Как лечить зубы детям с аутизмом

0

Содержание

Как лечить зубы детям с аутизмом

Лечение зубов детям с ДЦП, аутизмом, эпилепсией и синдромом Дауна

Наша огромная страна переживала разные времена. И в каждой эпохе было что-то свое – хорошее и плохое. Если говорить о нашем недавнем советском прошлом, то, наверное, можно с уверенностью сказать, что возможности лечения и реабилитации людей с ограниченными возможностями у специалистов – медиков, психологов – были весьма ограничены в силу различных социальных причин. Безусловно, это довольно болезненно сказывалось как на здоровье и качестве жизни самих пациентов, так и их близких.

К счастью, времена изменились. Сегодня общество, то есть мы с вами, во многом пересмотрело свои взгляды на проблемы инвалидов. В первую очередь, мы признали, что особенные люди существуют! Многим из нас стали небезразличны их проблемы, мы научились их понимать, но не жалеть, сегодня мы готовы им помогать. Мы становимся добрее и милосерднее. Для многих стало откровением, что за физической неспособностью быть «такими, как все», спрятан потрясающий интеллект и кроются всевозможные таланты. Эти люди пишут книги, сочиняют музыку, рисуют картины, играют в театре. И все это, конечно, же благодаря тем, кто сумел остановиться, приглядеться, понять и помочь им раскрыть эти способности. К счастью, сегодня существуют всевозможные реабилитационные центры и специалисты – врачи, психологи, реабилитологи, которые готовы и способны в той или иной степени адаптировать такого ребенка или взрослого человека к жизни в социуме и т.д. Постепенно инфраструктура больших городов становится более или менее пригодной для физического перемещения по улицам и в общественном транспорте, да и в целом ассимилирования в это общество людей с ограниченными возможностями.

Тем не менее, с какими только непредвиденными трудностями не приходится сталкиваться этим особым людям и их родителям. Например, даже для здорового человека поход в стоматологическую клинику зачастую вызывает сильнейший стресс, то для инвалида или его родителей зачастую это становится практически неразрешимой задачей.

Представьте себе человека с глубокой умственной отсталостью, с различными психическими нарушениями. Основной проблемой здесь выступает даже не страх посещения стоматолога (хотя и он чаще всего присутствует), а в принципе сама возможность общения, способность высидеть в стоматологическом кресле от получаса и более, да еще с открытым ртом, и выполнять все инструкции лечащего врача… Это трудно для доктора, это пугает и приводит в ступор близких такого пациента, и это совершенно невыносимо для него самого.

Еще со времен СССР существовал единственный способ решения подобных проблем – удаление больных зубов, зачастую, хотя и не всегда, под общим наркозом. Причем на прием к стоматологу такие пациенты попадали чаще всего уже с острой болью, такой острой, что терпеть ее сил просто не было. Ни о каком лечении или профилактике речи даже не шло. Результат? Примерно к 25 годам человек, чаще всего находящийся на попечении государства, оставался практически беззубым.

Собственно, и в современной стоматологической практике лечение, а чаще удаление зубов людям с ограниченными возможностями происходит обычно под общим наркозом. Действительно, «удержать» такого человека в кресле может только он. Но тут же возникает совершенно справедливый вопрос: о каком общем наркозе вообще может идти речь у человека с таким набором основных и сопутствующих заболеваний?

Поэтому максимально подробно и честно рассказывать об общем наркозе и особенностях его применения в нашей стоматологической клинике для людей с ограниченными возможностями, будет врач-анестезиолог клиники «Рудента» Аскар Саиткамилович Махмутходжаев.

О наркозе – в деталях

Да, наркозы у наших особых пациентов – действительно самые сложные наркозы. У таких людей частыми спутниками бывают различные заболевания, такие как пороки сердца, эпилепсия, бронхиальная астма, гидроцефалия. Поэтому мы всегда ориентируемся в первую очередь именно на эти патологии и у нас всегда под рукой все необходимые лекарства – по-другому и быть не может. Более того, мы контролируем даже такие показатели, как влажность и температуру в помещении к моменту пробуждения.

