ЗПР и умственная отсталость: отличительные черты и статистика

2

Правильное развитие – это способность овладевать двигательными, языковыми, когнитивными, эмоциональными и социальными навыками в обычной среде. Любая травма, нанесенная ребенку в период беременности или во время младенчества, может привести к необратимому повреждению головного мозга.

Однако, так как мозг наиболее податлив в ранние годы, это также лучшее время для изменений, которые могут улучшить ситуацию. Ранняя диагностика и лечение имеют решающее значение для правильного развития ребенка и его конечной способности максимизировать свой потенциал.

Признаки умственной отсталости фото
Признаки умственной отсталости

Хотя задержку развития и умственную отсталость обычно путают, это два разных заболевания. Умственная отсталость – это нарушение интеллекта и адаптивного поведения человека. Задержка психического развития обычно возникает у маленьких детей, которые не достигли вех в развитии в своем возрасте.

Статья в тему: Таблица дифференциальной диагностики ЗПР и олигофрении

Оба условия включают в себя социальную зрелость, физическое и эмоциональное развитие и когнитивные способности. Но при этом они различаются по тому, как их диагностируют и лечат.

Отличия ЗПР и умственной отсталости – таблица

ЗПР УО
Многозадачность и парциальность в психическом развитии Размытое, диффузное повреждение коры ГМ (головного мозга)
Высокий потенциал развития навыков анализа и синтеза, сравнения, общения, мышления Низкий потенциал к развитию высших форм познавательной деятельности
Страдают фонематический слух (поддается коррекции), речь, концентрация внимания, память Страдают функции и навыки мышления
Нет грубых нарушений в грамматике, лексике, произношении Наблюдаются серьезные речевые нарушения: не развит фонематический слух, проблемы с артикуляцией, проблемы с произношением, сложности с восприятием звуков, слов

Не используют речь для общения

Скачкообразная динамика развития Сложно поддается коррекции
При благоприятных условиях контактируют со взрослыми Не принимают помощь посторонних
Обучение в игровой форме Игровая форма может спровоцировать «соскальзывание» от выполнения задач
Игры активные, разноплановые с частой переменой деятельности Игры монотонные, без сюжета и мотивации
Эмоциональные и яркие, можно заинтересовать на выполнение того или иного задания Эмоциональная скупость и безразличие к окружающему миру
Интерес к творческой работе (ИЗО, ритмика, пение) Не возникает интереса к творчеству
Развитая моторика Проблемы с моторикой, отсутствие четкой координации, ловкости, движения замедленны и неуклюжи

Не могут выполнять действия, получив словесную инструкцию

Поддается коррекции В большинстве случаев необратимый процесс

Статистика заболевания

Если брать мировую статистику, то лидирующая страна по рождаемости – это Республика Малави, а вот в Республике Болгарии отмечаются самые низкие показатели рождаемости. По данному показателю Российская Федерация занимает 201 место, а Украина – 22 место из 226 стран.

Статистика количества детей с ЗПР в России

Каждый день в мире рождается 24,5 тыс. детей с инвалидностью. В России при суточной рождаемости примерно 5 тыс. детей, 50% имеют разного характера психические отклонения. По итогам 2018 года, 2% населения обладает диагнозом ЗПР.

Статистика количества детей с ЗПР в Украине

Украина по данному показателю занимает лидирующие позиции в мировой статистике, так как на конец прошлого года зафиксировано 3% населения с диагнозом ЗПР. И по прогнозам специалистов к 2020 году, ЗПР войдет в ТОП 5 заболеваний страны. Психологи причиной такой статистики называют большое количество стрессовых ситуаций, эмоциональную неустойчивость, вредные привычки, социальные факторы и прочее.

В Украине и России уже стартовали программы «Инклюзивного обучения», в рамках которых детям с ЗПР помогают не просто адаптироваться в социуме, но и развить все необходимые для полноценной жизни навыки и умения. Да, процессе внедрения, но многие детские сады и школы начали использовать адаптированные программы обучения.

Этиология ЗПР

Дети не развивают навыки по строгому расписанию. Например, некоторые дети начинают ходить с 9 месяцев, в то время как другие не делают свои первые шаги до 15 месяцев. Оба варианта находятся в диапазоне типичного развития.

Произношение гласных у детей с ЗПР фото
Произношение гласных у детей с ЗПР

Но задержка развития – это больше, чем просто «медленнее развиваться» или «немного отставать». Это означает, что ваш ребенок постоянно отстает в навыках, которыми обладают другие дети его возраста.

Например, ребенок, который не переворачивается в 4 месяца, может лишь немного отстать в этом одном навыке. Но если он также не может держать голову и подниматься, лежа на животе, он отстает в нескольких моторных навыках. Это признак ЗПР.

Задержки в развитии могут быть следствием кратковременных проблем, такими как поздняя речь, вызванная потерей слуха от ушных инфекций, или физическая задержка, вызванная длительной госпитализацией. Также они могут быть ранними признаками проблем с обучением и вниманием. Хотя не всегда понятно, что является причиной задержки, раннее вмешательство часто помогает детям наверстать упущенное.

Статья в тему: Развитие речи у детей с ЗПР

Нет единой причины ЗПР, но некоторые факторы риска включают в себя:

  1. Осложнения при рождении: родился преждевременно; низкий вес при рождении; кислородное голодание в утробе или при рождении.
  2. Экологические проблемы: отравление свинцом; плохое питание; воздействие алкоголя или наркотиков до рождения; сложные семейные ситуации; травмы.
  3. Генетическая предрасположенность.
  4. Другие медицинские условия: хронические ушные инфекции; проблемы со зрением; болезни, состояния или травмы, которые оказывают существенное и долгосрочное влияние на повседневную деятельность ребенка.

Рассматривая проблему психического развития у детей, специалисты отличают два вида дефектов у детей с ЗПР: первичные и вторичные.

В структуре первичного дефекта: мозговые дисфункции, нарушения умственной работоспособности, паралич, нарушения зрения и слуха.

Развитие навыков и умения у ребенка фото
Развитие навыков и умения у ребенка

В структуре вторичных дефектов лежат все последствия первичных. В любом случае все дефекты относятся к обратимым. Их коррекцией занимаются патопсихологи, психиатры, невропатологи.

В большинстве случаев диагностируется ЗПР в дошкольном или раннем школьном возрасте, когда начинается активное развитие детей и необходимо проявлять целый ряд навыков в рамках образовательной и творческой деятельности.

Видео – Отзывы родителей о лечении ЗПР

2 комментария для “ЗПР и умственная отсталость: отличительные черты и статистика

    1. Первым делом о своих наблюдениях и подозрениях необходимо рассказать своему педиатру, который потом может направить к детскому психологу или невропатологу.

Добавить комментарий