Задержка психического развития как часть психического дизонтогенеза

2

Социологи, медики, психологи и педагоги в последнее время начали замечать активный рост учащихся с проблемами социализации и усвоения школьного материала. За годы наблюдения учащиеся с определенными особенностями были разделены условно на группы, одной из которых стала «ЗПР».

ЗПР как часть психического дизонтогенеза

На данный момент существует классификация типов ЗПР:

  • церебрально-органического происхождения;
  • психогенного;
  • соматогенного;
  • конституционного.

Дополнять и усложнять их могут заболевания невралгической, энцефалопатической, соматической или клинико-психологической структуры, которые оказывают влияние на развитие познавательной деятельности и заторможенность развития эмоциональной незрелости.

ЗПР как часть психического дизонтогенеза

Психический дизонтогенез – это целостное или частичное нарушение психики, сопровождающееся задержкой сроков и темпов развития ее отдельных компонентов. Впервые данный термин был использован в своей работе Г. Швальбе в 1927 году, именно так он характеризовал отклонения от нормы внутриутробного развития. Сегодня дизонтогенез используется в качестве обозначения форм нарушения онтогенеза, захватывая все периоды развития: от внутриутробного до достижения зрелости. В современных практиках чаще понятие заменяется фразой «аномалия развития».

Типы дизонтогенеза

Дизонтогенез в современной психологии разделяется на 4 основных типа:

  1. Регрессия (откат) – возврат умений и навыков на предыдущий уровень. Причиной может быть поражение ЦНС, травмы, сильный стресс или хронические заболевания. Например, потеря речи, умения ходить и т.д.
  2. Ретардация – приостановка или запаздывание развития психики. Может быть парциальной (частичной) и тотальной (общей). К данной категории относится диагноз «ЗПР».
  3. Асинхрония – дисбаланс в развитии психики и личности. Например, когда развитие речи происходит на автономном уровне, без понимания их значения (словарный запас пополняется, а связной речи нет). Данный тип характерен для таких заболеваний как олигофрения, ЗПР, детский аутизм.
  4. Распад – это состояние, когда навыки или умения не откатываются на первоначальный или предыдущий уровень, а полностью «выпадают». Причиной данного состояния чаще всего становится тяжелое поражение ЦНС, например, при длительной гипоксии мозга (чаще всего процесс необратим).

Почему ЗПР считается специфическим видом дизонтогенеза?

ЗПР, в отличие от общей аномалии развития, характеризуется только замедленным темпом созревания волевых и эмоциональных умений и навыков, которые в большинстве случаев диагностируются в дошкольном или раннем школьном периоде. Состояние обычно сопровождается следующими симптомами:

  • быстрая усталость;
  • преобладание игровой деятельности;
  • дефицит интеллектуальной целенаправленности;
  • низкий уровень зрелости мышления;
  • ограниченное воображение;
  • низкий словарный запас и общий уровень знаний.

Первичными нарушениями являются гнозис, память и т.д. – так называемые инструментальные функции. Вторичным нарушением считается мышление. Если сравнивать ЗПР с общим недоразвитием, то наблюдаются выборочные (мозаичные) нарушения, поддающиеся корректировке за счет использования специального обучения.

ЗПР как специфический вид дизонтогенеза: отзывы

Отзывы по данной теме взяты с интернет-площадок: https://www.baby.ru/community/126532/forum/category/2588742/, https://www.u-mama.ru/forum/kids/3-7/138873/, http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=5399788.

Положительные Отрицательные
Начинали мы с диагноза «Дизонтогенез», так как проявлялись симптомы нескольких расстройств. 2 года как занимаемся в частном детском саду с психологом и логопедом. Постепенно мы доросли до диагноза «ЗПР» – уже радует, ведь это уже более четкое состояние, плюс ко всему, которое можно корректировать. Думаю, к школе мы будем здоровы и пойдем в нормальный класс или же продолжим обучение в частной школе. (Аля) Когда диагностируют дизонтогенез, то большая вероятность того, что ребенок будет проходить обучение в специализированном заведении, а вот при диагнозе ЗПР – в общем классе. Хотя по сути, ЗПР – это часть общего недоразвития. И тут как раз и появляется проблема, ребенок не может пройти все адаптационные этапы в коллективе, не может в полной мере осознавать, что происходит в округ, специалистов для работы с такими детьми нет, результат?

