Как распознать аутизм в 3 месяца

0

Содержание

Как распознать аутизм в 3 месяца

Как распознать аутизм в 3 месяца

Один из факторов успеха в коррекции РАС ─ выявление проблемы максимально рано. На что следует обращать внимание в поведении и развитии ребенка?

Материалы взяты из статьи «Autism Spectrum Disorders in Infancy and Toddlerhood: A Review of the Evidence on Early Signs, Early Identification Tools, and Early Diagnosis» (Barbaro & Dissanayake, 2009), а также «Early Identification of Autism Spectrum Disorders: Recommendations for Practice and Research» (Zwaigenbaum et al., 2015).

Часто близкие замечают проблемные моменты в развитии ребенка задолго до того, как будет поставлен неутешительный диагноз (и это только в возрасте четырех-пяти лет). Драгоценное время упущено, а семья истощена многолетним марафоном в попытке самостоятельно перебороть ситуацию. Поэтому так важно выявить признаки РАС как можно раньше и своевременно начать терапию с использованием научно-доказанных методов коррекции. Это особо актуально для группы риска: детей, чьи старшие брат или сестра ─ аутисты, а также тех малышей, развитие которых по результатам скрининга в год не соответствует рамкам нормы. Такая стратегия вмешательства значительно повышает шансы на лучшую адаптацию в будущем. За последнее десятилетие исследователи продвинулись в вопросе изучения раннего обнаружения РАС. В фокус их внимания попали дети в возрасте от 6 месяцев до двух лет. Существует также работы, в которых уже оценивается роль «профилактического» вмешательства, например, направленного на налаживание детско-родительского взаимодействия с целью минимизации тяжести аутистической симптоматики (Green et al, 2013).

Мы не будем вдаваться в подробности научных методов и статистического анализа, а просто представим четыре вывода, следующих из подборки исследований по этой тематике.

Вывод №1: клинические признаки РАС очень неоднородны.

Это значит, что РАС подразумевает многообразие всего и вся: 1) причин и условий возникновения; 2) особенностей нейробиологии; 3) характера старта и дальнейшей траектории; 4) уровней и темпов когнитивного и речевого развития; 5) степени адаптации; 6) комбинаций с другими расстройствами и болезнями. С учетом этого не удивительно, что в раннем возрасте признаки аутизма разнятся. Некоторые уже в шесть месяцев демонстрируют низкую заинтересованность в контакте с окружающими, другие же испытывают трудности при овладении речи и постепенно теряют навыки общения в течение второго года жизни.

Вывод №2: есть данные о том, что более низкие уровни социального взаимодействия и внимания, а также наличие повторяющихся действий с предметами, странных телодвижений и проблем по части контроля эмоциональных реакций являются маркерами РАС для детей возрастом от одного до двух лет.

Это, как следует из пункта выше, может выглядеть по-разному. Например, двухлетний Петя часами напролет крутит колеса машинок, не отзывается на свое имя и избегает телесного контакта даже со значимым взрослым. А Вася неестественно взмахивает руками и «взрывается» по незначительным или неясным, с точки зрения окружающих, причинам. Так или иначе, наличие тревожащих поведенческих проявлений ─ серьезный повод проконсультироваться у специалиста по РАС и другим нарушениям развития.

Опишем маркеры более подробно.

Уровень навыков социального взаимодействия и внимания

Какие именно особенности указывают на связь с РАС?

  • Ребенок значительно реже сверстников реагирует на свое имя.

Это значит, что он не просто игнорирует зовущего, когда занят чем-то увлекательным, а систематически редко и слабо отвечает в разнообразных условиях: не замирает, не смотрит и не поворачивает головы, не подходит и т.п. По результатам опросов такое поведение для многих родителей становится первым звоночком. В некоторых исследованиях отсутствие реакции на имя указывается в числе надежных маркеров аутизма. Другие исследователи утверждают, что эта особенность позволяет выделить группу с признаками РАС среди нормотипичных сверстников и других детей с прочими задержками и расстройствами развития.

