Как реализуется дифференцированный подход при устранении заикания

0

Как реализуется дифференцированный подход при устранении заикания

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения детей страдающих заиканием является признание индивидуальности ребенка, создание необхо-димых и достаточных условий для его развития.

В обучении учёт индивидуальности означает максимальное раскрытие возмож-ностей каждого ребенка, исходя из призна-ния уникальности и неповторимости его психологических особенностей.

Индивидуальность – обобщённая характеристика особенностей человека, которая формируется как на основе наслед-ственных природных задатков в процессе воспитания, так и, одновременно, (главное для человека) в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Понятно, что при таком подходе необходимо совсем по-иному строить весь образовательный процесс. Необходимо наличие специального дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, иные формы контроля за личностным развитием ребенка, т.е. контроль не только результата, но главным образом, процесса обучения, рефлексии и многое другое.

Таким образом, признание ребенка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно -ориентированный подход.

Как осуществляется индивидуально-личностный подход в процессе коррекции речевых нарушений в условиях ДОУ?

Одной из главных особенностей логопедической работы в ДОУ является индивидуализация коррекционно-логопеди-ческого воздействия, дифференцированный подход , предполагающий учёт особенностей высшей нервной деятельности конкретного ребёнка, причин и механизмов, симптома-тики речевого нарушения, структуры рече-вого дефекта, возрастных и прочих индивидуальных особенностей ребёнка.

Это связано с тем, что дети одного и того же возраста отличаются как по уровню развития речи, всех фонематических процессов, так и по степени выраженности и патогенезу нарушения (заикания).

Логопедическая работа начинается с всестороннего обследования ребёнка, сбора подробного анамнеза.

Анализ анамнестических сведений, полученных в результате опроса родителей, а также содержащихся в медицинских картах детей служит основой для получения общей картины этиопатогенеза (причин и механиз-ма) нарушения речи у детей, объективных данных об индивидуальных особенностях ребёнка, сведений о коррекционной работе, если таковая проводилась ранее до посту-пления в ДОУ, а также речевом окружении, социуме ребёнка.

Логопедическое обследование (полное и всестороннее) проводится на начало года для каждого, а не только для вновь прибывших детей с целью установления полной клинической и структурно-лингви-стической картины имеющегося речевого дефекта. Проводится в индивидуальной форме; результаты обследования на начало года заносятся в речевую карту. Туда же вносятся краткие записи в течение года, отмечаются изменения в речевом статусе.

На конец учебного года проводится итоговое логопедическое обследование, фиксируются результаты коррекционной работы за год с данным ребёнком, анализ, динамика речевого развития ребёнка в срав-нении с самим собой, а не с другими детьми, что также характерно для личностно-ориентированной системы обучения (т.е. сравнение по вертикали, а не по горизонтали).

На основе данных всестороннего обследования составляется индивидуальный план коррекционных мероприятий для каждого ребенка, учитывающий програм-мные требования возрастной группы, а также структуру, особенности речевого дефекта ребенка, проводится деление детей на под-группы, группы и индивидуально, что позволяет в дальнейшем реализовать диф-ференцированный подход к организации и содержанию логопедических занятий.

Одной из ведущих и преобладающих форм коррекционного воздействия для детей с заиканием является индивидуальная фор-ма занятий . Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить лично-стно-ориентированный подход к каждому ребёнку в отдельности. Это связано с тем, что нет абсолютно одинаковых речевых нарушений: у каждого свои, только ему присущие индивидуальные затруднения, моторные особенности речевого аппарата, слуховое внимание, восприятие, темпы продвижения, компенсаторные возможности и многое другое.

Целью индивидуальных занятий является формирование навыков правильной речи: постановка и автоматизация дефек-тных звуков, развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, формирование речевого дыхания, развитие голоса, создание охранительного речевого режима, регуляция, обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления, развитие моторных функций, развитие координации слова и ритмизо-ванного движения, формирование фонацион-ного (речевого) дыхания, работа над плавно-стью речи в различных ее формах, развитие интонационных характеристик речи, воспи-тание личности заикающегося ребенка.

