Синдром аспергера и избирательный мутизм что это

0

Синдром аспергера и избирательный мутизм что это

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера — это высокофункциональная форма аутизма, нарушение психического развития, при котором человека всю жизнь сопровождают трудности в социальной коммуникации, социальном взаимодействии и воображении. По статистике, данному расстройству подвержено менее 1% населения планеты.
Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, как называть этот симптомокомплекс: расстройством аутистического спектра, синдромом или особенностью функционирования мозга.
В отличие от «классического» аутизма или синдрома Каннера, который обычно сопровождается умственной отсталостью, при синдроме Аспергера интеллект сохраняется на высоком уровне, но среди всех пациентов, у кого было диагностировано расстройство аутистического спектра, людей с синдромом Аспергера крайне мало.
Австрийский педиатр и психиатр Ганс Аспергер — первопроходец в изучении аутизма, серьезно занимавшийся наблюдением за детьми с расстройствами социального общения и адаптации, называл это состояние синдромом аутистической психопатии. В честь него английский психиатр Лорна Уинг предложила термин «Синдром Аспергера». Безусловно, вклад Аспергера в изучение аутизма велик, но методы исследований доктора вызывают много споров. Книга Эдит Шеффер «Дети Аспергера» и другие исторические расследования приоткрывают тайну о нацистском прошлом детского психиатра. Сообщества врачей-психиатров из разных стран призывают отменить этот термин, но многие больные называют себя «аспи». Как к этому относиться, — каждый решает сам.

Симптомы и признаки синдрома Аспергера

Синдром Аспергера является врожденной «скрытой дисфункцией», и по внешнему виду определить его наличие крайне затруднительно.
Люди, страдающие данным расстройством, обладают высоким или выше среднего интеллектом. Им свойственна особенная манера вербального общения: речь развитая, беглая, но им трудно поддерживать беседу. Они воспринимают речь другого человека в буквальном смысле: не понимают шутки, метафоры, сарказм, иронию, испытывают затруднения в интерпретации невербальных знаков. Интонация, мимика, жесты, выраженные другими людьми, трудны для понимания и не несут смысловой нагрузки для страдающего синдромом Аспергера, а сам он их практически не использует, к тому же, избегает зрительного контакта. Непонимание этикета, правил поведения, законов общежития социального окружения создают сложности в общении.
Нарушения обработки сенсорной информации, которые проявляются повышенной чувствительностью к звукам, освещению, прикосновениям, приводят иногда к агрессивным или подавленным состояниям.
Сконцентрированность на одной теме разговора или хобби, несвойственном обычным людям, возможность легко выполнять монотонную работу, навязчивое внимание к определенному человеку тоже указывают на неординарность личности.
Структурирование деятельности, строгое следование плану можно назвать особенностью, помогающей людям с синдромом Аспергера в достижении целей и приобретении профессиональных навыков. Однако при обстоятельствах, связанных с изменением привычного ритма жизни или переноса запланированных ими событий, психика больного подвергается серьезному испытанию, иногда приводя к срыву.
Неумение договариваться, дружить, неконтролируемые эмоции, неспособность к сопереживанию, эмпатии тоже являются признаками синдрома.

Семантико-прагматическое нарушение речи при синдроме Аспергера

Важнейшим для человека средством коммуникации является осознанная речь, высший уровень которой – семантика, – является продолжением развивающего мышления. На этом уровне человеческий мозг представляет окружающие его образы и понятия в форме речевых конструкций, устанавливая отношения между объектами и описывающими их словами.
Семантико-прагматическое расстройство речи, часто сопутствующее синдрому Аспергера в детстве, можно обозначить как «отсутствие отношений». Вербальное общение в таком случае не эффективно, поскольку беглая речь ребенка характеризуется нарушением понимания, не относится к собеседнику и не обладает коммуникативной функцией. Ребенок разговаривает сам с собой, говорит о себе в третьем лице, а при непонимании смысла слов собеседника использует эхолалию (повторение речевых конструкций другого человека).