  • Ребенок существенно реже смотрит на социальные стимулы (и следит за их перемещением).

Что имеется в виду? Ребенок второго года жизни предпочитает рассматривать, например, геометрические фигуры и узоры, а не детей на площадке, выражения на лицах, в меньшей степени обращает внимание на действия и жесты других людей.

  • Ребенок реже проявляет навыки разделенного внимания и использует жесты в общении.

Страдают навыки разделенного внимания. Малыш не направляет взгляд на объект, на который указывает или смотрит другой. Не переводит внимание с объекта на человека и обратно. Не пытается направить внимание другого на что-либо, издавая звуки и применяя жесты. Также в норме большинство детей к восемнадцати месяцам общаются целым набором простых жестов (от двух десятков). У детей с признаками РАС наблюдается скудная жестикуляция или ее отсутствие, а также, начиная с возраста в пятнадцать месяцев, заметно более медленный темп освоения новых жестов. Всё это приводит к речевой задержке.

Повторяющиеся действия с предметами

Еще один дифференциальный маркер РАС для детей от года и старше ─ однообразные, нефункциональные манипуляции объектами. Например, такой ребенок, если дать ему стаканчики, будет их раскручивать, возможно выстраивать в линию, вращать, при этом очень пристально разглядывать. Его сверстники обычно используют стакан иначе: пытаются из него попить, положить/налить что-то, зачерпнуть и т.п.

Далее речь пойдет о предполагаемых маркерах, требующих дополнительных исследований.

Нетипичные телодвижения и развитие моторики на втором году жизни

Частые повторяющиеся движения и позы, например, взмахи руками, шевеление пальцами, странная манера двигать ногами и руками во время ходьбы могут быть признаками аутизма. Часть исследований сообщает, что задержка навыков крупной и мелкой моторики у шестимесячных младенцев имеет связь с последующим развитием по аутистическому сценарию. В любом случае, трудности в моторной сфере требуют пристального мониторинга, однако эти проявления могут быть следствием других причин.

Сложности регулирования эмоциональной сферы

По некоторым данным двухлетние дети, входящие в группу высокого риска, демонстрируют два типа эмоционального реагирования. Ребенок с профилем первого типа менее склонен радоваться социальным формам подкрепления. Ему не так важны похвала, улыбки, различные виды положительного телесного контакта. Во втором варианте преобладают отрицательные эмоциональные реакции, а также обнаруживаются серьезные сложности контроля внимания и поведения.

Вывод №3: пока не определены надежные поведенческие маркеры РАС для детей младше года.

Ряд факторов объясняет такое положение вещей. Младенцы развиваются по-разному: социальные и когнитивные навыки формируются с ощутимым разбросом по времени. Кроме того, сама экспериментальная методология не всегда позволяет определить, является ли то или иное отличие от сверстников предиктором аутизма и(ли) отличительным признаком РАС. К тому же, классические симптомы, принятые в диагностике, могут быть завязаны на более поздние этапы созревания нервной системы. Поведение радикально меняется с возрастом. То, что мы видим в шесть месяцев, преобразуется, становится основой для совершенно иных, более сложных форм поведения. Нельзя точно сказать, насколько ранние маркеры будут соответствовать симптомам в 2-3 года. Что говорит наука? Периодически публикуются результаты по младенческим выборкам, иногда противоречащие друг другу. В ряде исследований, например, перечисляются признаки для второго полугодия жизни: дефициты зрительного контакта и отклика на имя, нетипичные сенсорные виды поведения, повторяющиеся действия и странные движения, иная картина использования жестов в общении. В другой работе сообщается, что дети с аутизмом в возрасте двух-шести месяцев постепенно все реже и реже смотрят на лица. Однако данные окулографии проблематично соотнести с поведенческими признаками, наблюдаемыми родителями и клиницистами. Таким образом, четких маркеров пока не выявлено. Но мы можем и обязаны следить за тем, насколько ребенок осваивает основные вехи в области моторики, речи, предметных операций, социальных навыков и эмоциональной сферы.

