Заикание как научиться контролировать скачать

Уильям Перри: Заикание: как научиться контролировать

Аннотация к книге «Заикание: как научиться контролировать»

Вам непонятно, что такое заикание и как его лечить? Перед вами книга о заикании, написанная простым, доступным непрофессионалу языком. Автор собрал под одной обложкой все, что известно о данной проблеме, и теперь у нас есть уникальная общая картина этого явления. Книга проливает новый свет практически на все составляющие алгоритма заикания — его причины, его парадоксы (к примеру, почему в некоторых случаях оно усугубляется, а в других нет). В ней подробно освещаются самые разные виды терапии. И наконец, предлагается экспериментальный метод самолечения с целью нейтрализовать вредоносный механизм, разорвать порочный круг заикания и вернуть заике врожденную плавность речи.

Хорошая редакция книги — переведена так, что читается на одном дыхании.

Автор приводит свою гипотезу возникновения заикания, досконально описывает этот процесс, критически рассматривает существующие приёмы лечения недуга и предлагает свою стратегию на основе выдвинутой гипотезы.

Гипотеза проста: в момент ступора активируется так называемый аппарат Вальсальвы, а возникающий при этом спазм гортани является нормальным физиологическим явлением; однако этот самый спазм не даёт воздуху из.

Хорошая редакция книги — переведена так, что читается на одном дыхании.

Автор приводит свою гипотезу возникновения заикания, досконально описывает этот процесс, критически рассматривает существующие приёмы лечения недуга и предлагает свою стратегию на основе выдвинутой гипотезы.

Гипотеза проста: в момент ступора активируется так называемый аппарат Вальсальвы, а возникающий при этом спазм гортани является нормальным физиологическим явлением; однако этот самый спазм не даёт воздуху из лёгких свободно выходить через гортань и находящиеся в ней голосовые связки при говорении. Соответственно, чтобы говорить свободно, необходимо научиться деактивировать аппарат Вальсальвы. Как — рассказывает автор.

Всё мне кажется в этой теории замечательно, кроме предположения автора о том, что заика воспринимает слова как нечто, что нужно выдавить из организма при помощи аппарата Вальсальвы. По себе скажу, что у меня в большинстве случаев проблема с произношением возникает, как я сам замечаю, от недостаточно выделенной энергии на это. Чтобы оформить мысль в словах, необходимо приложить усилие, помощь в котором, по всей видимости, мне «оказывает» активирующийся аппарат Вальсальвы. В большинстве других моментов я согласен с автором.

Видно, что Уильям Перри изучил множество материалов, прежде чем написать книгу. Но было бы здорово с его стороны дать в тексте ссылки на эти материалы, а то при словах «по мнению экспертов» возникают сомнения в утверждаемом. Скрыть

Формы и стадии заикания у детей

Заикание характеризуется нарушением темпа и ритма речи. Причина — повторяющиеся судороги мышц артикуляционного аппарата. В зависимости от формы заикания будет различная клиническая картина, а также коррекционная программа. В статье разберем характерные особенности каждого вида нарушения.

Симптомы заикания

Заикание сопровождается нарушением ритма речи вследствие неоднократного повторения элементов речи, непроизвольных пауз. Характерны нарушения ритма движений всего тела, или отдельно рук, головы, ног.

В речи обращается на себя внимание замена трудных звуков, логофобия (боязнь разговаривать), остановки в речи. Ребенок старается меньше разговаривать, у него появляются болезненные реакции на свое состояние. Перед разговором сильно волнуется, отчего расстройство речи становится более выраженным. Это накладывает отпечаток на характер: дети становятся нелюдимыми, иногда агрессивными, обидчивыми, раздражительными.

Дети с такими проблемами должны быть осмотрены неврологом, логопедом, психологом или психиатром. В зависимости от типа заикания применяются различные виды коррекции: занятия с логопедом, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная гимнастика, медикаментозное лечение различными группы лекарств.

Механизм развития нарушений заключается в спазматическом сокращении структур, которые участвуют в формировании речи. Спазматические сокращения возникают по той причине, что в двигательных речевых центрах, которые находятся в головном мозгу, образуется избыточное возбуждение структур. Оно распространяется на соседние дыхательные центры и центры, отвечающие за эмоции.

В зависимости от уровня поражения выделяют спазмы:

  • артикуляционные — страдают мышцы языка, губ, мягкого неба. Когда болезнь изолированно поражает только эти органы, заикание называют артикуляционным. Может сопровождаться перекашиванием лица;
  • голосовых связок, при котором затрагивается гортань, при сокращениях ее мышц возникает признаки, напоминающие икоту. Голос прерывается или совсем исчезает;
  • дыхательные — при этом «сбивается» дыхание, из-за чего возникает ощущение нехватки воздуха. Пациент среди разговора делает резкий вдох и возникает пауза.

Формы заикания у детей

Существует несколько классификаций, которые учитывают различные аспекты расстройств речи.

В зависимости от характера нарушения речи выделяют следующие виды заикания:

  • тоническая форма заключается в растягивании звука, ребенок может делать паузы. Ему трудно начать слово или предложение, лицо и шея напрягаются;
  • клоническая форма характеризуется повтором слогов, слов, который возникает перед произношением сложных звуков;
  • смешанная форма сопровождается и повторами, и паузами.