Синдром Аспергера у детей

Мнения специалистов расходятся: одни считают синдром обособленным заболеванием, другие относят его к легкой форме аутизма. Синдром Аспергера диагностируется с 4 до 11 лет.
По внешнему виду очень трудно определить у ребенка какое-либо заболевание психики, но при тесном контакте и наблюдении начинают проявляться особенности:

  • достаточно высокий интеллектуальный уровень развития ребенка;
  • нормальные навыки внятной речи, в которой коммуникативный смысл отсутствует;
  • неспособность играть в ролевые игры, предпочтение логическим занятиям, требующим последовательности и системности;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • повышенная сенсорная чувствительность (раздражающие звуки, обостренное осязание, обоняние, вкус);
  • нарушение координации движений — неуклюжесть, неловкость при ходьбе и выполнении действий, требующих ловкости (плавание, езда на велосипеде) и возникающие трудности в развитии мелкой моторики (раскрашивание, письмо, вырезание ножницами);
  • стереотипное поведение, проявляющееся в часто повторяющихся движениях и действиях, зацикленности на определенном виде занятий;
  • трудности коммуникации и социального взаимодействия со сверстниками, приводящие к одиночеству или насмешкам со стороны других детей.

Исследования подтверждают, что у большинства детей с синдромом Аспергера, с которыми с раннего возраста занимались родители, психологи, врачи, обучая социальному взаимодействию, умению вести диалог, поддерживать и развивать отношения с окружающими людьми, наблюдается значительное улучшение состояния в раннем школьном и подростковом возрасте.

Синдром Аспергера у взрослых

Причины возникновения синдрома Аспергера не ясны, но ученые склоняются к генетической предрасположенности по отцовской линии, утверждая, что 80% страдающих — мальчики.
С течением времени симптомы сглаживаются, и расстройство у взрослых становится менее выраженным, чем в детстве. Им свойственны педантичность, самодостаточность, ответственность, высокая работоспособность, целеустремленность, сосредоточенность на деталях. Знания в интересующей их области глубоки и структурированы, а результаты труда достойны восхищения.
Специалисты подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, обладавшие в детстве высокими способностями к планированию и выполнению сложных заданий, легче адаптировались к социальной среде, налаживали отношения с окружающими, получали профессиональные навыки и создавали семью.

Известные личности с синдромом Аспергера

Синдром Аспергера (иногда это состояние называют формой высокофункционального аутизма) — пожизненная дисфункция личности, отражающая необычность восприятия мира и отношения к людям, уникальность способа обработки информации.
Из воспоминаний близких известно, что А. Моцарт, А. Эйнштейн, И. Ньютон, А. Линкольн, Л. Бетховен, Ч. Дарвин имели странности характера, которые сейчас можно было бы отнести к признакам синдрома Аспергера.
Множество одаренных людей, страдающих синдромом Аспергера, стали известными деятелями науки, искусства, спорта и внесли огромный вклад в дело развития общества.
Стивен Спилберг стал прекрасным кинорежиссером, Бобби Фишер — чемпионом мира по шахматам, Майкл Фелпс — известнейшим спортсменом, Дэн Эйкройд — знаменитым актером, Гленн Гулд — пианистом-виртуозом своего времени, Вернон Смит— Нобелевским лауреатом в области экономики. Относят к этой плеяде и Билла Гейтса. Список известных людей с синдромом Аспергера не закончен. Представители различных профессий достигли недосягаемых высот благодаря тому, что приспособились к жизни в обществе, научились использовать свои особенности психики для достижения цели и управлять ими.

Синдром Аспергера у детей

Еще в далеком 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер опубликовал диссертацию, в которой описал четырех мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет. Он заметил, что у всех четверых наблюдаются довольно специфические симптомы:

  • снижение сопереживания эмоциям другого человека;
  • неспособность устанавливать зрительный контакт;
  • недостаточное понимание жестов;
  • физическая неловкость.

Он назвал такое состояние “аутистическим расстройством личности в детском возрасте”.

По ряду причин, в том числе и ввиду разгара военных действий, мировая научная общественность обратила пристальное внимание на его работу только в 80-е годы. Появившийся именно тогда термин “синдром Аспергера” был признан специалистами всего мира. Научные изыскания, цель которых найти ответы на вопросы, связанные с обнаружением причин возникновения, разработкой диагностических критериев и коррекцией проявлений этого состояния, продолжаются до настоящего времени.

