Основы работы с подростком, имеющим ОВЗ
Работа с подростком достаточно сложный процесс…
…а если он имеет еще и ОВЗ, тогда его окружение должно быть особенно внимательным. В подростковом возрасте ограниченные возможности здоровья могут стать стартовой площадкой, для понимания себя и принятия таким, какой есть. Но неправильно поставленная работа с таким человеком может стать и основой для его углубленного психического отклонения, выращенного на фоне основного заболевания и отношения с окружающими.
Развитие личности подростка с ограниченными возможностями
Личность, осознанность, понимание себя у подростка с ОВЗ должно быть уже заложенным ранее, даже если его ограниченные возможности здоровья приобретенное и возникло недавно. Основная задача окружающих его родных людей и педагогов – оказывать правильное влияние, подталкивать, подсказывать, помогать прийти к нужным мыслям и давать рекомендации по жизнестойкости. Обычное взросление проходит в возрасте от 12 до 17 лет, основной период в который закладываются отношение к окружающему миру, оно основывается на многих аспектах:
- взаимоотношения в семье;
- отношения с ровесниками;
- наличие в семье других детей;
- успехи и поражения в учебе и любых делах;
- программа развития, выбранная родителями и педагогами;
- особенности здоровья и развития;
- психологическое окружение;
Этот список можно продолжать бесконечно, практически любой случай и ситуация могут лечь в основу отношения подростка к окружающему миру, поэтому важно следить за тем чтобы он правильно воспринимал то, что происходит вокруг него. При этом особенности здоровья и развития никогда не стоят на первом месте и их нельзя туда ставить. Чем меньше будет акцентироваться внимание на особенности ребенка, тем легче ему будет общаться с окружением.
Особенности создания программы психологической реабилитации для подростка с ОВЗ
Педагогическая психология рассматривает детей с ОВЗ как отдельную категорию. Для них разрабатывается отдельная программа развития, не только учебная, социальная, но и для коррекции эмоционального состояния подростка. От нее отталкиваются не только преподаватели, но и родители. Поэтому вся семья проходит консультации у профессиональных психологов, как вместе с ребенком, так и без него. Главная задача окружения создать правильную психологическую обстановку для подростка с ОВЗ.
Работа в таком случае включает в себя несколько этапов:
- диагностика;
- получение характеристик от людей, работающих с ребенком;
- анализ прогресса;
- разработка новой программы на определенный срок;
- консультация семьи и пациента;
- выдача рекомендаций для профессиональных педагогов, работающих с подростком.
Программа коррекции, обучения и реабилитации включает в себя в большей степени индивидуальный план, помогающий ребенку добиться успеха в социализации, коммуникации, а потом уже развитии и учебе. На основе рекомендация профессиональных психологов и медиков, разрабатывается учебный план, включающий в себя как образование, так и коррекцию психического и эмоционального развития.
Статья в тему: Интеграция детей с ОВЗ
Психологические аспекты расстановки жизненных приоритетов подростка с ОВЗ
Мотивация и правильная расстановка жизненных приоритетов подростка с ОВЗ имеет первостепенное значение. Только в таком случае из детей с ограниченными возможностями здоровья можно вырастить полноценных членов общества. Не настолько важен уровень интеллектуального развития, если человек может полноценно сосуществовать с окружающим его обществом.
Поэтому задача родителей, врачей и педагогов правильно сформировать жизненные приоритеты подростка:
- доброту;
- понимание окружения;
- патриотизм;
- стремление к развитию;
- принятие себя;
- желание занять свое место в обществе.
К сожалению, толерантность общества недостаточно развита, поэтому как подростку, так и его семье еще придется столкнуться с неприятием общества, границами и барьерами, которые придется преодолевать. Основная цель преподавателей и семьи, правильно мотивировать ребенка и научить адекватно, оценивать действия окружающих его людей.
Основные проблемы психологического развития ребенка с ОВЗ в подростковом периоде
Ребенок с ОВЗ сталкивается с препятствиями на всех этапах своей жизни и если с его физическими и физиологическими недостатками можно справиться, то психологическое развитие полностью зависит от окружения.
Основной кризис ребенка с ОВЗ начинается в периоде с 7 до 16-17 лет. То есть, когда он должен оторваться от семьи и учиться в коллективе. Когда родители выбирают дистанционное образование, ограничивая ребенка от общения с социумом, это не может дать ему правильное социальное развитие. Поэтому наилучшей в ситуации с ограниченными возможностями является интегрированное обучение. Оно возможно в специальном учебном заведении, при тяжелой форме заболевания, либо в обычной школе с помощью инклюзивной интеграции.
Проблема психологического восприятия в пубертатном периоде, начинается примерно с 12 лет, когда подросток, начинает осознавать свои:
- сексуальность;
- положение в обществе;
- отношение окружающих;
- социальные ограничения;
- отставание в развитии;
- особенности из-за заболевания.
