Тьютор для ребенка с ЗПР: характеристика и спектр обязанностей

2

Как правильно выбрать репетитора для ребенка с ЗПР

Сегодня в образовании активно внедряются инклюзивные практики, которые направлены на уравновешивание прав на получение образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). И одним из важных условий успешного внедрения инклюзивного образовательного маршрута является наличие системы сопровождения детей с ОВЗ, в том числе и тьюторское. Из многочисленных наблюдений можно сделать вывод, что большой процент детей с ОВЗ обладает диагнозом ЗПР.

Как правильно выбрать репетитора для ребенка с ЗПР: основные критерии

Выбор тьютора для ребенка с ЗПР необходимо осуществлять с учетом понимания основной направленности его работы. Репетитор должен работать над развитием в совершенстве умений:

  • анализировать полученную информацию;
  • выполнять работу в определенном заданном темпе;
  • воспринимать цели занятий;
  • запоминать алгоритм действий;
  • составлять и проговаривать ответы на полученные вопросы;
  • организовывать и рационально распределять свое время;
  • выполнять работу с карточками самостоятельно;
  • подводить выводы после прохождения каждого занятия;
  • обращаться за помощью;
  • соблюдать речевой этикет.

При выборе важно учитывать умение тьютора располагать к себе ребенка, создавать благоприятный психологический климат. Между ребенком и репетитором должно быть чувство доверия и уважения.

Основные характеристики тьютора для ребенка с ЗПР:

  1. декларирование любви и одобрения;
  2. размеренная скорость работы и отсутствие неприемлемой торопливости;
  3. отсутствие приказных и отрицательных форм в общении;
  4. умение поощрять взглядом;
  5. приятная интонация голоса;
  6. доброжелательное выражение лица;
  7. грамотная речь;
  8. наличие навыков работы с особенными детьми;
  9. умение мотивировать и увлекать;
  10. наличие высшего педагогического или психологического образования;
  11. высокая тяга к познанию нового.

С какого возраста можно заниматься с репетитором

Часто родители детей с ЗПР подвергаются психическому давлению со стороны ООЗ (общеобразовательных заведений), которое выглядит следующим образом:

  • рекомендации прохождения повторной ПМПК для того чтобы ребенка перевели в иную ООЗ или изменения образовательных мер;
  • предложение прохождения образования в домашних условиях;
  • манипуляция нехваткой финансирования, утверждая, что ребенок сможет адаптироваться дома лучше;
  • из-за жалоб других родителей администрация грозит отчислением.

В таких случаях у родителей появляется чувство отчаяния и безысходности. А все это происходит по большей части от того, что родители детей с ЗПР не знают своих прав. С детскими дошкольными учреждениями обычно проблем не возникает, так как созданы специальные инклюзивные группы, которые подразумевают наличие персонального репетитора для ребенка. С серьезными образовательными препятствиями родители сталкиваются в период перевода своего сына/дочери в школу.

И в таких случаях нужно знать одно, что в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ” тьютор положен каждому ребенку с ОВЗ и оплачивается данная единица из бюджетных средств. Обычно необходимость репетитора определяет ПМПК, учитывая заболевание (тяжелые множественные нарушения умственной или психической деятельности и прочее).

Психологи рекомендуют при диагнозе ЗПР начать занятия с профессиональным репетитором как можно раньше, ведь в раннем дошкольном возрасте наладить контакт тьютор-пациент будет намного проще.

Как найти тьютора: методы поиска

  • Законный метод: репетитор назначается ПМПК с учетом особенностей ребенка.

Минусы: нужно проходить комплексную медицинскую комиссию, а потом пройти длительное тестирование всех членов ПМПК.

Плюсы: назначение высокопрофессионального специалиста, который будет обладать всеми необходимыми навыками работы при ЗПР, которые регулярно проходят курсы повышения квалификации. И еще один немаловажный фактор – услуги такого репетитора полностью бесплатны, оплата возлагается на государство.

  • Онлайн метод: поиск тьютора в интернете.

Минусы: в сети много шарлатанов, которые не имеют ни малейшего понятия о работе с детьми ОВЗ.

Плюсы: в сети большой выбор репетиторов с разной ценовой категорией.

  • Рекомендация знакомых: опираясь на чужой опыт.