На текущий момент Всемирная Организация Здравоохранения относит синдром Аспергера у детей к расстройствам аутистического спектра. Синдром Аспергера – это особое изменение психологического развития, при котором нарушается взаимодействие и общение с другими людьми, но сохраняются функции интеллекта и речи.

Синдром Аспергера у детей: причины и симптомы

К сожалению, причина его появления до сих пор остается неизвестной. Ряд исследований видят связь Синдрома Аспергера с генетической историей семьи и предполагает возможность генетических поломок, однако до сих пор не выделено ни одного конкретного гена, вызывающего этот синдром.

Синдром Аспергера считается врожденным состоянием, но в раннем возрасте его проявления малоспецифичны, т.е. могут встречаться и при других нарушениях, в т.ч. не психического характера. Родители могут обращать внимание на чрезмерное спокойствие ребенка (“идеальный младенец”) или, наоборот, возбудимость, отмечать проблемы со сном и выборочный аппетит.

С самого начала своей жизни дети с синдромом Аспергера могут негативно реагировать на прикосновения других людей, не устанавливать зрительного контакта (“смотрят на человека, как будто он предмет мебели”).

Причина появления синдрома Аспергера у детей до сих пор остается неизвестной

По мере социализации, с началом посещения детского сада или школы, признаки Синдрома Аспергера становятся более заметными.

В дошкольных учреждениях такие ребята испытывают трудности привыкания, крайне неохотно расстаются с родителями, держатся в стороне от других малышей, играют одни, обнаруживая в играх проявления стереотипий (выстраивают предметы в ряды, по-особому их складывают, выравнивают).

Часто детям с Синдромом Аспергера присущи необычные, несвойственные возрасту страхи, а также чрезмерная педантичность, склонность к соблюдению определенного порядка действий, изменение которого способно вызвать сильное беспокойство. К примеру, если малыш имеет привычку ходить на детскую площадку одним и тем же маршрутом, попытка мамы поменять дорогу может спровоцировать бурную “истерику”.

Синдром Аспергера у детей: речь, интеллект, моторика

В интеллектуальном и речевом развитии такой ребенок, как правило, опережает сверстников. Часто речь дошколят с Синдром Аспергера довольно своеобразна. Они имеют богатый словарный запас и используют сложные, неприсущие возрасту словесные обороты и грамматические конструкции.

При этом отличает их в первую очередь слабость коммуникативной функции речи: однообразие интонации, чрезмерно высокая или низкая тональность, ускоренный или замедленный темп, отсутствие направленности на собеседника (“говорят для себя”, “разговаривают не с людьми, а среди людей”).

Бросается в глаза несформированность мелкой моторики: неловкость при застегивании пуговиц, молний, шнурков, плохой почерк, неуклюжесть походки и движений. Могут присутствовать и стереотипные, повторяющиеся движения, например, взмахи руками, поворот головы, движения всем телом.

Нередко такие дети еще дошкольниками проявляют стойкий интерес к каким-либо узким областям знаний, что в дальнейшем может лечь в основу профессии. Они демонстрируют склонность к систематизации и высокую внимательность к мелким, второстепенным деталям.

С началом школьного обучения отличие ребенка с синдромом Аспергера от нейротипичных детей становится все более видимым. Главное, что мешает его адаптации в школьных условиях – расстройство социального поведения. Он плохо понимает эмоции и чувства других (“слепота к чужому разуму”). Ему недоступно значение жестов и мимики. Он не понимает юмора, двусмысленных высказываний, не различает тонкостей и подтекстов межличностных взаимоотношений. Часто кажущийся странным, эксцентричным, “бестактным”, “грубым и бесчувственным”, этот ребенок стремится к дружескому взаимодействию и страдает от непонимания со стороны окружающих, а в ряде случаев становится жертвой травли со стороны других учеников.

Расстройства поведения, такие как агрессивность, нехарактерны для детей с Синдромом Аспергера. Однако некоторые дети могут проявлять поведенческие реакции, которые окружающие могут воспринимать, как не совсем адекватные.

Остро переживая свою непохожесть на других, дети и подростки с Синдромом Аспергера могут обнаруживать ряд депрессивных и тревожных расстройств, различные формы суицидального поведения, что требует от семьи немедленного обращения за медицинской и психологической помощью.

