Как написать характеристику на ребенка с зпр

0

Как написать характеристику на ребенка с зпр

Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития


Ирина Гузь
Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития

Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с задержкой психического развития

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень часто родители обращаются к нам, специалистам группы для детей с ЗПР с просьбой предоставить психолого-педагогическую характеристику на ребёнка (на ЦПМПК, при оформлении инвалидности, перед консультацией психоневролога, переходом в другое дошкольное отделение или детский сад, выпуском в школу). Поэтому хотим поделиться своим опытом написания психолого-педагогической характеристики на ребёнка дошкольного возраста с задержкой психического развития, направляемого на ЦПМПК с целью изменения образовательного маршрута.

Психолого-педагогическая характеристика

___ года рождения

___, возраст ___, посещает ___ для детей с ОВЗ с сентября ___ года.

Заключение ЦПМПК при поступлении в группу: Рекомендована адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Направляется на ЦПМПК с целью изменения образовательного маршрута (АООП для детей с ЗПР).

Патологии слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата не выявлено.

Группа здоровья вторая.

Адаптационный период прошёл без осложнений. Сейчас ребёнок чувствует себя в группе комфортно, поведение адекватное, спокойно общается со сверстниками. Неагрессивный, неконфликтный. Охотно идёт на контакт с педагогами, выполняет простые поручения.

Ведущая рука правая.

Крупная и мелкая моторика нарушена. Координация нарушена. В основных видах движения (прыжки на двух ногах, на одной ноге, ползание, подъём и спуск по лестнице) испытывает трудности. Походка неровная, ходит на носочках, наблюдается тремор рук.

Аппетит хороший, засыпает медленно, спит спокойно.

Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Пользуется туалетом только после напоминания взрослого, одевается и раздевается только с помощью взрослого.

Игровая деятельность: действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение этих игрушек (перекатывает машинку с места на место, «футболит» машинкой, отсутствует замысел в игре, отмечается бедность, стереотипность, формальность игровых действий. Несформированность целевого компонента игры («пинает» мяч, не ставя цель забить мяч в ворота или поиграть в футбол). Снижена потребность в игре, начинает игру по инициативе взрослого. Наблюдается нечеткое и неточное выполнение игровых действий, а также бедность игровых сюжетов, что говорит о недостаточном объёме представлений о предметах окружающего мира, об отношениях людей в процессе их деятельности. Неустойчивость в принятии роли, выход из роли в процессе игры. Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения.

На контакт с педагогом идёт охотно. Познавательный интерес слабый, избирательный, неустойчивый. На занятиях часто отвлекается, может встать, походить. Мешает детям. Инструкцию педагога воспринимает не всегда и не в полном объёме. Помощь (поэтапно) принимает, оказание помощи эффективно. Деятельность целенаправленная, но неустойчивая. Не доводит дело до конца. Перенос усвоенного способа действий в аналогичную ситуацию осуществляет. Повышенная утомляемость, истощаемость. Работоспособность низкая, самоконтроль недостаточный.

Речь невнятная, не всегда понятна для окружающих. Словарный запас ниже возрастной нормы.

Органы артикуляционного аппарата без патологии. Подвижность речевого аппарата снижена.

Слоговая структура речи и фонематический слух нарушены.

Звукопроизношение нарушено. Связная речь ниже возрастной нормы.

Внимание неустойчивое, быстро истощается. Концентрация слабая.Память нарушена: зрительная память немного лучше, чем слуховая. Медленно запоминает информацию. Восприятие замедленное, фрагментарное. Не всегда может выделить части предмета, затрудняется подобрать часть к целому. По цвету, форме, величине различает, соотносит. Называет все основные, монохромные цвета. Оттеночные цвета не знает. Знает круг, треугольник, квадрат. По величине предметы различает с трудом, не все параметры величины может определить и назвать.

Пространственно-временная ориентировка развита недостаточно.

Мышление ниже возрастной нормы: слабо развиты операции анализа и синтеза. Затрудняется в установлении причинно-следственных связей. Классифицирует и обобщает слабо, затрудняется в исключении лишнего предмета.

Представления об окружающем мире ниже среднего. Элементарные количественные представления также ниже среднего.

