Программы занятий дефектолога с ребенком с ЗПР
Занятия дефектолога с ребенком с ЗПР начинаются с момента постановки диагноза и продолжаются во время обучения в школе. Специалист разрабатывает индивидуальный план работы, обучение проводится в инклюзивном классе или отдельно в кабинете.
План работ дефектолога с детьми c ЗПР в садике
В детском саду специалист работает с детьми с задержкой психического развития в направлениях:
- познавательное развитие;
- формирование математических представлений;
- развитие моторики.
Уделяется внимание числам, счетам, времени суток, геометрическим фигурам. Ребенок в садике должен уметь различать геометрические и плоские фигуры.
Рабочая программа дефектолога с детьми ЗПР заключается в закреплении умений сравнивать предметы по параметрам: ширина, величина, длина. Ребенок должен понимать, в каком направлении двигаться: назад, вправо, влево и вперед.
Статья в тему: Подготовка к школе деей с ЗПР
Учитель-дефектолог в программе ЗПР объясняет понятия «завтра», «вчера» и «сегодня». Перед школой дошкольник должен уметь считать до 10 и писать, отвечать на легкие математические вопросы.
С помощью опытного педагога ребенок в садике должен познакомиться с:
- праздниками;
- степенями родства;
- временами года;
- продуктами питания;
- явлениями природы;
- животными.
Рабочая программа дефектолога ЗПР включает изучение:
- речевого восприятия;
- грамматического строя речи;
- формирования математических представлений.
Программа обучения детей 5-7 лет
Занятия логопеда-дефектолога с детьми ЗПР в возрасте 5-7 лет проводятся по адаптированной программе, которая направлена на увеличение уровня восприятия, концентрации внимания, работоспособности.
План работы учителя-дефектолога с детьми ЗПР заключается в:
- развитии вербальной, словесной, двигательной, логической памяти;
- совершенствовании слуховых, двигательных, зрительных ощущений;
- развитии тактильно-двигательного восприятия, зрительно-моторной координации.
Работа дефектолога с дошкольниками с ЗПР также включает развитие креативности, воспитание доброжелательности, честности, выдержки, трудолюбия, умения дружить. Специалист поможет выработать положительные поведенческие привычки.
Статья в тему: Программа ЗПР 5-9 класс – принцып обучения
План работы дефектолога с детьми в школе
Работа дефектолога в школе направлена на адаптацию школьников к общественной жизни:
- овладение навыками коммуникации;
- обеспечение эффективного и современного развития речи;
- улучшение процессов мышления и восприятия.
Познавательные процессы и самовыражение – ключевые моменты, которым уделяет внимание дефектолог в группе с ЗПР.
Школьники с задержкой психического развития быстро утомляются, более нервные и агрессивные, обладают низкой работоспособностью, слабой волей. Работа с такими учениками проводится поэтапная и индивидуальная.
Рабочая программа дефектолога для 1 класса с ЗПР
План работы учителя-дефектолога включает:
- развитие уверенности в себе и умения брать ответственность;
- повышение самооценки, выдержки, инициативности, самостоятельности, дисциплинированности;
- увеличение психокоррекционной работы.
- развитие моторики и произвольного внимания.
Рабочая программа дефектолога для 2 класса с ЗПР
Во 2 классе занятия со специалистом проводятся 1-2 раза в неделю. По прежнему уделяется внимание развитию речи, улучшению математических навыков, добавляется изучение грамматики.
Учебный план включает тематики:
- животный и растительный мир;
- времена года;
- семья и родственники;
- предметы в быту;
- природные явления;
- обувь и вещи.
Рабочая программа дефектолога для 3 класса с ЗПР
Программа развивает:
- логику;
- произвольное внимание;
- образное мышление;
- сенсорные навыки.
Помогает закрепить первичные знания о размерах, объектах, формах, цветах, элементах в пространстве.
