Салехардские мамы особенных детей: аутизм не приговор

2
аутизм не приговор

Никита Хозяинов (ученик третьего класса из Салехарда) с напряжением и недоверием…

…идет за руку с мамой Анастасией Сергеевной в детский сад для встречи со своими бывшими воспитателями. Каких-то 3 года назад эту дорогу он знал как свои пять пальцев, а сегодня неуверенно делает каждый шаг – забыл. В детском саду для «детей дождя» была создана особенная группа «Капелька», где поддерживают и занимаются детьми с аутистическими расстройствами.

аутизм у детей

И родители, и педагоги группы «Капелька» работают в одном тандеме. Сегодня группа состоит из 6 детей с особенностями развития, и 5 уже в этом месяце отпразднуют свой первый выпускной, и их ждет школьная жизнь.

Именно для того чтобы мам этих деток настроить положительно перед новым этапом в их жизни и жизни их крох, воспитатели организовали «встречу выпускников», где в живой беседе с детьми и родителями можно узнать личные истории преодоления всех социальных барьеров и преград, которые ожидают в школе.

Статьи в темуИнклюзивное образование детей условия и реализация

Не было реакции на собственное имя

Никита стал первым выпускником адаптированной группы «Капелька», да и первый ребенок в своей семье. Молодые родители с нетерпением ждали рождения своего первенца.

Мама, Анастасия Сергеевна, рассказывает:

«До года я не видела никаких отклонений в развитии, у меня было стойкое ощущение, что все идет как надо, и сын ничем не отличается от сверстников. Уже после года мы начали замечать явный откат. Первое, что нас насторожило, это полное игнорирование собственного имени.

аутизм у детей не приговор

Потом с каждым днем подозрения только усиливались. Он перестал обращать внимание на незнакомых вокруг людей. Пришла моя подруга, а он даже ее не заметил. Вел себя так, как будто в квартире кроме него вообще никого нет. В то время я еще не имела никакого понятия о таком заболевании, как аутизм, и даже представить не могла, что это коснется именно нашей семьи.

Уже в двухлетнем возрасте у нас в медицинской карте появился диагноз «Расстройство аутистического спектра». И тут чувство полного ступора, что же делать дальше. Ведь на тот момент в столице даже не было специализированных групп для развития детей с РАС.

Я понимала, что наш ребенок особенный, но таких деток нельзя запирать за четырьмя стенами квартиры или дома, им необходимо общение.

В 2011 году я и еще группа родителей детей с аутизмом обратились с просьбой к губернатору создать на базе любого детского сада специализированную группу. Губернатор нашу просьбу не проигнорировал, и уже в 2013 году начала работать группа «Капелька».

Сегодня это не просто группа, там работает целая сплоченная команда, которая состоит из дефектолога, логопеда, воспитателя и психолога. Они адаптируют и организовывают наших детей. Малыши становятся более свободными в обществе, учатся выражать свои мысли вербально, а некоторые даже словесно.

аутизм у детей

Я очень надеялась, что Никита скажет первое слово, мы посещали разные города для прохождения реабилитаций и тренингов: Москва, Тюмень, Санкт-Петербург, Самара. Мы прошли всевозможные обследования: и МРТ, и анализ волос на микроэлементы, и дефектологов, психологов и т.д., но даже на миллиметр мы не приблизились к пониманию того, почему у Никиты развился аутизм и почему полностью отсутствует речевой навык.

Первые положительные сдвиги мы начали наблюдать после систематических занятий с педагогом.

У многих появляется вопрос, как же обучать ребенка, который не может разговаривать? Обычно это индивидуальное обучение, и я стою за дверью класса, пока длится занятие.

Никиту обучают с помощью карточек, и он уже умеет их сопоставлять с педагогами. Одной из основных сложностей обучения нашего сына является гиперактивность. Он не может высидеть полностью урок, он встает и ходит. Педагоги данную особенность поняли и приняли».

shutterstock_271707572

Перемены и звонки

Третьеклассник Богдан заговорил в детском саду. Да, словарный запас у него небольшой по сравнению со своими сверстниками, но он умеет выражать свои просьбы и желания.

Мама, Елена Александровна, рассказала, что им было очень сложно преодолевать первый класс:

«В группе педагоги подготовили Богдана к школе отлично. Он умел сидеть за партой, соотносить предметы, делать сравнения, держать ручку, выполнять задания педагогов, но первая четверть для нас была очень тяжелой. Мы плакали вдвоем, так как страх был у обоих, и именно перемен: много детей, несущихся коридорами, крики, звонки – все это сына погружало в чувство паники. Мне часто хотелось бросить эту затею и закрыть ребенка дома, подальше от этой толпы. Но до второй четверти мы добрались, и я заметила, что Богдану в школе интересно. Он начал также радоваться переменам, он носился с другими детьми по коридору. Он привык к школьному ритму. Теперь про индивидуальное домашнее обучение я даже не думаю, так как это полное перечеркивание всех наших усилий и успехов».

Да, сын не заводит друзей, он не может так плотно с ними общаться, зато он виртуозно овладел гаджетами, он со всей техникой на «ты», и это уже некий просвет в его будущем.

Статьи в темуКто ставит диагноз аутизм и как диагностируется

Принимать, понимать и безгранично любить

Семилетнего Матвея Губского в школу мама отдавать не торопится:

«Сын обладает хорошо развитой памятью и логикой, у него есть фразовая речь, может выучить и рассказать стих. Но этих всех достижений недостаточно, чтобы посещать школу, и я хочу обратиться к психолого-педагогической комиссии, чтобы оставить в детском саду сына еще на один год».

В период встречи мальчик был в плохом настроении, он был раздражительным и капризным. Тем более он две недели был на больничном и успел привыкнуть к тишине и спокойствию без окружающего общества. Поэтому он все время плакал и просился домой.

аутизм у детей

Мама журналистам спокойно рассказывает реакции Матвея, так как она глубоко изучила всю литературу, которая есть по детскому аутизму, и понимает и состояние своего ребенка, и как на это необходимо реагировать.

И еще Татьяна Губская выразила свое беспокойство тем, что общество не готово принимать таких детей. Окружающие расценивают поведение аутистов, как невоспитанность и распущенность, осуждая их каждое действие, и нас как родителей. «Я хочу донести всем, что это просто особенности поведения, с которыми дети также учатся сосуществовать. Именно с этой целью я создала группу в социальной сети ВК «Апрельские капельки».

Нужно помнить, что все детки разные, но все они заслуживают на полноценную жизнь и прием в обществе. Будьте добрее к окружающим. А родителям хочется пожелать силы и настойчивости, ведь вы опора и надежда для ваших крох.

2 комментария для “Салехардские мамы особенных детей: аутизм не приговор

Добавить комментарий