Дата написания характеристики

Наименование образовательного учреждения

Подписи специалистов: Старший воспитатель /Председатель ППк

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с задержкой психического развития (ЗПР)

Психолого-педагогическая характеристика ребенка с ЗПР

Фамилия, имя ребенка:

Возраст на момент поступления:

Центр посещает с октября 2018 года

Общение с взрослыми и детьми

В контакт вступает, но он носит неполноценный характер (часто не понимает смысловую сторону речи). Понимает и отзывается на свое имя. За помощью к взрослым обращается редко, используя звукокомплексы, лепетную речь, жесты. На замечания, похвалу и одобрение взрослых реагирует адекватно.

Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем мире

Культурно-гигиенические навыки развиты частично. Самостоятельно снимает и надевает некоторые предметы одежды; ест ложкой и пьет из чашки самостоятельно, не всегда аккуратно. Проявляет положительное отношение к гигиеническим процессам. Самостоятельно умывается, пользуется расческой . При чистке зубов, использовании мыла и полотенца нуждается в помощи взрослого. Запас знаний и представлений об окружающем на низком уровне. К занятиям интерес избирательный.

Моторное развитие

Моторная сфера развита недостаточно. Затруднены дифференцированные движения пальцев рук.

Познавательное развитие

Низкий уровень развития. Представления о форме не сформированы. Соотносит по цвету; дифференцирует контрастные по величине предметы, ошибается в назывании «большой», «маленький». Низкий уровень развития тактильного восприятия, целостность. Динамика в развитии положительная.

Внимание неустойчивое (часто отвлекается).

Память – низкий объем кратковременной памяти.

Мышление наглядно-действенное в стадии формирования.

Работоспособность – низкая.

Развитие пространственно-временных, математических представлений – не развиты.

Речевое развитие

Пассивный и активный словарный запас крайне беден. Понимание речи на бытовом уровне. Речевая активность низкая. Речь звукокомплексами, лепетная.

Игровая деятельность

Игровой интерес выражен недостаточно. Предпочитает играть одна. Игра кратковременна, сводится к воспроизведению знакомых игровых действий.

В дидактические игры играет под руководством взрослого (интерес проявляет).

В подвижные игры играет с удовольствием, правила старается не нарушать.

Характеристика на ребенка раннего возраста с задержкой психо-речевого развития.
материал по теме

Предлагаю Вашему вниманию образцы характеристик на детей раннего дошкольного и младшего дошкольного возраста с задержкой психо-моторного, речевого развития. Одна из характеристик составлена на ребенка со сложной структурой деффекта.

Министерство здравоохранения Калининградской области

государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Специализированный дом ребенка

Калининградской области №2»

238050, г. Гусев, Калининградской области, ул. Школьная, д. 30

Главный врач ГБУЗ

«Специализированного дома ребенка

Калининградской области №2»

______________ Н.П. Тростянская

на ______________________________________ _____г.р.

Мальчик легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нём заинтересованность, контакт стабилен. Эмоционально уравновешен.

У ребенка частично сформированы культурно-гигиенические навыки, мальчик самостоятельно кушает и пьёт из чашки, моет и вытирает руки, частично одевается / раздевается. Самостоятельно садится и встает с горшка, но на него не просится. Предметами личной гигиены пользуется при помощи взрослых. Хорошо ориентируется в группе, мальчик знает свою кровать, место за столом и шкафчик.

Запас знаний и представлений об окружающем формируется медленно, но результат стабильный. Интерес к окружающему проявляет, но поверхностный. Сенсорное восприятие обеднено, но динамика в развитии устойчивая .

Даниил научился собирать пирамидку (кольца одинаковые), двухсоставную матрешку. Основные цвета не знает и не соотносит. Строит из кубиков башенку, дорожку. Собирает крупную мозаику. С помощью взрослого при непосредственном сопоставлении дифференцирует предметы по величине (большой – маленький). Моторная активность снижена. Захват предмета осуществляется всей кистью. Игровой интерес выражен недостаточно. Игра кратковременна и сводится к воспроизведению разученных игровых действий.

Пассивный и активный словарный запас беден. Понимание речи на бытовом уровне. Начинает проявлять заинтересованность при просмотре иллюстраций и чтении потешек, инсценировок с игрушками. Мальчик по просьбе взрослого находит сам или при помощи нужные предметы (показывает рукой или берет в руки), выполняет игровые действия (“Покорми куклу”, “Положи куклу в кроватку” и т.д.). Речь состоит из отдельных звукоподражаний и нескольких общеупотребительных слов, типа: «Ам – ам», «Би-би», «Иди», «Дай», «На», «Нет», «Бах» и др.