Дополнительная работа, проводимая в рамках индивидуально-дифференциро-ванного подхода.

Индивидуальные регулярные консультации педагогов по различным вопросам коррекции речи. На них речь идёт, как правило, о преодолении заикания по кон-кретному ребёнку. Частота таких консульта-ций варьируется от 2-3 в день до 3-4 в неде-лю (по мере надобности).

Обучающие спецсеминары для педагогов ДОУ проводятся практически с этой же целью. На них воспитатели и другие специа-листы могут теоретически познакомится с проблемой заикания и с основными спосо-бами их преодоления. Сюда же следует отнести занятия – практикумы для педагогов.

Организация посещений педагогами логопедических занятий, где педагоги могут уже практически освоить основные логопедические приёмы и методики, чтобы впоследствии использовать их в структуре своего занятия, а также получить подробные разъяснения сущности различных приёмов работы с тем или иным ребёнком.

Логопедами ДОУ на начало каждого учебного года составляются речевые памят-ки , где содержатся рекомендации по речи по группе в целом и по каждому отдельному ребенку.

Ежегодный контроль за соблюдени-ем требований единого речевого режима со стороны дошкольного методического объединения логопедов. Практически все ло-гопеды города в течение года посещают неоднократно своих коллег с целью проверки выполнения требований единого речевого режима (ЕРР). Проводится подробный анализ занятий с точки зрения соблюдения ЕРР и организации индиви-дуального подхода к ребёнку-логопату на занятии.

Немного поподробнее остановлюсь на ЕРР, т.к. он является неотъемлемой частью в организации индивидуально-личностного подхода.

Для прочного устранения заикания весьма важно не только воспитать у детей – логопатов правильные речевые навыки, но и в достаточной степени закрепить, автомати-зировать их, ибо только при этом условии дети получают реальную возможность постоянно пользоваться ими в повседневной жизни.

Однако обеспечение такой автомати-зации в условиях логопедического кабинета невозможно по следующим двум причинам:

Для полной автоматизации правиль-ных речевых навыков недостаточно времени, отведённого учебным планом для индиви-дуальной логопедической работы, т.е часов, которые ребенок занимается у логопеда.

Слабый самоконтроль. Дети дошколь-ного возраста ещё не в состоянии в должной мере самостоятельно следить за своей речью, когда контроль со стороны логопеда отсут-ствует.

Из всего вышесказанного следует то, что логопеду необходимо активное сотру-дничество со всеми, кто систематически общается с ребёнком. А это педагоги и роди-тели. Именно они могут оказать наиболее действенную помощь в коррекционной работе.

Этого взаимодействия можно достичь при условии готовности всех педагогов ДОУ и логопеда к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе. Подобное сотрудничество с педаго-гами должно быть плановое, т.е. системати-ческое, повсеместное и продуманное, потому что неправильный подход к ребёнку со сто-роны воспитателя, родителей может свести на нет всю работу логопеда, нанести непо-правимый вред данному ребенку.

Отсюда вытекает необходимость соблюдения единства требований к ребенку-логопату. Суть единого речевого режима – единообразие подходов логопеда и педагогов ДОУ к речевой работе с заикающимися детьми, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной работы.

С чего начинается работа воспитателя речевой группы для заикающихся детей?

Со сбора подробных анамнестических сведений , необходимых для организации правильного индивидуального подхода к ребёнку с заиканием (медкарта, диагноз ПМПК, беседа с родителями, логопедом группы).

Знание речевых особенностей каждого ребёнка группы. Что именно надо знать:

(вид заикания, к акие звуки отсут-ствуют, какие находятся в процессе поста-новки, автоматизации, какие звуки смеши-вает, имеющиеся нарушения звуко-слоговой структуры и т.д., знать на каком этапе кор-рекции находится каждый ребёнок, степень речевых затруднений при ответах и.т.д.)

Педагогам необходимо про-явить к такому ребёнку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, создать для него благоприятные условия в группе:

– правильное отношение детей и всех окружающих без фиксации внимания на его речевом недостатке, следить, чтобы его не дразнили другие дети;

– или, наоборот, устранить излишние прояв-ления сочувствия.

