Как растянуть мышцы при дцп

Массаж при ДЦП у детей

Детский церебральный паралич ДЦП это собирательное понятие, которое в общем объединяет под своим названием перечень форм и проявлений, поражения ЦНС, схожих по своей этиологии и симптоматике. Для большинства форм характерна спастика мышц, хотя есть формы, при которых спастики нет, но есть мозжечковая симптоматика. Название форм связано с локализацией спастики и глубиной поражения центральной нервной системы от пареза, частичной утраты иннервации, до паралича или плегии, полной потери функии мышц. На первом месте причиной этого заболевания выделяют родовые травмы, в результате которых может произойти разрыв сосудов мозга или длительная гипоксия из-за закупорки, сжатия сосудов, нехватка кислорода длительное время для мозга очень опасна. Также нередки причины: герпес, генетические нарушения, цитомегаловирус, интоксикации, перенесенные заболевания беременной.

Роль массажа при лечении ДЦП у детей.

Массаж при церебральном параличе детям назначают всегда, но все же в лечебном процессе он играет одну из главных ролей, а не главную. Что в лечении ДЦП самое главное сказать однозначно нельзя, я бы выделил важнейшее: медикаментозное лечение, лфк (во всем ее многообразии), массаж, в позднем восстановительном периоде ортопедические приспособления вроде корсетов, туторов, вертикализаторов. Роль массажа велика в связке с вышеперечисленными эффективными способами лечения, и мала в одиночном применении. Без массажа приходится действовать, если он оказывается противопоказан, это бывает при сопутствующей основному диагнозу эпилепсии или судорогах.

Цели и задачи массажа при ДЦП у детей.

Цели массажа при лечении дцп у детей это снижение спастики; профилактика образования контрактур, профилактика застоя обменных процессов, гашение патологических рефлексов, нормализация работы нервной системы, насколько это возможно. Для достижения таких целей нужно решать задачи по улучшению подвижности (эластичности) сухожилий, расслаблению мышц, связок.

Такие цели, как излечение от заболевания труднодостижимы, в большинстве случаев полностью вылечить ребенка не удается. Цели должны быть реальными, зачастую они долгосрочные, поэтому рекомендую родителям поберечь нервы, силы и средства для длительной реабилитачии ребенка. Не ведитесь на обещания “поставить на ноги ребенка”, те кто с такими диагнозами работают, прекрасно понимают, что чудес не бывает, а кто-то пользуется чувствами родителей и зарабатывает на этом. Достижение результатов в реабилитации это всегда много работы специалистов, ребенка и родителей.

Важно делать при ДЦП массаж с ЛФК.

Важнейшим условием для достижения положительных результатов в лечении ДЦП у детей является дополнение массажа ЛФК лечебной физкультурой. Причем массаж с ЛФК желательно проводить в одной процедуре. Почему?

1. Это связано с тем, что к лечебной физкультуре мышцы, связки и сухожилия нужно подготавливать, т.е. разогреть и размять.

2. Никакой массаж не заменит движение. Даже пассивные упражнения, выполняемые усилием массажиста, будут оказывать на организм ребенка незаменимую пользу. А если удается добиться появления активных движений, контролируемых ребенком, это большая победа. Массаж с ЛФК при ДЦП у детей проводиться может последовательно т.е. сначала массаж общий потом упражнения или возможно перемешивание.

3. Польза лечебной гимнастики также в обучении ребенка активным контролируемым движениям, которыми наполнена наша жизнь, но мы не задумываемся о них, а просто ими пользуемся. Когда отключены части мозга, которые обеспечивают плавность, преемственность, точность, силу и вообще возможность движений конечностями и другими частями тела, то гимнастикой мы пытаемся стимулировать мозг к созданию нейронных путей в обход пораженных участков, иногда это удается.

С чего начинать массаж ребенку при ДЦП ?

