У кого муж болен шизофренией

Предвестники шизофрении – на что нужно обратить внимание: симптомы продромального периода

Предвестники шизофрении – на что нужно обратить внимание: симптомы продромального периода

Ольга Садовская. психотерапевт. Редактор А. Герасимова

Шизофрения – это болезненное состояние психики, сопровождающееся расстройствами мышления, восприятия, неадекватным аффектом. Спектр шизофренических расстройств широк. Наиболее частые симптомы – псевдогаллюцинации, бред, дезорганизованность речи и мышления. У больных развивается социальная дисфункция и нарушается работоспособность.

По каким симптомам можно понять, что у человека развивается шизофрения? Психиатры утверждают, что существуют характерные предвестники заболевания – ухудшение социального функционирования, изоляция от окружающего мира, удаленность от людей. Эти признаки обращают на себя внимание гораздо раньше, чем симптомы шизофрении.

Когда можно заболеть шизофренией

Заболеть шизофренией можно в любом возрасте – страдают шизофренией дети, подростки и взрослые, хотя обычно заболевание начинается сразу после 20 лет. Диагноз шизофрении обычно ставится после первого психотического эпизода; тем не менее, несколькими месяцами или годами ранее обычное явление – ранние симптомы шизофрении.

Эту фазу часто называют продромальной фазой. Название произошло от греческого слова prodromom – вестник.

Согласно исследованиям, около 80-90% больных шизофренией помнят собственную продромальную фазу, хотя симптомы, возникающие в этот период, довольно неспецифичны. К ним относятся:

  • необычное содержание в мышлении;
  • депрессия и тревожные расстройства;
  • апатия, изоляция от окружающей среды;
  • нарушения речи, движений и координации;
  • дефицит внимания, поведенческие расстройства и различные проблемы, связанные с социальной сферой.

Во-вторых, больного мучают подозрения, искажения восприятия и экспансивность. Эти симптомы могут быть истолкованы окружающей средой как типичные для подросткового возраста и они настолько нехарактерны, что их часто можно рассматривать как продромальные симптомы шизофрении только ретроспективно после постановки диагноза первого эпизода психоза.

Синдром риска первого психоза и «продром» шизофрении

Совокупность клинических признаков, говорящих о высоких рисках развития психотического эпизода психиатры называют синдромом риска первого психоза. СРПП – отражение продрома шизофрении.

Ученые пытались расширить свои знания по этому вопросу в течение многих лет, потому что лучшее понимание предвестников шизофрении позволило бы раньше провести соответствующее фармакологическое лечение и психотерапию и, таким образом, отсрочить и, возможно, предотвратить развитие полного заболевания.

Изучением проблем межличностного и социального функционирования, с которыми сталкиваются люди, страдающие шизофренией, занимались многие ученые. Продромальные симптомы шизофрении ещё в 20-е годы прошлого века описывали Ю. Блейлер и Э. Крепелин. Отношение к этому вопросу варьируется от довольно широкого – от концепции Блейлера об аутизме до феноменологических соображений интерсубъективности; от исследований взаимоотношений и общения в семье до исследований социального познания.

Результаты научных работ подтверждают, что до психоза наблюдается социальная дисфункция, и это состояние может рассматриваться как предиктор шизофрении.

Но важны не только симптомы и изменение поведения, но и ход развития патологического состояния, поскольку продромальный период – это динамический процесс. Симптомы заболевания усиливаются, приближается начало психоза, а поведение пациента может нарушаться как в самом начале продрома, так и после развития психоза.

Таблица 1. Симптомы и признаки продромального синдрома

Симптомы и признаки продромального синдрома Наиболее частые симптомы психотического продрома (по убыванию)
Невротические симптомы Беспокойство, гнев, раздражительность Ухудшение внимания, трудности с концентрацией внимания;

Снижение мотивации, энергии;

Потребность в социальной изоляции;

проблемы с выполнением обязанностей (учеба, работа и т. д.);

Диагностика продромального периода шизофрении

Период продрома может длиться от нескольких недель до нескольких лет. Часто у больного параллельно развиваются сопутствующие психические проблемы, например, депрессия, различные зависимости. Поведение пациента изменяется и ухудшается, наблюдаются различные субъективно воспринимаемые симптомы.

