Программы по английскому языку для детей с ЗПР
Программа ЗПР по английскому для учеников нужна, чтобы общаться на иностранном языке, понимать собеседника, уметь отвечать. Базовый уровень позволит разобраться в социально-бытовых вопросах, правильно формулировать предложения, давать ответы на поставленные вопросы. Каждая программа имеет свои плюсы и минусы, но все они разработаны с учетом рекомендаций учителей, поэтому способны заинтересовать детей.
Программа для учеников 2-4 классов с диагнозом ЗПР
В 2016 году была разработана Адаптированная рабочая программа «Иностранного языка» для учеников с задержкой психического развития. Авторами выступили Поспелова, Эванс и другие специалисты. Внедрена данная программа в школе Костромы. Предмет был разделен на разделы, в которых изложены важные темы.
2 класс
Для школьников во 2 классе уделяется внимание общению и знакомству с преподавателем, одноклассниками. Используются при этом на иностранном языке несложные фразы, которые часто употребляются в речевом этикете. На занятиях рассматривается тема «Я и моя семья». Ученик должен рассказать о своих родных, какую еду любят братья, сестры, мама, папа. Уделяется внимание семейным праздникам, покупкам, увлечениям, игрушкам, времени на выходных.
На занятиях английского с детьми с ЗПР стоит поговорить о домашних питомцах: узнать их клички, сколько живут в доме, большие или нет питомцы, характер, умения и прочие факты о животных.
Важной темой данной программы является «Мир, который вокруг меня». Ребенок должен описать, каким видит он свой мир, какая у него комната, как он играется в жилище.
Последние занятия согласно разработанному плану должны рассказывать об Англии, Америке и родной стране. Стоит упомянуть о достопримечательностях, традиционных блюдах, обычаях и традициях в странах. Предлагается детям изучить иностранные песни и стихи.
3 класс
Программа ЗПР по английскому для третьеклассников практически не отличается. Обучение для 3 класса по данной разработке также включает темы: «Расскажу о своем дне» (составляется расписание дня на английском), «Погода», «Совместные покупки». Уроки в игровой форме способствуют развитию учащихся.
4 класс
Занятия для 4 класса заключаются в том, чтобы ученики могли самостоятельно рассказывать о своей семье, предпочтениях в еде, любимых занятиях, больших праздниках, путешествиях, погоде, школе, событиях, которые происходят в образовательном заведении. Затрагивается тема дизайна кухонной и другой мебели. Рассматриваются ситуационные вопросы.
Статьи в тему: 1. Тематическое планирование для детей с ЗПР; 2. Адаптивная программа для детей с задержкой психоречевого развития
Красота природы, теплое и холодное время года – это тематика, которая интересует практически каждого ребенка.
Эффективность программы Поспелова, Эванса, Быковой и Дули
Ученики должны овладеть чтением вслух, уметь читать про себя. Основные правила чтения, интонация, разбор ударений в словах, составление словосочетаний и полноценных фраз – это то, на чем делают акцент учителя. Ученики 2, 3 и 4 классов должны понимать суть прочитанного текста, уметь его пересказать.
Касаемо письменной речи по программе авторов ребенок должен научиться:
- правильно писать английские буквы;
- переписывать текст без грамматических ошибок;
- восстанавливать слово (добавлять пропущенную букву), предложение;
- заполнять таблицы по примерам;
- успешно сдавать диктант (учитель читает текст, ученик записывает);
- писать поздравительные открытки, письма.
К концу обучения ученик овладеет лексическими правилами. Ему будет не страшно озвучивать отдельные фразы, словосочетания, составлять легкие предложения, парировать интернациональными словами.
Скачать английский для детей с ЗПР можно в интернете на различных сайтах. Авторы предлагают разработки, которые помогут школьникам не только овладеть новой информацией, но и развивать умственные способности, смекалку.
Английский для четвероклассников по разработке Эрлих Анастасии
Эрлих А.В. также трудилась над программой для 4-х классов. Она уделила внимание знакомству с учениками, генеалогическому древу, социальным вопросами, развлечениям, распорядку дня, временам, времяпровождению англичан, продуктам, временам года, совместному отдыху, друзьям.
Автор разработала внутрипредметный модуль, который состоит из игр. В игровой форме можно изучить темы: «Соседи», «Строим дом», «Предсказатель», «Музыка», «Меню», «Ярмарка глаголов», «Чаша откровений».
Коррекционная работа по «Адаптированной программе ЗПР. Английский язык» заключается в следующем:
- проводится индивидуальная работа с учениками;
- предлагаются упражнения, в которых надо найти и сопоставить картинку со словом;
- проводится беседа с учителем по разной тематике;
- предлагается проведение словарных диктантов;
- игры «Назови число» и «Здоровье, спорт и еда».
Обучение иностранному языку школьников с ЗПР (5-9 классы)
Популярными программами английского языка для учеников старшей школы являются разработки Гиматдиновой З.М. и Михайловой О.В. Учитель Гиматдинова предложила адаптированную основную общеобразовательную программу для лиц, которые обучаются с задержкой психического развития.
Автор убеждает, что школьники смогут:
- осознавать национальную и этническую принадлежность;
- понимать ценности и традиции национальностей;
- разбираться в иностранных городах, достопримечательностях;
- сформировать целостный взгляд на мир;
- разобраться в исторических аспектах;
- стать более самостоятельными;
- высказывать свое мнение на иностранном языке;
- общаться на английском со сверстниками и взрослыми.
По программе Гиматдиновой задействуются все виды речевой деятельности: чтение, тестирование, монолог, диалог. Обязательными являются чтение и письмо.
