Пространственно-временные представления у детей с ЗПР

2

Пространственно-временные представления у детей с ЗПР

В процессе формирования целостности мира у ребенка, важную роль играет способность временной и пространственной ориентации. Особенно рекомендуется обратить внимание на данные навыки в процессе развития детей с ЗПР, так как эти представления у них формируются на фоне социальной, функциональной и органической недостаточности.

Пространственно-временные нарушения (ПВН) у детей при диагнозе ЗПР

ЗПР – это пограничная форма между личностной незрелостью и интеллектуальной недостаточностью. Позиционируется как нарушение негрубой степени познавательной сферы, временное отставание психического развития в общей степени или с учетом отдельных функций (волевых, эмоциональных, речевых, сенсорных или моторных). ЗПР не является клинической формой, это временное и поддающееся коррекции замедление темпа развития.

У детей данное отставание классифицируется как полиморфное нарушение сложной степени, при котором по-разному страдают элементы развития физической, психологической и психической деятельности.

Признаки ПВН

Дети с ЗПР все данные об окружающей среде получают исключительно на основе ощущений и понимания свойств. Также у них есть ряд трудностей относительно переработки полученной информации, способности воссоздать целостную картину на основе полученной информации. Что касается поведения, то они более апатичны, несколько заторможены или возбуждены, раздражительны, с проявлением негатива и эмоциональной неустойчивости.

Для того чтобы воспринимать информацию, детям с временной ЗПР необходимо намного больше времени (а с низкой способностью концентрировать внимание – это сделать сложно), как результат и наблюдается более медленное развитие.

Признаки ПВН у детей с ЗПР

У детей с особенностями психологического развития:

  • Наблюдаются трудности относительно процесса чувственного познания окружающего мира.
  • Они с особой сложностью воспринимают временные и пространственные представления, и еще труднее им оперировать ими в жизни.
  • Не всегда дети могут ориентироваться в своем теле, например, не могут осознать понятия «перед-позади», «под-над», «лево-право».
  • Заметны нарушения пространственного восприятия, и не только в практической, но и в словесной форме.

При ЗПР пациенты часто не могут разграничить понятия «месяцы» и «времена года», не могут конкретно описать их отличительные признаки. Например, при демонстрации картинок с временами года дети легко называют лето и зиму, сложнее им определится с осенью и весной, ведь у данных времен года очень много схожих характеристик и явлений.

Некоторых детей в тупик ставит вопрос о дате и месяце рождения.

Развитие пространственно-временного представления при ЗПР

У детей с ЗПР развитие пространственно-временных навыков – это трудоемкий и длительный процесс, который желательно провести в возрасте 4-6 лет. Именно в этом возрасте у детей формируются понятия «день-ночь», «дни недели», «выходные и рабочие дни», «времена года», «утро-обед-вечер», прорабатывается «режим» ребенка –это целом и является формированием временных представлений.

В некоторых случаях дети с диагностированным ЗПР не выполняют то или иное задание на развитие пространственного или временного представления по причине отсутствия навыка организации своей деятельности, хотя, с точки зрения интеллектуального развития для них это задание вполне выполнимо. Именно в таких случаях рекомендуется проводить не групповые, а индивидуальные занятия.

Педагоги в период проведения коррекционной работы опираются на индивидуальный набор навыков и умений ребенка. В любом случае, начинается работа в двух направлениях:

  • Развитие навыка наблюдения и умения анализировать увиденное.
  • Развитие навыка определять признаки явлений, предметов и прочего.

Параллельно с педагогами-корректорами работают и дефектологи, которые проводят ознакомительную работу со всеми временными и пространственными понятиями.

Процедура наблюдения производится в системном порядке, иными словами занятия на развитие пространственных и временных представлений у дошкольников и школьников с ЗПР проводятся каждый день:

  • методом наблюдения погоды за окном;
  • соблюдением режима;
  • за счет изучения картинок;
  • демонстрации мультфильмов;
  • демонстрации красочных презентаций;
  • использования конструкторов для моделирования ситуаций;
  • занятий труда и ИЗО.

В процессе работы используются следующие формы:

  • прослушивание мелодий, которые будут характеризовать то или иное время года;
  • сезонные игры с использованием соответствующих природных материалов;
  • дидактические игры;
  • сравнение в процессе беседы;
  • использование демонстрационного материала и применение полученных знаний на практике;
  • процесс наблюдения на прогулках, анализ и сравнение с увиденным вчера или неделю назад;
  • эксперименты.

Основные цели коррекционной работы:

  • обогатить словарный запас ребенка;
  • сформировать временные представления;
  • развить навык связно в словесной форме выражать свои мысли и идеи;
  • развить интерес к познанию нового;
  • сформировать навык составлять рассказы на указанную тему.