Несколько уроков посвящены развитию умений классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
Дети выполняют упражнения и тесты разной сложности, которые учат применять полученные знания на практике.
Рабочая программа дефектолога для 4 и 5 класса с ЗПР
В 4 классе ученики:
- учатся составлять схемы и алгоритмы, проводить анализ;
- закрепляют умение писать и читать;
- составляют сложные предложения;
- изучают части речи;
- учат небольшие стихи;
- пересказывают произведения;
- решают математические задачи и уравнения с несколькими действиями.
Статья в тему: Программа по математике для детей с ЗПР
Программа дефектолога для 5 класса может состоять из тестов и заданий:
- «Запомни и повтори».
- «Что изменилось на картинке?».
- «Нелепицы».
- «Игра со словами».
- «Что под ладонью?».
- «Что было загадано?».
- «Цифровая таблица».
- «Найди отличия».
- «Попробуй найти и вычеркнуть».
План учителя включает упражнения на построение умозаключений, цепочек действий, распределение предметов на группы, запоминание и воспроизведение.
Отзывы родителей о программах дефектологов в садике и школе
Положительные | Негативные |
Тарас ходит в обычный класс, хоть у него и задержка психического развития. Все хорошо относятся к сыну, успеваемость повысилась благодаря рабочей программе дефектолога ЗПР 4 класс. | Программа нелепая, дочка не успевает понять, что от нее хотят. Алиса ходит в отдельный инклюзивный класс, а толку. |
Узкопрофильный специалист Лариса в московской школе отличная женщина. Она нашла подход к ребенку и привила желание учиться. Мы стали лучше читать, писать и понимать природные явления. | Пришлось обратиться к частному специалисту, чтобы улучшить речь Марка. Индивидуальная работа дефектолога приносит больше пользы, чем адаптированная программа. |
Лично знакома с педагогом в екатеринбургской школе. Отличная женщина и специалист. Арсен будто ожил после нескольких занятий с ней. Она умница и действительно может найти подход к каждому человеку. | Преподаватели не готовы к изменениям в законодательстве, так как многие школы еще не создали отдельные классы для больных детей. |
Программа дефектолога ЗПР 1-4 класс продуманная, я с ней ознакомилась перед тем, как началась учеба. Все изложено четко и ясно. Некоторые задания выполняются в игровой форме. | Обучение на нуле, успеваемость у ребенка низкая. Специалистов нет в школе, только логопед. |
Планирование дефектологом в школе ЗПР-программы принесло свои плоды. Особенные дети стали более способными, появились новые навыки, привычки, поведенческие решения. | Нет в образовательном заведении профессионалов своего дела. Перегружают ребенка, что Миша ничего не хочет делать дома и только вредничает. Состояние эмоциональное ухудшилось. |
Оксана начала больше понимать математику и русский язык, так как работает индивидуально со специалистом. Прогресс виден. | Советы дефектолога родителям детей с ЗПР оказались не столь полезными. Дочка не имеет желания учиться, она замкнутая и практически не разговаривает. О какой успеваемости может идти речь. Она еще в садике, но очень отстраненная. |
Планирование дефектолога в группе ЗПР – это отличная практика, действительно эффективная. | Я против обучения малышки в отдельном классе, где другие дети со своими проблемами. Психолога в нашей школе нет, поэтому Поля не может адаптироваться, и проводит большую часть времени дома, а не на уроках. |
Отзывы взяты с сайта https://autizmy-net.ru/tematicheskoe-planirovanie-dlya-detey-s-zpr-1-4-klass/#_1 .
Вывод
Программы в детских садах и образовательных заведениях действенные, если внедрены правильно и есть соответствующие специалисты. Если нет инклюзивного класса или группы, стоит подумать о дополнительных занятиях с узкопрофильным специалистом индивидуально.
Какая основная задача адаптированных программ?
Адаптация детей в социуме, ознакомление с важными понятиями, правилами, овладение элементарными навыками и умениями.