Диагностика и лечение

Диагноз синдрома Аспергера обычно ставится ребенку в возрасте 6-11 лет врачом-психиатром после комплексного обследования, обязательно включающего в себя сбор анамнестических сведений (т.е. истории жизни и развития ребенка), патопсихологическое исследование, уточнение уровня интеллекта.

Специфического лечения проявлений синдрома Аспергера не существует, однако в рамках повышения уровня социальной адаптации активно используются различные психотерапевтические средства: социальные тренинги, когнитивно-поведенческая и семейная терапия. Медикаментозное лечение применяется исключительно по рекомендации врача-психиатра для устранения расстройств настроения (депрессия, тревога), а также выраженных поведенческих нарушений, таких как двигательная расторможенность, импульсивность, агрессивные проявления. Под тщательным контролем врача могут быть назначены антидепрессанты, противотревожные средства или нейролептики.

Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера могут обучаться в обычных классах

Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера могут обучаться в обычных классах. В ряде случаев, ввиду неспособности преодоления социальных и поведенческих трудностей, необходимо создание специальных образовательных условий. Это может быть посещение класса с небольшим количеством учащихся или предоставление тьютора (наставника).

В целом прогноз, как правило, благоприятный. С возрастом у ребенка постепенно формируются функции адаптивного поведения, отличия от нейротипичных сверстников становятся менее заметными.

Большинство взрослых с данным расстройством, несмотря на сохраняющиеся особенности социального и коммуникативного взаимодействия, могут жить самостоятельно, работать и создавать собственные семьи.

Кондратьева Римма, врач-психиатр Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ

Синдром Аспергера: взгляд снаружи и изнутри

”Аспергеры по сути обречены на жизнь в одиночестве. И тут каждый должен найти свой собственный путь”

После трагического эпизода расстрела детей в начальной школе в Нью-Тауне (шт. Коннектикут) в декабре 2012 года в СМИ прокатилась волна интереса к синдрому Аспергера. Напомним, что учинивший стрельбу Адам Ланца был то ли аутистом, то ли ”аспергером” – это помимо возможного личностного или тревожного расстройства (например, ОКР).

Тогда же американские национальные ассоциации, связанные с проблемой аутизма, предупредили против необоснованных спекуляций о связи насилия с аутизмом /синдромом Аспергера. ”Не существует абсолютно никаких доказательств или надежных данных научных исследований, свидетельствующих о связи аутизма с заранее спланированным насилием,” – говорится в заявлении Общества аутизма. ”Предположение о наличии такой связи означает прямой вред более чем 1,5 млн. законопослушных и не склонных к насилию, замечательных людей, живущих с аутизмом”.

Что это за синдром, каковы его особенности и отличия от других расстройств

Как сообщает информация с голландского медицинского сайта, диагноз ”синдром Аспергера” используется в стране с 1994 года. В американской классификации DSM он был выделен как самостоятельное расстройство в рубрике ”расстройств аутистического спектра”. Самым известным расстройством этой рубрики является аутистическое расстройство, но при этом у всех расстройств рубрики очень похожие симптомы, и они доставляют пациентам разнообразные социальные проблемы.

Так, для людей с синдромом Аспергера характерны трудности с коммуникацией и соблюдением социальных правил. У них также часто сужена сфера интересов, хотя есть несколько тем, которые действительно ”процветают”. У них отмечается стереотипное поведение. В отличие от людей с классическим аутизмом, у них нет отставания в речевом развитии, и они могут быть интеллектуально как нормальными, так и высокоодаренными.

Ганс Аспергер

Первым описал этот синдром венский педиатр Ганс Аспергер. Это произошло в 1944 году. Тогда Аспергер выделил группу детей, у которых были сильно выражены следующие особенности:

– заметные трудности в установлении и поддержании социальных контактов и дружеских отношений;

– им трудно смотреть в глаза собеседнику;

– трудности в отношении эмоций (например, они не могут понять, шутит человек или говорит серьезно);

– дефицит эмпатии (способности к сопереживанию);

– им трудно понимать социальные правила и невербальную коммуникацию;

– у них монотонный голос и отсутствие эмоций на лице;

– отгороженность от внешнего мира;

– способность полностью погрузиться в определенные темы и интересы, которые часто подразделяются на группы (напр. птицы, поезда, растения);

– ”скованная” моторика и проблемы с координацией;

– повышенная чувствительность к звукам, запахам или касаниям.

