Кто лечил аутизм в израиле

0

Кто лечил аутизм в израиле

В России пока не готовы принять “непохожих”. История семьи, ради сына переехавшей в Израиль

Аутизм – не болезнь, а особенность развития. Вылечить таблетками нельзя — это на всю жизнь. Единственный способ помочь – поддерживать и работать год за годом. Не только с аутистом, но и с обществом. Это самая сложная задача для любой страны мира. Разница лишь в том, что Россия пока в начале пути, а кто-то убежал далеко вперед. К счастью, мы можем исправить ситуацию. Детям-аутистам научились помогать в США, Израиле, Таиланде, на Кубе… Наработки есть, о них и будем говорить в выпуске спецпроекта.

Теория

Расстройства аутического спектра (РАС) проявляются в первые три года жизни ребенка. В начале «нулевых» в США диагноз «аутизм» ставили каждому 150-му малышу, в Великобритании – каждому сотому. Сегодня американский Центр по контролю и профилактике фиксирует заболевание у каждого 59-го ребенка. Число диагнозов растет, но болезнь остается «секретной» в виду своей уникальности. Тем не менее, некоторые общие для всех аутистов особенности выделить можно. Это:

  • Качественное ухудшение в вербальной и невербальной коммуникации, проблемы с воображением.
  • Трудности с социальным взаимодействием.
  • Скудный «репертуар» активностей и интересов.

Мимика и язык тела аутистам непонятны, они не видят подтекст, не всегда понимают иронию и шутки. Все это определяет особые программы развития пациентов с РАС. И чем раньше диагноз будет распознан, тем проще будет социализировать ребенка.

Практика

Михаил вместе с супругой Галей, сыном Денисом и дочерью Верой уже год живет в Израиле. Диагноз «аутизм» у Дениса, именно он «перевез» родителей из Казани, где помочь ему не могли. На новое место переехали в октябре, а в конце ноября парня приняли в школу.

«Для более адаптированных аутистов есть классы в обычных образовательных учреждениях. Работают и инклюзивные классы – здесь к детям с РАС приставляют тьютора. Но мы учимся в специализированной школе – только для аутистов», – говорит Михаил.

Спустя год, удалось сделать некие выводы.

«Важно, что в Израиле не просто отвлеченная система обучения детей, а целая инфраструктура.

Даже есть преподаватели, которые занимаются именно аутистами, психологи и прочие специалисты. В Казани же много частных центров, дефектологов, психоневрологов за большие деньжищи, но даже казавшиеся нам светочами, сейчас видятся демагогами. За год в Израиле Денис сделал очень сильный скачок в обучении. Потому что тут умеют этим заниматься. У нас в стране тоже есть успешные центры, где даже используют для общения карточки PECS и современные методики, но попасть на занятия можно только получив инвалидность».

Карточки PECS – альтернативная форма коммуникации, разработанная для детей, которые не могут сказать или объяснить, в чем нуждаются. Помочь аутистам объяснить, а педагогам – понять, призваны эти самые карточки. К примеру, с их помощью ребенок учится понимать порядок действий, сам алгоритм. Впрочем, никто не говорит, что все получится сразу. Например, с распорядком дня Дениса по карточкам «происходит балаган». Он постоянно вносит в него коррективы, убирает негодное, добавляет желаемое. Кстати, карточки – это не только и не столько картонки, пластик или что-то подобное. Есть и электронные варианты – например, у наших героев TouchChat, специальная программа для аутистов.

«Онлайн-подсказки родитель может составить сам. Распорядок дня, фразы, эмоции, желания, действия, всё что угодно, – объясняет Миша. – Я, например, сделал для Дениса менюшку, чтобы он выбирал: при встрече ему обниматься, целоваться, дать «пять» или пожать руку. В Израиле такие айпады с программным обеспечением выдаются аутистам бесплатно. Беда в том, что TouchChat даже не переведён на русский. Вот в чем беда».