Вывод №4: Динамика развития может указать на РАС

Под «динамикой» имеется в виду интенсивность, темп и направление развития навыков и поведенческих изменений. Данные о динамике более информативны, чем одиночные срезы. Полагается, что траектория раннего развития (навыков зрительного восприятия, речи и т.п.) у детей с РАС отличается. Очень часто можно увидеть, что формирование навыков, когда-то соответствующее нормам, глобально замедляется после первого года жизни. Также характерна нетипичная картина социального развития: в период от года до полутора дети всё реже улыбаются другому человеку, отзываются на имя, поддерживают зрительный контакт и используют вокализации для общения.

Подытожим. Если ваш сын или дочь в тех или иных аспектах (речь, игра, моторика, интересы, взаимодействие, проблемное поведение) разительно отличается от сверстников или же входит в группу риска (поздний ребенок, наличие близких родственников с аутизмом), обязательно проясните ситуацию. Не полагайтесь на мантры из оперы «Перерастет» и «Сын бабы Нади заговорил в пять лет». По возможности обратитесь не к участковому педиатру, а сразу к профильному специалисту, владеющему соответствующими диагностическими инструментами. Даже если к последнему выстроилась очередь, вы можете сделать очень много всего до консультации! Очень важно заранее собрать информацию не только медицинского плана.

  • Запишите на видео показательные моменты: как именно ребенок играет сам, реагирует на свое имя и различные ситуации социального взаимодействия (требования, телесный контакт, отказ в желаемом и прочее).
  • Начните вести записи об эпизодах агрессии, самоповреждения и других проблемных видах поведения. Укажите, что конкретно делал ребенок, время и длительность эпизода, предшествующие обстоятельства и последствия.
  • Посчитайте, сколько слов и жестов понимает, а сколько использует.
  • Зафиксируйте просьбы: что просил, сколько раз в день, как именно просил.

Подготовьтесь к приему, вооружившись списком вопросов, медицинскими и поведенческими данными. Это ускорит процесс и своевременно откроет доступ к квалифицированной помощи.

Признаки аутизма у детей до 1 года

Само название расстройства «аутизм» отражает его суть, так как в переводе значит «ушедший в себя» человек (греч. autos – сам). Люди с такой особенностью психического и психологического развития ориентированы вглубь себя, закрыты от общества. Не хотят и не могут с ним взаимодействовать на привычном нам уровне из-за разницы в восприятии окружающего мира.

Как правило, такой диагноз ставят в 2-5 лет. Это этап, когда личность сформировалась достаточно, чтобы по речевым, поведенческим особенностям, сделать конкретные выводы.

В зависимости от стадии развития и проведенной коррекционной работы, аутисты способны к адаптации в обществе. Могут жить в нем достаточно комфортно и успешно. Но будут чувствовать себя неуютно, или постараются закрыться от окружающих. Вдобавок приобретая задержку интеллектуального, речевого развития.

Медицина не стоит на месте. Первые ранние признаки аутизма возможно выявить уже у новорожденных грудных детей до года. Это позволяет приступить к лечению проблемы в зародыше, уменьшает количество трудностей, с которыми особый малыш будет сталкиваться по мере взросления.

Причины развития

Период, когда проявляются первые признаки и симптомы аутизма у детей-новорожденных грудничков, зависит от причины отклонения. Также имеет значение комплекс дополнительных врожденных проблем.

Ученые до сих пор не смогли детально прояснить механизм развития этого отклонения. Но вычислили провоцирующие факторы, которые усиливают заболевание, заставляя проявляться его раньше и сильнее.

  • Перенесенное кислородное голодание. На этапе беременности или во время самих родов – в данном случае не важно, когда имел место такой эпизод.
  • ДЦП – грубое поражение нервной системы, одним из проявлений которого бывает и РАС (расстройство аутического спектра).

