Страхи и фобии у детей 7 лет как справиться

Содержание

Детские страхи и как с ними бороться?

Комментарии 0

Мне нравится 2

Детские страхи выражаются в переживаниях, беспокойстве, тревоге. Сопровождаются физическими проявлениями: сердцебиение, сбои в дыхании, судороги в мышцах.

В поведении выражается в попытках уйти от потенциальной опасности (ситуации), повышенной привязанностью к родителям, страх одиночества, темноты.

Возникновение.

Можно подразделить на собственно страхи, фобии, беспокойство, тревожность.

Критическая ситуация может возникнуть один раз и не повторяться, а страхи останутся.

Зависит от возраста ребенка.

Младенец – не понимает причинно-следственную связь, восприятие мира полностью слито с родителями, в большинстве случаев с матерью.

Тревожный тон, мимика, взгляд матери или другого близкого взрослого, возбуждает тревогу у младенца.

Причины страхов.

1. Испуг – основная причина страхов. Предпосылки испуга:

— укусы животных или насекомых

— похороны или другие подобные события

Если общая атмосфера в семье спокойная, уверенная, благожелательная, испуг часто переживается кратковременно и не оставляет следов в психике.

Если в семье имеют место ссоры, особенно громкие, неблагожелательная, тревожная, нервная атмосфера отношений между взрослыми, детский страх может зафиксироваться надолго в памяти.

2. Слишком развитое воображение ребенка. Ночью видит чудовищ, монстров и злодеев, сильно воздействуют мультфильмы, просмотр телепередач, даже чтение книг нужно фильтровать.

3. Семейные ссоры, громкие скандалы, битье посуды (не говоря уж о битье друг друга), нецензурные выражения, ребенок становится нервным, пугливым и капризным.

4. Проблемы в отношениях со сверстниками, учителями, воспитателями, другими окружающими – ребенок замыкается в себе, становится скованным и пугливым.

5. Неврозы. Возникают как накопление страхов, которые не решаются и не находят выхода.

Усугубляются детские страхи по причинам:

1. Родственники ребенка сами очень тревожные, видят все в негативном счете, постоянно ждут неприятностей и катастроф.

2. Родители фокусируют внимание на страхах ребенка, постоянно напоминают о них с насмешкой, обесценивают, пытаются бороться своими методами (выключают свет – спать при свете неправильно).

3. Источник страхов постоянно присутствует рядом. Нужно выяснить причину и убрать ее.

4. Властное и авторитарное, доминирующее воспитание. Система наказаний, без попыток понять ребенка и принять его страх с уважением.

5. Эмоционально холодные родственники. Проявление эмоций не приветствуется, подавляется, нет эмоционального контакта в семье.

6. Недостаток родительского внимания. Необходимы разговоры «по душам», не формальное общение (поел, сделал уроки, иди спать).

7. Отсутствие друзей. Нужно выяснить причину, помочь ребенку разобраться с этой проблемой.

8. Гипер опека как стиль воспитания. Излишнее внимание, но не эмоциональный контакт, так же развивает определенные страхи несамостоятельности, неумения решать жизненные задачи.

9. Семья, где отсутствует отец, фигура защитника отсутствует, мать часто не может заменить в полном объеме функции мужчины, общее ощущение небезопасности и незащищенности перед миром.

Виды синдромов детских страхов.

1. Ночные страхи. Сны-кошмары, могут сопровождаться непроизвольными действиями (разговорами во сне, лунатизмом, судорогами, энурезом). После пробуждения ищет родителей, утром ничего не помнит.

2. Необоснованные переживания. Самый распространенный страх. Боязнь темноты, одиночества, монстров.

3. Навязчивые страхи. Фобии открытого или замкнутого пространства, высоты, самолета и другие.

4. Бредовые переживания. Объекты обычно игрушки, вещи, телефон…

Как проявляются страхи.

Младенец выражает истерическим криком.

— Ходят везде за мамой и папой

— В кроватке прячутся, накрываясь одеялом с головой

— Много плачут без причины или проявляют агрессию

— Рисуют картинки в черных тонах, изображают чудовищ

— Боятся изображения объекта страха

— Нестандартное поведение (грызут ногти, сосут пальцы, одежду, перебирают пуговицы, теребят элементы одежды)

Способы побороть страх.

Разговаривать о причинах страха всегда.

Если тема выявлена, придумывать рассказ, сказку на эту тему, там где сюжет становится негативным, переделывать на позитивный, делать ребенка главным героем сказки, где он все может, добавить фигуру защитника (бетмэн…) который всегда спасет в трудную минуту.