Ученые описали ход продрома, доказав, что развитие патологии можно наблюдать клинически. В частности, люди с психическими отклонениями обычно испытывают негативные или неспецифические клинические симптомы – депрессии, тревогу, потребность в социальной изоляции. У них значительно ухудшаются результаты обучения или профессиональной деятельности.

Симптомы продромального периода

Ещё в 60-х годах прошлого века ученые, изучив результаты долгосрочных исследований, обнаружили, что у пациентов развивались определенные симптомы дефицита еще до появления психоза. В настоящее время интенсивные исследования в этой области ведутся во многих центрах США и Европы. Результаты позволили определить критерии трех групп продромальных симптомов.

Для выявления продромальных синдромов и оценки степени тяжести симптомов используются специальные шкалы и опросники. Эти инструменты позволяют идентифицировать пациентов с высоким риском развития первого психического эпизода и систематически оценивать динамику психопатологических симптомов с течением времени.

Например, Боннская шкала оценки основных симптомов (BSABS), где основные симптомы считаются существенным признаком заболевания и включают в себя оцениваемые субъективно:

  • нарушения мышления, речи, восприятия и двигательных функций;
  • измененные ощущения тела;
  • снижение толерантности к стрессам;
  • расстройства эмоций, энергии, концентрации и памяти, социального функционирования.

Эти первичные симптомы были включены в другие оценочные шкалы для выявления лиц, подверженных риску развития психоза, например, Шкала продромальных симптомов (SOPS).

Психиатры могут очень точно различать пациентов с симптомами, отвечающими критериям продромальных симптомов шизофрении, и пациентов, которые не соответствуют этим критериям. Однако соответствие критериям не исключает ложноположительного результата – не у всех пациентов с предшественниками разовьется шизофрения. Прогностический показатель составляет от 34,6% до 50% в зависимости от исследования.

Например, было выявлено, что подростки могут испытывать преходящие продромальные симптомы, включая галлюцинации. Однако эти симптомы преходящи, в отличие от геральдических симптомов, которые прогрессируют и приводят к психозу.

Ложноположительные результаты также связаны с тем фактом, что симптомы, которые считаются продромальными для шизофрении, могут быть предвестниками других заболеваний, например, большой депрессии с психотическими симптомами, биполярного расстройства, шизотипического расстройства личности, пограничного расстройства личности, обсессивно-компульсивного расстройства и других.

Если продромальные симптомы подтверждаются, рекомендуется лечение антипсихотическими препаратами. Однако такое решение сопряжено с этическими дилеммами. С одной стороны, существует риск отказа от медицинского вмешательства у пациентов с истинными продромальными симптомами шизофрении. С другой – риск ненужного лечения людей с ложноположительными диагнозами, часто влекущего побочные эффекты лечения (увеличение веса, экстрапирамидные симптомы).

Межличностные проблемы в продромальном периоде шизофрении

Датские уч. Л. Мондруп и Б. Розенбаум провели исследования и выяснили, как сам пациент оценивает межличностные проблемы в продромальном периоде шизофрении, и какая помощь будет наиболее подходящей.

Ученые выдвинули и проверили гипотезу о том, что межличностные проблемы возникают до появления симптомов психоза и усугубляются по мере его развития. Специалисты уделили пристальное внимание анализу и обсуждению терапевтических вариантов, которые могли бы устранить продромальные симптомы и улучшить результаты удаленного лечения.

Межличностные проблемы в продромальном периоде шизофрении

В исследованиях сравнили 4 группы:

  • здоровых лиц;
  • с допороговыми симптомами;
  • пациентов в продромальном периоде;
  • больных с состоянием психоз.

Продромальное стояние оценивалось с помощью структурированного опроса для выявления продромальных синдромов (SIPS), а межличностные проблемы оценивались с помощью вопросника, заполняемого пациентами IIP.

Это исследование было первым, в котором сравниваются данные пациентов с разными заболеваниями. Пациентам трудно общаться, выражать чувства, проявлять инициативу и быть в центре внимания до и во время психоза. Однако, как предполагалось при разработке исследования, межличностные проблемы усугубляются с развитием психоза. Особенно значительная разница наблюдалась между пациентами в продромальной группе по сравнению со здоровыми людьми.