Еще один краеугольный камень – страх родителей, что после наркоза у ребенка, в которого было вложено много усилий в плане интеллектуального развития, физической реабилитации или социальной адаптации, произойдет «откат» назад. То есть все успехи и прогресс, достигнутые ценой огромных усилий, а зачастую и ценой довольно приличных материальных вложений, будут сведены на нет. Так вот мы хотим вас заверить: в нашей практике мы не наблюдали ни одного случая даже малейшего ухудшения по основному заболеванию или какого-либо ухудшения самочувствия по сопутствующим патологиям. Причем чаще всего мы говорим о детях, которые лечились под общим наркозом на протяжении 3-4 часов за один прием.

Про безопасность

Хочется начать с того, что специалисты клиники «Рудента» – врачи-стоматологи и анестезиологи – изо дня в день занимаются лечением зубов у людей с ограниченными возможностями. Они кропотливо изучали и сегодня прекрасно понимают их проблемы, знают, как справиться с той или иной задачей, предвосхитить и устранить риски возникновения осложнений.

Помимо этого, они постоянно учатся в прямом смысле слова. Они кропотливо изучают новые подходы и разработки (в том числе западные) в области лечения людей с ограниченными возможностями, стараются быть в курсе последних нововведений и применяют полученные знания на практике, учитывая все тонкости и особенности.

Для контроля над работой жизненно важных органов в процессе лечения мы используем расширенный Гарвардский стандарт мониторинга. Он включает в себя показатели артериального давления, электрокардиограммы, температуры тела, показатели газовой смеси, а также волюмоспирометрию и .т.д.

Кроме того, в «Руденте» сегодня используется один из самых современных и безопасных препаратов для наркоза – газ Севоран. Это очень надежный и нетоксичный препарат, который поступает в организм через дыхательные пути, то есть это так называемый ингаляционный наркоз. Для его подачи используется аппарат для искусственной вентиляции легких, произведенный в Германии одной из самых прогрессивных компаний «Дрегер».

После наркоза таким пациентам уделяется особо пристальное внимание. После окончания наркоза мы не отпускаем их сразу домой, как это происходит обычно со здоровыми людьми, а более длительное время наблюдаем у нас в клинике, пока не только врач, но и родители или сопровождающие такого пациента не поймут, что с ним все хорошо.

Наше мнение

По нашему глубокому убеждению, жить с больными зубами небезопасно как для обычного человека, так и для человека с ограниченными способностями. Точнее, зачастую это гораздо вреднее и опаснее, чем пройти санацию полости рта под общим наркозом. Ведь не секрет, что больные зубы являются сами по себе причиной заболеваний, а также могут стать входными воротами для различных инфекций.

Кроме того, хотелось бы отметить, что нормальная гигиена нужна абсолютно всем. В ряде случаев самостоятельно в домашних условиях ее соблюдать сложно. Поэтому современная стоматология предлагает ряд процедур, которые можно и нужно проводить в условиях клиники. И делать это необходимо регулярно – то есть примерно раз в полгода.

При возникновении даже минимальных проблем с зубами нужно немедленно идти к стоматологу, а не дожидаться такого состояния, когда единственным «лекарством» станет удаление зубов (тем более что протезирование или имплантация зубов для людей с рядом тяжелых психических заболеваний не всегда возможно). Мы убеждены, что лучше решать маленькие проблемы по мере их поступления. Тогда удастся избежать как осложнений со стороны стоматологических заболеваний, так и длительных наркозов, когда объем лечения будет большим.

Одним словом, режим профосмотров и необходимого лечения должен быть таким же, как у обычных людей. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше и безопаснее!

Нам приходится говорить нет

Да, бывают и такие случаи, когда нам приходится отказывать нашим пациентам. Есть целый список общих противопоказаний к проведению общего наркоза. Это недавно перенесенные тяжелые инфаркты, почечная недостаточность в терминальной стадии, цирроз печени. В случае с людьми с ограниченными возможностями этот список можно дополнить таким диагнозом, как декомпенсированная гидроцефалия. То есть это те заболевания, которые требуют наблюдения в условиях реанимации в течение суток.

