Як навчити дитину читати з аутизмом

Как понять, что у ребенка аутизм?

Детский аутизм

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Аутизм – так и звучит диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», — говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя — обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?

Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

Возраст ребенка

Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

  • с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;
  • начинает узнавать предметы и людей;
  • улыбается при звуке вашего голоса;
  • начинает улыбаться при общении;
  • поворачивает голову на звуки.
  • начинает реагировать на эмоции окружающих людей;
  • может находить не тщательно спрятанные предметы;
  • изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;
  • тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;
  • выражает радость или недовольство голосом;
  • произносит наборы звуков.
  • начинает охотно подражать окружающим;
  • становится очевидным, что ребёнок вас понимает;
  • может находить спрятанные предметы;
  • реагирует на «нельзя»;
  • изображает простые жесты, например, может указать на предмет;
  • «разговаривает» сам с собой на разные лады;
  • может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;
  • реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.
  • подражает поведению окружающих;
  • радуется обществу других детей;
  • понимает многие слова;
  • находит тщательно спрятанные предметы;
  • указывает на называемые картинки и предметы;
  • начинает сортировать предметы по форме и цвету;
  • начинает играть в простые игры с воображением;
  • начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;
  • может выполнять простые поручения;
  • может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».
  • начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;
  • может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;
  • сортирует предметы по форме и цвету;
  • сопоставляет предметы с картинками;
  • выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;
  • пользуется простыми предложениями при общении;
  • правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);
  • начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?

Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.

Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.

Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.

Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.

Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.

Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.

Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.

Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.

Вопрос-ответ. Как помочь неговорящим детям с аутизмом научиться читать?

Рекомендации психолога о том, как развивать навыки чтения у невербального ребенка с аутизмом

«Вы можете посоветовать, как учить читать неговорящего ребенка 8 лет? Он может строить предложения с помощью устройства для вспомогательной коммуникации».

На вопрос отвечает психолог Шарлотта ДиСтефано из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, США. Доктор ДиСтефано работает над исследованием по выявлению механизмов работы мозга, связанных с языком и грамотностью у минимально вербальных детей с аутизмом. Цель исследования – научиться разрабатывать индивидуальную терапию и образовательную программу, которая будет наилучшим образом соответствовать потребностям каждого ребенка.

Я так рада, что вы задали этот вопрос. Многие люди ошибочно считают, что если дети не могут говорить, то они не смогут научиться читать. Это, безусловно, не так!

Два года назад я опубликовала результаты маленького исследования по эффективности программы обучения чтению, адаптированной для минимально вербальных детей 5 и 6 лет. Все ученики продемонстрировали улучшение понимания читаемых им историй и взаимодействия во время чтения. К сожалению, у нас очень мало исследований о навыках чтения (грамотности) среди минимально вербальных детей с аутизмом. По этой причине мы до сих пор не знаем, как часто невербальные или минимально вербальные дети с аутизмом могут читать или обладают способностью научиться чтению.

Однако многие родители и специалисты могут рассказать вам о детях, которые смогли научиться читать несмотря на то, что они не могли использовать устную речь. Мы знаем, что это возможно. Что на самом деле удивительно, так это то, что многие из этих детей сами учат себя читать – потому что никто не обучал их чтению целенаправленно.

Я работала с несколькими минимально вербальными или невербальными детьми, которые смогли продемонстрировать свою способность читать. Даже если ребенок не может читать вслух, он может продемонстрировать навыки чтения: сопоставлять слова и предложения с картинками, печатать слова, верно указывать на слова в книге, которую читает взрослый.

Одно из основных затруднений в обучении чтению минимально вербальных детей сводится к тому, что традиционные методики обучения очень сильно полагаются на устную речь. Вероятно, вы помните, как в первом классе вы сами учились читать с опорой на чтение вслух: учились воспроизводить звуки, которые обозначаются буквами. Затем дети учатся, как объединять такие звуки в слова.

Однако если ребенок почти не говорит или не говорит совсем, то такой способ обучения не подходит по очевидной причине. Как может ребенок «озвучивать» слова, если у него проблемы с артикуляцией звуков речи?

По счастью, есть методики развития грамотности, которые не полагаются на устную речь ребенка.

1. В первую очередь, я рекомендую как можно чаще читать вашему ребенку! Мы знаем, что чтение детям способствует как развитию речи, так и развитию грамотности. Одна из главных составляющих чтения — диалог между взрослым и ребенком, когда они обсуждают то, что они читают.