Полученные результаты предполагают, что доминирующее поведение, развивающееся во время психоза, представляет собой защиту, развивающуюся в ответ на усиление незащищенности, наблюдаемое в продромальный период. Таким образом, кажется, что пациент испытывает облегчение, что затрудняет преодоление этого состояния и выздоровление. Все это говорит о том, что лечение принесет пользу уже в продромальном периоде.

Психиатры считают, что одна из важнейших задач в развитии заболевания – создание и поддержание союза врача с пациентом. Для этого, вероятно, лучше всего подойдет межличностная психотерапия. Это лечение возникло на основании признания точки зрения пс. Салливана о том, что именно проблемы в межличностных отношениях имеют наибольшее влияние на развитие психических расстройств.

Шизофрения

Шизофрения – расстройство психики, при котором искажается восприятие реальности. Характеризуется отсутствием границы между реальностью и воображением. Заболевание выявляют в возрасте 20-30 лет. Может начаться в позднем подростковом возрасте, в старости. Признаки шизофрении зафиксированы сегодня более чем у 20 миллионов человек на планете. Диагноз устанавливается после осмотра, опроса пациента, разговора с его семьей.

Описание

Это тяжелое психическое нарушение . Одинаково часто поражает мужчин и женщин, независимо от расы, умственного развития. У мужчин развивается на 5-7 лет позже чем у женщин (в 20-28, 26-32 года соответственно). Признаки шизофрении у мужчин и женщин – нарушение восприятия, мышления, эмоций, поведения, слуховые галлюцинации. Появляются стойкие ложные убеждения. Лицо с шизофренией слушает и подчиняется голосам, которых нет. У шизофреника может создаться впечатление, что за ним постоянно кто-то наблюдает. Он становится скрытным, подозрительным. Больные шизофренией нередко заканчивают жизнь самоубийством.

Полиморфное психотическое нарушение часто выявляется у пациентов с тревожным расстройством личности и депрессиями. Сочетается с зависимостью от алкоголя, наркотиков. Может привести к утрате трудоспособности. В 2-3 раза увеличивается вероятность ранней смерти. Сопровождается социальной изоляцией. Отсутствие лечение может привести к инвалидности.

Болезнь поддается лечению, оно сложное, длительное. Для лечения применяются медикаменты, психосоциальная поддержка. Полностью вылечить пациента нельзя.

Этиология

Причины шизофрении неясны и запутанны. По мнению врачей к ней может привести множество факторов. Возникает в результате взаимодействия генов и некоторых факторов среды. Влияют психо-социальные факторы. Самые распространенные из них:

  • наследственность. Если среди близких есть или были больные шизофренией, вероятность заболеть в среднем вырастет на 10%. Риск развития полиморфного психотического расстройства возникает не у всех, у кого есть генетическая предрасположенность. У 60% пациентов больных среди близких родственников нет;
  • пренатальные факторы. Основные причины шизофрении – внутриутробные инфекции, осложнения во время родов. Подтверждена зависимость от сезона рождения. Рожденные зимой болеют чаще, чем рожденные летом. У врачей нет этому никаких объяснений;
  • социальные условия. Диагноз шизофрения чаще ставят горожанам чем сельским. В зоне риска граждане, живущие в неблагополучных семьях, безработные, бездомные, подвергающиеся расовой дискриминации;
  • воспитание. Причины развития шизофрении у подростков и взрослых – сексуальное, физическое насилие, которому подвергают ребенка в детстве. К болезни могут привести плохие взаимоотношения в семье, отсутствие поддержки, пренебрежение со стороны родителей;
  • алкогольная и наркотическая зависимость. Причинно-следственные связи отследить сложно, но они существуют. По мнению ученых болезнь может обостриться в результате приема психоактивных веществ. Некоторые лица с шизофренией становятся алкоголиками, наркоманами уже после того, как у них появляются первые симптомы и ощущения – подозрительность, негативные эмоции, расстройство мышления;
  • нарушение познавательных функций. В группе риска пациенты с когнитивными нарушениями, принимающие антипсихотические препараты. Под воздействием стресса они проявляют чрезмерное внимание к возможным угрозам, воспринимают ментальную и социальную обстановку в искаженном виде.