Коммуникационная система обмена изображениями или PECS — это модифицированная программа прикладного поведенческого анализа (ABA) по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Фото: globallookpress.com.

Занятия будто пробудили Дениса от долгого сна. С одной стороны, мальчик интересуется происходящим вокруг, с другой – стал более нервным, даже истеричным. Привыкнуть к большому миру – следующий этап.

«Для адаптации ребенка, надо понять, что он умеет прямо сейчас – какими навыками обладает, – говорит консультант и специалист по прикладному анализу поведения Юлия Эрц, она живет и работает в Израиле. – Как ребенок общается, умеет ли играть, насколько хорош его навык имитации – все это важно для обучения. Гигиена – отдельный пункт. Часто аутичные дети не могут следить за собой самостоятельно. Чтобы сделать их жизнь рядом с другими людьми комфортной, придется учиться и этому».

Работа над ошибками

Еще 20 лет назад проблемы с ранним диагностированием аутизма были и в Израиле. Сегодня – новый период, тоже не лишенный своих трудностей. Постоянно требуются специалисты, применяются новые методики, совершенствуются механизмы. В целом же, система построена на «раннем вмешательстве». Декретный отпуск в Израиле длится три месяца, а с четвертого можно отдать ребенка в ясли. Дальше – садик. Педагоги и воспитатели видят растущего ребенка нон-стоп с младенчества и могут вовремя заметить проблему.

В государственной программе здравоохранения заложен постоянный анализ развития ребенка. Если врач или медсестра заметят отклонение от нормы, пациента могут направить к специалисту раннего детского развития. Там отметут или зафиксируют отставание, составив график занятий с докторами. Если диагноз «аутизм» подтвердится, врач не станет применять медикаментозное лечение. В основе – поведенческая терапия и интенсивные занятия, говорит Юлия Эрц. Правда, Михаил вносит свои ремарки. Лекарства Денису, все же выписали, причем врач настаивал на их пожизненном статусе. Другой вопрос, что давать ребенку их не стали.

Возвращаясь к возможностям Израиля, добавим:

  • Если ребенку больше 2 лет, родители могут отдать его в специальные ясли Израильской ассоциации людей с аутизмом. Чаще всего с маленьким учеником занимается собственный тьютор по индивидуальной программе.
  • С трех лет можно записаться в коррекционный садик – на полный день. И если к 4 – 4,5 годам ученик догонит сверстников, его могут вывести из коррекционной системы в обычную.

В 2005 году крупнейшей американской организацией Autism Speaks («Аутизм говорит») была придумана акция «Зажги синим». Символом солидарности с аутичными людьми и их семьями, в том числе, стали синие шары. Фото: globallookpress.com.

А как у нас?

«Аутизм» – молодой диагноз. До последнего времени в России его не ставили, потому и лечение пока не на самом продвинутом уровне.

10 декабря вице-премьер России Татьяна Голикова отдала поручение Минздраву организовать систему раннего выявления детского аутизма. Программа также предусматривает и сопровождение детей с этим заболеванием.

Другими словами, постепенно создается нормативная база, которая поможет оказывать более эффективную помощь. Ведь число детей с аутизмом в России велико – около 1 процента.

Цель номер один, которую ставят перед врачами, – научиться диагностировать заболевание как можно раньше. В Таиланде, например, аутизм могут заподозрить, когда ребенку исполняется всего пять месяцев. Стандарт в мире – это 18 месяцев. В России же детский психиатр в графике осмотров с 3 лет. Сложность еще и в том, что расстройство аутического спектра понятие широкое. Одни дети с аутизмом могут не выделяться из толпы – никогда и не подумаешь, что у ребенка есть проблемы с коммуникацией. Другие внешне будут выглядеть так, что вы подумаете об умственной отсталости, но и это будет ошибкой. Аутизм – не про отсталость. Дети особым образом воспринимают информацию. Особенности такого восприятия объясняют в нескольких крупных центрах и фондах, например:

Благотворительные фонды собирают средства, в том числе, силами артистов, медиа-персон, лидеров мнений в ходе больших акций. Фото: globallookpress.com.