Также приходится отказывать пациентам с тремя и более тяжелыми патологиями одновременно – например, ДЦП, бронхиальной астмой и пороком сердца, так как риск осложнений слишком высок. В таких случаях требуется стационар.

О сложностях

Многих родителей беспокоит вопрос, как вообще прийти в клинику первый раз, они не знают, как ребенок с глубокой умственной отсталостью или, например, агрессивный ребенок с аутизмом прореагирует на врачей, на обстановку в клинике, как на него возможно будет надеть маску, сделать укол и т.п.

Эти опасения вполне оправданы. Однако в нашей детской стоматологии на практике не было еще такого случая, когда нам не удалось бы «наладить отношения» даже с самым «несговорчивым» пациентом. Мы научились находить к ним подход. А со взрослыми такой проблемы чаще всего вообще не возникает.

Но для тех, кто все равно опасается неадекватной реакции со стороны ребенка, мы хотим успокоить: засыпание «под маской» происходит очень быстро – в течение всего 30-60 секунд.

Про скидки

Мы понимаем, что стоимость и лечения, и наркоза довольно высоки. И зачастую семья с особым ребенком попросту не может себе этого позволить.

Поэтому со своей стороны мы стараемся максимально идти навстречу и предоставляем 20-процентную скидку на все услуги клиники. Кроме того, введение по необходимости дополнительных препаратов ни в коем случае не увеличивает стоимость лечения.

При работе с нашими особыми пациентами в 99% случаев используется общий наркоз, а не седация. Дело в том, что, как правило, отсутствует контакт с ребенком. Кроме того, у таких пациентов хватает усидчивости не более чем на 10 минут. А объем лечения чаще всего такой, что врачу приходится трудиться не меньше часа. Поэтому и для детей, и для взрослых используется именно наркоз.

Лечение зубов у детей с особенностями развития (аутизм, ДЦП, синдром Дауна

Поход к стоматологу — большое событие для ребенка. Доктора окружают маленького пациента максимальным вниманием, рассказывают сказку про Зубную фею и кариес, катают на кресле-ракете, дарят игрушки. Но что, если такой прием подходит не всем пациентам детского кабинета?
В данной статье детский стоматолог Ирина Боровкова и анестезиолог Евгений Кириченко подробно рассказали о том, как в клинике Porcelain Dent лечат зубы детям с нарушениями развития.

Считается, что на 10 тыс. детей приходится 5-10 больных аутизмом и эта динамика растет с каждым годом, как в Украине, так и во всем мире

Детей с какими особенностями развития лечат в клинике Porcelain?

Уже более 12 лет наша клиника оказывает лечение пациентам с такими заболеваниями, как:

  • ДЦП (детский церебральный паралич)
  • Синдром Дауна
  • Эпилепсия
  • Расстройства аутистического спектра
  • Заболевания ЦНС (центральной нервной системы)
  • Другие формы инвалидности, осложняющие ежедневный уход и лечение зубов

Как лечат зубы особенным детям ?

Как правило, у деток с особенностями развития мы видим множественные кариозные поражения, часто осложненные пульпитом или периодонтитом, а также неудовлетворительную гигиену или ее полное отсутствие. Это предполагает довольно длительные, часто болезненные процедуры на большой группе зубов.

Поэтому, лечение пациентов с вышеперечисленными диагнозами проводится исключительно в медикаментозном сне (наркозе) . Это связано прежде всего с тем, что лечение зубов особым детям сложно провести традиционным способом, а именно:

  1. Приехать в клинику несколько раз
  2. Долго находиться неподвижно в кресле с открытым ртом
  3. Выполнять просьбы врача и отвечать на вопросы
  4. Пациенты более восприимчивы к вторжению в личное пространство
  5. Некоторые пациенты имеют низкий порог болевой чувствительности, из-за чего могут не осознавать, что им больно

 

И конечно, лечение под наркозом проводится с целью избавить ребенка от стресса, тревоги, страха и любых других негативных моментов, связанных с приемом. Все манипуляции можно провести за 1 сеанс, без необходимости стационара.