Планирование занятий на развитие временных представлений у дошкольников при ЗПР (для детей 4-6 лет)

Программа рассчитана на два года обучения. Весь процесс условно разделен на 13 блоков (6 блоков на первый год и 7 – на второй).

За первый год занятий проводится работа в следующих направлениях:

  1. Времена года.
  2. Гербарий и творческие работы с ним (собираем картины, поделки, букеты).
  3. Сравнение времен года, учитывая изученные в первой теме характеристики.
  4. Разбор нелепых ситуаций по принципу «Бывает-не бывает».
  5. Игровая деятельность с учетом временных понятий.
  6. Учимся коллективному анализу и взаимодействию в группе.

Развитие пространственно-временного представления при ЗПР

За второй год проводятся темы:

  1. Времена года – характеристики, которые должен знать ребенок в 6-7 лет.
  2. Занятия с рабочей тетрадью – собрание заданий на развитие логики, мышления, восприятия визуальной информации и прочее.
  3. Занятия на развитие моторики с использованием природных материалов (по сезону).
  4. Развитие логического мышление за счет исследований последовательности времен года (учимся составлять логические цепи с учетом выученных в первой теме характеристик).
  5. Развитие навыка составлять рассказ на пространственные или временные темы, опираясь на полученную информацию и опыт.
  6. Месяцы и дни недели.
  7. Понятие «сутки» и «последовательность дней недели».

В процессе работы задействуют разные формы и методы обучения, которые стараются как можно чаще менять, чтобы увлечь ребенка, мотивировать его и сфокусировать его внимание на прохождении заданий.

Развитие пространственно-временных понятий у детей с ЗПР: отзывы

На форумах активно ведутся обсуждения разных методик развития пространственно-временных понятий у детей с ЗПР.

Мы проанализировали их и отобразили в таблице.

Первоисточники: https://www.drlevit.com/video.html?gclid=Cj0KCQjwyoHlBRCNARIsAFjKJ6CLmfRXIJLKGWdbC16v0M6JbQMVeDePiYOr5Sw_LBqcoV6z6ocq45oaAk2rEALw_wcB#c41

http://www.drlevit.com/questions.html?gclid=Cj0KCQjwyoHlBRCNARIsAFjKJ6DCRg_4RoYvQUyncBmhVzA8O6EItg74bOW5jgxCdIyfZW4KRd2Q4E0aArIkEALw_wcB

 

Положительные Отрицательные
Я очень долго наблюдала за своей дочерью. Все мне не давало покоя, что определенные навыки и умения у нее развивались настолько с опозданием и с трудом, а когда исполнилось 3 года мы начали изучать дни недели, точнее, когда папа на работе, а когда выходной, потом, где верх игрушки, а где низ и т.д., и тут у нас был ступор.

Она реально не понимала, почему папа то ходит на работу, то нет, почему игрушку надо ставить так, а не вверх тормашками и т.д. Я запаниковала и пошла к психологу, который нам диагностировал легкую форму ЗПР, посоветовал посещать индивидуальные занятия у дефектолога и коррекционного педагога, а также иппотерапию, АБА-терапию и дельфинотерапию. Нам скоро исполнится 5 лет, и мы уже знаем все, что касается времен года, дней недели, пространственного расположения предметов и самое главное, она может самостоятельно составить мини-рассказ.

Правду говорят, все должно быть своевременным. Внимательно смотрите за своими крохами, не упустите важность момента. (Юля)

Нас лично из-за проблем с временными понятиями отказались брать в детский сад, хотя инклюзивные группы уже работают. Пришлось самостоятельно искать программы и занятия, для того чтобы сформировать у ребенка целый ряд понятий.

Хорошо, что сама педагог (правда, математики в старших классах), и смогла разобраться во всех образовательных процессах самостоятельно. Жалко, что к нашим деткам относятся до сих пор с отторжением, о какой социализации тут может идти речь. (Ольга)

А мы вот в садике так и не смогли временные навыки сформировать, а вот в первом классе нам поставили кроме основных уроков, еще и дополнительные, на которых проводились занятия и на развитие мелкой моторики, и памяти, и логики, и внимания и все это связывая с временными понятиями.

Ко второму классу мы наконец преодолели этот барьер, теперь только закрепляем навыки. Важно все проводить систематически и подобрать квалифицированного педагога! (Ульяна)

Мы очень поздно начали работать над проблемой временной и пространственной дезориентации (с первого класса), так как в основном находились дома и не посещали дошкольные учреждение, и как результат мы столкнулись с массой проблем, учебный процесс давался очень сложно.