Из-за сильного сходства с аутизмом синдром Аспергера долго не признавали отдельным психиатрическим расстройством. Раньше таким пациентам ставили диагноз аутизма, неуточненного общего расстройства развития, или вообще ничего. Дальнейшие исследования привели к включению в синдром Аспергера ряда положительных особенностей:

– способность видеть детали;

– хорошая, подчас исключительная память;

– энциклопедические знания по отдельным предметам;

Детский возраст

Трудности в связи с синдромом Аспергера ребенок начинает испытывать уже в дошкольном возрасте – в детском садике ему трудно следовать инструкциям воспитателя, и такие дети отличаются от других детей иным выражением лица, походкой и речью.

Больше всего у них в этом возрасте проблем с соблюдением установленных правил. Кроме того, в этом возрасте проявляются их трудности в способности поставить себя на место другого или оценить последствия свои действий. Они испытывают очень большие сложности с социальными контактами, и им очень трудно попросить о помощи.

В пубертате, когда социальная жизнь выходит на первый план, подростки с синдромом Аспергера из общения выпадают. Они не понимают форм социального общения, и у них практически нет общих интересов со сверстниками. Кроме того, они такие перфекционисты в отношении всего, чем занимаются, что они все делают много медленнее, чем другие, и не принимают критику других.

Взрослый возраст

К взрослому возрасту характеристики этого синдрома достигают такого уровня развития, что люди с синдромом Аспергера нередко предпочитают жить в одиночестве. Социальная коммуникация все еще остается для них большой проблемой, и любая необходимость отойти от существующего паттерна поведения вызывает у них стресс. У них также усиливается склонность уходить с головой в определенные предметы или хобби. Взрослым нередко оказывается трудно выразить свое отношение, и у них сохраняется необычность в речи и моторике. В отличие от людей с аутизмом, люди с синдромом Аспергера могут проживать самостоятельно – с сопровождением или без него.

Фактор наследственности

Причина синдрома Аспергера неизвестна, но есть уверенность, что это наследственно обусловленное расстройство. Излечению не поддается. При этом позитивный эффект может дать хорошее сопровождение, потому что и сам человек, и его близкие учатся сосуществовать с определенными особенностями. Кроме того, некоторые формы терапии позволяют улучшить навыки поведения и коммуникации.

Известные личности с синдромом Аспергера

Среди известных в истории личностей ретроспективно оцениваются как ”аспергеры”: ученые Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон, основатель США Бенджамин Франклин, завоеватель Европы Наполеон Бонапарт, правительница Египта Клеопатра, художник и изобретатель Леонардо да Винчи, композитор Людвиг ван Бетховен, музыкант Элвис Пресли, основатель ”Майкрософт” Билл Гейтс и актриса Мерилин Монро.

В новой версии американской классификации психических расстройств DSM-5, опубликованной в мае 2013, синдром Аспергера прекратил свое существование как отдельная диагностическая единица и оказался поглощен, наравне с диагнозами аутизма, детского дезинтегративного расстройства и неуточненного общего расстройства развития, диагнозом ”расстройства аутистического спектра”.

Агрессия и насилие

Агрессия и насилие в популяции людей с расстройствами аутистического спектра носят реактивный характер, а не заранее спланированный и предумышленный. Например, дети с аутизмом могут прибегнуть к насилию, если они заболели, или фрустрированы, или они не в состоянии передать, как себя чувствуют.

Взгляд изнутри

Йорис ван Хаустее – человек с синдромом Аспергера. С высоким уровнем функционирования – таких еще называют высокоодаренными. Он рассказал в газете De Volkskrant, что значит быть ”аспергером”:

”Аспергеры по сути обречены на жизнь в одиночестве. И тут каждый должен найти свой собственный путь. Это продолжительный процесс. Процент самоубийств среди людей с Аспергером выше среднего в популяции. Аспергеры, и я в том числе, не могут ”высказаться” – в том смысле, что у них нет прямого эмоционального контакта с другими.