Даже ребенок без генетических, физиологических и психических отклонений в этот период сравним с костром на лесной опушке, способным перерасти в пожар при едином порыве ветра, а подросток с проблемами, изначально делающими его особенным, тем более.
Основные принципы построения программы реабилитации подростка с ОВЗ
Построение программы реабилитации проводится с помощью специалистов нескольких направлений психологов, медиков, педагогов. Они должны в индивидуальном порядке, отталкиваясь от особенностей определенного человека, составить программу реабилитации и развития для подростка с ОВЗ.
Основные принципы построения программы:
- определение персональных потребностей;
- формирование задач на определенный период;
- подбор методик, для работы с ребенком;
- подбор специалистов для реализации программы;
- консультирование семьи и работающих с ребенком специалистов;
- разработка и утверждение плана действий на определенный период;
- промежуточная коррекция программы.
Единой методики построения программы реабилитации и развития не существует, так как статус ОВЗ включает в себя заболевания разных типов. Программа должна учесть медицинскую реабилитацию, психологическую помощь, развитие и социализацию ребенка.
Разработка и выполнение программы делится на несколько этапов
Обязательные этапы разработки и прохождения реабилитационной программы для подростка с ОВЗ
Этап | Что делают специалисты | Что требуется от семьи подростка |
базовая диагностика | собирают полную информацию о пациенте | пройти медицинскую комиссию;
предоставить характеристики; обязательно пообщаться с психологом |
консилиум | на консилиуме принимается решение о том, какие задачи ставятся перед ребенком педагогами | дожидаться решения |
консультация | профильные специалисты должны предоставить полную информацию по разработанному плану всем, кто будет задействован в его выполнении | все члены семьи иногда с пациентом, иногда без него, должны прислушаться к рекомендациям, посетить консультации и лекции, если это потребуется |
коррекционная работа | все задействованные в плане специалисты, действуют строго по разработанной программе | дети придерживаться поставленных задач;
родители контролируют восприятие ребенка, в случае затруднений обязательно консультируются с профильным специалистом |
промежуточная и окончательная диагностика | проверка прохождения программы, коррекция на промежуточных этапах | даже в случае полноценного освоения поставленных задач, родители обязательно должны приводить пациента на консультации со специалистами |
выдача заключения | по окончанию программы, составляется полный анализ ее прохождения, выдаются рекомендации для разработки и прохождения следующей программы. | полученные рекомендации следует изучить и направить к специалисту занимающимся разработкой следующей индивидуальной программы, если не наступило выздоровление |
Применение ПАВ при работе с подростками с ОВЗ
В подростковый период, ребенок сталкивается с физиологическим взрослением, связанным с изменением гормонального фона. Профильные врачи, а также психологи в это время должны контролировать состояние пациента. В некоторых случаях родителям рекомендуется ПАВ терапия – дополнительный прием препаратов, моделирующих психику подростка.
Если врачи считают такое воздействие целесообразным, нельзя от него отказываться, но при этом надо убедиться в том, что оно действительно нужно. Для этого стоит проконсультироваться у нескольких специалистов данного направления. Всегда надо помнить о том, что окончательное решение о приеме препаратов, виде лечения и прохождению программ до совершеннолетия принимают родители. Специалисты могут только рекомендовать их.
Работа педагога с ребенком с ОВЗ
Задачи педагогов, в подростковом периоде, не только повышение уровня знаний. В подростковом периоде, каждому ребенку они обязаны помочь определиться в жизненными приоритетами. Мотивировать к саморазвитию и помочь с профориентацией, чтобы в дальнейшем направить развитие и сознание подростка в нужную сторону. Кроме того, он должен регулировать его восприятие и отношения с окружающими его одноклассниками, так как правильный психологический фон – половина успеха.
Статья в тему: Работа с родителями детей с ОВЗ
План реабилитации, развития и образования должен разрабатываться комплексно
План развития детей с ОВЗ в любом возрасте должен составляться комплексно с учетом множества факторов. Только таким образом можно будет добиться гармоничной реабилитации. Он должен учитывать множество факторов, которые смогут сбалансировать в плане только несколько профильных специалистов, которые соединят воедино:
- терапию для лечения или поддержки при хроническом заболевании;
- образовательную программу для интеллектуального развития;
- психологическую программу для социальной и психологической адаптации.
При его создании и реализации задействуется множество людей, которые помогают семье и пациенту, правильно использовать время до окончания учебного заведения и достойно войти во взрослую жизнь.
Как часто составляется план реабилитации и кем?
План для подростка ОВЗ обычно составляется на год. По истечению срока ребенок снова проходит комиссию, и специалисты корректируют план, в соответствии с тем насколько хорошо ему удается его освоить и каких успехов он добился.