Развиваются языковые знания, образуются навыки, которые позволяют не допускать орфографических, и фонетических ошибок. Лексика и грамматика также изучается школьником. Уделяется внимание социокультурной осведомленности.
Спотлайт: в чем суть программы для школьников?
Рабочая программа английского для 5 класса «Spotlight» ЗПР создана Михайловой О.В., чтобы ученики могли ориентироваться в книгах, находили нужный материал, использовали иностранные интернет-ресурсы для обучения, работали с таблицами, текстами, картинками, схемами. Пятиклассники должны по программе уметь пересказывать тексты, анализировать изученный материал, сравнивать те или иные ситуации, явления, закономерности.
Рабочая программа английского 5 класс «Spotlight» ЗПР включает в себя тематики:
- «Школьная жизнь».
- «Мир вокруг нас».
- «Проживание в городе и селе».
- «Животные».
- «Погода».
- «Путешествия».
- «Праздники» и «Времена года».
- «Проведение досуга».
Чем старше становятся дети с ЗПР, тем больше нужно уделять внимания межличностным отношениям, отдыху, работе, учебе, школьной жизни, быту.
Именно поэтому Адаптированная программа «Спотлайт. Английский для учеников с ЗПР» (9 класс) включает различные тематики, которые помогут девятикласснику развивать память, речевой аппарат, восприятие, кругозор и мыслительные процессы.
Отзывы родителей о программах по английскому для школьников с ЗПР
Детям с ЗПР английский дается достаточно сложно, поскольку замедленное развитие не позволяет осваивать весь материал. Создано много программ, которые помогают развитию речи, мышления, расширению кругозора. Родители на форумах и сайтах делятся результатами такого обучения. Материалы взяты из http://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/, https://www.englishteachers.ru/forum/index.php?app=forums&module=forums&controller=topic&id=1230 и других форумов.
Эффективность обучения иностранному языку людей с ЗПР
Позитивные отзывы | Негативные отзывы |
Учителя все очень отзывчивые, стараются помогать Машеньке с английским. Результаты будут видны, если еще дома дополнительно заниматься. У нас уже получается рассказывать о себе, говорить легкие фразы, она научилась определенным словам, которые постоянно озвучивает (знает название всех фруктов и овощей). | В коррекционных классах не всегда работают опытные педагоги, поэтому результаты обучения иностранному языку не видны. Как может 1 человек уследить за целым классом особенных школьников? Это уже вопрос к системе образования, которая не продумывает до мелочей обучение учеников с задержкой развития. |
Английский для людей с ЗПР – это актуальный вопрос. Благодаря продуманным программам дети учатся иностранным словам, стремятся узнать что-то новое. У меня сын в инклюзивном коррекционном классе, ему уроки английского нравятся, а вот другие предметы вообще не воспринимает. Учитель нашла просто правильный подход, заинтересовала. | О каком английском может идти речь, когда был поставлен такой диагноз. Мой Макс хоть бы научился нормально на русском языке говорить, не говоря уже об иностранном. |
Программа отличная, ребенок старается, даже вижу, как про себя постоянно проговаривает фразы. Для нашей семьи стало привычкой здороваться, прощаться на английском. | Программа, по которой учат моего ребенка, не эффективная. Обычная школа, простые учителя, которым стоит пройти дополнительное обучение. Ничего хорошего и не ждала от занятий. |
Нужен просто индивидуальный подход. Можно доплачивать преподавателю, чтобы занимался по определенной программе с ребенком на дому. Мы именно так и делаем. На Сашу не жалко ни денег, ни усилий. А преподаватель у нас хороший, грамотный. | В смешанном коллективе не получится добиться результата. Когда в классе собраны особенные детки с разными болезнями, не получится учителю вести нормально урок. Это очень прискорбно. |
Обучение началось с нуля. Постепенно Зина выучила буквы, научилась писать, сейчас свободно говорит. Я очень довольна результатами учебной программы. | Из больного ребенка интеллектуал не получится, поэтому пусть лучше разрабатывают нормальные программы по родному языку, научат школьников азам русского языка, а уже потом приступают к иностранным. |
Учебник Кауфмана отличный, получилось улучшить знания языка, понимание определенных правил. Диме нравится. Учимся около 3 лет. Слова, которые учил ранее, не забывает. | Из класса из 14 человек только 2 хотят изучать английский. Остальные не знают даже алфавит. Это полнейший провал. |
Программа эффективная. В классе 7 человек, 5 из которых внимательно сидят и слушают преподавателя. Я был очень удивлен, когда пришел на урок, а дети не баловались, не капризничали. Учитель сумела заинтересовать, добавила обучение в игровой форме. | Английский язык для детей с ЗПР в разных классах практически не отличается. Как это может быть? Во 2 и 6 классе практически одинаковые темы. Мне кажется, что ребенок не может развиваться, поскольку нет новой информации. |
Вывод
Программы по английскому для учеников с ЗПР будут эффективны только в том случае, если получится заинтересовать школьников, найти собственный подход. Начинать занятия надо с игровой формы. Можно раздать фрукты и попросить учащихся назвать их на английском.
Различные рабочие программы и методики используются в общеобразовательных заведениях. Некоторые дети их воспринимают нормально, остальные категорически отказываются от обучения.
Как заинтересовать ребенка с ЗПР учить английский дома?
Необходимо вместе с ним смотреть мультики на английском, разбирать тексты несложных песен, читать книги на иностранном языке. Ни в коем случае не надо заставлять ребенка учить то, что он в данный момент не хочет. Благодаря хитростям и правильному подходу получится заинтересовать ребенка.