”И это не потому, что не хочется, а потому, что от природы не дано. Некоторые считают, что кто-то специально демонстрирует неспособность к контакту. Соответственно, с их точки зрения, надо подкрутить кое-что отверткой, и объект развернется к внешнему миру и начнет вести ”взрослую” жизнь. Но не получается, и тогда возникает неприязнь к ”аспергерам”.

”Многих аспергеров дразнят и подначивают. К этому надо быть готовым и по возможности стараться уйти из таких ситуаций. Хотя это легче сказать, чем сделать. Далеко не каждый человек осмелится выглянуть из ракушки, в которую он оказывается загнан насмешками и дурными шутками сверстников. Чувство ”загнанности” может породить желание отомстить всему человечеству.

”Аспергеры любят навязчивости. Как и психопатам, им не хватает эмпатии. Их коммуникация основывается на социальном интеллекте. Если на него слишком нажимать, то можно дойти до самоубийства.

”С моей точки зрения, диагноз ”аспергера” не является индульгенцией для замкнутости в своем внутреннем мире. Надо пытаться развить в себе экстраверсию, синдром Аспергера должен обрести характер процесса и обернуться позитивным развитием.

”Беременным женщинам при недостаточности родовой деятельности могут ввести препарат окситоцин. Это гормон, стимулирующий схватки. Но у этого препарата есть и другой эффект: у аутистов он наращивает социальный интеллект – это обнаружили американские ученые. Я заказал этот препарат по интернету, и мои социальные эмоции потеплели, я стал их лучше осознавать, и в моем расстройстве появились признаки изменений.

”Аспергеры, совершающие нападения на других, – это люди с застопорившимся социальным сознанием. Они ”слишком туго закручены”. Отчасти это вина других людей, отчасти – их собственная. Но свою собственную роль в этом они не видят. И в этом они похожи на психопатов.

”Я думаю, что ”аспергеры” – люди миролюбивые, которые не столько агрессивны, сколько наивны. И их наивностью легко воспользоваться со злым умыслом. И такое происходит. Что опять-таки может вызвать желание рассчитаться. А причина в том, что синдром делает аспергеров уязвимыми в силу дефицита в области коммуникации.

”Мне диагноз синдрома Аспергера поставили довольно поздно. Может быть, оно и лучшему – потому что я дольше прикладывал усилия, чтобы быть принятым окружающими. Я наблюдал, как ведут себя другие люди, и копировал их действия. При этом я искренне считал, что именно так все взрослые и живут.

”Я думаю в соответствии ”с линиями коммуникации”. Я делаю выводы на основании деталей. Я все воспринимаю буквально и серьезно. Это очень тяжело. Это давит на мою систему. У меня появляется чувство, что я вот-вот застряну. Это примерно как у аутистов с очень низким IQ, которые могут впасть в панику и начать бить себя по голове. Я чувствую примерно то же, но страдаю молча.

”Недостаток социальных навыков у аспергеров объясняет плохую статистику по трудовой занятости и устойчивым личным отношениям. Среди людей с синдромом Аспергера оплачиваемую работу имеет 10%, а постоянного партнера – 5%. У меня даже появилась уверенность, что в обществе взрослых все построено на страхе одиночества. Вот этой движущей силы я не знаю. Когда я что-то говорю, это никогда не бывает обусловлено боязнью социальной изоляции.

”Я не вписываюсь в модель социальных ожиданий. В смысле: я делаю то-то, ты реагируешь так-то, и все в порядке. Этот тип действия и реакции у меня не работает.

”Аспергеры любят размеренность и порядок. Это дает мне ощущение покоя. Ежедневно на завтрак, обед и ужин я ем абсолютно то же самое. По утрам я читаю газету ”от корки до корки”. Каждую статью. Мысль о том, что я недостаточно информирован, может стать для меня причиной бессонницы в этот день.

”У меня было множество обсессий… Сейчас мне стало поспокойнее – мне уже 46 лет. Я нашел свой баланс, и сейчас у меня меньше обсессий…”

По материалам:
Niet iedereen met asperger kan en durft het ingesloten gevoel te keren. – De Volkskrant, 21.12.12, p. 28.

Добавить комментарий