной школе не обучались по адаптированной программе, обучить несколько сложнее, но возможно. Под каждого учащегося с диагнозом ЗПР разрабатывается своя программа с учетом имеющихся у него умений, навыков, психологической готовности. Положительная тенденция есть, важно правильно организовать образовательный процесс. Все дети, вне зависимости от особенностей, должны полноценно жить в социуме и получать удовольствие от этой жизни. | Вот интересно, а когда в нашу школу введут обучение по этой программе. Мы сейчас на индивидуальном образовании, в классе со сверстниками нам нельзя находиться (что считаю неправильным). |
Дочь сейчас в 6 классе, идем по программе для ЗПР 5-9 класс. В 5 классе я каждый день находилась в школе, помогала, наблюдала. В 6 классе она стала более самостоятельной, у нее есть желание учиться, общаться со сверстниками. Я считаю – это прогресс. По результатам тестирования итогов 5 класса, мы справились с программой на 80%. | Интересно, а нас сняли с программы ЗПР 5-9 класс, видите ли у нас результаты по окончании 6 класса хорошие, это вообще правомерно. Мы в 7 классе вообще программу не тянем, ей сложно, мы сутками сидим для того чтобы хоть немного освоить новый материал. Как мне добиться перевода обратно в адаптированный класс, тем более группу с нас не сняли? |
Мы еще не успели оценить всей прелести данной задумки, но что-то мне подсказывает, что результаты будут хорошие. Ведь дети с диагнозом ЗПР особенные, но вполне обучаемы, они тянутся к людям и пытаются им подражать. Важно, чтобы их принимали в обществе, и не навредили их и так ранимой психике. |
Подводим итоги
Образовательная программа ЗПР 5-9 класс – это комплексный подход для развития социальных, образовательных и психологических навыков у детей с ограниченными возможностями, который разрабатывался с учетом всех их особенностей и потребностей.
В образовательный процесс привлечены педагоги, воспитатели, психологи и дефектологи. Работа проводится комплексная для достижения максимальных результатов.
Здравствуйте, на ПМПК ребенку была выдана рекомендация проходить обучение по программе для детей с наличием интеллектуальных нарушений. Подскажите, могу ли я требовать перевода ребенка в класс с обучением для детей с задержкой психического развития?
Здравствуйте, нет, в момент определения ребенка в тот или иной класс, администрация школы обязана ориентироваться на решение ПМПК. Если у ребенка диагностировано ИН, то ему не подойдет программа ЗПР.