Да все просто, частые смены школ. Я знаю семью, которые упорно игнорируют спецучреждения для детей с психологическими нарушениями и за год уже сменили 5 школ. В такой ситуации жалко ребенка, для которого каждый такой переход – это стресс, и с такими темпами слабое отставание может перерасти в общее с необратимыми последствиями. Не понимаю я таких горе-родителей. (Вероника Алексеевна, детский психолог)

Очень много негатива льется на инклюзивные классы, ну а как нам адаптировать своих крох, помочь им влиться в коллектив, если они будут находиться не среди полноценных личностей, а среди таких же как они сами. О каком тут развитии может быть речь?

Знаю точно, дочь игнорировала все и вся в этих спецклассах, а когда пришли на знакомство в инклюзивный, то она начала наблюдать за остальными, просто водить глазами, а, как известно, наблюдение – это элемент познания окружающего мира, значит, толк будет. Главное, чтобы нас научились тоже принимать не как, извините, «психов», а как людей. А в этом заслуга педагогов и родителей. (Полина)

У нас в городе существует только несколько заведений, которые работают с детьми, которые имеют проблемы со скоростью психического развития, и то, чаще туда набирают детей только с олигофренией. Что касается ЗПР, то приходится отдавать предпочтение частным и дорогостоящим школам, в обычных школах еще нет нужного уровня умений и навыков работы с подобными детьми. (Зарина)
Да, дети с ЗПР или иными психическими расстройствами, особенные, но они в праве находиться в обществе, ведь не несут никакой угрозы. Я вот не стараюсь сына прятать, наоборот, мы часто гуляем в парке, где много народа, посещаем кинотеатры и театры, ходим на выставки. Пусть он только наблюдает, но он уже контактирует с окружающим миром. И мне все равно, что на нас часто косятся, мне нужно развитие, а не пожизненное заточение ребенка в квартире. (Лиза) У нас лично первый психолог, который тестировал сына, так вообще не различал эти два понятия, говорит, мол, разницы нет. Так проблема в том, что я знаю эту разницу и просто поражаюсь компетентности докторов в рамках нашей медицины! (Раиса)
Если ЦНС не сильно повреждена, если наблюдаются откаты в развитии, или сложно даются некоторые навыки, не стоит преждевременно паниковать, нужно найти правильного специалиста, который не просто будет разбрасываться умными словами и ставить первый попавшийся диагноз, а который будет рыть до того момента, пока не определит первопричину и не спрогнозирует дальнейшие действия на пути к выздоровлению. Мы, слава Богу, нашли такого, и я благодарна, что мы не потеряли драгоценное время. (Нина) Дети с ЗПР, или иными проблемами психического или умственного развития должны обучаться в специализированных заведениях под присмотром компетентных специалистов. Инклюзия, в рамках наших школ, это только способ не дать нужного уровня знаний здоровым детям и упустить время на коррекцию детей с особенностями развития! (Ольга)
С ЗПР проще справиться, чем с дизонтогенезом, но в любом случае, состояние ребенка можно улучшить, помочь овладеть основными навыками самообслуживания и пробудить интерес к познанию. Иными словами, нужно вытащить их со своего «кокона» и продемонстрировать насколько вокруг все интересное, информативное и увлекательное. Не опускайте руки, это все вполне реально при правильном подходе. (Анна Владимировна) Наша медицина еще не готова к диагностике данных заболеваний, ведь доктора часто путают симптомы ЗПР, аутизма, ЗПРР и дизонтогенез, так как все это заболевания, связанные с психическими расстройствами обратимого или необратимого характера. Дочери только 3 года, а у нас в карте есть все эти диагнозы, если честно, страшно идти на новый прием, ведь не знаешь, что будет дальше. (Юнна)

Вывод

ЗПР – это пограничное с дизонтогенезом состояние. Если брать во внимание психологические исследования, то одно и то же заболевание может сопровождаться разными типами дизонтогенеза. Например, детская ранняя шизофрения может сопровождаться как искаженным, так и задержанным психическим развитием. В любом случае, комплексный подход к лечению может существенно улучшить состояние маленького пациента, что подтверждают многочисленные положительные отзывы.

Видео – Типы дизонтогенеза

2 комментария для “Задержка психического развития как часть психического дизонтогенеза

Добавить комментарий