Как проходит лечение под наркозом

В Porcelain Dent введение в сон проводят с помощью препарата “Севоран” — безопасного газа, который рекомендован к применению в детской стоматологии и используется в передовых клиниках мира уже более 15 лет.

Подготовка к лечению у детей с особенностями ничем не отличается от других пациентов. Необходимо сдать анализы, провести кардиограмму и получить заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка. Единственное дополнение — может понадобиться заключение невропатолога. Все данные внимательно изучает анестезиолог, задача которого правильно определить условия для проведения наркоза.

Доктор-стоматолог вместе с ассистентом снимают зубной налет, лечат кариес и его осложнения, покрывают зубы коронками, чтобы обеспечить более прогнозируемый результат без риска сколов и вторичного кариеса. После, малыша переводят в комнату отдыха после лечения, где уже вместе с родителями, в приятной обстановке, мы проводим последующее наблюдение за пробуждением пациента. Как только ребенок полностью проснулся и мы провели контрольный осмотр, родители могут забирать ребенка домой. Как правило, это занимает до получаса времени.

Лечение зубов детям с синдромом Дауна

Зубы у детей с синдромом Дауна также страдают от последствий плохой гигиены, родителям сложно проводить качественную чистку зубов, из-за чего развивается кариес. Чаще всего, у солнечных детей есть сопутствующие пороки здоровья, поэтому специфика лечения заключается в тщательном сборе анамнеза до наркоза.

Каждые полгода необходим контрольный осмотр стоматолога после лечения. Это необходимо, чтобы иметь возможность на ранних стадиях выявить появление кариеса и не допускать осложнений.

Лечение зубов детям с расстройством аутистического спектра

Особенности подхода к детям с аутизмом заключаются в том, что такие пациенты чаще ощущают повышенное беспокойство, крайне восприимчивы к громким, резким звукам, яркому свету ламп в кабинете, они не любят, когда к ним прикасаются и могут плохо реагировать на посторонних, незнакомых людей.

Мы стараемся свести все контакты с ребенком к минимуму, до начала лечения предлагаем поиграть в игровой или послушать спокойную музыку. Введение в медикаментозный сон происходит вместе с родителями — ребенок вдыхает препарат “Севоран” через маску и спокойно засыпает в течение 1-2 минут.

Лечение зубов детям с ДЦП и эпилепсией

Особенности проведения лечения у детей с неврологическим дефицитом заключаются в том, что они склонны к судорогам, обострениям во время манипуляций. Анестезиолог контролирует весь процесс от начала и до конца, отслеживает дыхание, кровообращение, пульс, давление, насыщение крови кислородом. Также, кабинет для проведения анестезии при эпилепсии в стоматологии оборудован всем необходимым реанимационным оборудованием, для того чтобы моментально среагировать на любые ситуации.

Какое влияние оказывает наркоз на организм

Часто родители спрашивают о вреде наркоза, какое влияние это оказывает на мозг, ЦНС, органы, дальнейшее развитие. Газ “Севоран” не оказывает влияния на организм и выводится легкими в неизменном виде на 95-97%.

Также, сейчас активно проводят мировые клинические исследования на тему возможного благоприятного влияния “Севорана” на людей с патологиями головного мозга. Официальных, научных данных, которые это подтвердили бы или опровергли, пока нет. На данный момент, наш личный опыт показывает позитивную динамику изменений. Родители отмечают и сами делятся, что дети делают небольшой прогресс, начинают лучше разговаривать и учиться после проведения лечения в наркозе.

При легкой форме аутизма ребенок может идти на контакт и индивидуально, мы можем пробовать делать простые процедуры без наркоза, например, чистку зубов или герметизацию.

Как подготовить особенного ребенка к визиту к стоматологу: советы родителям

Провести прием максимально комфортно для ребенка с расстройством помогут следующие действия родителей:

  • Выберите стоматологию, которая адаптирована к работе с пациентами с инвалидностью;
  • До визита в клинику обязательно проговорите с персоналом о всех особенностях поведения ребенка, что он любит и что нет;
  • Используйте книги и мультики о посещении стоматолога, которые могут вам помочь подготовить ребенка;
  • Вы можете дополнительно запросить фото врача и кабинета, чтобы показать и познакомить ребенка до визита;
  • Постарайтесь запланировать посещение врача как можно раньше утром и сократить ожидание, чтобы ребенок не испытывал тревожность;
  • Некоторым детям успокоиться и абстрагироваться может помочь прослушивание музыки в наушниках.