Пришлось забрать сына со школы и походить год в развивающий центр и поработать с дефектологом и психологом, для того чтобы этот барьер преодолеть. Да, сынуля пошел повторно в первый класс уже практически с 8 лет, зато нет явного отставания. Правду говорят, все надо делать своевременно. (Рита)

За 2 года вполне можно у ребенка с ЗПР развить пространственно-временные представления. Просто да, это сложно для родителей как физически, так и морально, ведь на прогулках постоянно ведутся беседы, сочиняются рассказы, изучается каждая мелочь, вплоть до жучков-червячков и так каждый день без выходных и праздников, я уже молчу о работе дома: лепка, аппликация, рисование, и прочее. Хотите полноценно развитого ребенка – все в ваших руках, никогда не надейтесь на педагогов или врачей. (Виктория) У нас в группе есть мальчик, который путает все и лево-право, и верх-низ, и коверкает названия времен года, месяцев, переставляет дни недели. Да, я понимаю, что это он не специально, вот только наши дети начали ему подражать, им от этого весело, а нам от этого как-то не очень.

Я против, чтобы дети с ЗПР ходили в общие группы, это пагубно сказывается на развитии здоровых детей. Для этих целей всегда были специальные центры, где и специалисты опытнее, и есть весь спектр материалов и приспособлений для полноценного развития. (Нина)

Мы сумели освоить временные понятия и навыки, а также научились ими пользоваться с помощью логопеда-дефектолога и воспитательницы в детском саду. Настолько у этих женщин развито воображение, каждое их занятие пропитано профессионализмом и интересными заданиями, что даже наш сын, который не мог и 3 минут посидеть на месте, увлеченно выполнял все задания (занятия длились от 30 до 60 минут).

На всех занятиях разрешается присутствовать родителям, чтобы мы понимали. Какую работу надо проводить с детьми на выходных и в праздничные дни. Да, дома у нас целая комната с развешанными картинками, целая библиотека книг, карточек, несметное количество игрушек на развитие моторики, логики и памяти. Самое главное, что все это дает результаты, и решаются проблемы со всеми особенностями при задержке ЗПР. (Дарина)

Чтобы правильно развивать пространственные и временные навыки в детских садах, надо сначала обучить этим всем методикам педагогов. У нас лично в саду воспитательнице уже 70 лет, что она там будет развивать, а другого детского сада нет, у нас поселок маленький. Вот и приходится только в домашних условиях проводить занятия, чтобы хоть как-то подготовить дочь к школе и не усугубить и так существующие проблемы. (Аня)
Дома ребенка с ЗПР держать глупо, важно выбрать специализирующиеся на развитии и коррекции психических задержек детские учреждения и развивать крох в разных направлениях. Мы посещаем все творческие кружки, ходим на пение и на танцы, развиваем всесторонне ребенка, да, дается все с трудом, зато все в комплексе помогает. И это факт, плюс ко всему большую роль играет социализация, дома вы не сможете социализировать ребенка, как ни крути. Так что, чтобы вам не говорили, с ребенком надо РАБОТАТЬ… (Наталья) Методик много. В интернете прям все так хорошо расписано, а на практике, к сожалению, не все так радужно, возможно все зависит от ребенка и формы ЗПР, не знаю. Но мы уже 3 месяца пытаемся научиться по картинкам различать времена года – это просто выматывает, а все специалисты просто разводят руками, а некоторые говорят, что это я тороплюсь и пытаюсь впихнуть в сына ненужную для его возраста информацию (нам, на минуточку, уже 5 лет). Какая же все-таки у нас несовершенная медицина… (Лиля)

Выводы

Комплексный подход к коррекционной работе по формированию пространственно-временных представлений позволяет:

  • существенно повысить уровни умений, навыков и знаний;
  • ориентироваться в окружающем мире за счет наблюдения и анализа.

Дети с нарушением временного восприятия без целенаправленной коррекционной помощи будут сложнее овладевать всеми важными для целостного формирования личности навыками.

Как показывают многочисленные практики и отзывы родителей, если начать работу в раннем дошкольном возрасте, то в школе данные проблемы будут малозаметны и не будут создавать препятствия в изучении нового материала.

Видео – Речевое развитие ребенка

2 комментария для “Пространственно-временные представления у детей с ЗПР

  1. Ко может диагностировать ЗПР у ребенка, а именно нарушение пространственно-временного представления, и с какого возраста лучше обратиться к врачу?

    1. Диагностикой занимается либо невропатолог, либо детский психолог, либо логопед-дефектолог. Обычно проявляется задержка в развитии с 3-летнего возраста, но все признаки индивидуальны. Заподозрили что-то, проговорите свои подозрения педиатру или узкому специалисту.

Добавить комментарий