Классически правильно начинать массаж со спины, но бывают отступления от правил. Это зависит обычно от переносимости процедуры, или индивидуальных особенностей состояния или поведения ребенка. С массажа спины начинают, потому что так мы обрабатываем сначала места выхода спиномозговых нервов из позвоночного канала, которые затем разветвляются по мышцам и пр. тканям. Т.е. это предварительное рефлекторное воздействие на мышцы не трогая их руками, а затем массируются конечности. Последовательность и принципы массажа рук и ног при ДЦП зависят от формы заболевания и состояния мягких тканей конечностей. Если ребенок маленький, то его лимит сил на процедуру меньше, или он может быть очень капризный, особенно в положении на животе. В таких случаях приходится делать массаж по схеме индивидуальной под ребенка. Бывает, что начинаем массаж с проблемных зон сразу, важно обработать самые необходимые области, т.к. ребенок может начать капризничать через 20-30 минут после начала процедуры и до нужных мест дело просто не дойдет.

Лечебный массаж ног при ДЦП детям.

Практически при всех формах дцп поражаются конечности. Чаще всего приходится работать со спастикой мышц. Ноги наиболее сложная область из-за массивности мышц. Несмотря на то, что ребенок может быть мал, но мышцы ног уже настолько сильны, что приходится прилагать много усилий и тратить на них много времени, чтобы добиться хоть сколько нибудь стойкого расслабления. Массаж ног при ДЦП у детей может проводиться по классической схеме, но обязательны приемы растяжения спастичных мышц, это очень помогает расслабить мышцы. Можно сказать даже, что массаж это предварительный разогрев для мышц перед растяжкой. Массировать начинаем с приемов поглаживания, но это только первый контакт, так сказать уведомить нервную систему о начале и характере процедуры, далее растирание, разминание, приемы вибрации. Больше всего конечно используем разминание, которое чередуем с растяжением групп мышц. Спастике на ногах в большинстве случаев подвержены задние группы мышц бедра и голени, аддукторы, из мышц таза, подвздошно-поясничная. На внутренние мышцы таза получится воздействовать только растяжением. Лечебный массаж ног при ДЦП детям делается в медленном темпе, глубоко, с акцентом на икроножные мышцы, сгибатели голени, с проработкой схожилий и мест их прикрепления к костям, чередуя с пассивными, растягивающие спастичные мышцы, движениями в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Считаю важным также тонизирующий массаж антагонистов спастичных мышц. Его проводим глубоко в быстром темпе, чтобы мышцы напрягались. При напряжении мышц антагонистов напряженные мышцы расслабляются лучше.

Массаж рук при ДЦП ребенку.

Массаж рук при ДЦП ребенку проводится по такому же принципу, что и массаж нижних конечностей. Расслабляющий массаж спастичных мышц это обычно сгибатели предплечия, кисти, пальцев, аддукторов руки, пронатора кисти и предплечия. Начинается расслабляющий массаж руки от верхних отделов, т.е. аддукторов, большая грудная мышца, широчайшая мышца спины и их синнергисты. На разогретые и размятые мышцы накладыввем пассивные движения в плечевом суставе, для растяжения мышц. Далее на плече разминаем бицепс и тонизируем трицепс, продолжаем пассивным разгибаем в локтевом суставе. Предплечие массируем с учетом тонуса и делаем пассивные движения в ЛЗС и важно не забыть о пронаторах, после массажа их растягиваем супинацией, также пассивной. Если пальцы в кулаке, то массируем кисть и растягиваем сгибатели пальцев, разгибанием в лучезапястном суставе с предварительно разжатыми и зафиксированными пальцами.

Какой массаж при дцп делается детям?

Основной вид массажа это классический, также добавляют точечный. Процедура проводится дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности ребенка, формы и тяжесть заболевания.

Часто назначают Войта терапию детям при ДЦП, жесткий метод, не всем он подходит. Дети сильно кричат при такой терапии, вообще метод основан на принципе раздражения, чего не каждому ребенку можно. Например если есть параллельные диагнозы вроде эпилепсии, то я рекомендовал бы согласовать применение Войта терапии с “десятью” неврологами, прежде чем ее делать.

Возможно ли обучение массажу при дцп родителей?

Каким-то элементарным приемам массажа и гимнастики обучение возможно, но применение их родителями лучше делать между курсами, как домашнее задание. Эффективнее будет конечно заниматься со специалистом, а задача родителей, поддерживать до следующего курса массажа подвижность в суставах и растяжку мышц, насколько это у них получится. Такой подход экономит время на следующем курсе массажа. Т.е. массажист уже не тратит несколько занятий на то, чтобы мышцы вернуть к прежнему состоянию, в котором были оставлены на прежнем курсе.