Особое внимание всем педагогам следует обратить на выяснение различных недоразумений и конфликтов с целью их последующего устранения (а лучше избе-гать таких ситуаций по мере возможности), ибо для заикающихся с их эмоциональной неустойчивостью такие ситуации – стресс, они усугубляют течение заикания.

Говорить с таким ребёнком надо чёт-ко, плавно (не отрывая одно слово от друго-го), не торопясь, но, ни в коем случае не по слогам.

Уметь подбодрить, при ответе дать время подумать, не торопить. Таких детей нежелательно спрашивать первыми на уроках. Начало речи всегда вызывает труд-ности, поэтому, если ребёнок не может начать говорить, или начал, но плохо, запи-наясь (что часто бывает при судорожности), педагог должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание дру-гим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

Требовать несколько замедленной, плавной речи, ответа с соблюдением его “речевых правил” (как для заикающихся, так и для всякого другого ребёнка), что не толь-ко облегчает речь ребёнка, но и повышает ответственность за овладение правильной речью.

Уметь вовлечь детей с речевым нега-тивизмом (в т. ч. заикающихся) в посиль-ную работу на занятии и вне его с целью изжития у него чувства неполноценности, неуверенности, с целью его речевой адапта-ции.

Желательно на празднике, утреннике в группе предоставить возможность высту-пить, дабы вселить уверенность в свои силы. Привлекать к пению (хоровому, сольному). Для заикающегося ребёнка чрезвычайно важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного рече-вого дыхания, чувства темпа, ритма. Полез-ны и дополнительные занятия по пению – кружковая работа (“Посиделки”, “Весёлые нотки” и проч.)

Помнить, что у заикающихся детей ослаблена нервная система. Для них требуется индивидуальный подход, индиви-дуальные задания, использование различных форм работы с разными детьми, различные виды помощи, спокойная и комфортная обстановка на занятиях.

Заикание – мучительное, тяжелое рас-стройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошколь-ника в детский коллектив. Вот почему вос-питателю постоянно следует задумываться над новейшими средствами устранения у своих воспитанников этого недостатка. Надо понять природу заикания, изучить личность заикающегося и овладеть доступными спе-циальными педагогическими методами. При таких условиях воспитатель может помочь ребенку в большей степени, в силу более длительного контакта со своим воспитанни-ком и его семьей.

Через что обеспечивается соблюдение требований ЕРР?

Через регулярные консультации у логопеда;

через взаимосвязь логопеда и воспитателя (ведение индивидуальной тетра-ди по коррекции речи, где обозначены все речевые «трудности» и этапы коррекции);

«речевые памятки для педагога» на каждого ребёнка;

посещение индивидуальных логопе-дических занятий с целью накопления прак-тического опыта, знания основных методик и приёмов, которые можно использовать в структуре занятия;

активное участие в обучающих спец-семинарах, занятиях-практикумах и др. подобных мероприятиях;

использование информационных ком-пьютерных технологий , как дополнитель-ного средства работы на логопедических занятиях. Это повышает мотивацию к лого-педическим занятиям, формирует новые формы общения, сотрудничества между логопедом и ребёнком, создаёт положитель-ный эмоциональный настрой в процессе занятия, развивает моторику пальцев рук, формирует и совершенствует совместную координацию в деятельности зрительного и моторного анализаторов, что крайне важно для детей с заиканием.

Хочется отметить, что никакая инди-видуализация в логопедической коррекции невозможна без тесной взаимосвязи с роди-телями, особенно на начальных этапах кор-рекции заикания. Это и сбор анамнеза, и индивидуальные консультации, просвещение родителей, посещение открытых логопеди-ческих занятий.

Воспитание навыков плавной речи требует длительных и постоянных трениро-вок, не ограниченных рамками логопедичес-ких занятий, а имеющих место в процессе ежедневного речевого общения ребенка с окружающими. Все коррекционное обучение должно проводиться на фоне личностно-ориентированного подхода окружающих к заикающемуся ребенку и системы его воспи-тания. И все это должно сочетаться с необ-ходимыми оздоровительными и лечебными мероприятиями.

Добавить комментарий