 

Всегда рады вам в отделениях Porcelain Dent!

Жизнь с аутизмом: как пережить поход к стоматологу

Автор фото, Anna Cook

Часто лечить зубы детям с аутизмом приходится под общим наркозом

Пару недель назад я, как обычно, читала детям книжку перед сном. Старшая дочка Лиза выглядела расстроенной. Она только что почистила зубы, а теперь сидела и докрасна растирала себе лицо – верный признак большого стресса.

– Лизочка, все хорошо? – спрашиваю озабочено.

– Все хорошо, – говорит Лиза, вымученно изображая улыбку. – Хэппи.

И в этот момент я вижу на обнажившейся во время улыбки десне кровоточащий нарыв. Мне становится понятна причина Лизиного расстройства – ведь сама она никогда не скажет, если ее что-то беспокоит.

  • Жизнь с аутизмом: ликбез, который никогда не лишний
  • Жизнь с аутизмом: диета для “голодающего мозга”
  • Видеоблог Анны Кук: как аутизм моей дочери влияет на всю семью

Уложив детей спать, я села штудировать интернет, чтобы завтра же утром записать Лизу на экстренный прием к стоматологу.

Интернет услужливо подсовывал самые страшные диагнозы, связанные с воспалением десны, которые грозили в лучшем случае бронхитом и сахарным диабетом, в худшем – выпадением всех зубов. Поэтому откладывать прием было нельзя, тем более что впереди были выходные.

Страшный кабинет

Автор фото, Getty Images

Мысли о походе к зубному мало кого наполняют радостью

Поход к зубному врачу, особенно если требуется не профилактический осмотр, а лечение, – не самое приятное мероприятие для любого человека.

Для ребенка же с аутизмом – если его не подготовили заранее к посещению стоматолога – это может стать практически невыполнимой миссией.

Здесь играет роль множество факторов.

Во-первых, сама обстановка в кабинете зубного врача. Огромное кресло автоматически поднимается, опускается и раскладывается, лишая ребенка чувства контроля над ситуацией. Сверху нависают фигуры врача и ассистента – в масках, закрывающих половину лица. В глаза бьет яркий свет рабочей лампы.

Во-вторых, сенсорные ощущения – специфические запахи в кабинете, вкус лечебной пасты, ополаскивателя, необходимость держать рот открытым, ощущение латексных перчаток врача на лице, инструменты для осмотра ротовой полости – и, о, ужас! – звук и ощущение бормашины или аспиратора.

В-третьих, необходимость долго сидеть неподвижно и следовать всем инструкциям врача – да еще и с учетом перечисленных выше обстоятельств.

Ну и в-четвертых, боль. Ведь даже если делать анестезию, придется пережить несколько крайне неприятных и чувствительных минут.

К счастью, к своим девяти годам Лизе еще ни разу не приходилось лечить зубы, хотя чистила она их всегда с боем.

  • Жизнь с аутизмом: восемь лет, полет нормальный
  • Жизнь с аутизмом: как рассказать ребенку о его диагнозе

Что мы только не перепробовали: специальные многогранные зубные щетки, по щетке Лизе и мне, чтобы чистить ей зубы вместе; обучающие и “зубозаговаривающие” песенки. Но не могу похвастаться, что зубы мы чистили хоть отдаленно качественно.

До семи лет Лиза зубные щетки преимущественно жевала. За несколько секунд я могла успеть почистить ей зубы, как придется, а потом Лизин рот решительно закрывался.

Всегда готов!

Автор фото, Anna Cook

Готовиться к теоретическому походу к зубному лучше заранее

Перспектива лечения Лизиных зубов меня всегда так пугала, что сладкое она практически никогда не ела и не ест. Думаю, что именно это до сих пор ее и спасало от неприятных процедур.