Минусы: дети все разные, и не существует универсального репетитора, который был бы компетентен во всем (тьютора необходимо выбирать по специальности). Часто стоимость услуг очень высока.

Плюсы: по отзывам знакомых можно создать психологический портрет специалиста и понять, сможет ли он работать с вашим ребенком.

  • Рекомендация учебного заведения (дошкольного/школьного).

Минусы: высокая стоимость.

Плюсы: компетентность и профессионализм.

Работа репетитора при ЗПР: отзывы

Все отзывы собраны с интернет-площадок: https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/522031088/, https://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=1267571, https://repetit.ru/repetitors/nachalnaya-shkola/deti-s-zpr/.

Положительные Отрицательные
Мы занимаемся с репетитором с 2-летнего возраста, нам его посоветовал психолог. Сначала мы занимались на дому, потом начали посещать групповые занятия и так за год полностью подготовились к посещению детского сада. Правду говорят, самостоятельно можно сделать многое, но лучше позволить выполнять все специалистам. (Наталья) Нас попросту не взяли в сад, так как не хватило репетиторов, и на каждую инклюзивную группу только выделено 3 места для детей с ОВЗ. Вот и приходится искать платного специалиста и заниматься на дому, но как в таких условиях пройти этапы социализации… (Татьяна)
Дочь ходит в 3 класс, и у них есть хоть не индивидуальный тьютор, а на 13 человек 2 дополнительных помощника педагога, которые при необходимости помогают детям выполнять те или иные задания, таким образом и самостоятельность вырабатывается, и умение просить помощи. (Яна) Еще очень сырая инклюзивная программа, соответственно и нет достаточного количества тьюторов, уходить из специализированного заведения я не вижу смысла. (Тамара)
Сначала занимались с репетитором на дому, а потом по решению ПМПК нам разрешили вместе с тьютором посещать уроки в школе. Результаты были более заметными, все же социум многое значит. (Анна) Требований к специалистам много, что и создает целый ряд трудностей, мы уже полтора года в поисках компетентного репетитора, который научится ловить «волну» нашего ребенка и вызывать интерес к познавательной деятельности. И да, приходится искать профи самостоятельно, так как школа от нас полностью отказалась, и даже мои знания законов не помогают… (Ирина)
Я сама учитель младших классов и так случилось, что стала мамой особенной дочери. Как только я узнала о диагнозе, я поняла, что должна в полной мере обеспечить ей нужные навыки, умения и знания. Поэтому записалась на курсы тьюторов в рамках инклюзивного образования, успешно их прошла и получила допуск постоянно сопровождать дочь на уроках. Так что, если не хотите доверять своих крох посторонним, берите инициативу в свои руки. (Елизавета) Сын в классе просто изгой, и все потому, что вместе с ним постоянно находится репетитор. Считаю, что мы зря сына выдернули из специализированного учреждения и отдали в обычную школу, хоть и в инклюзивный класс. Наверное, будем прекращать эти попытки социализировать ребенка, так как от этого его психика страдает еще больше, и он закрывается. (Марина)
Хорошо, что появилась инклюзивная форма образования и сопровождающие детей на уроках. У нас появилась возможность отойти от образования на дому (каждый понимает, что занятия проводятся просто для галочки), а посещать полноценные уроки. Правда и пришлось сына оставить в первом классе на второй год, но это ему только на пользу. (Катя) Наше общество не готово воспринимать детей с любыми особенностями, особенно с ЗПР. И в данном случае никакой репетитор не поможет. Я за обучение на дому. (Юлия)

Вывод

Для того чтобы ребенок в полной мере овладел всеми образовательными навыками и умениями, ему нужен помощник, так называемый проводник (тьютор). Изучив разные отзывы, которые появляются на тематических форумах, можно сделать вывод, что при правильном выборе репетитора, процесс обучения, коррекции поведения и адаптации происходит более эффективно.

Хотя многие и отмечают, что компетентного тьютора найти сейчас сложно, и не все образовательные учреждения готовы к обучению детей с особенностями развития, инклюзивное образование развивается и в скором времени достигнет необходимого уровня.

Видео – Кто такой тьютор

2 комментария для “Тьютор для ребенка с ЗПР: характеристика и спектр обязанностей

Добавить комментарий