Как установить зрительный контакт с аутизм

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом поддерживать контакт глазами?

Принуждение к контакту глазами лишь вызывает стресс и тревожность при аутизме у детей, гораздо важнее научить ребенка использовать лица как источник информации

Если хотите вызвать сильную тревожность у ребенка с аутизмом, то самый лучший способ — сказать «посмотри мне в глаза». В большинстве случаев, когда ребенок с аутизмом пытается слушать, что вы говорите, требование посмотреть в ваши глаза вызывает тревогу и мешает способности ребенка слушать ваши слова. Это происходит по трем причинам:

1. При аутизме у детей часто встречаются нарушения слухового восприятия. Исследования показывают, что когда люди с аутизмом смотрят на других людей, то они чаще всего смотрят на рот, а не на глаза. И это имеет смысл, поскольку, глядя на рот, проще разобрать, что говорит другой человек.

2. Некоторые дети с аутизмом лучше видят с помощью периферического зрения. Для них прямой взгляд на что-то воспринимается как слишком интенсивный, так что вместо него они используют периферическое зрение. В результате, когда такие дети смотрят на вас, кажется, что они глядят в другую сторону.

3. Многие взрослые люди с аутизмом говорили мне, что они страдают от слишком интенсивной стимуляции, когда смотрят прямо в глаза другому человеку. Взгляд в глаза воспринимается ими как пугающий и смущающий.

Таким образом, если вы заставляете ребенка смотреть прямо на вас, то вы не помогаете ему лучше понимать вашу речь, вы ухудшаете понимание. Ребенок начинает испытывать перегрузку и отвлекается от вашей речи.

Каждому из нас гораздо проще смотреть на других людей по собственной воле, а не когда нас заставляют это делать. Это относится к любой форме коммуникации. По нашему опыту, дети с аутизмом начинают чаще смотреть в глаза другим людям, когда их косвенно побуждают это сделать, а не указывают. Ниже приведены советы, которые помогут вашему ребенку смотреть на вас гораздо чаще:

1. Когда говорите с ребенком, вставайте прямо перед ним, и старайтесь, чтобы ваше лицо было на уровне его глаз. Если ваше лицо само попадает в зрительное поле, то оно привлечет больше внимания.

2. Когда говорите, произносите меньше слов и больше используйте невербальные методы коммуникации. Сопровождайте свою речь оживленной и преувеличенной мимикой и такими же жестами. Ребенку поневоле придется ориентироваться на выражения вашего лица, чтобы получить необходимую информацию. Сильно кивайте или мотайте головой, вместо «да» и «нет», указывайте взглядом и головой на нужный предмет и используйте другие явные невербальные подсказки. Придумывайте игры и веселые занятия, которые требуют вашего участия, чтобы ребенку приходилось обращаться к вам за невербальными подсказками. Пусть основная информация преподносится ребенку с помощью преувеличенной невербальной коммуникации, а слова играют вспомогательную роль. Оживленная и яркая мимика будет привлекать внимание к лицу сама по себе.

3. Когда ребенок перестает отслеживать вашу невербальную коммуникацию, сделайте паузу, пока ребенок снова не посмотрит на вас, чтобы узнать, почему вы замолчали. Приглашайте ребенка самого отслеживать ваши выражения лица с помощью терпеливых и регулярных пауз.

Так что приглашайте ребенка искать дополнительную информацию на вашем лице, не требуйте контакта глазами.

Не надо принуждения. Подростки и молодые люди часто учатся ценить контакт глазами, когда у них появляется возможность поддерживать его по собственному усмотрению (и когда их перестают к нему принуждать).

Большинство людей с аутизмом нуждаются в четких правилах о том, когда и что необходимо делать. Хорошее правило по поводу контакта глазами — ненадолго посмотрите в глаза другому человеку перед тем, как говорить с ним, а затем еще раз ненадолго посмотрите ему в глаза, когда ваша очередь в разговоре подошла к концу. Это просто — каждый раз, когда наступает ваша очередь в диалоге, ненадолго посмотрите в глаза, а потом посмотрите еще раз, когда вы уже все сказали. Несколько взрослых аутистов говорили мне, что это правило оказалось очень эффективным для них.

Другая стратегия для обучения контакту глазами — постоянно смотрите поверх глаз (на лоб другого человека) или чуть ниже глаз во время разговора, но не смотрите прямо в глаза.

Не поворачивайте чужую голову!

Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, не позволяйте учителям, специалистам и другим взрослым людям с благими намерениями побуждать ребенка к контакту глазами, физически поворачивая его голову и заявляя: «Смотри мне в глаза!» Плохо уже и то, что вы даете ребенку вербальную «подсказку» посмотреть на вас, но физический контакт с их головой — это физическая угроза их безопасности. Трудно установить доверительные отношения с тем, кто заставляет тебя смотреть в глаза. Когда кто-то схватил вас за подбородок и силой развернул вашу голову, это лишь вызовет у вас страх и тревожность. Это запугивает, это воспринимается как нечто угрожающее.

Если вы хотите, чтобы в вашем присутствии ребенок чувствовал безопасность, принятие и собственную компетентность, то не надо «давить», добиваясь контакта глазами и любого другого социального взаимодействия. Делитесь, приглашайте к общению, стройте отношения, и вы добьетесь взаимности! «Работайте со мной, уважайте и доверяйте мне, и я отвечу вам тем же! Если будете принуждать меня, то вы потеряете мое внимание!»

Как установить зрительный контакт с аутизм

Автор: Юнеман Ирина Григорьевна

Организация: МКДОУ Детский сад №489 комбинированного типа

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Представлены игровые приемы для установления контакта с ребенком с расстройством аутистического спектра через игровую деятельность. Описаны подходы к организации логопедического воздействия. Даны рекомендации по использованию сенсорных и эмоциональных игр. Предложены способы взаимодействия. Проанализирована роль эмоционально-смыслового комментария и сюжетного рисования.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, коммуникативная деятельность, установление контакта, эмоциональные и сенсорные игры, способы взаимодействия, эмоционально-смысловой комментарий.

У детей с аутизмом нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития характерны следующие общие черты: выраженная стереотипность речи, склонность к словотворчеству, неологизмам, эхолалии, нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпо-ритмической организации речи. А главная проблема заключается в малой потребности в общении, трудностях восприятия информации и понимания ситуации, в отсутствии живого интереса к окружающему миру, невозможности пользоваться речью. В настоящее время актуальным вопросом является разработка специальных методик и индивидуальных программ в работе с детьми данной категории, опирающихся на научно-практические разработки Нуриевой Л.Г. «Развитие речи аутичных детей», Морозовой С.С. «Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах», а также Никольской О.С., Баенской Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок» и другие.

Развитие речи ведется поэтапно и последовательно, для организации коррекционно-развивающей деятельности необходимо выявить актуальную зону развития и обозначить зону ближайшего развития ребенка с РАС. Первым этапом работы определили — установление контакта Основной целью данного этапа является создание положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы, диагностика сформированности речи, установление эмоционального контакта педагога с ребенком. Педагог, фиксируются, анализируются возможности вовлечения ребенка в сотрудничество и взаимодействие. При установлении контакта с ребенком следует избегать не только всякого давления на него, но и просто прямого обращения, долгого пристального взгляда. Первые попытки общения должны проходить в спокойных условиях, без лишней суетливости взрослого, без активного навязывания своего ритма, предпочтений. Педагогу необходимо постоянно контролировать себя, отслеживая изменения в поведении ребенка: нарастание у него тревоги, аффективного напряжения может привести к ухудшению тактильного и глазного контакта, увеличению моторной напряженности, суетливости, скованности в движениях, появлению моторных стереотипий.

Чтобы первоначально прилечь внимание ребенка с аутизмом, не напугать его, важно соблюдать пять правил: – НЕ говорить громко. – НЕ делать резких движений. – НЕ смотреть пристально в глаза ребенку. – НЕ обращаться прямо к ребенку. – НЕ быть слишком активным и навязчивым [1, с. 77]. При достижении заинтересованности ребенка в контакте со взрослым становится возможным прямое общение через совместную игру или рисование. Главное в игре – вовлекать ребенка в ее сюжет, где он действует, переживает события и радуется.

Работа по эмоциональному тонизированию начинается с обеспечения ребенку чисто сенсорных впечатлений. Общему сенсорному удовольствию необходимо придать более сложный игровой смысл. Так, если ребенок начинает раскачиваться, то взрослый, обняв его, должен раскачиваться в такт с ребенком, обыгрывая качание на качелях или раскачивание деревьев с сопровождением ритмизированных текстов. Сначала предлагаются ситуации стабильные, не требующие от ребенка большой активности. Поэтому в игре долго обживаются бытовые моменты привычной жизни, они насыщаются деталями, дающими переживание уюта, надежности окружающего мира. Затем в эмоционально обжитую игровую ситуацию вводится динамическое развитие сюжета. Для установления положительного эмоционального контакта можно проводить следующие эмоциональные игры: «Где ты?», «Лови меня», «Догони меня», «Глазки-ушки», «Разговор с игрушкой», «Дорисуем веселое лицо», прослушивание записей эмоций, звукоподражаний животных.