Психология детских страхов по возрастам.

2-3 года.

В этом возрасте страхи ребенка аналогичны маминым стрессам.

Ребенок боится ухода родителей, самостоятельно засыпать в кроватке, резких звуков, незнакомых людей, падений.

Некоторые страхи являются прямой проекцией взрослых.

Плюс может быть испуг или ревность при рождении младшего ребенка.

Не стоит выяснять отношения между собой при ребенке, считая что он ничего не понимает. Ребенок просто чувствует напряжение взрослых, реагирует плачем, особенно при грудном вскармливании следует устранить все стрессы для матери. Переживания передаются буквально с молоком матери.

При рождении второго ребенка максимально переключать внимание старшего ребенка на младшего, разрешать и поощрять внимание и заботу. Максимально быть в контакте со старшим, чтобы он не почувствовал внезапное охлаждение к нему.

Сказки на ночь подбирать без страшилок.

3-5 лет.

Максимальная чувствительность, эмоциональность и ранимость ребенка в этом возрасте. Появляются в жизни другие взрослые и сверстники. Активно развивается воображение. Часто бывает раздражение, агрессия, перепады настроения, обидчивость. Прообраз подросткового возраста. Часто усиливается требование к родителям быть все время рядом.

Самый сильный подсознательный страх – что его разлюбят. Очень часто страх одиночества, фобии закрытого пространства, наказания (даже если никогда не наказывают).

Нужно уделять как можно больше внимания, открытое проявление любви к ребенку и окружающим взрослым в семье, телесные контакты, обнимашки-целовашки – максимально важно. Никогда не говорить – мы тебя не будем любить, если… в ответ на плохое поведение, условная любовь.

Эти травмы закладываются надолго.

Развивается мнительность, тревожность, люди делятся на плохих и хороших, недоброжелательных к ребенку и добрых.

5-7 лет.

Страхи своей или родительской смерти.

Кошмарные сны (ночные истерики)

Страх перед уколами, укусами, высотой, темнотой

Страх перед наказанием

Страхи потустороннего, призраков,

Страх разлуки, потерь домашних животных

Мальчикам важен пример мужественного отца, начинается формирование мужских качеств.

Девочки пугаются слишком строго отца, повышения голоса, взгляда, страх скандалов.

Разговоры как со взрослым, убеждения и доказательства, описания безопасности, помощь в выработке методов спасения, безопасного поведения.

Главное, спокойный разговор, не травмировать криками и угрозами, разговор ровный и спокойный.

Читать добрые сказки, оберегать от стрессов.

7-11 лет.

Ребенок социализируется и уже менее эгоистичен, начинает понимать, что отношения идут с двух сторон и его участие очень важно.

Развивается ответственность, чувство долга, дисциплинированность.

Детские страхи остаются по прежнему

Переживания за родителей

Страх нападений чужих людей, пожаров и наводнений

Страх плохих отметок и наказаний

Фобии становятся более конкретными, но уменьшаются, так как школа забирает много сил и внимания.

Развивается чувство вины, если ребенок отличается от других.

Воспитание уверенности в себе.

Чутко прислушивайтесь к словам, всегда проясняйте до конца ситуацию, выясняйте чувства, мысли, разбирайте как можно было сделать по другому.

Друзей обсуждайте осторожно, не запрещайте общение и не настаивайте на общении.

Ребенок должен четко понимать, что его ждут дома всегда и в любом настроении и с любыми отметками.

Что его любят независимо от его поступков.

Как можно больше хвалить за все, даже самое незначительное.

Не ругать – а разбирать ситуацию с прояснением обстоятельств и результатов.

Повышать самооценку, направлять внимание на его хорошие качества и поступки всегда. Девочек убеждать в своей привлекательности, мальчиков в мужественности.

Не реагировать на агрессию ответной агрессией.

Поведение подростка отражает поведение родителей в любом случае.

Синдром страха школьника.

Это отдельная категория страхов.

Может появиться с началом школы, переживается как страх разлуки с родителями, проще детям, которые уже были в детском саду.

Другие причины – родители сами негативно относятся к школе, слишком серьезно относятся к школе и домашним заданиям, слишком требовательны, требуют только хороших отметок, подчинению учителям, всегда на стороне учителей без разбора ситуации.

Лечение.

Создание уютной домашней обстановки, выявление причин детских страхов, выяснение особенностей отношений внутри семьи.