Прогноз обучаемости положительный при условии дальнейшего сочетания коррекционно-педагогической и логопедической работы.

Психолого- педагогическая характеристика на ребенка подготовительной к школе группы с ЗПР

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника подготовительной к школе группы компенсирующей направленности СП”детский сад “Березка”ГБОУ СОШ№10 г.о.Чапаевск Самарской области

Дата рождения: 06.09.2014г.

Адрес:Самарская область, г.о.Чапаевск

Год обучения: 2

Посещал детский сад, ясли: посещал II младшую группуСП”детский сад “Березка”.

Заключением ПМПК от 24.08.2018г.: парциальная недостаточность когнитивного компонента психической деятельности. Познавательное развитие не соответствует возрасту. Системное недоразвитие речи II уровень речевого развития. Рекомендовано воспитание и обучение в ДОО по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ЗПР.

1.Факторы развития и жизненные условия.

Ребенок воспитывается в полной семье. Он является не единственным ребенком, в семье воспитывается старшая сестра. Социально-экономическое положение семьи удовлетворительное. Воспитанием в основном занимается мама. Мама проявляет живой интерес к консультациям и рекомендациям педагогов и регулярно посещает родительские собрания.

2.Физическое состояние ребёнка

Соматически ослабленный ребёнок, физическое развитие ниже среднего, расторможенность, быстрая утомляемость.

Группа здоровья – вторая.

3.Состояние эмоционально-волевой сферы

Ребёнок эмоционально неустойчив, гиперактивный, неловкий, часто подвержен травмам, действия в психологически значимых ситуациях могут быть хаотичные и беспорядочные. По отношению к родителям, сверстникам не агрессивен. У ребёнка повышенная возбудимость, и, как следствие, нарушение работоспособности на занятиях. Скорость ориентировки на новом материале, общий темп и целенаправленность деятельности низкие, интерес неустойчивый, легко отвлекаем, истощаем, требуется частая смена деятельности.

4. Познавательное развитие:

Особенности восприятия.

Цвет: ребенок знает основные цвета, путает часть оттеночных, с помощью находит заданный цвет в окружающем пространстве.

Плоскостные формы: знает и различает круг, овал, квадрат, в пассиве треугольник, остальные плоскостные фигуры предъявляет с помощью (прямоугольник, ромб, многоугольник).

Объемные фигуры: весь набор предъявляемых объемных фигур не различает, знает куб, шар, кирпичик, и не называет (цилиндр, брусок)

Восприятие пространства: самостоятельно не показывает и отображает в речи основные пространственные ориентировки, путает правую и левую сторону;

Целостность зрительного восприятия:

приближена к возрастной норме, узнаёт хорошо знакомые предметы, изображения, правильно называет силуэтные, контурные, зашумлённые, наложенные, изображения предметов, но испытывает затруднения в нахождении сходства и различия предметов, изображений, сюжетных картинок, явлений.

Особенности внимания:

внимание не устойчивое и не всегда удаётся необходимый промежуток времени поддерживать внимание ребенка на заданиях или игровой деятельности, он избегает заданий, требующих постоянных умственных усилий. Ребёнок легко отвлекается, так как реагирует быстро на окружающие события, объем произвольного внимания снижен, отмечается нарушение переключаемости внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания, не может находить отличительные признаки между предметами, а также удерживать в поле зрения не менее 3 предметов, недостаточно сформирована избирательность зрительного внимания, не всегда самостоятельно находит заданное изображение среди аналогичных.

Особенности памяти:

преобладает механический вид памяти, объём оперативной памяти ограничен не соответствует возрасту, быстрота и прочность запоминания недостаточная, для ребёнка характерна не точность воспроизведения и быстрая потеря информации; не может подробно рассказать о событиях своей жизни и об окружающей обстановке.

Особенности мышления:

у ребёнка преобладает наглядно-действенное мышление, недостаточно сформировано словесно-логическое, слабость аналитико-синтетической функции мышления, разрезную картинку из 4-6 частей собирает не всегда самостоятельно, иногда требуется помощь педагога, самостоятельно выделяет лишний предмет, но не всегда объясняет почему он лишний, с помощью педагога выстраивает логические ряды из определённой группы фигур(предметов).