Вторым этапом является — выработка учебного стереотипа Цель данного этапа – выработать умение сидеть за столом. Со стороны ребенка возможно проявление негодования, отторжение и полное неприятие учебной ситуации. Поэтому на начальных этапах достаточно просто привлечь его внимание и удерживать некоторое время для выполнения нескольких манипуляций. На начальных этапах предлагается поприсутствовать маме ( в роли ассистента –помощника, с ней ребенок чувствует себя в безопасности), постепенно роль мамы, по мере усвоения тех или иных навыков, уменьшается. Необходимо, чтобы занятия проводились в специально организованном месте, в определенное время, с четким соблюдением этапов работы. Важно, чтобы постоянно поддерживалась обстановка душевного спокойствия, переживания удовольствия, ощущения защищенности, доброго отношения.

Третий этап. Установление зрительного контакта, формирование начальных коммуникативных навыков Начальный этап коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом, лучше проводить в виде игротерапии, направленной на несложные манипуляции со светом, звуком, цветом, простые действия с игрушками. Сначала вырабатывается фиксация взора на интересующем предмете, картинке, представляющем наибольшее значение в данный момент. Когда взор скользнет по предъявляемому материалу, вещь отдают ребенку, добавляется инструкция «Посмотри на меня». Постепенно время фиксации взора на предлагаемые вещи будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. На этом этапе отрабатывается реакция оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами. Отрабатывается указательный жест, жесты «да», «нет». На занятиях и в повседневной жизни, специально созданные ситуации помогают овладеть ими. Ежедневные тренинги позволяют сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми. Затем можно присоединять ритмические игры и танцы, которые вызывают положительные эмоции и оказывают благоприятное воздействие на имеющиеся у ребенка двигательные стереотипии в виде размахиваний руками, подпрыгиваний и т.п. В процессе игротерапии акцент делается на эмоциональное обогащение ребенка, включение его в содержание импровизированной сказки. Незаменимыми помощниками на данном этапе становятся специально организованные сенсорные игры, активизирующие новые чувственные ощущения (зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, обонятельные, вкусовые), создающие эмоционально положительный настрой. Проведение сенсорных игр позволяет ребенку переживать приятные эмоции, получать новую сенсорную информацию, способствует возникновению эмоционального контакта со взрослым. Примером таких игр могут быть игры с красками («Цветная вода», «Смешивание красок»), игры с водой («Переливание», «Фонтан», «Бассейн», «Купание кукол», «Мытье посуды»). Детям нравятся игры с мыльными пузырями: «Подуем на снежинки», «Плыви, кораблик», «Вертушка», «Задуй свечу», «Рисуем дымом».Конечной целью этого этапа является стимуляция собственной психической активности аутичного ребенка, направление этой активности на взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