Отдельные организации есть в большинстве регионов России. Почти все сотрудничают с государством. Однако статистика по аутизму, фактически, не ведется – если по детям с диагнозом РАС есть хоть какие-то цифры, то взрослых будто бы не существует. База для работы с аутичными пациентами нарабатывается, но для отладки системы понадобится время.

Пока же мы можем начать работать над собой, ведь, как признается Михаил, проблемы у семьи в родном городе, были даже не из-за отсутствия педагогов или врачей, а из-за нетерпимости к чужой непохожести.

«Возможно, это менталитет, и тогда это не исправишь, но, может, и есть какие-то рычаги. Тут мы более-менее спокойно ходим на детские площадки. К любым детям относятся просто как к детям. Могут спросить, мол, чего он сидит там, всё в порядке? Ах, аутист, ну ладно. В России такое «ах, ну ладно» невозможно. Нужно говорить о проблеме больше, рассказывать увлекательные или душещипательные истории. Не знаю даже. Просто познакомьтесь с нами и научитесь не обращать внимание и, главное, не осуждать родителей, чей ребенок покажется вам непохожим».

Чем опасна вакцинация от коронавируса

Что известно о COVID-19?

Это РНК-содержащий вирус животного происхождения, относящийся к группе коронавирусов. Согласно данным ВОЗ, он передается от заболевшего человека через мелкие капли, которые выделяются при чихании и кашле из носа и рта. С момента заражения до появления первых симптомов проходит от 1 до 14 дней (в среднем – 7). Носитель вируса еще не знает о своей болезни, но в плане заражения уже представляет опасность для окружающих. По информации коронавирусной эпидемиологии, COVID-19 в 2-3 раза заразнее гриппа, но в 2-3 раза менее заразен, чем корь.

При легком течении болезни ее симптомы сходны с ОРВИ и заканчиваются выздоровлением через 14 дней без каких-либо дальнейших последствий. В тяжелых случаях COVID продолжается до 8 недель. Даже при отсутствии выраженных признаков заболевания у переболевших формируется иммунитет. Но учитывая, пусть и нечастые случаи повторного заражения, сохраняется он не слишком долго. Гораздо большим эффектом обладает вакцина.

Как действует вакцина?

Сегодня в мире используется несколько иммунопрепаратов, разработанных специалистами разных стран и прошедших необходимые клинические испытания. Все они предназначены для формирования иммунитета к возбудителю. После их введения иммунная система:

  • без труда распознает возбудителя инфекции;
  • начинает производить антитела – белки для борьбы с заболеванием;
  • «запоминает» возбудителя и, если он снова попадает в организм, быстро уничтожает его, не допуская развития болезни.

У человека, прошедшего вакцинацию, формируется стойкий иммунитет к COVID.

Опасна ли вакцинация?

Каждый человек реагирует на иммунопрепарат индивидуально. Поэтому даже самая качественная вакцина может вызвать побочные эффекты. Их появление на непродолжительное время – единственная опасность.

Чем опасна вакцинация от коронавируса:

  • незначительным повышением температуры;
  • головной болью, головокружением;
  • сбоем сердечного ритма;
  • кожными высыпаниями;
  • слабостью.

Эти неприятные симптомы исчезают в течение нескольких дней.

Тяжелые состояния после введения иммунопрепарата могут развиваться у людей, имеющих противопоказания. Нельзя проводить вакцинацию, если наблюдаются:

  • хронические патологии почек, сердечно-сосудистой системы (ССС), эндокринной системы;
  • болезни кроветворной системы;
  • аутоиммунные нарушения;
  • выраженные патологии центральной нервной системы (ЦНС);
  • аллергические реакции на ранее вводимые вакцины.

При этих патологиях прививка может спровоцировать обострение.