Хотя минимально вербальные дети не могут поддержать разговор о книге устно, они могут взаимодействовать со взрослым и быть читателями невербально.

Поощряйте и подсказывайте ребенку взаимодействовать с историей, которую вы читаете. Он или она может использовать игрушку, напоминающую кого-то из персонажей, проигрывая действия. Кроме того, ребенок может указывать на иллюстрацию в книге или на какой-то символ, который вы распечатаете специально для вашего чтения.

2. Используйте невербальное интерактивное чтение. Когда вы читаете ребенку, предоставляйте ему возможности, чтобы невербально реагировать на прочитанное. Вот несколько идей для того, что может делать ребенок во время чтения:

— Ведите пальцем под тем текстом, который вы читаете. Затем начинайте просить ребенка указывать на читаемые слова.

— Просите ребенка переворачивать страницы в нужное время.

— Дайте ребенку игрушки или предметы, с помощью которых он сможет воспроизводить действия, описанные в книге.

— По очереди имитируйте то, что делают персонажи.

Эти и похожие занятия помогут ребенку взаимодействовать с книгой без устной речи.

3. Обсуждайте прочитанное с помощью альтернативной коммуникации. Приятно слышать, что ваш ребенок может пользоваться альтернативной и вспомогательной коммуникацией с помощью устройства. Это устройство можно использовать для взаимодействия с вами и книгой во время совместного чтения. Перед чтением новой книги убедитесь, что в системе достаточно изображений, отражающих смысл прочитанного. Настройте устройство так, чтобы там были изображения с подписями, которые позволят вам обсуждать с ребенком то, что происходит в истории. Например, если вы собираетесь читать книгу про вечеринку в честь дня рождения, то загрузите символы с подписями «вечеринка», «подарки», «торт» и «шарики». Когда читаете историю или книгу, то используйте символы, чтобы обсудить персонажей или действия.

Альтернативная коммуникация сама по себе — это отличная возможность для развития грамотности. Убедитесь, что устройство показывает слова под каждой картинкой. Это поможет вашему ребенку ассоциировать написанные слова с предметами и действиями.

По мере того как ваш ребенок будет привыкать к напечатанным словам, я предлагаю постепенно уменьшать размер сопровождающих их рисунков и увеличивать размер текста. Когда он начнет распознавать текст, вы можете попробовать удалить картинки полностью.

3. Учите ребенка чтению и письму с помощью программы для генерации речи. Компьютерные программы, которые озвучивают напечатанный текст — это еще один отличный способ развивать грамотность. Я работала с минимально вербальными детьми, которые, глядя как я программирую новые слова в их устройствах, неожиданно начинали выбирать для себя картинки и печатать то, что они хотят сказать! Поскольку мы даже не знали, что эти дети могут читать, то мы были просто поражены! И как только они поняли, что они могут печатать выбранные слова, они стали гораздо более самостоятельными в своей коммуникации.

Возможно, что сейчас ваш ребенок не может печатать слова, но позвольте ему наблюдать, как вы программируете новые слова в программе. Объясняйте, что вы делаете. Возможно, он удивит вас и начнет печатать то, что он хочет сказать.

5. Тренируйтесь в грамотности везде, где бываете. Я также рекомендую читать надписи вместе с ребенком, в первую очередь, это относится к знакам безопасности. Это может стать частью ваших прогулок или поездок. Это может быть название вашей улицы, магазина, дорожный знак, обозначения входа и выхода. Примеров может быть много.

Если подвести итоги, то вы можете поддерживать развитие грамотности у минимально вербального или невербального ребенка с аутизмом, если вы:

— предоставляете ребенку возможности взаимодействовать с историей и другой письменной информацией в той степени, в какой это только возможно

— учите его распознавать слова в сочетании с картинками или символами

— демонстрируете ему, как программировать символы в его устройстве

— читаете вместе надписи, особенно знаки, связанные с безопасностью, когда находитесь вне дома

— предоставляете ему возможность печатать слова самостоятельно, когда он к этому готов

Я хочу еще раз поблагодарить вас за этот вопрос. Я надеюсь, что эти советы окажутся полезными для вас, вашего сына и других читателей.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Як правильно виховувати дітей з аутизмом

Що не можна в жодному разі робити у вихованні дитини з аутизмом, як її підготувати до школи та садочку та чи потрібно іншим дітям пояснювати про аутизм – читайте у матеріалі Здоров’я 24.