Четвертым этапом является — формирование активного взаимодействия со взрослым. Обучение пониманию речи, выполнение инструкций Важной задачей этого периода является перестройка сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция общего хода развития и воссоздание обновленных контактов ребенка с миром. Поскольку игра – ведущая форма деятельности, то наиболее целесообразным представляется использовать игровую деятельность в качестве основного рычага коррекционной работы. В процессе игровой коррекции решаются следующие задачи: вызываются новые активные формы переживаний; воспитываются чувства по отношению к взрослому, сверстникам, самому себе; развивается система самооценки и самосознания; обогащаются новые формы и виды игровой и неигровой деятельности. Как известно, дети с аутизмом любят манипулировать предметами без учета их функционального назначения. При этом основным мотивом выступают привлекательные сенсорные свойства. По наблюдениям Янушко Е.А., «выделение ребенком отдельных сенсорных свойств, которые ему приятны, ложится в основу проведения с ним сенсорных игр, бесспорно дающих новые возможности развития ребенка» [2, с. 49]. Стереотипная игра характеризуется повторяемостью, неизменностью, длительностью, отсутствием сюжета. Но можно использовать ее положительные стороны (комфортная ситуация для ребенка, возможность вернуть его в уравновешенное состояние), и тогда она станет основой построения взаимодействия. Взрослый ненавязчиво и осторожно подключается к играм ребенка, улавливает подходящий момент, чтобы подать ему нужную деталь, негромко повторяет за ребенком его слова, использует любимую игрушку. Такая тактика поведения позволяет аккуратно войти в мир игры аутичного ребенка, не отвергать присутствие взрослого, завоевать его доверие, что потребует немало времени и терпения. Внесение эмоционального смысла в жизнь ребенка с РАС, в то, что он делает и чувствует, – единственный адекватный путь для включения его в реальность для осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Эмоционально-смысловой комментарий позволяет привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного. Такой комментарий должен быть привязан к опыту ребенка, вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность, в его аутостимуляцию, фиксировать приятные ощущения и сглаживать неприятные, прояснять причинно-следственные связи. Это помогает преодолевать страхи, бороться со стереотипными влечениями. Необходимо комментировать чувства и ощущения самого ребенка, а также эмоциональные реакции других людей, сказочных персонажей. Обсуждая сначала отдельные эпизоды, педагог начинает работу по их смысловому увязыванию, чтобы научить ребенка понимать логические связи между событиями, отношения между людьми. Так будет происходить прогресс в развитии понимания речи – понимание смысла нескольких последовательных событий, связанных в сюжет. Ребенка легче сосредоточить на рассказах о нем самом. Здесь помогает сюжетное рисование [3]. Взрослый подробно и не торопясь рассказывает историю про самого ребенка и одновременно прорисовывает эту ситуацию, привлекая его подрисовывать, раскрашивать по желанию. Главная цель – сосредоточить его внимание на развитии событий, добиться, чтобы он слушал и понимал рассказ. Далее с сюжетным рисованием можно переходить к сказкам, коротким рассказам. Так мы развиваем у ребенка способность понимать речь, т.е. формируем его речевое мышление. Для успешной организации ситуации взаимодействия, формирования понимания речевых инструкций полезны игры с крупами: «Прячем ручки», «Покормим птичек», «Сварим кашу». А также можно использовать различные пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, исходя из индивидуальных предпочтений ребенка. При этом следует обучить его некоторым навыкам работы с материалами: мять и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать шарики и раскатывать колбаски, резать на кусочки. Отработав отдельные приемы, можно в одной игре их комбинировать («Посадим огород», «Приготовим угощение», «Пластилиновые картинки»). Очень привлекают внимание детей разнообразные звуки, поэтому взрослые должны учить прислушиваться к ним, организуя игровые ситуации с различными предметами, музыкальными инструментами, звукозаписями: «Послушаем звуки», «Что звучало», «Музыканты», «Свистульки» и т.п. Таким образом, возможно использование различных вариантов игр, дающих аутичному ребенку новые сенсорные ощущения и положительные эмоциональные впечатления. Развивать игру можно посредством разнообразия впечатлений, введением сюжетной линии. Главное, взрослому нужно быть внимательным и отзывчивым к потребностям аутичного ребенка, а для этого не жалеть времени, усилий, сохранять спокойствие, уверенность и проникнуться его ощущениями и чувствами.

Используемая литература:

1. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком [кн. для педагогов: метод пособие] / О.С. Рудик. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. 189с.

2. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. М.: Теревинф, 2004. 136с.

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 3-е, стер. М.: Теревинф, 2005. 288с.

Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?

По статистике аутизм встречается у каждого 160-го человека. Соответственно, вероятность встретить ребенка с РАС достаточно высока для каждого из нас.

Вокруг детей с аутизмом «ходит» множество различных мифов: они гениальны, великолепно считают в уме, любят собирать кубик Рубика и, конечно же, совершено не желают общаться. Вспомним типичные образы людей с аутизмом из кинематографа: Раймонд («Человека дождя»), Шон (фильм «Хороший доктор»), Шелдон («Теория большого взрыва»). Они гениальны, холодны, но, несмотря на это, чрезвычайно обаятельны.

Однако реальность несколько отличается от тех образов, что транслирует нам мировой кинематограф. Люди с диагнозом аутизм разные, не менее разные, чем все остальные. У каждого из них свои интересы, свои особенности взаимодействия и поведения, сильные и слабые стороны. И это касается не только взрослых людей, но и детей с аутизмом. И прежде чем понять, что за ребенок перед вами, необходимо вступить с ним в контакт.

Аутизм у детей. Особенности развития

Многие дети с аутизмом имеют ряд особенностей сенсорного восприятия (зрительная, слуховая, тактильная и другая информация от органов чувств):

  • повышенная или пониженная чувствительность к сенсорным стимулам окружающего мира;
  • склонность к «застреванию» на некоторых, порой неожиданных вещах, когда все внимание ребенка сосредоточено на каком-то действии и он длительно занимается им;
  • сложности в установлении и удержании зрительного контакта с другим человеком.

Среднестатистическому ребенку с аутизмом более комфортно взаимодействовать с предметами, а не с людьми. Но не потому что они не хотят общаться! Для ребенка с РАС, человек – непредсказуемый «объект» с которым сложно установить контакт. Некоторым детям бывает трудно долго фиксировать внимание на человеческой мимике или взгляде. И только если «объект» чем-то интересен и привлекателен для ребенка с аутизмом – он обратит на него внимание.