Сказкотерапия, рисование, песочная терапия, гипнотерапия

Натуральные препараты седативного действия.

Родителям надо пересматривать свое поведение, отношения в семье, отношения с ребенком, стиль воспитания, больше разговаривать с ребенком, уделять ему внимание, проводить время вместе, учиться переключать внимание ребенка, подобрать ребенку вид спорта, хобби.

Детские страхи

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

  • Причины детских страхов
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы детских страхов
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение детских страхов
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов.Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Детские страхи

«Все дети чего-то боятся, не нужно обращать на это внимание!». Встречали такое мнение у родителей?! Действительно, при благоприятных условиях детские страхи со временем могут бесследно исчезнуть. Но что делать, если они стали постоянным явлением? Как правильно реагировать родителям: наказывать ребенка, игнорировать проблему, срочно обращаться к специалистам? Как бороться с детскими страхами и нужно ли это делать? Давайте подробно разберемся в данной проблеме.

Ребенок появился на свет, начал расти и развиваться. Он активно играет с игрушками, каждый день открывает для себя новые предметы. Взрослые знают, что далеко не все вещи бывают безопасными для игры и стараются оградить от них юного исследователя. Помните выражение: «Спички детям не игрушка!». Но, к сожалению, не всегда родители могут уследить за своим любознательным чадом. И здесь ребенку должно помочь чувство страха – оно ограждает от опасности, учит быть осторожным.

Малыш, который растет и развивается в эмоционально и психологически благоприятной атмосфере, спокойно преодолевает боязнь перед новыми «дорогами». У него потребность в новизне и познании мира намного сильнее, чем ощущение безопасности.

Конкретные страхи возникают в определенном возрасте и чаще всего встречаются у детей эмоционально ранимых, тревожных, с хорошо развитым воображением. Как правило, они возникают в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. По статистике их «расцвет» приходится на возраст 5-6 лет и, по сравнению с мальчиками, девочки испытывают это чувство чаще.

Детские страхи: причины

  • частые простудные, вирусные и инфекционные заболевания, снижающие иммунитет;
  • врожденная тревожность у ребенка, повышенная тревожность у родителей, чрезмерная опека, запугивание (придет «Барабашка и тебя заберет»);
  • неблагополучная или неполная семья, родители мало уделяют внимания ребенку, замена родителей няней;
  • отсутствие среды для общения со сверстниками;
  • чрезмерные ожидания от ребенка (большая интеллектуальная, физическая, эмоциональная нагрузка).

По мнению известного психолога А.И. Захарова, направленность такого рода проблем зачастую зависит от методов воспитания, которые используют родители:

1. Страх одиночества, темноты.

Чрезмерное беспокойство и опека родителей. Склонность «подгонять» ребенка – «быстрее давай, тебя все ждут», «хватит копаться».

2. Боязнь отвечать у доски и на вопросы учителей.

Родительский гиперконтроль, наказание за малейшую провинность, негативная оценка ребенка и его поведения («ничего у тебя не получается», «лентяй и бестолочь» и т.д.).

3. Боязнь замкнутого пространства.

Чрезмерная дисциплина в семье, физическое и психологическое давление, строгие моральные принципы.

4. Страх опоздания.

Повышенная тревожность у членов семьи, склонность к паническим реакциям.

5. Боязнь врачей, болезненных ощущений, животных.

Тревожные родители. Обсуждение при ребенке своих тревог и страхов, подсознательная передача своих страхов ребенку – «как много стало в нашем районе бродячих псов, как бы не покусали», «соседка недавно заразилась в поликлинике» и т.д.

6. Страх глубины и высоты.

Отсутствие веры в возможности ребенка. Внушение деструктивных установок: «у тебя ничего не выйдет», «ты такой еще маленький и слабенький».

7. Боязнь открытого пространства.

Бескомпромиссный стиль воспитания — есть только одно правильное мнение и оно мое!

Алина, 5 лет. Мама обратилась за помощью к психологу в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ с жалобой на плохой сон у ребенка, снижение аппетита Девочка боялась привидений, говорила, что они влезут в окно и ее заберут. До этого были на приеме у невролога, который прописал детский тенотен, магний B6, рекомендовал ограничить просмотр телевизора, игры на компьютере и планшете.

Психолог предложила ребенку нарисовать привидение. На первом сеансе Алина отказалась разорвать рисунок. Психолог предложила ограничить активность привидения и посадить его в клетку, что Алина и сделала. На втором сеансе девочка уже захотела подружиться с привидением и «подарила» ему подарок. На третьей встрече Алина рассказала психологу, что ждет, когда необычное существо придет к ней в гости, потому что «оно хорошее и доброе».