Однако девиз каждого родителя ребенка с аутизмом – как у пионеров: “Будь готов – всегда готов!”.

Иными словами, все непредвиденные ситуации мы, по возможности, должны предвидеть и подготовиться к ним. В первую очередь это касается врачебного осмотра и посещения зубного врача.

Как мы готовились к посещению зубного, ни разу не побывав у него, и что мы продолжаем делать по сей день?

  • 1. Сначала у нас в доме появились стоматологическое зеркало, деревянная палочка, латексные перчатки и, что немаловажно, нагрудная салфетка. Репетитор, которая занималась с Лизой несколько раз в неделю после школы, играла с ней в “стоматолога и пациента”.

Так Лиза училась не сдирать с себя нагрудник, привыкала к ощущению перчаток на коже лица, пыталась держать рот открытым на протяжении нескольких минут и не бояться, что по зубам могут провести палочкой, надавить инструментом на язык и даже посмотреть зубы с фонариком.

В конце упражнения Лиза, конечно же, получала награду: как правило, несколько минут игры на своем любимом айпаде.

  • 2. Постепенно мы заменили обычную зубную щетку на электрическую. Это было непросто, но зато теперь Лизе будет проще выдержать бормашину, в случае, если она понадобится.
  • 3. У нас завелся целый арсенал детских книг о лечении зубов с подробными картинками. Мы читаем их по нескольку раз в день или раз в месяц, в зависимости от интереса ребенка. Конечно, лучше всего, если зубы в книгах и мультиках лечат любимые персонажи – Свинка Пеппа или близнецы Топси и Тим.

У Лизы удивительная память. Она мгновенно запоминает то, что прочитала или услышала, и при необходимости может “вытащить” текст из своей головы.

“Необходимость” – это, как правило, некомфортная, стрессовая ситуация, с которой Лиза справляется с помощью подобных историй, увиденных в мультфильмах, передачах, на страницах книг. Тогда она начинает говорить “фразами из мультфильмов”, о чем я писала в одном из блогов.

  • 4. До сих пор большой хит у Лизы и ее сестер – набор пластилина для игры в стоматолога, с большой челюстью, куда можно вставлять пластилиновые зубы, и даже электрической бормашинкой!
  • 5. Перед первым походом к настоящему стоматологу я заранее сходила в клинику и сфотографировала зубного врача и его кабинет, чтобы Лиза заранее увидела, где ей предстоит побывать.

“Правильный” зубной врач

Автор фото, Anna Cook

“Передние зубы – это резцы”, – объясняет мама.

Как бы родители ни готовили ребенка с аутизмом к встрече со стоматологом, если сам врач не предупрежден об особенностях своего пациента или, что еще хуже, имеет весьма смутное представление об аутизме, прием, скорее всего, закончится провалом.

До Лизиных четырех лет я в принципе не задумывалась о том, что ребенка нужно водить к стоматологу, даже если проблем с зубами нет.

В своем детстве я, как и многие другие дети, попадала к дантисту, когда уже требовалось срочное медицинское вмешательство.

К тому же я в принципе не представляла, как привести Лизу к зубному, чтобы для нее (а также для стоматолога) это не стало травмой на всю жизнь. Визиты даже к семейному врачу всегда были огромной проблемой.

Когда Лиза пошла в специализированную школу (в Британии дети начинают учиться с четырех лет), мне подсказали, что прямо напротив ее школы работает дантист, который “понимает особенности наших” детей.

Мне объяснили, что в Великобритании всем детям положена бесплатная стоматология и в каждом районе есть так называемые community dental services, то есть специализированные стоматологические кабинеты для детей и взрослых с особенностями развития.

Британское аутистическое сообщество (National Autistic Society) на своем сайте опубликовало инструкцию для стоматологов, имеющих дело с пациентами с аутизмом. Я привожу эту памятку подробно в конце этого блога на случай, если вы захотите показать ее вашему дантисту.

Первая встреча Лизы со стоматологом проходила в несколько этапов.