Ребенок с РАС. Создаем комфортную среду для общения

  1. Взаимодействуйте с ребенком, находясь примерно на уровне его глаз. Можно сесть на пол или на корточки. Не трогайте ребенка, не призывайте его к зрительному контакту. Если ребенок с аутизмом не смотрит вам в глаза, это вовсе не значит, что он вас не видит. Дети с РАС могут рассматривать людей и объекты, используя так называемое «боковое зрение».
  2. Не провоцируйте ребенка использовать речь и зрительный контакт. Он сделает это сам, когда будет готов. Избегайте инструкций вроде: «Посмотри на меня», «Где глазки?». Уважайте право ребенка на комфортную сенсорную среду.
  3. Находитесь рядом с ребенком, но не вторгайтесь в его личное пространство. Если вы отойдете даже в центр комнаты, ребенок может не заметить вас на фоне других отвлекающих вещей в помещении. Идеальным будет расстояние вытянутой руки.
  4. «Играйте» с собственной речью, сделайте ее интересной для ребенка. Вы можете использовать яркие выразительные интонации или шепот. Подчеркивайте ключевые моменты, меняя громкость голоса, интонацию, делайте паузы. Можно также использовать смешные, необычные звуки («пиу-пиу», «ап», «ой» и т.д.), озвучивая собственные действия. Старайтесь не говорить слишком громко, у некоторых детей с аутизмом есть гиперчувствительность к звукам и им комфортнее воспринимать тихую речь.
  5. Используйте простые, короткие высказывания: «Смотри! У меня есть машинка», «это было весело», «ух ты, мыльные пузыри».
  6. Комментировать можно как свои действия, так и действия ребенка («я поставлю сюда этот мяч»). Комментируя, используйте описательные предложения: «У тебя классные ботинки», «ты нашла красную звездочку». Можно делиться своими эмоциями: «Да, мне тоже это нравится», «это была отличная прогулка!»
  7. Делайте паузы в речи и давайте ребенку время, чтобы обработать и понять услышанное. В связи с нарушениями сенсорной обработки у некоторых детей процесс понимания речи может происходить с задержкой. Также используйте паузы для того, чтобы дать ребенку время обдумать ответ и решить, готов ли он вообще отвечать.
  8. Сопровождайте свою речь жестами, средствами дополнительной коммуникации. Некоторым детям проще дается восприятие визуальной информации. Это могут быть картинки, фотографии, рисунки или карточки PECS (система коммуникации через обмен карточками с изображениями). Зрительные подсказки помогают ребенку лучше понять вашу речь и сконцентрироваться на сказанном, а также дают опору для ответа.
  9. Старайтесь не задавать вопросов и не предъявлять требований к ребенку. Даже если ребенок пользуется речью, он может быть не готов вступать в активный контакт.
  10. Если ребенок пользуется речью, слушайте его и давайте время высказаться. Спрашивайте о его интересах, задавайте дополнительные вопросы: «Какие машины тебе больше нравятся?». Делитесь своим мнением, комментируйте, но старайтесь не давать советов. «О, мне тоже нравится этот фрукт!», «да, это красивая собака, у меня есть такая же!»
  11. Подбирайте темы для разговора в соответствии с возрастом и интересами ребенка.
  12. Не запрещайте ребенку с РАС заниматься стиммингом (определенные стереотипные действия, которые люди с аутизмом иногда совершают: взмахи руками, прыжки, повторение фраз, слов или звуков и многое другое) в любой безопасной форме. Не комментируйте и не поощряйте стимминг, не совершайте самостимулирующие действия вместе с ребенком. Ребенок может делать это для самоуспокоения, восполнения недостатка сенсорных ощущений или же просто потому, что его нервной системе сейчас это зачем-то нужно. Дайте ему эту возможность.
  13. Уважайте право ребенка НЕ общаться, если он этого не хочет. Ничего страшного, если вдруг у вас не получилось сейчас. Зато вы показали ребенку, что вы безопасный и комфортный для взаимодействия человек. И, возможно, в следующий раз он пойдет вам навстречу.
  14. Уважайте право ребенка не быть таким, каким вы ожидаете или хотите его видеть. Он может быть абсолютно безразличен к цифрам или динозаврам, но обожать мыльные пузыри. Ему может быть приятнее играть с веревочкой, а не с машинкой. А ещё он вполне может вовсе не сторониться общения, а сразу взять вас за руку, попросить обняться или залезть к вам на колени.

Помните, что дети с аутизмом очень разные, как и все мы!

Танькина Ольга, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.