Костя, 5,5 лет. Боялся оставаться в детском саду, думал, что мама его не заберет. Психолог провела беседу с мамой, подсказала, что она должна выполнять свои обещания и приходить за ребенком в конкретное время. Психолог показала ребенку, что когда маленькая стрелка на часах будет на цифре 5, а большая на 12, то мама придет и заберет его из садика. Ребенку была предложена песочная терапия с проигрыванием ситуации в детском саду.

Детские страхи. Как отличить норму от патологии?

Отличительной чертой детских страхов является их способность исчезать в тот момент, когда ребенок адаптировался к новой реальности, стал более уверенным и самостоятельным. При этом у него крепкий сон, хороший аппетит, развитие соответствует норме. В этом случае «бывшие» проблемы не наложат отпечаток на дальнейшее формирование личности. Что было, то прошло.

Но бывает и по-другому – детский страх является одним из самых ранних признаков психического заболевания. И здесь важно вовремя отличить норму от патологии, оказать своевременную помощь. Чем раньше будет обращение к специалисту (психологу, психиатру), тем выше вероятность благоприятного исхода.

При неврозе:

  • прослеживается связь между травматическим событием и страхом. К примеру, малыш «застрял» в лифте и после этого отказывается на нем ездить;
  • уговоры взрослых не помогают;
  • меняется поведение, физическое и психическое здоровье ребенка. Например, появились навязчивости – малыш крутит волосы, сосет большой палец и т.д., стал робким, стеснительным.

При шизофрении:

  • страх носит немотивированный характер, со временем не исчезает, а трансформируется, изменяется, носит «странный», необъяснимый характер. Например, малыш может бояться элементарных бытовых предметов – ложки, цветов или несуществующих зверей;
  • присутствуют ночные кошмары, возможны галлюцинации.

При эпилепсии:

Как правило, при эпилепсии страх возникает неожиданно и в ночное время суток. У ребенка может быть помраченное сознания, движения хаотичны, а высказывания бессвязанные. Такие приступы повторяются с определенным временным интервалом и частотой.

Детские страхи: коррекция и лечение

1. При патологическом характере следует обратиться к специалисту – врачу-психиатру, психотерапевту.

2. Взрослым стоит задуматься над стилем воспитания своего чада и при необходимости посоветоваться с психологом.

3. Желательно организовать позитивную, развивающую, творческую среду для общения со сверстниками.

4. Постараться создать в семье атмосферу доверия и принятия.

Что не стоит делать:

  • убеждать, что Барабашки, Бабы Яги не существует. Для него они вполне реальны;
  • смеяться над эмоциональным состоянием;
  • заставлять ребенка преодолеть страх силой воли.

Берегите себя и своих детей!

Детские страхи: в чём их причина и как с ними бороться?

Психологи утверждают, что страх – это естественная реакция человека. Когда мы чего-то боимся, нами движет инстинкт самосохранения. Страхи у детей дошкольного возраста – одна из тех тем, которые горячо обсуждаются родителями и психологами. О том, как помочь ребенку справиться с его страхом, мы расскажем вам в этой статье.

Классификация страхов у детей

В детском возрасте большинство из нас испытывали страхи. Причем часто они были связана не с реальной опасностью, а с нашими фантазиями. Психологи выделили три основных вида страхов у дошкольников:

Страхи, возникающие после переживания стрессовых ситуаций (например, после похода к врачу, укуса пчелы и т.д.).

Страхи, возникающие на основе фантазии. Воображение дошкольников развито настолько хорошо, что они невольно переносят события сказок и мультфильмов в реальную жизнь, при этом добавляя новые подробности.

Страхи, возникающие из-за внушения. Иногда, стремясь быстро добиться от ребенка нужного поведения, мы запугиваем его: «Скорей засыпай, а то придет серенький волчок и укусит за бочок», «Не убегай далеко, а то тебя чужой дядя заберет», «Если хочешь, оставайся здесь, а я ухожу». Конечно, услышав такое предостережение, ребенок скорее всего выполнит ваше требование. Однако если мы будем постоянно напоминать ребенку о возможной опасности, подстерегающей его за каждым углом, у него может развиться повышенная тревожность.