Также противопоказанием является возраст (младше 18 и старше 65 лет), беременность, недавно перенесенная тяжелая форма коронавирусной инфекции. У переболевших людей в первое время после выздоровления отмечается высокий уровень антител, а вакцина повысит его еще больше. Последствия могут проявиться бурной иммунной реакцией в форме цитокинового шторма.

Как уменьшить негативные проявления?

Снизить развитие побочных явлений поможет соблюдение всех рекомендаций врача. Чтобы уменьшить риск развития негативных симптомов после вакцинации, нужно:

  • внимательно следить за своим самочувствием;
  • как минимум за неделю до предполагаемой вакцинации избегать контактов с заболевшими;
  • за 2 дня до прививки пройти обследование и сдать кровь на антитела;
  • отказаться от иммуномодуляторов и иммуностимуляторов за 10 дней до введения вакцины;
  • предупредить перед постановкой вакцины о приёме препаратов, которые стимулируют иммунитет.

При отсутствии противопоказаний и соблюдении всех требований, риск побочных эффектов сводится к минимуму.

После прививки от коронавируса врачи советуют соблюдать щадящий режим и выпивать не менее 1,5 литров жидкости в день. При повышении температуры рекомендуется принять жаропонижающее средство. Если слабость не проходит в течение нескольких дней, появились аллергические реакции, нужно немедленно обратиться к доктору.

Когда будет массовая вакцинация?

Массовая вакцинация в США, Канаде и европейских странах началась еще в декабре прошлого года. В это же время стартовала она и в России. Но на начальном этапе мероприятие проводилось только для определенной категории лиц – молодых людей и тех, кто по роду своей профессиональной деятельности не может ограничить число контактов. Сегодня привиться от ковида можно в любом регионе страны.

Решение о вакцинации каждый человек принимает самостоятельно. Но те, кто отказывается от прививки, должны знать, что даже легкая форма COVID – это серьезный удар по организму. Также не стоит забывать о потере трудоспособности не менее, чем на 2 недели, и вероятности заражения членов семьи. После вакцинации эти риски значительно понижаются. Но даже вакцинированным людям необходимо носить маску и перчатки, чтобы на 100% уберечь себя от заражения COVID-19.

Лечение аутизма в Израиле

13 марта 2020 г. 9:07

Пациенты с раком имеют подавленную иммунную систему и более восприимчивы к инфекциям.

12 марта 2020 г. 8:26

Исследователи представили структуру и механизм белков, которые экспрессируются при различных формах рака и связаны с плохим прогнозом пациента.

9 марта 2020 г. 12:07

В низких дозах тетродотоксин заменяет опиоиды для облегчения боли, связанной с раком.

5 марта 2020 г. 14:24

Новый метод картирования сил, которые кластеры клеток оказывают на микроокружение, может помочь в изучении развития тканей и метастазирования рака.

Аутизм неспроста называют эпидемией 21 века – в настоящее время этим заболеванием страдают около 10 миллионов человек в мире! С каждым годом процент страдающих аутизмом неуклонно растет. Если в 1995 году один аутист приходился на 5 тысяч человек, то в 2018 году уже у каждого пятидесятого человека в мире – аутизм.

Израиль занимает ведущие позиции в мире по исследованию аутизма, или, как все чаще называют эту болезнь специалисты – “расстройств аутистического спектра” (РАС) и разработке инновационных методов его лечения.

