Работа с родителями детей с ОВЗ

2
дети с овз

Дети с ограниченными возможностями здоровья особенные…

…для них продумано множество видов помощи, методик социализации и коммуникации. Но в этой проблеме есть еще участники, если им не уделить достаточно внимания, они могут все старания посторонних людей свести на «нет», это родители. Очень часто самые близкие люди оказывают на детей больше влияния, чем все остальные, поэтому их психологическое состояние не должно наносить вред собственному ребенку.

Проблемы семей живущих с ребенком с ОВЗ

Неполноценность врожденная или приобретенная это удар по психологическому состоянию семьи. Практически всегда эта проблема воспринимается как горе и выбивает землю из-под ног.

Проблем, у родителей детей с ОВЗ, множество:

  • сложности в воспитании;
  • финансовая нагрузка;
  • социальное восприятие;
  • психологическое давление;
  • проблемы внутри семьи;
  • нехватка времени.

Родителю сложно держать себя в руках и заниматься своим ребенком. Поэтому в задачи окружающих поддержать его насколько это возможно.

Кроме того, есть те люди, в чьи обязанности это входит – учителя, дирекция школы, социальные работники. Они обязаны следить за тем, чтобы не только ученик, но и его родитель имел адекватное психологическое состояние. Иначе, моральное давление может нарушить психологическое развитие человека с особыми потребностями и сделать неприспособленным к жизни в социуме.

дети с овз

Реагирование родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Изначально реагирование родителей в такой ситуации не может быть адекватным, со временем приходит осознание и понимание, если они смогут это принять. Человеку всегда требуется помощь со стороны, чтобы правильно воспринимать эту ситуацию, особенно если он никогда с таким не сталкивался. Реагирование бывает нескольких типов:

  • психологическое – человек психологически замыкается в себе и проблеме;
  • социальное – родитель начинает вести себя неадекватно в социуме;
  • соматическое – как реакция на ситуацию начинается серьезное психическое нарушение.

Задача окружающих увидеть начало проблемы и купировать ее на начальных стадиях, так как чем глубже человек окунается в депрессию, тем больше вреда он наносит не только себе, но и своему ребенку. В некоторых случаях он может остановиться на определенной стадии, а в некоторых деградировать и до третьей.

Статья в темуОбучение младших школьников с ОВЗ

Стратегии поведения, сигнализирующие о психологических отклонениях

Существует несколько неправильных стратегий поведения, в результате которых родитель начинает оказывать негативное влияние на своего ребенка, который и так имеет тяжелое заболевание:

Стратегии поведения

Стратегия Проявление Пример
Гиперопека родитель пытается излишне опекать своего ребенка, не давая ему ничего делать самостоятельно и максимально оберегая его от окружения, даже в тех случаях, когда это не требуется не разрешает ребенку гулять и играть самостоятельно, в достаточно взрослом возрасте;

запрещает полностью общаться с окружающими, так как они могут нанести ему вред;

запрещает делать самостоятельно домашние дела, так как он может пораниться или сделать ошибку

Сотрудничество нет адекватного разделения ролей между ребенком и его родителем, в большей степени они все делают вместе, но и ответственность в понимании родителя также несут вместе выдача «взрослых» заданий, не соответствующих возрасту;

«непонимание» возрастных особенностей;

ожидание взрослого понимания в нетипичных ситуациях

Репрессия достижение целей в воспитании методом применения силы и давления физическое наказание;

требование излишней дисциплины;

психологическое давление;

Гипопротекция холодное отношение, проявляемое отсутствием эмоционального единения с ребенком безразличие к потребностям;

нежелание совместного времяпрепровождения

Депрессия излишнее депрессивное восприятие ситуации, которое не дает адекватно общаться с ребенком постоянное негативное отношение к ситуации;

плохое настроение, неконтролируемый плач или замыкание в себе.

Все эти стратегии поведения требуют вмешательства извне, учитель и окружение должны их видеть и реагировать на них. В зависимости от сложности проявления, обычно помогает общение, отвлечение, чтение специально направленной литературы. Психологическое сопровождение предоставляют специальные мероприятия объединяющие людей со сходными проблемами.

Общение школы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Учитель обязан поддерживать постоянную связь с семьей ученика. Целесообразно будет предложить им дополнительное обучение на тренингах или консультациях, так как ученики с ОВЗ обычно должны подкреплять изученный материал и дома.

Оптимальным будет организация совместных с родителями и детьми мероприятий, привлечение к выполнению общих заданий, для того чтобы развивать взаимодействие между родными людьми. В случае тяжелой психологической ситуации должны быть рекомендованы общение с психологом и другими специалистами. Весь процесс нахождения ребенка в школе, сопровождается помощью родителю, обучением, поддержкой и просвещением.

При разработке программы обучения, составляется и план работы с родителями, заполняются анкеты, проводятся рекомендательные консультации, определяется изначальное психологическое состояние.

дети с овз

На какую помощь можно рассчитывать?

Понимание существующей проблемы – уже победа, существует масса организаций готовых помочь в такой ситуации. Они проводят тренинги, конференции, объединяя людей, у чьих детей похожие диагнозы. Семье оказывается моральная, материальная и психологическая помощь. Главное, это осознать проблему и не пытаться ее переживать самостоятельно. Если человек не может этого сделать ему потребуется помощь от окружающих – родственников, друзей, учителей или просто знакомых.

Статья в темуПрограмма по математике для детей с ОВЗ

Основная помощь – общение и обсуждение

Психологическое восприятие родителя напрямую влияет на ребенка, поэтому он требует настолько сильной поддержки со стороны. Если мама грустная и подавленная, никто в семье не будет счастлив, кроме того, подавленность может привести к развитию неправильной стратегии поведения.

Главная помощь – общение, обсуждение проблемы, помощь в том, чтобы человек мог увидеть механизмы решения и осознания ситуации. Часто человек замыкается в себе и не знает, как найти выход.

Таким людям предлагается от общества много видов поддержки:

  • тренинги;
  • консультации;
  • психологическая помощь;
  • клубы;
  • семейные мероприятия;
  • мастер классы;
  • множество форумов в сети;
  • созданы ассоциации родителей с аналогичными проблемами.

Обычно в такой ситуации просто не хватает толчка в нужном направлении, который может дать только социум.

2 комментария для “Работа с родителями детей с ОВЗ

  1. Добрый день, нам пришлось временно перейти на домашнее обучение, из-за обострения заболевания. Могу ли я просить у школы помощь и консультации для домашнего дистанционного обучения ребенка?

    1. Помощь в такой ситуации входит в обязанность администрации школы, если они не предлагают ее самостоятельно. Стоит обратиться к преподавателю, он поможет и все объяснит.

Добавить комментарий