Для каждого возраста характерны определенные страхи. Младенцы боятся расставания с матерью, громких звуков. После 7 месяцев у детей обычно возникает боязнь незнакомцев, новой обстановки. После 2 лет дети могут бояться врачей, монстров, одиночества. В дошкольном возрасте могут возникать страхи темноты, наказаний, смерти. Страхи – это часть нормального развития ребенка. Не нужно этого бояться и стыдиться. Наша задача – помочь ребенку преодолеть свой страх.

Причины детских страхов

  • Врожденные особенности, темперамент, свойства личности (повышенная эмоциональность, чувствительность, тревожность).
  • Стресс. Например, болезнь, развод родителей, смерть близкого, травма.
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы родителей, пьющие члены семьи, недостаточное уделение внимания ребенку могут являться причинами его тревожности.
  • Гиперопека. Тотальный контроль над ребенком и чрезмерная забота может привести к тому, что ребенок начнет всего бояться.
  • Психическое расстройство. Если страхи ребенка слишком сильные или не соответствуют возрасту, необходима помощь специалиста.

Как помочь ребенку преодолеть страх

Как мы уже сказали, страхи в детском возрасте – это нормально. Но если нам они могут показаться смешными и глупыми, для ребенка это реальная проблема. Дайте ребенку почувствовать, что вам можно довериться, не смейтесь над его страхами. Если вы хотите помочь ребенку побороть страх, не игнорируйте его, выслушайте своего малыша, дайте знать, что он в безопасности.

Далее мы более детально рассмотрим самые распространенные страхи у детей дошкольного возраста и пути их преодоления.

Страх темноты

Большинство из нас боится темноты. В темноте дети чувствуют себя беззащитными, появляется страх перед неизвестным. Чтобы снизить тревогу ребенка перед сном, оставляйте дверь в коридор открытой или включайте ночник. Пусть малыш сам управляет освещением в своей комнате. Чтобы подружите ребенка с темнотой, выходите на прогулки в темное время суток, обсудите, что интересного можно увидеть в темноте (звезды, светлячки и т.д.).

Боязнь монстров

Чтобы дать понять ребенку, что монстров не существует, не стоит пытаться объяснить это логически. Для ребенка его фантазии кажутся куда более реальными, чем ваши доводы. Перед сном, загляните вместе с ребенком под кровать и во все другие места, где, по мнению малыша, может прятаться монстр. Помочь ребенку избавиться от страха может веселый ритуал, который отгоняет чудовищ. Также можно попробовать описать монстра так, чтобы он показался малышу смешным и нелепым. Забавное не может быть страшным.

Ночные кошмары

Часто дети не хотят ложиться спать, потому что боятся, что им приснится кошмар. Психологи считают, что сны – это во многом отражение нашей жизни. Причиной ночных кошмаров может быть негативное эмоциональное состояние малыша. Постарайтесь оградить ребенка от переизбытка информации и впечатлений, от ругани и скандалов, больше хвалите ребенка. Чтобы малыш легче засыпал, проводите больше времени на свежем воздухе. Побудьте с ним рядом, пока он не уснет, положите рядом любимую игрушку. В случае если ребенку слишком часто снятся кошмары, то необходимо обратиться за помощью к специалисту. Чтобы разобраться с этой проблемой, вы можете посетить индивидуальные занятия с психологом в детском центре «Созвездие». Снять тревожность и побороть страхи ребенка также поможет песочная терапия.

По данным исследований, самыми частыми героями кошмарных снов у детей дошкольного возраста являются Волк и Баба Яга. Эти персонажи являются олицетворением злых, строгих, раздражительных взрослых, которых ребенок боится в реальной жизни.

Страх перед грозой

Многие дети боятся звука грома и завывания ветра, так как они перестают чувствовать себя в безопасности. Чтобы гроза не была для ребенка страшным и неожиданным явлением, расскажите ему о том, какая бывает погода, покажите соответствующие мультфильмы. Можно начать вести календарь погоды, где ребенок будет отмечать признаки погоды за окном. Чем больше ребенок знает о том, чего он боится, тем больше шансов побороть страх.

Боязнь незнакомцев

В раннем возрасте большинство детей пугаются контакта с чужими людьми и теми, кого они давно не видели. Так срабатывает инстинкт самосохранения, ведь ребенок не знает, чего ожидать от незнакомых людей. Не оставляйте малыш с тем, кого он боится. Пусть «незнакомец» соблюдает дистанцию в общении с ребенком до тех пор, пока ребенку не будет комфортно.