Ми поспілкувалися Інною Сергієнко – мамою 13-річного Міші й засновницею міжнародної громадської організації «Дитина з майбутнім» та її донькою Іриною (директором організації з розвитку). Інна цю організацію створила заради сина, у якого – аутизм.

Як виховувати дитину з аутизмом?

Ось декілька правил від Інни Сергієнко.

1. Розмови – потім. Спочатку навчіть дитину комунікації.

2. Створіть в дитині внутрішню мотивацію заговорити

Реабілітація та соціалізація дитини з аутизмом дуже залежить від батьків. Коли дитина не говорить, батькам доводиться працювати в режимі радіо. Інна робила так близько 2,5 років. Постійно говорила з сином: «Зараз ми беремо тюбик, з нього вичавлюємо пасту…», «Ми зараз ідемо вулицею, іде сніг. Сніг – це…».

Дітям з аутизмом не можна брехати

«Перед сном я йому розповідала, що коли він почне говорити, ми з ним будемо гратися в такі-то ігри зі словами, йому буде легше говорити з іншими дітками, що мені важлива його думка. Дитину з аутизмом, як і дорослого, треба змотивувати! Вони не роблять щось, не розуміючи навіщо», – згадала Інна.

3. Шукайте причини поведінки дитини, не дивіться лише на наслідок

Важливо сформувати правильне ставлення батьків до дитини й того, що вона робить, тоді в малюка може бути успіх. Експертка пригадує, як після однієї з її лекцій про аутизм до неї підійшла мама й розповіла, що дитина ходить весь час під парканом і треться об нього рукавом: «Я сто разів вже йому про це казала, а він робить мені на зло».

Інна порадила мамі привчати малечу спочатку торкатися рукою до загорожі потім паличкою, і поступово він навчиться обходитись без таких дій. Діти з аутизмом з самого початку про світ нічого не знають, їм треба з нуля сформувати своє уявлення.

Окрім розмов та ігор, вона дивилась з Мішею відео на Youtube і пояснювала, що у ролику відбувається. Так вчила сина соціальним ситуаціям. Та дивились реаліті-шоу:

«Я б в житті таку передачу не показувала 7-річній дитині, але, де я знайду соціальні ситуації такого плану? А йому потрібно зрозуміти, чому дівчинка скандалить, де вона неправа, де тато. Так закладаються моделі поведінки. Так можна робити з кіно, мультфільмами. Важливо не те, що дитина дивиться, а з ким дивиться і як події їй коментують», – розповіла Інна.

Потрібно зрозуміти причини поведінки дитини

Що не можна робити у вихованні дитини з аутизмом?

1. Брехати.

Люди з аутизмом можуть сприймати все буквально. Вони не вміють брехати, ці діти чесні. Наприклад, якщо грають у лови, то ловити в наступному колі має той, хто останнім добіг, бо такі правила. А якщо лідер групи не хоче бути ловою, і хоче під себе поміняти правила, починається сварка.

Ці речі дуже важливі для людей з аутизмом. Обманули їх – все, довіра втратилась. Вони не бачать сенсу у брехні.

«У них і так багато часу іде на те, щоб у свідомості інформацію зібрати, запакувати й видати назовні, а тут ще треба щось зверху придумувати. Нащо? Так само є багато тем, які вони не розуміють, чому вони табуйовані. Чому не можна запитати про смерть? Чому не можна сказати бабусі, що вона старенька?», – розповіла Ірина Сергієнко.

2. Ховати дитину від суспільства.

Іноді поведінку дітей з аутизмом важко сприймає суспільство. І через це сім’я замикається в собі. Може не гуляти там, де є інші діти. Одна мама писала Інні: «Я думала, що все, сприйняла вже… Прийшли до нас гості, а мені було соромно показати дитину, що от він в мене такий».

У мами – порив захистити дитину. Але якщо мама відповідає за дитину, хіба дитина має потребу говорити? Якщо дитина ще не може відповісти, має принаймні розуміти, що це її питають: щоб дитина говорила, її треба «стимулювати». В їхній голові мова – зайве завдання.