Какое лечение при дцп у ребёнка могут проводить родители самостоятельно?

Из самостоятельных действий мы видим из практики, что родители могут освоить немного массаж, элементы ЛФК, из физио парафин, озокерит, также укладки, элементы Войта терапии, одевать лангеты, ставить на вертикализатор, выполнять занятия от логопеда-дефектолога. Конечно это все не на профессиональном уровне, но и такой набор действий уже не мал.

Возможно ли вылечить ДЦП у ребенка массажем?

Практика показывает, что массаж со всеми “добавками” хороший эффект дает детям при лечении легких степеней, и не всех форм. Полного излечения конечно же не наступит ни в какой степени и форме. Поэтому совет родителям, не убиваться горем, не продавать все что есть и тратить на все способы лечения, вплоть до народных шарлатанов. Пока еще ни один даже суперсовременный центр ребенка от ДЦП не вылечил. Можно добиться хороших результатов в реабилитации, но полностью ДЦП не вылечивается. Даже если не лечится, не стоит опускать руки, массаж и гимнастику нужно делать, ведь ребенок растет, нужно стараться сохранить подвижность суставов.

Возраст ребенка в реабилитации играет важную роль, пока ребенок маленький, у него могут быть проблемы с мотивацией, из-за того, что он много раз пробует какое-то движение сделать, но ничего не получается. Чем старше малыш, тем более осознанной становится борьба с недугом за право самому двигаться, пусть и неуклюже, но самому. Вот для этого нужно поддерживать организм ребенка в состоянии готовности мышц и суставов к движению.

Специалисты нашего центра проводят массаж для детей с ДЦП на дому в Москве, если вы хотите подобрать своему малышу квалифицированного и опытного массажиста, звоните +79266057470.

Читайте также:

  1. Привычный поворот головы у грудничка
  2. Массаж и сыпь у ребенка грудничка
  3. Массаж гиперактивным детям
  4. Ребенок не подтягивается за ручки
  5. Неврологический массаж детям

Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

Растягивающие упражнения для детей с ДЦП

Цховребова Лейла
Растягивающие упражнения для детей с ДЦП

1. И. п. стоя, ноги врозь, руки вверх, кисти соединены.

Наклонитесь вправо, затем влево, поднимитесь на носки, прогнитесь, отводя сцепленные руки назад. Вернитесь в и. п. Повторите 6-8 раз. Темп — средний.

2. И. п. стоя, ноги врозь, руки за головой.

Поверните туловище вправо, а затем влево; наклоните туловище с прямой спиной вперёд. Вернитесь в и. п. Повторите 6-8 раз. Темп — средний.

3. И. п. стоя, ноги вместе, руки вытянуты вверх.

Слегка приседая, расслабленно наклонитесь вперёд, опуская руки вниз и отводя их назад. Энергично выпрямляясь, вернитесь в и. п. и продолжите круговое движение руками назад так, чтобы они описали полный круг до положения «руки вверх». Повторите 6-8 раз. Темп — средний.

4. И. п. стоя, ноги вместе руки на поясе.

Поднимите правую ногу вперёд повыше и сделайте полуприсед на левой ноге. Вернитесь в и. п. То же сделайте левой ногой. Повторите 6-8 раз каждой. Темп — средний.

5. И. п. стоя, ноги вместе, руки опущены вниз.

Поднимите руки через стороны вверх, соедините кисти и переплетите пальцы, поворачивая при этом ладони кверху. Наклоните туловище вперёд до горизонтального положения, спина прямая. Вернитесь в и. п. Повторите 6-8 раз. Темп — медленный, плавный.

6. И. п. стоя, ноги врозь, руки за головой.

Наклоните туловище с прямой спиной вперёд до горизонтального положения, поверните его влево и вправо. Вернитесь в и. п. Повторите 6-8 раз. Темп — средний.

7. И. п. стоя, ноги врозь, руки вверху.

Сделайте круговое движение корпусом (с максимальной амплитудой) вправо и влево. Повторите 6-8 раз в каждую сторону. Темп — медленный, плавный.