Страх расставания со значимым взрослым

Родители (или люди, их заменяющие) являются для ребенка самыми близкими и дорогими людьми. Когда родитель куда-то уходит, у малыша возникает страх, что мама или папа могут к нему не вернуться. Такая ситуация часто возникает, когда ребенок только начитает ходить в детский сад и проходит период адаптации. Чтобы помочь ребенку справиться со страхом разлуки, когда вы куда-то уходите, обязательно попрощайтесь с ним, объясните, куда вы идете и когда вернетесь, иначе малыш может подумать, что его бросили. Если вы будете исполнять свои обещания и приходить вовремя, ребенок поймет, что его любимый человек всегда к нему возвращается, и перестанет бояться вашего ухода.

Страх одиночества

Некоторые малыши привыкают быть неразлучными с мамой и боятся оставаться одни даже на короткое время. Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, начните приучать его к одиночеству (в хорошем смысле этого слова). Когда ребенок научится играть один, постепенно отходите от него на расстояние. Сначала это может быть другой конец комнаты, потом соседняя комната. Уходите ненадолго, чтобы малыш не успел испугаться. Со временем ребенок привыкнет к вашему временному отсутствию.

Помочь ребенку избавиться от страхов можно только в том случае, если вы понимаете, насколько эта проблема серьезна для ребенка. Помните, что ваш малыш ждет от вас принятия и поддержки.

Боязнь клоунов

Вы, наверно, заметили, что многие дети боятся Деда Мороза, клоунов, ростовых кукол. Люди, одетые в костюмы и маски, выглядят неестественно, а это может сильно пугать дошкольников. Если вы видите, что ребенок на празднике испугался какого-либо персонажа, заставляйте малыша подходить к нему. Попросите актера приподнять маску и показать свое лицо.

Боязнь животных

Дети, как и взрослые, могут бояться животных. Этот страх вполне оправдан, ведь мы не знаем, чего ожидать от чужих питомцев. Не стоит игнорировать такие страхи и смеяться над ребенком, если он опасается какого-либо животного. Попробуйте поддержать его. Покажите ребенку пример взаимодействия с животными. Но не ждите быстрых результатов. Ребенок избавится от страха, если на протяжении некоторого времени, он будет видеть, как вы спокойно гладите собаку соседа. Расскажите, что можно и как нельзя обращаться с братьями нашими меньшими.

Боязнь врачей

Большинство детей дошкольного возраста боятся похода к врачу как огня, потому что уверены, что доктор сделает им больно. Подготовьте ребенка к походу к врачу. Объясните ему, зачем нужно ходить к доктору, расскажите, что он будет делать. Постарайтесь отвлечь ребенка во время ожидания и похвалите за стойкость и терпение.

Страх смерти

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок начинает осознавать вещи, связанные со смертью. Дети могут заметить мертвое животное на улице, случайно услышать о чей-либо смерти в разговоре взрослых или столкнуться со смертью близкого человека. Осознав, что всё живое, в конце концов, погибает, ребенок может испытывать сильнейший стресс. Если ребенок сам заговорит о том, что его расстраивает чья-то смерть, у вас есть отличный шанс помочь малышу стравиться со своим страхом. Не прячьтесь от ответа, объясните ребенку, что смерть, это то, что происходит со всеми и не нужно этого бояться. Если в жизни ребенка произошло стрессовое событие, связанное со смертью, но малыш не говорит о своих переживаниях, подтолкнуть его выразить свои чувства через творчество (арт-терапия, песочная терапия, скозкотерапия) и игру. Страх смерти у ребенка дошкольного возраста может появиться не сразу после травмирующего события. Будьте внимательны к своему ребенку, проявите деликатность.

Выводы

Итак, мы перечислили для вас страхи, которые чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста. Некоторые из них могут показаться незначительными и даже смешными. Но поверьте, для ребенка это серьезные переживания. В спокойной обстановке поговорите с малышом о том, что его беспокоит. Постарайтесь сделать так, чтобы он почувствовал себя в безопасности. Освободиться от страхов поможет проигрывание стрессовых ситуаций, рисование своих страхов, сказкотерапия и песочная терапия.

Заключение

Страхи у дошкольников – это распространенное явление, которое большинство психологов считают нормой для данного возраста. Но если ребенок панически чего-то боится, постоянно напряжен, замкнут, стоит обязательно проконсультироваться со специалистом. Психолог детского центра «Созвездие» в ходе индивидуальных занятий может помочь ребенку избавиться от невротических симптомов и справиться со страхами.

Статью подготовила психолог
Сафонова Мария

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.