Не можна недооцінювати інтелект дитини

Коли Міша тільки почав говорити, Інні довелось перестати розуміти жести сина, щоб він вчився говорити. Вона радить створювати дитині напругу, але в кордонах, які малюк здатен подолати й відчував свої успіхи. Наприклад, якщо може сказати два слова: «Дай сік», потрібно запитати третє: «Який сік?».

3. Спілкуватися з дитиною тільки в стилі принеси/подай.

Ірина пригадує, як одна мама скаржилась їй: «Моя дитина не говорить». Експертка її питає: «А ви з нею розмовляєте?». – «Так». Тоді Ірина просить вирізати з цих розмов зауваження і все те, що дитині кажуть зробити. І так виявляється, що з дитиною не розмовляють, а тільки наказують. І тому вона не говорить, бо не розуміє для чого це їй.

4. Недооцінювати інтелект дитини.

Буває, батьки спілкуються з 6-7-річною дитиною з аутизмом, як з трирічною: «А куди ми піднімаємося: вверх чи вниз?». – «Вверх, молодець!».

«Сенс тоді дитині з вами говорити? Їй нецікаво. Вже треба питати, чого листя зелене, як машини їздять, марки машин може, чого йде дощ, звідки вода береться», – пояснила Ірина

Як підготувати дитину з аутизмом до дитячого садочка?

Потрібно якомога раніше готувати до садка і ні в якому разі не ховати дитину від людей. Малюка слід готувати до інклюзії, до середовища, в яке він піде.

Зрозуміти, чи він готовий – просто. Так, є проблеми, але якщо дитина знає порядок в садочку, вміє трішки себе контролювати, не заважає іншим – може іти.

Як підготувати дитину з аутизмом до школи?

Чим більше дитина з аутизмом знатиме наперед, тим більше буде готова. Такі люди зовсім по-іншому збирають інформацію. Наприклад, коли ми з кимось розмовляємо, нам не важливо, що в цей момент на стелі чи які фото на столі.

Працює фільтр в голові, а людина з аутизмом з самого початку не знає, що їй важливо, а що – ні. Вона має сама скласти свою картину світу. А щоб укомплектувати нову інформацію, потрібен час. Вечорами Інна обговорює з Мішею філософські теми, і якщо він чує зовсім нову інформацію, каже: «Почекай. Мені треба нову інформацію вкласти в себе” і залазить підковдру.

Є діти, які без попередньої підготовки адаптуються у школі за тиждень, а є, яким слід починати підготовку і за пів року. Кожен випадок слід розглядати окремо.

Для дітей з аутизмом надважливими є хороші стосунки з вчителем. Якщо дитину не приймає вчитель, вона це відчуває, клас теж, і позитивного результату не буде. Кожна дитина з аутизмом має свої індивідуальні потреби, а вчитель не має часу з ними розбиратися. І це проблема.

Іншим дітям необов’язково знати про діагноз

Підготувати середовище для дитини – теж дуже важливо. В Інни є домовленість з вчителями. Якщо Міші погано чи він просто недобре себе почуває, може встати й вийти на коридор.

З музикою буває важко. Хоч Міша і грає на фортепіано і співає, витримати хоровий спів для нього – занадто. Тому він часом виходить з класу.

Як пояснити іншим дітям, що таке аутизм?

Якщо дитина функціональна і не сильно відрізняється від інших, можна тільки підкреслити сенсорику. Щоб пояснити стан дитини іншим дошкільнятам чи молодшим школярам, можна обіграти його особливості, не називаючи діагноз.

За словами Ірини, ідеально – знайти активного малюка, що допоможе ввести дитину з аутизмом у суспільство. В Перу так роблять, в Англії є схожий варіант. Старшокласникам аутизм слід пояснити просто, що це – інша будова мозку. І що є відомі люди, які мали аутизм. Так кажуть про Стіва Джобса, наприклад.

«Як тільки відкривають діагноз дитини, зіштовхуємося з проблемою, що дитині на лоба одразу ліплять мітку. Якщо дитина з аутизмом добре соціалізована і не сильно відрізняється від інших, краще максимально уникати слів «аутизм», «діагноз» і тому подібне. Краще казати, що тут він чутливий, а тут багато хворів, мало спілкувався, і треба трішки довчитися», – розповіла Ірина Сергієнко.

Більше новин, що стосуються лікування, медицини, харчування, здорового способу життя та багато іншого – читайте у розділі Здоров’я.

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.