Клинические формы заикания в зависимости от выраженности судорог:

  1. Легкая форма — детки заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказываться, в спонтанной речи. Нарушение легко поддается коррекции;
  2. Средняя — в спокойном состоянии малыши говорят легко и редко заикаются. При эмоционально-стрессовом состоянии, в монологической и диалогической речи появляется заметные запинки;
  3. Тяжелая форма — маленькие пациенты заикаются постоянно, появляются непроизвольные движения различных частей тела и психопатические реакции. Запинки случаются во всех видах речи. В самых сложных случаях коммуникация становится практически невозможной.

Типы заикания с учетом причины: невротическое и неврозоподобное. Их отличительные характеристики отражены в таблице заикания:

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Активность речи

Тип судорог

Чаще дыхательные и голосовых связок

Чаще артикуляционные спазмы

Темп речи

Звукопроизношение

Часто дислалия, редко дизартрия

Выразительность речи

Обычно невыразительная, монотонная

Моторика

В целом обычная

Неуклюжесть, непонятный почерк, вялая мимика, скованность и однообразные движения

Раздувание крыльев при разговоре

Сопутствующие движения

Часто встречаются, их характер различный

Очень часто встречаются и однообразны

Фиксация на проблемных звуках

Меньше, чем при невротическом типе

Течение заикания

Волнообразное, на выраженность симптомов влияет тяжесть стресса

Практически постоянное, с ухудшением при утомлении, речевой активности

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

Мотивация при коррекции

Обычно высокая, порой чрезмерная

Кроме того, для неврозоподобного заикания характерны психические нарушения, изменения в рентгенограмме черепа, электроэнцефалограмме.

Следующая клиническая классификация заикания учитывает характер течения болезни:

  • волнообразный — болезнь усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но полностью никогда не исчезает;
  • постоянный — клинические признаки присутствуют постоянно;
  • рецидивирующий тип — болезнь возникает повторно после исчезновения.

Стадии заикания у детей

Заболевание развивается постепенно. В зависимости от течения заикания выделяют 4 стадии.

1 стадия — это начальные проявления, когда запинки в речи появляются периодически, обычно в моменты волнения, они не выраженные и не мешают ребенку разговаривать. Из-за непостоянства симптомов родители не обращаются к врачам, а болезнь переходит в следующую стадию.

При 2 стадии затруднения речи возникают часто — даже в спокойной обстановке. Не только родители, но и сам ребенок начинает осознавать наличие проблемы.

3 стадия характеризуется устойчивой патологией речи, к которой присоединяются характерные навязчивые движения рук, ног или головы. Малыш начинает заменять сложные слоги и слова более простыми, активно использует жестикуляцию, междометия, лишь бы не заикаться. Словарный запас из-за этого ограничен.

При 4 стадии появляется логофобия — боязнь разговаривать. Это заикание высокой степени, при которой у пациента наблюдаются стойкие комплексы, отказ от общения даже с домашними, стремление к одиночеству. Чаще всего он диагностируется у подростков и взрослых, которым вовремя не была оказана помощь.

Чем раньше начать коррекционную программу при различных видах заикания, тем выше вероятность выздоровления. Поэтому важно обратиться к врачу сразу же, как обнаружили патологию: оптимально — в дошкольном возрасте. После терапии дети начинают нормально разговаривать, без пауз, запинок и повторений. В школе они хорошо усваивают школьную программу, и учатся наравне со сверстниками.

Если запустить болезнь, расстройство речи приобретает устойчивый характер: одна степень заикания быстро переходит в следующую, из-за чего малыш не может нормально общаться, учиться, развиваться. А в дальнейшем патология речи становится преградой к успешной профессиональной деятельности, семейному счастью, снижает качество жизни.

Советы родителям

Родителям, у которых есть чадо с заиканием, следует создать благоприятную и доброжелательную атмосферу в семье. Отношения должны быть доверительными. Желательно избегать шумных компаний, особенно если там есть гиперактивные, агрессивные детки.

Важно соблюдать и другие правила:

  1. Придерживайтесь режима дня, причем это касается всех членов семьи: стабильность является одним из факторов психологического комфорта;
  2. Выполняйте рекомендации врача, касаемо медикаментозных методов лечения, самостоятельных занятий в домашних условиях и других методов коррекции;
  3. Если замечаете, что малыш начал заикаться, вспомните о речевых правилах: спокойствие, концентрация на том, что хочешь сказать, набрать в рот воздух и начать говорить плавно, растягивая слова;
  4. Избегайте всего того, что вызывает напряжение нервной системы: мультфильмы, фильмы, сказки со сложным сюжетом, с элементами жестокости. Наоборот, старайтесь больше расслабляться. Например, вы сами можете сделать массаж ребенку, включить медленную музыку и полежать вместе перед сном. Это своего рода медитация, особенно если проговаривать «сейчас мы отдыхаем, отдыхают наши руки, ноги, нам хорошо и спокойно» (это только пример, вы можете составить свой текст).

Рекомендуется не заострять внимание на дефекте речи. Старайтесь вести себя как обычно, не выражайте жалость или осуждение ребенку. Пусть он чувствует, что его по-прежнему любят. Это поможет ему эффективнее бороться с течением заикания и улучшить свою речь.

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.