Дети с диагнозом ЗПР тематическое планирование

Дети с диагнозом ЗПР

Дети с ЗПР и с ОВЗ не могут полноценно освоить образовательную программу. Именно по этой причине разработали тематические планирования для детей с ЗПР, которые позволяют корректировать знания, навыки и умения по основной группе предметов с учетом индивидуальных особенностей детей. Планирование в группе ЗПР выполнены по требованиям ФГОС, и в соответствии с ними выпускаются новые дидактические материалы, учебники и разрабатываются методы обучения.

Тематическое планирование 1 класс ЗПР

Календарно-тематическое планирование для ЗПР 1 класс охватывает следующие направления в работе:

  1. Формирование знаний о свойствах предметов и их расположение в пространстве.
  2. Развитие логического мышления (развитие представления: «Что происходит в природе в разные времена года», понимание последовательности изображенных событий (3-4 рисунка), понимание скрытого смысла сюжетных рисунков).
  3. Развитие произвольного внимания.
  4. Развитие моторики.

В отличие от нормы, на момент поступления в школу у детей с ЗПР не закладываются предпосылки для формирования самооценки. Для учащихся 1 класса с ЗПР характерно неустойчивое ощущение себя, неуверенность в себе, делегирование своей самостоятельности другим людям (преимущественно взрослым).

Такие дети демонстрируют неспособность справляться с ситуацией неуспеха (особенно в школьных условиях), активное избегание ее и, вследствие преобладания опыта неуспеваемости – чувство неполноценности. В более старшем возрасте формируется:

  • фиксация на неудачах;
  • заниженная самооценка, которая снижает и мотивацию для достижения успеха;
  • неадекватное восприятие собственных возможностей;
  • безынициативность и низкий уровень притязаний.

Поэтому приоритетными в 1 классе является задача по формированию таких волевых действий как:

  • дисциплинированность;
  • выдержка;
  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • организованность;
  • способность действовать по правилам;
  • принимать решения;
  • делать осознанный выбор;
  • проявлять инициативу в творчестве и игре.

Работа над данными задачами в дальнейшем проводится во всех классах начальной школы с постепенным усложнением содержания психокоррекционной работы.

Тематическое планирование 2 класс ЗПР

КТП (календарно-тематическое планирование) средней группы ЗПР включает в себя следующие разделы:

  • Ознакомление с окружающим миром. Частота проведения занятий – 2 раза в неделю. На занятиях изучаются темы: «Времена года», «Моя семья», «Вещи и обувь», «Животный мир», «Мир растений», «Природные явления», «Предметы обихода».
  • Развитие речи. Частота проведения занятий – 1 раз в неделю. Происходит ознакомление с предметами, глаголами, признаками, грамматикой.
  • Развитие простых математических навыков и представлений. Частота проведения занятий – 1 раз в неделю. Материал излагается в специальных программах по математике, охватывая следующие понятия: геометрические фигуры, один/много, число/цифра, впереди/сзади, части суток, рано/поздно.

Тематическое планирование 3 класс ЗПР

Календарно-тематическое планирование для ЗПР 3 класс охватывает следующие направления в работе:

  1. Развитие наглядного и образного мышления средством конструирования.
  2. Развитие логики (на содержании материалов учебных предметов второго класса).
  3. Развитие произвольного внимания.

В процессе занятий предполагается решение ряда развивающих задач:

  • развитие сенсорных навыков;
  • закрепление первичных знаний о расцветках, форме, размере, объектов действительности, взаиморасположение их элементов в пространстве;
  • развитие мышления, а также умение использовать его на практике: операции анализа, обобщения, сравнения, классификации.
Уроки музыки для детей с ЗПР

Уроки музыки

Формирование наглядно-образного мышления средством конструирования происходит в определенной последовательности. В начале (третий год обучения) предлагается система упражнений для формирования пространственных представлений и пространственной ориентации. Здесь предусматривается выполнение упражнений различной сложности: от простых, где нужно путем анализа найти идентичные формы, к сложным — составлению из деталей объекта по образцу.

Тематическое планирование ЗПР 4 класс

Календарно-тематическое планирование для ЗПР 4 класс охватывает следующие направления в работе:

  1. Развитие наглядно-образного мышления средством конструирования.
  2. Развитие логического мышления (на материале учебных предметов третьего класса).
  3. Развитие произвольного внимания.

В четвертом классе проводится работа с применением дидактических упражнений, направленных на ознакомление с формами, положением и иными характеристиками предметов. Дети учатся:

  • анализировать, составлять алгоритмы, схемы;
  • владеют навыками устной и письменной речи: составляют сложные предложения, знают части речи, изучают объемные произведения в стихотворной форме или в прозе;
  • решают математические задачи на несколько действий и уравнения с одним неизвестным.