Исследование и лечение аутизма в Израиле: 5 лучших достижений

  1. Компанией BioHug Technologies, базирующейся в Хайфе, разработан специальный жилет BioHug (от английского Hug – обнимать). Жилет разработан таким образом, что накачиваемый в него воздух оказывает на тело давление, имитирующее объятие. Это необходимо, чтобы успокоить людей с аутизмом, ведь одна из их поведенческих особенностей непереносимость прикосновений даже самого родного человека. При этом, как установлено недавними исследованиями Еврейского университета в Иерусалиме, у людей с аутизмом почти вдвое от нормы снижен уровень гормона окситоцина, который еще называют гормоном любви. Одним из способов синтеза этого гормона как раз и являются объятия, так что жилет BioHug не просто успокаивает, а повышает уровень окситоцина. К слову, сила и продолжительность «объятий» жилета можно задать как с помощью программы, так и отрегулировать вручную с пульта дистанционного управления. Изобретение успешно используется в поведенческой терапии аутистов.
  2. Постановка диагноза аутизма является одной из самых сложных задач и до недавнего времени лабораторными или инструментальными методами это сделать было невозможно. Нейробиологи из Научного института Вейцмана вместе с коллегами из США определили метод точного определения биологического признака аутизма у очень маленьких детей путем сканирования их мозговой активности во время сна. Дети с аутизмом демонстрировали значительно более слабую синхронизацию между областями мозга, отвечающими за язык и общение. Используя сканы, ученые смогли выявить 70% детей с аутизмом в возрасте от одного до трех лет – именно этот возраст является оптимальным для ранней корректировки.
  3. Лечение аутизма у детей в Израиле с 2006 года проводят с помощью специального курса, основанного на общении ребенка с собаками. Контакт с этими дружелюбными животными помогает развить навык общения – по словам специалистов, дети, которые до этого не произносили ни одного слова, начинали говорить.
  4. В Израиле создана единственная в своем роде иерусалимская государственная начальная школа Yad Hamoreh («Рука учителя»), которую посещают около 50 детей с аутизмом и 187 детей, не страдающих этим заболеванием. Дети-аутисты обучаются отдельно, но вместе с остальными участвуют во всех других мероприятиях – занимаются спортом, музыкой, садоводством и т.д. Педагоги из других стран часто приезжают в эту школу для того, чтобы перенять опыт.
  5. Дети, зачатые в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), в три раза чаще страдают аутизмом – это стало еще одним важным открытием израильских ученых в области изучения болезни. Исследования, проведенные в 2010 году показали, что 10,5 процента детей с диагнозом РАС были зачаты с помощью ЭКО, в то время как среди детей, зачатых естественным способом этот показатель составляет 3.5 процента.

Что такое аутизм?

Аутизм – одно из самых загадочных заболеваний. До сих пор ученые не пришли к единому мнению о причинах возникновения этой болезни. На сегодняшний день у специалистов есть понимание, что это генетическое нарушение нейронных связей головного мозга. Люди с аутизмом испытывают социальные и коммуникативные трудности, поэтому им, например, сложно выйти из дома, взрослые больные не могут жить самостоятельно. Аутистам свойственна приверженность к повторяющимся действиям, например смена привычного маршрута для них может стать настоящей проблемой. У детей признаки заболевания проявляются в первые три года жизни и если вовремя принять меры, то в дальнейшем жизнь ребенка будет такой же полноценной, как и у его здоровых сверстников.

Как проводят лечение аутизма в Израиле?

От аутизма не существует лекарства, однако созданы методики, которые помогают людям, страдающим этим заболеванием – как взрослым, так и детям – социально адаптироваться и существенно повысить качество жизни. Некоторым может потребоваться небольшая коррекция, в то время как другим понадобится интенсивная терапия.

В Израиле многие исследования по лечению аутизма сосредоточены на детях. Во многом это связано с тем, что существующие исследования показывают, что лечение наиболее эффективно, если его начинать до 3 лет. Тем не менее, многие виды лечения, предназначенные для детей, также могут помочь взрослым.

В Израиле успешно применяют несколько основных подходов к лечению аутизма:

Прикладной анализ поведения

Прикладной анализ поведения (АВА) является одним из наиболее широко используемых методов лечения аутизма в Израиле, как у взрослых, так и у детей. В его основе – поощрения позитивного поведения с использованием системы вознаграждений.