  • 1. За пару дней до назначенного приема мне разрешили прийти одной, познакомиться с врачом, а также сделать те самые фотографии кабинета и его сотрудников, чтобы подготовить Лизу. Мне также выдали еще одно стоматологическое зеркало – попрактиковаться дома.
  • 2. В назначенный день мы уже пришли вместе с Лизой – она осмотрела зубной кабинет, посидела в кресле, дала доктору “посчитать” зубки и получила наклейку за храбрость.
  • 3. Еще через пару дней мы пришли опять – в этот раз Лиза даже позволила нанести на зубы защитную пасту.

С тех пор мы являемся на прием к стоматологу каждые шесть месяцев, прием в целом длится пять минут: я держу перед Лизой айфон с мультиками, в это время доктор быстро осматривает зубы.

Кроме того, другой врач из этой же клиники несколько раз в год приходит в Лизину школу – тоже дополнительный шанс поиграть в “прием у стоматолога”.

Идеальный зубной кабинет

Автор фото, Anna Cook

Надеюсь, Лизе как можно дольше удастся не знакомиться с настоящим кариесом

К сожалению, когда у Лизы воспалилась десна и нам понадобилась срочная помощь, наш специализированный кабинет нас подвел. Я просто не смогла дозвониться им, поскольку они принимают сообщения на автоответчик и перезванивают на следующий рабочий день.

Получив отказы еще в паре мест, я в панике позвонила в частную клинику. И по разговору с администратором поняла, что это именно то, что нам нужно. А уже побывав там – что именно так должны выглядеть все стоматологические кабинеты для детей с аутизмом.

Во-первых, узнав об особенностях дочки, администратор сразу сказала, что отведет нам на прием в два раза больше обычного времени, а также вышлет мне по имейлу фотографии клиники.

Во-вторых, мне не пришлось держать над дочкой айфон, потому что мультики показывали на мониторе, прикрепленном к потолку! По такому случаю Лиза даже согласилась лечь и надеть темные очки.

В-третьих, врач была очень внимательной и всегда объясняла Лизе, что она будет сейчас делать, прикасалась инструментами к ее руке.

Было заметно, что врач и ее ассистент волнуются. Несколько раз в процессе осмотра и лечения Лиза решительно поднималась, и я видела панику в глазах медсестры, но, к счастью, дочка переводила дух и послушно ложилась опять – наши репетиции дома не прошли даром!

Все манипуляции – в том числе чистка ротовой полости жужжащей щеткой (“Сейчас тебе будет немного щекотно”, – предупредила Лизу врач и для начала “пожужжала” щеткой по ее кисти) – продолжались около 20 минут.

Я и в самых смелых мечтах не могла предположить, что Лиза сможет выдержать так долго!

Может, она понимала, что десна болит, и ей нужно лечение.

Может, ее успокоила приятная обстановка в кабинете, мультики, дружелюбные врачи.

Может, она просто подросла и стала сознательной.

А может – это была удача, но в следующий раз так не повезет.

В конце врач дала Лизе жетончик, чтобы она могла его обменять на небольшой подарок в специальном автомате.

К счастью, воспаление на Лизиной десне оказалось лишь небольшой инфекцией, и понадобилась лишь чистка без применения анестезии.

Мне сложно предвидеть, как Лиза будет терпеть, если понадобится серьезное лечение.

К сожалению, для многих детей с аутизмом единственный способ лечить зубы – под общим наркозом.

Я надеюсь, что благодаря хорошей диете без сладкого, чистке зубов дважды в день (электрической зубной щеткой мы утром каждому зубу говорим “здравствуй, зубик”, а вечером – “до свидания, зубик”) и регулярным визитам к дантисту, Лизе удастся как можно дольше не знакомиться с неприятным словом “кариес” и его последствиями.

Инструкция для стоматологов

Автор фото, Anna Cook

Подготовиться к визиту пациента с аутизмом могут и стоматологи

Эти советы для дантистов, имеющих дело с пациентами с аутизмом, опубликовало на своем сайте Британское аутистическое сообщество (National Autistic Society). Я привожу эту памятку подробно на случай, если вы захотите показать ее вашему дантисту.

Добавить комментарий