ЗПР тематическое планирование узких специалистов

Диагностика уровня знаний и умений проводится дважды в год, в начале курса и в конце. Коррекционная и развивающая программа в начальных классах ЗПР производится с поддержкой логопедов, психологов, дефектологов.

Планирование индивидуальных занятий психолога с ЗПР основывается на личностных характеристиках ученика. Занятия проводятся один раз в неделю, всего проводится 34 полноценных занятий, длительностью в один академический час (45 минут).

Тематическое планирование логопеда состоит из 68 академических часов, занятия проводятся дважды в неделю. На занятиях рассматривается не просто правильное произношение звуков, но и построение слов, умение ориентироваться в окружающем пространстве, строить диалог и прочие речевые навыки. Работа логопеда дополняет курс «Развитие речи» в начальных классах.

Психологические занятия для детей ЗПР

Психологические занятия

Календарно-тематическое планирование дефектолога рассчитывается на 34 академических часа (одно занятие в неделю). На занятиях оценивается и проводится работа над социальными, психологическими и познавательными навыками ребенка: восприятие, память, любознательность, внимание, воображение, мышление. Дефектолог, особенно в начальной школе, направляет свою работу на формирование у детей игрового навыка, так как именно на этом навыке в основном строится образовательный процесс в данном возрасте.

ЗПР тематическое планирование 1-4 класс: отзывы

Инклюзивное образование, которое предусматривает введение адаптированной программы для ЗПР сегодня актуально как никогда, и у родителей сложилось свое мнение относительно данного вопроса. Отзывы взяты со следующих интернет-площадок: https://censor.net.ua/news/412311/deteyi_s_zaderjkoyi_psihicheskogo_razvitiya_perevedut_v_obychnye_shkoly_minobrazovaniya и http://downsyndrome.org.ua/forum/index.php/topic/208-inkljuzivnoe-obrazovanie/

Положительные Отрицательные
У нас в классе только 10 человек, и два ребенка с диагнозом ЗПР (они очень разные). И никаких проблем с образовательным процессом нет, дети работают по очень интересной программе, в основном направленую на развитие логики и социальных навыков. Я считаю, что сухие предметы, на которых просто вбивают в детей информацию не подходят для современных деток, их в первую очередь нужно научить думать, просить помощи, искать информацию, правильно ее использовать, общаться в коллективе и прочее. Я против, чтобы дети в ЗПР находились в одном классе со здоровыми детьми. Такие дети обычно страдают от симптома гиперактивности, у них плохо развита эмоционально волевая сфера. А дети в начальной школе очень любят подражать, особенно плохим привычкам и поведению. Хорошо, что в нашей школе, поддерживают позицию «индивидуальное образование» или «образование с спец. учреждениях» для детей с особенностями развития.
Я прочла предлагаемую ФГОС программу для ЗПР 1-4 класс, и знаете, я лично не против, чтобы и мой, вполне здоровый ребенок, учился по этой программе. Нет ничего лишнего, все обучение сконцентрировано на основных навыках и умениях. Ввести можно что угодно, а сами учителя готовы к подобным нововведениям? Когда в большинстве школ до сих пор в младших школах преподают бабушки-пенсионерки. Да, они, возможно, и заслуженные педагоги, вот только совсем не знают современных методов работы с детьми ЗПР и ОВЗ.
Программа полноценная, продуманная до мелочей. По законодательству каждый учитель, опираясь на нормы и стандарты, разрабатывает свое тематическое планирование с учетом индивидуальных особенностей детей. Следовательно, результативность обучения напрямую будет зависеть от учителя. Дети с ЗПР обучаемы, просто есть некоторые психические отклонения, с которыми будет работать психолог и дефектолог. Все дети с особыми потребностями должны проходить школьную программу в стенах специальных учреждений, зачем травмировать остальных детей.
Я думаю, негатив исходит от людей, в семьях которых нет такой беды, как ребенок с ЗПР или иными заболеваниями. Очень больно смотреть на то, как твоего ребенка просто выбрасывают из общества. Мы пока только в садик ходим, со следующего года идем в первый класс, и будем проходить обучение по адаптированной программе. И мне все равно, что будут говорить остальные родители, нужно будущее своим крохам «выгрызать».

Вывод

Тематическое планирование для детей с ЗПР 1-4 класс охватывает весь необходимый спектр умений и навыков для того чтобы ребенок стал полноценной частью общества, несмотря на свои особенности.

Основная задача – это адаптировать ребенка в социуме, ознакомить с основными понятиями, научить ориентироваться в пространстве и вести полноценный диалог. За 4 года дети с ЗПР полностью готовятся к средней школе, чтобы не было препятствий в дальнейшем учебном процессе.

Видео — Логопед. Дефектолог. Фрагмент открытого занятия с детьми с ЗПР

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.