По мнению ученых шизофрения у мужчин и женщин возникает по причине чересчур восприимчивой психики. Обострение и возобновление болезни они объясняют взаимодействием между внутренними и внешними стрессовыми факторами. Среди внешних стрессогенных факторов они называют низкий материальный достаток, утрату работы, несчастную любовь.

Типы шизофрении

Эксперты в области психиатрии утверждают – чтобы понять суть заболевания, назначить лечение, необходимо выявить форму, симптоматику. Существует пять типов:

  1. Параноидальная шизофрения. Самый распространенный тип. Характеризуется слуховыми и обонятельными галлюцинациями, бредом, измененным поведением, слабой выразительностью эмоций (уплощенный аффект);
  2. Гебефреническая шизофрения. Чаще встречается в подростковом, юношеском возрасте. Дезорганизованная форма сопровождается эмоциональным уплощением, расстройством мышления. Лечение проводится пожизненно;
  3. Кататоническая шизофрения. Редкий тип заболевания. Диагностируется примерно у 3% больных. Сопровождается психомоторными нарушениями. Для больных характерна замедленная речь, отсутствие мимики, ступор, возбуждение;
  4. Недифференцированная шизофрения. Для этого типа характерны симптомы, которые не укладываются в клиническую картину ни одного из перечисленных выше типов;
  5. Остаточная шизофрения. Остаточная форма заболевания, при котором у пациента наблюдается незначительно выраженная симптоматика.

Также врачи выделяют простую шизофрению и постшизофреническую депрессию. Первый тип проявляется постепенным развитием негативной симптоматики. Острые психозы при этом отсутствуют. Второй тип (постшизофреническая депрессия) характеризуется затяжной депрессивной симптоматикой. Снижается психическая и физическая активность, работоспособность. Встречается у около 25% больных. По мере усиления расстройства психики симптомы каждого из типов усиливаются. В большинстве случаев диагноз шизофрения ставят уже тогда, когда заболевание запущено.

Шизофрения у детей. Неочевидные признаки

Несмотря на длительную историю изучения шизофрении, до настоящего времени существуют лишь гипотезы о причинах её возникновения. Описанная Э. Крепелиным в конце XIX века под названием “раннее слабоумие” (dementia praecox), шизофрения всегда была одной из центральных проблем психиатрической науки. Стараниями учёных всего мира накопился огромный массив данных о её вариациях, найдены эффективные способы лечения многих форм.

В данной статье будут рассмотрены признаки и потенциальные предвестники подострых вариантов шизофрении у детей и подростков, выявление которых требует внимательного отношения со стороны родителей.

Шизофрения: мифы и реальность

Для начала “разрушим” некоторые устоявшиеся мифы, прочно сформировавшиеся в общественном сознании:

№1. Диагноз шизофрения ставит крест на будущем.

№2. Наличие шизофрении означает обязательную инвалидизацию и лишение дееспособности.

№3. При шизофрении человек пожизненно получает лекарства.

№4. Лекарства от шизофрении не лечат, а лишь затормаживают психику.

№5. Человек с шизофренией социально-опасен и его следует изолировать.

Все это далеко не так! Подобное бывает далеко не в каждом случае!

Как правило, мифы касаются наиболее тяжёлых вариантов течения болезни. Стоит отметить, что иные варианты шизофрении у детей (подострые, медленно прогрессирующие) составляют не менее половины от всех случаев. Правильный лечебно-реабилитационный подход в таких случаях позволяет сохранить на достаточном уровне качество жизни.

Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики

Поводом для обращения к врачу-психиатру обычно служат нарушения поведения, отказы от посещения школы, разные варианты нестандартного реагирования, к которым можно относить чрезмерную чувствительность к обычным житейским ситуациям, приводящую к выходу из социальной жизни. У детей наиболее частый вариант – проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы – это не симптом шизофрении, но наиболее часто встречающаяся жалоба родителей.