  • Инфекционные заболевания, которые мать перенесла во время вынашивания ребенка.
  • Наследственная предрасположенность. Генетическая линия (мужская или женская) не имеет значения. Если среди кровных родственников есть люди с аутическими чертами, то вероятность проявления патологии в той или иной мере с рождения повышается.
  • Ожирение или проблемы с обменом веществ у матери. Особенно, если они усиливаются в период второй половины беременности.

Аутические черты могут проявиться и во взрослом возрасте у вполне сформировавшейся, прежде нормальной личности.

Медики разработали методологии, по которым можно как распознать аутизм у ребенка до года, грудничка, так и начать его лечение, и отслеживать, отступают ли у годовалого ребенка признаки отклонения аутического характера.

Как проявляется аутизм у ребенка до 1 года?

Выявлять отклонения в психическом состоянии человека в столь раннем возрасте – крайне сложная задача.

Благодаря исследованиям начала XXI века, удалось выявить закономерности зрительных реакций младенцев, позволяющие с большой вероятностью установить наличие расстройств аутического спектра.

В ближайшие годы каждый педиатр будет знать, как определить и распознать аутизм у новорожденного ребенка до года.

Следует говорить о нескольких типах реакций в зависимости от степени выраженности отклонений и возраста предполагаемого пациента. У детей до 4 лет выявляются отклонения в 4 направлениях:

  • нарушения коммуникации;
  • изменения социальных взаимодействий;
  • поведение на основе стереотипов;
  • типичные клинические проявления.

В совсем юном возрасте, в первые месяцы жизни, проявляются только проблемы с основной коммуникацией и социализацией.

Характерные проявления

Яркие признаки и симптомы аутизма у детей – младенцев до 1 года:

  • Проблемы с приучением к рукам матери. Период подстройки друг к другу длительный. На касания мамы ребенок реагирует не адекватно, либо чрезмерно расслабляя тело, как бы растекаясь, либо слишком напрягается, вытягиваясь в струнку. Подобное поведение характерно при контакте с любыми людьми: как со знакомыми, так и впервые встреченными.
  • Отказ от зрительного контакта. Зрение – первое чувство, с помощью которого малыш познает мир, общается с окружающими. Именно так он дает знать о своем внимании маме с первых дней жизни. В первые месяцы, когда не спит, он проводит дни, фиксируя взгляд на лице людей, родителей.

Как понять, что у ребенка аутизм?

Детский аутизм

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Аутизм – так и звучит диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз “Аутистическое поведение”. Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», – говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя – обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?

Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

Возраст ребенка

Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

  • с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;
  • начинает узнавать предметы и людей;
  • улыбается при звуке вашего голоса;
  • начинает улыбаться при общении;
  • поворачивает голову на звуки.
  • начинает реагировать на эмоции окружающих людей;
  • может находить не тщательно спрятанные предметы;
  • изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;
  • тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;
  • выражает радость или недовольство голосом;
  • произносит наборы звуков.
  • начинает охотно подражать окружающим;
  • становится очевидным, что ребёнок вас понимает;
  • может находить спрятанные предметы;
  • реагирует на «нельзя»;
  • изображает простые жесты, например, может указать на предмет;
  • «разговаривает» сам с собой на разные лады;
  • может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;
  • реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.
  • подражает поведению окружающих;
  • радуется обществу других детей;
  • понимает многие слова;
  • находит тщательно спрятанные предметы;
  • указывает на называемые картинки и предметы;
  • начинает сортировать предметы по форме и цвету;
  • начинает играть в простые игры с воображением;
  • начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;
  • может выполнять простые поручения;
  • может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».
  • начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;
  • может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;
  • сортирует предметы по форме и цвету;
  • сопоставляет предметы с картинками;
  • выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;
  • пользуется простыми предложениями при общении;
  • правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);
  • начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?

Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.

Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.

Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.

Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.

Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.

Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.

Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.

Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.

Добавить комментарий