Влияние ритмики на процесс коррекции у детей ЗПР
Для развития детей с ЗПР используются коррекционные методики, среди которых свое почетное место занимают и музыкально-ритмические занятия. Основная задача коррекционной ритмики – коррекция и развитие высших функций психики посредством использования музыки и тщательно подобранных упражнений.
Коррекционная ритмика для детей с ЗПР
Многочисленные исследования доказали глубокое эстетическое влияние музыки при ЗПР. Она позволяет:
- передать настроение и чувства;
- выразить эмоции;
- стимулировать детскую психику к восприятию окружающего мира за счет активизации потенциальных возможностей пациента в творчестве и музыкальной деятельности.
Доказано, что:
- Музыка мажорной тональности положительно влияет на ритм сердцебиения и дыхания, стимулирует работу мышц, а при прослушивании легкой и спокойной музыки дыхание становится равномерным и глубоким.
- Мелодию в минорной тональности полезно слушать при нервных перенапряжениях, неврастении, гипертонии. Правильно подобранная тональность и сочетание нот может помочь справиться с раздражениями, агрессией, чувствами ненависти и страха, может стимулировать познавательную деятельность и повысить работоспособность.
Занятия коррекционной ритмики обладают большим значением при ЗПР, так как основные проблемы при этом диагнозе – это нарушения в нервно-психическом складе и проблемы с работой опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев коррекционная работа направлена на развитие артикуляционной, ручной и общей моторики ребенка.
Для оптимального развития двигательной и психологической сферы, важно сформировать соответствующую психологическую базу, а именно развитие:
- чувства ритма;
- ручной и общей моторики;
- двигательной сферы;
- способности руководить своими желаниями;
- способности взаимодействовать с окружающими в игровой форме.
Коррекционная ритмика при ЗПР первым делом направлена на коррекцию двигательной сферы.
Статья в тему: Программа обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа курса ритмики для особенных детей 1 класса ЗПР рассчитана на 33 часа, а во 2 классе, 3 классе и 4 классе предусмотрено 34 часа занятий в год. Весь курс разделен на 4 направления:
- упражнения ритмико-гимнастического направления;
- упражнения ритмические под музыкальные инструменты;
- музыкальные игры и сказки;
- современные и народные танцы.
Каждый урок подразумевает выполнение занятий во всех направлениях, а в начале и в конце проводятся упражнения на расслабление, снятие напряжения и успокоение – так называемый релакс.
Книги по коррекционной ритмике
Для проведения коррекционной работы дома, рекомендуем ознакомиться с работами известных психологов и невропатологов:
- Бородина И. Г. и Касицина М.А. «Комплекс практических материалов для детей дошкольного возраста с ЗПР»;
- Смирнова Т.В. «Учебное пособие по логопедической ритмике»;
- Медведева Е.А. «Музыкальное воспитание детей с ЗПР и коррекционная ритмика»;
- Менегетти А. «Музыка души»;
- Михайлов С.Е. «Лечение больных музыкой».
Современные педагоги по коррекции поведения детей с ЗПР с помощью занятий ритмики предпочитают в своей работе использовать комплекс практических материалов от Бородиной и Касициной – набор коррекционных заданий и методик, предназначенный для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы книги адресуют ее родителям особых детей, музыкальным коррекционным руководителям, учителям-дефектологам и всем специалистам, которые занимаются становлением личности ребенка с ЗПР.
Влияние коррекционной ритмики на детей с ЗПР: отзывы
Коррекционная ритмика для детей с ЗПР относительно новое направление в лечении ЗПР, но уже активно обсуждается в сети.
Основная часть отзывов взята с сайтов: https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/443706016/ и http://www.musical-sad.ru/forum/8-181-2.
Положительные | Отрицательные |
Нам в этом году исполняется 5 лет, и мы будем переходить в группу, в которой коррекционная ритмика для детей с ЗПР внедряется не первый год. Уже посетили несколько пробных, ознакомительных заданий, сыну понравилось, посмотрим, как будет дальше. (Лена) | Впервые слышу о подобной методике, и от этого доверие к ней находится на нулевом уровне. (Зина) |
У нас малявка просто в восторге от занятий на ритмике, они там не только танцуют, но и разыгрывают мини-спектакли, постоянно развивают воображение, память, внимание, моторику и прочее. Я склоняюсь к тому, чтобы оставить ребенка в старшей группе садика еще на годик. (Алиса) | У нас дочь даже прислушиваться не начала к музыке, я уже молчу о том, чтобы как-то под нее двигаться и выполнять задания. Вообще не интересуется ни музыкой, ни мультиками, зато у нас хорошо пошла АВА- ТЕРАПИЯ… Каждому свое, пробуйте. (Галина) |
Хорошо, что в современных детских садах ввели инклюзивные группы и постепенно вводят разные коррекционные методики. Да, такое словосочетание, как ритмика при ЗПР сразу вызывает сомнение и скептическую улыбку, но, когда ты видишь, что ребенок не просто дурачится, а увлеченно повторяет что-то за руководителем, имитирует движения животных и даже выполняет минимальные танцевальные движения – знаете это прогресс, который не может не радовать. Попробуйте, хуже явно не будет. (Римма) | Я больше отношусь к категории людей, доверяющих классической медицине и годами проверенным методикам, к данному списку ритмика не относится, следовательно, мы пока обходим ее стороной, правда нам только исполнилось 4 года, возможно, я и передумаю потом, как знать. (Дарина) |
Нам только предложили походить в коррекционную группу по ритмике для детей с ЗПР, но я уже вдохновлена предвкушением наших сдвигов в восстановлении эмоционально-волевой сфере при ЗПР. (Вика) |
Вывод
Проект “Коррекционная ритмика для детей ЗПР” появился в дошкольных образовательных учреждениях недавно, но уже есть масса отзывов от родителей детей с ЗПР, которые увидели положительные результаты в развитии своих малышей.
Дети увлечены игровой, танцевальной деятельностью под музыку. Правильно подобранные композиции позволяют успокаивать, расслаблять и в тоже время стимулировать познавательную деятельность. Занятия способствуют улучшению моторики, памяти, восприятия и воображения – именно тех навыков, которых так не хватает “особенным” пациентам.
С какого возраста желательно начинать занятия по коррекционной ритмике?
Оптимальная возрастная категория 5-7 лет.