Уровень обобщений недостаточный, чётко знает несколько обобщающих понятия (овощи, фрукты, цветы, птицы, деревья, животные ),обобщение строит, опираясь на незначительные признаки, испытывает характерные трудности в дифференциации общего и различного. Классификации выполняет самостоятельно , не умеет самостоятельно сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия; недостаточная точность и осмысленность восприятия, понимание главного в воспринимаемом.

Элементарные математические представления и сенсорные эталоны:

Различает понятия “большой- маленький”, “длинный- короткий”, выделяет с помощью понятия “высокий- низкий”, “широкий- узкий”, “толстый- тонкий”. Владеет прямым счётом в пределах 10 с называнием итогового числа, механическое воспроизведение последовательности числительных как в прямом, так и обратном порядке, слабые вычислительные навыки, трудности в запоминании зрительного образа цифр и знаков отношений;не всегда самостоятельно называет “соседей числа”,а так же не всегда выделяет самостоятельно заданное количество предметов и не соотносит заданное количество предметов с количеством пальцев рук или других предметов, знает геометрическую фигуры круг, квадрат, овал, в пассиве треугольник и основные цвета, путает часть оттеночных (розовый, фиолетовый и голубой), определяет пространственные понятия, знает “верх- низ”, “вверху- внизу”, не верно определяет понятия “слева- справа”,”левый- правый”,”левая- правая” на себе и относительно себя, цель принимает, но действия выполняет не правильно хаотично, беспорядочно, частично владеет временными понятиями, знает времена года, части суток”день- ночь”, слабо дифференцирует понятия утро-вечер, путает дни недели называет беспорядочно.

Моторное развитие:

наблюдаются не грубые нарушения мышечного тонуса и как следствие трудности при пользовании карандашом, движения выполняются слегка напряжённо, координация обеими руками затруднена, объём движений не всегда равномерный, точность движений нарушена, моторика характеризуется недостаточной переключаемостью, недостаточно развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук, ребёнок с трудом может рисовать мелкие детали, точно обводить контуры, штриховать, а также застёгивать пуговицы, не всегда самостоятельно выполняет движения по подражанию и речевой инструкции. Ведущая рука – правая.

4. Развитие речи

Понимание обращённой речи:

ориентируется в пределах ситуации и обихода

Возможность речевого сотрудничества со взрослыми:

элементарные инструкции понимает и выполняет с неоднократного повторения.

Фонетическая сторона речи:

Нарушено произношение сонорных звуков (ломбдацизм и ротацизм).

Фонематическая сторона речи:

в следствии недостаточно сформированного фонематического слуха и слабой артикуляционной моторики нарушена фонематическая сторона речи (не выделяет гласный звук и согласный звук из ряда звуков), не определяет начальный и конечный звук в слове. Слоговая структура нарушается при произнесении слов из 2-3 слогов со стечением согласных звуков. Ребёнок затрудняется воспроизводить цепочки слогов с разными согласными одинаковыми гласными, цепочки со стечением согласных.

словарь признаков и действий недостаточен по темам: «Мебель. Одежда. Обувь.» и др. отмечаются определенные сложности в подборе и использовании в речи притяжательных прилагательных, количественных и порядковых числительных. Отмечаются ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций при словообразовании.

Состояние грамматического строя речи:

ребёнок допускает ошибки при употреблении существительных множественного числа с беглой гласной в корне слова (рот-рты, лев-львы); при употреблении существительных множественного числа в родительном падеже, допускает ошибки в согласовании существительных с числительными. Затрудняется в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, затрудняется в образовании относительных и притяжательных прилагательных, с трудом образовывает и употребляет в речи глаголы прошедшего времени, не понимает назначение предлогов и не правильно использует их в речи.

Связная речь:

испытывает трудности в составлении предложений, пересказывая рассказ и при составлении рассказа по серии сюжетных картинок и сюжетной картине не придерживается логике повествования, перескакивает с одной части на другую не выдерживая последовательности, в речи использует простые предложения, состоящие из 2-3 слов.

5.Особенности конструктивной и избирательной деятельности:

в совместной работе не всегда может работать по подражанию и образцу, испытывает сложность при выполнении словесной инструкции, не умеет в достаточном объёме обыгрывать постройку и оречевлять свои действия.

Особенности игровой деятельности:

не всегда правильно воспринимает замысел игры, сюжеты стереотипны, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение не всегда принимает, может подчиняться игровым правилам. Уровень сформированности игровых навыков требует последовательной и постоянной коррекции.

Добавить комментарий