В свою очередь АВА подразделяется на следующие типы:

  • Тренинг отдельных операций. Этот метод использует серию тестов, в ходе которых правильное поведение и ответы вознаграждаются, а ошибки игнорируются.
  • Раннее интенсивное поведенческое вмешательство. Дети, как правило, в возрасте до пяти лет, работают один на один с терапевтом или в небольшой группе. Обычно это делается в течение нескольких лет, чтобы помочь ребенку развить коммуникативные навыки и уменьшить проблемное поведение, включая агрессию или самоповреждения.
  • Обучение ключевым реакциям. В игровой форме ребенка обучают таким ключевым реакциям, как, например, мотивация к учебе или умению инициировать общение.
  • Вербальное поведение вмешательства. Терапевт помогает понять, как люди используют язык для общения и как с его помощью можно получать то, что нужно.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – этот тип терапии, который может быть эффективным лечением аутизма у детей в Израиле и взрослых. Во время сеансов люди узнают о связи между чувствами, мыслями и поведением. Это может помочь выявить мысли и чувства, которые вызывают негативное поведение. КПТ помогает больным аутизмом справляться с тревогой, а также лучше распознавать эмоции других людей, а также лучше справляться с различными социальными ситуациями.

Обучение социальным навыкам

Обучение социальным навыкам (SST) чаще проходят дети, однако этот метод может быть эффективным для подростков и молодых людей в возрасте старше 20 лет. Некоторые люди, страдающие аутизмом, испытывают сложности в общении с другими людьми. Во время обучения социальным навыкам аутисты учатся вести разговор, понимать юмор и считывать эмоциональные сигналы собеседников.

Сенсорная интеграционная терапия (SIT)

Сенсорной интеграцией называется процесс, в результате которого нервная система человека получает и обрабатывает информацию от органов чувств. У людей, страдающих аутизмом этот процесс нарушен и работает неправильно, они могут быть сверхчувствительными к каким – то определенным звукам, запахам, цветам, тактильным ощущениям. Например, шуршание карандаша по бумаге может вызывать у аутистов очень сильный дискомфорт. Специалист, проводящий SIT, пытается выровнять реакцию человека на сенсорную стимуляцию. В терапии используется рисование на песке, игры с пластилином, прыжки со скакалкой, занятия на шведской стенке, катание на роликах, качелях и другие.

Трудотерапия

Трудотерапия (ОТ) – основное внимание уделяется обучению детей и взрослых базовым навыкам, которые им необходимы в повседневной жизни. Для детей это часто включает в себя обучение навыкам самообслуживания, мелким моторным навыкам, в числе которых – каллиграфия. Для взрослых ОТ ориентируется на развитие навыков, необходимых для самостоятельной жизни – таких как приготовление пищи, уборка и зарабатывание денег.

Логопедия

Логопедия учит вербальным навыкам, которые могут помочь людям с аутизмом лучше общаться. У детей улучшается скорость и ритм речи, они учатся правильно использовать слова. Взрослые с помощью логопеда учатся лучше выражать свои мысли и чувства.

Медикаментозное лечение

Как упоминалось выше, лекарств для лечения аутизма не существует, однако, некоторые препараты помогают справиться с определенными симптомами.

Нейролептики (рисперидона (Риспердал) и априпипразола (Абилифай) применяются при проявлениях агрессии, самоповреждении и поведенческих проблемах, как у детей, так и у взрослых с аутизмом.

Антидепрессанты могут быть полезны для лечения депрессии и тревоги у людей с аутизмом.

Стимуляторы (метилфенидат (риталин)), помогают справиться с такими симптомами как невнимательность и гиперактивность.

Альтернативные методы лечения

Есть бесчисленное множество альтернативных методов лечения аутизма, но нет пока убедительных исследований, подтверждающих их эффективность. Наиболее популярные методики, которые применяются параллельно с поведенческой терапией:

  • безглютеновая диета;
  • курсы витамина C;
  • омега-3 жирные кислоты в рационе;
  • курсы витамина B-6 и магния;
  • окситоцин.

Добавить комментарий