Болезнь приводит к рассогласованности эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Устойчивый, немотивированный или необычным образом мотивированный отказ от посещения школы или сада требует комплексной оценки квалифицированным специалистом.

Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В ряде случаев диагноз шизофрения ставится спустя длительное время от начала наблюдения. В других случаях, когда ребенок болеет “по-взрослому” диагноз будет более очевиден.

Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой определённой деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что и это не может однозначно свидетельствовать о наличии шизофрении. Деятельность или бездеятельность сама по себе не является симптомом, она является отражением психических процессов. Беспокоиться следует в том случае, если “необычность” поведения ребёнка видна невооруженным взглядом.

Шизофрения у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста необходимо внимательно смотреть за развитием сферы эмоций – малыши создания живые, эмоциональные, ярко радующиеся и быстро расстраивающиеся. Чрезмерная серьёзность, безразличие, “бедность” эмоций, увлечённость определёнными своеобразными занятиями, зачастую несвойственными детскому возрасту, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте являются тревожными знаками риска развития шизофрении у детей.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик, 3 года. Не стремился к детям, обращал мало внимания на близких, не проявлял интереса к игрушкам, подолгу играл с обувью, переставлял ботинки, туфли, строил из них поезда, разговаривая при этом сам собой. Когда его пригласили на новогодний праздник, не обращал никакого внимания на красиво наряженную ёлку, игрушки и подарки. Очень обрадовался, увидев в коридоре ботинки и боты, стал играть с ними. Ребёнка с трудом удалось оторвать от этого занятия, чтобы увезти домой.

Следует также обращать внимание на резкие “откаты в развитии”, утрату ранее приобретенных навыков (речь, опрятность, самообслуживание, немотивированные отказы от еды).

В игровой деятельности ребёнка дошкольного возраста большую роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность к представлению чего-либо и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.

Следует внимательно относиться к любому чрезмерному “перекосу” фантазий – усилению, угасанию или искажению. Усиление может проявляться безграничным игровым перевоплощением во время которого ребёнок перестаёт выходить из фантазийного образа (например, образ животного). С другой стороны, могут иметь место разнообразные страхи, усиленные болезненным воображением. Для оценки принадлежности таких феноменов к шизофреническим расстройствам требуется длительное наблюдение.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте следует следить за адаптацией в коллективе детей, агрессивным поведением и эмоциональным фоном. Описанные выше односторонние интересы с возрастом могут принимать всё более интеллектуализированный вид.

Пример из наблюдений врача Ковалёва В.В. Мальчик, 7 лет, проявлял особый интерес к календарям, часами рассматривая их и тщательно переписывая часы восхода и захода солнца и луны, а также долготу дня. В результате этих длительных занятий он мог безошибочно назвать указанные данные для любого дня года. Ребенок не проявлял интереса к играм других детей, говорил, что ему “с ними скучно”. Скупо и неохотно, отвечал на вопросы врача, заметно оживлялся, когда разговор касался его увлечения, сообщая с различными подробностями сведения о восходе и заходе солнца и луны.

Подростки

В подростковом возрасте возможно оформление интересов в так называемую метафизическую (философическую) интоксикацию.

Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик младшего школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, переписывая их из технических журналов, проводил много времени в промышленных павильонах ВДНХ. В возрасте 13 лет стал думать о создании двигателя, работающего без горючего с высоким КПД. Был поглощен проектом такого двигателя, раздражался, когда его отвлекали.

Иным вариантам односторонней идеи является чрезмерная фиксированность на внешнем облике. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Нередко имеет место болезненное стремление к худобе, достигаемое различными способами – ограничение в питании, чрезмерные физические нагрузки, вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и прочих средств влияющих на массу тела. Характерно, что в отличие от рационального желания изменить внешний облик, в данном случае нижняя граница веса или суточный калораж с течением времени опускается ниже, приводя к жизнеугрожающему истощению.

Пример из практики. Девочка подросток 15 лет, обратилась с жалобами на снижение веса, ограничение в еде, недовольство внешностью, отсутствие менструаций, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, зябкость, склонность к запорам.

Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Неохотно посещала детский сад (не нравился воспитатель), бывала рвота во время истерик, если пытались заставить. В школу пошла своевременно, посещала дополнительно кружки и секции, в коллективе адаптировалась, но близких подруг не было. В 13 летначало менструального цикла. Примерно с этого же времени, на фоне замечаний о внешности со стороны тренера, врачей, начались первые изменения в поведении. На тот момент рост 163 см., вес 65-67 кг. Начала “питаться правильно”, избегала сладкое и мучное, сократила суточный рацион, усиленно занималась спортом. С течением времени ограничила суточный калораж, который в пиковые периоды эмоционального напряжения сокращался до 100-200 ккал/сутки. Изменилась эмоциональностала безрадостной, высказывала страхи за будущее, отрицательно реагировала на комплименты о внешности, периодически пропускала школу, стала неопрятной. Жаловалась, что стало трудно учится, не справлялась с нагрузкой в школе.

В беседе с врачом жаловалась на “плохие мыслизачем я живу, вдруг у меня ничего не получится”, “как будто все знания стерли из головы”. Противоречиво относилась к состояниюговорила о том, что испортила здоровье, но в то же время не могла есть, боялась набрать вес, часто заговаривала о выписке из стационара. Прошла курс лечения в стационаре, длительно наблюдалась амбулаторно.

По наблюдению через 5 летуспешно окончила школу, в ВУЗ поступать не стала, устроилась на работу в салон красоты.

Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или выраженные нарушения поведения, которые возникают внезапно у детей, не отличавшихся в развитии от сверстников, могут служить предвестником заболевания.

Шизофрения и страхи

Отдельно следует отметить страхи. Содержание страхов в подростковом возрасте бывает различным, приведём 2 клинических случая.

Мальчик, 13 лет. В развитии от сверстников не отличался. В возрасте 11-12 лет после просмотра передачи про микробов стал много размышлять о болезнях. В последний год крайне щепетильно относится к личной гигиене, по 3-4 раза в день принимает душ, часто моет руки, из-за чего кожа на руках трескается. Нередко заставляет родителей следовать его правилам личной гигиены, если они отказываются называет их “грязными”, говорит, что их грязь может “прилипнуть к нему”. Временами проявлял агрессию к дяде потому, что тот отказывался идти в душ. Стал хуже учиться, потому что в школе “грязные” дети и учителя, отказывался идти в школу. В течение года наблюдения стал высказываться, что “грязь”это “не совсем обычная грязь, а грязь душевная, которую могут передать мысленно”. Старался не думать о “плохих вещах”, создал систему ритуалов, которые защищали его от действия микробов. Из-за нарастания агрессивности был доставлен на осмотр к врачу-психиатру, направлен на госпитализацию.

Наблюдение в течение 5 лет, около 3-х лет непрерывно принимал лекарства, после 9-го класса поступил и окончил ветеринарный колледж, повторных госпитализаций не было. Остаётся не очень общительным и тревожным, взаимоотношения в семье наладились.

Мальчик, 13 лет. Развитие без особенностей. Рос ласковым, нежным, общительным, доброжелательным. В 12 лет внезапно стал следовать определённым ритуалам в быту и учёбенеобходимо было определённое количество раз поднести ложку ко рту перед тем как начать есть, не мог переступать сразу через порог, стал крайне медленно читать из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стал менее эмоциональным, имел истощенный, болезненный вид. Как выяснилось в беседе, основной мотивировкой нарушений был доходящий до абсурда страх сообщить неправдоподобные сведения. За 2 года симптоматика видоизменилась. Несмотря на активное лечение, ритуалы то возникали, то пропадали, в пиковые моменты подросток не мог нормально разговаривать, т.к. необходимо было соблюдать правила при формулировании предложений. С течением времени, на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в ВУЗ, успешно занимается музыкой.

В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптоматики на момент обращения, имели место положительные изменения в недалеком будущем. В момент начала болезненных проявлений в организме включатся различные формы психологической защиты. Именно они позволяют детям и взрослым справляться с симптомами на ранних этапах. Однако, следует понимать, что течение болезни имеет прогрессирующий характер, а защитные ресурсы организма не безграничны. Раннее получение специализированной психолого-психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что диагноз шизофрения – не приговор!

Абрамов Александр, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Добавить комментарий