8. И. п. лёжа на спине, ноги вытянуты, ‘

Выполните прогиб вверх в области шеи и груди на глубоком вдохе. Задержите дыхание, покачайте спиной из стороны в сторону 6-8 раз. Вернитесь в и. п. — выдох. Повторите 3-4 раза. Темп — медленный.

9. И. п. лёжа на спине, упираясь пятками и верхней частью спины в пол. г

Вдохнув, выполните в пояснице прогиб вверх. Задержите дыхание, покачайтесь из стороны в сторону 6-8 раз. Вернувшись в и. п., сделайте выдох. Повторите 3-4 раза. Темп — средний.

10. И. п. лёжа на спине, ноги вытянуты, упираясь пятками, локтями и затылком в пол.

Глубоко вдохнув и слегка приподняв живот и грудь, выгните корпус. Задержите дыхание. Покачайте спиной из стороны в сторону 6-8 раз. Вернувшись в и. п., сделайте выдох. Повторите 3-4 раза. Темп — средний.

11. И. п. лёжа на спине, ладони под ягодицами, ноги вместе, согнуты в коленях.

Глубоко вдохнув и задержав дыхание на 6-8 сек., одновременно разведите колени в стороны, насколько это возможно. Вернитесь в и. п. Повторите 3-4 раза. Темп — медленный, плавный.

На вдохе слегка приподняв таз и задержав дыхание, наклоните колени влево, а затем вправо. Вернувшись в и. п., сделайте выдох. Повторите 3-4 раза. Темп — средний.

13. И. п. лёжа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища.

На вдохе поднимите ноги и занесите их за голову, коснитесь пальцами ног пола, задержите дыхание. Покачайтесь из стороны в сторону 6-8 раз, а затем вернитесь в и. п. Повторите 3-4 раза. Темп — средний.

14. И. п. лёжа на спине, ноги вместе, согнуты; руки — вдоль туловища, слегка v разведены в стороны.

Сделайте глубокий вдох, прогнитесь в пояснице, опираясь локтями, стопами и верхней частью головы об пол, поднимите таз вверх. Задержите дыхание, сделайте 6-8 покачиваний из стороны в сторону. Вернитесь в и. п. Повторите 3-4 раза. Темп — медленный.

15. И. п. лёжа на правом боку, ноги согнуты.

Правую ногу заведите назад и обхватите левой рукой её стопу. Стопу левой ноги положите на колено правой и коснитесь левым коленом пола, одновременно поверните голову влево. Вернитесь в и. п. То же сделайте на другом боку. Повторите 3-4 раза. Темп- средний.

16. И. п. лёжа на животе, руки вдоль туловища.

На глубоком вдохе прогнитесь в спине, приподнимите голову, ноги, руки. Покачайтесь из стороны в сторону 6-8 раз. Вернувшись в и. п., выдохните.

17. И. п. лёжа на спине., прямые руки вдоль туловища.

Повторите 3-4 раза. Темп — медленный.

18. И. п. стоя в колено-кистевом положении, пальцы рук направлены друг к другу.

Сгибая руки в локтях, коснитесь подбородком и, по возможности, грудью пола, прогнитесь в спине, покачайтесь влево-вправо. Вернитесь в и. п. Повторите 3-4 раза. Темп — медленный.

19. И. п. стоя в колено-кистевом положении.

Отведите прямую левую ногу назад, присядьте на согнутой правой ноге, поднимите руки вверх — прогнитесь. Вернитесь в и. п. То же повторите другой ногой. Повторите 3-4 раза каждой. Темп — медленный.

20. И. п. стоя в колено-кистевом положении.

Сделайте 4 круговых движения корпусом влево, 4 — вправо. Повторите 3-4 раза. Темп — медленный.

21. И. п. стоя в колено-локтевом положении.

Коснитесь лбом пола. Выполните 6-8 круговых движений тазом то влево, то вправо. Методист сгибает предплечье в локтевом суставе до 90*, производит тыльное разгибание кисти в запястье с одновременным удержанием пальцев в разогнутом положении. Затем поворачивает ладонь и плавно сгибает и разгибает руку в локтевом суставе.

Методист плавно отводит прямую руку через сторону вверх, удерживая разогнутые пальцы руки. Затем так же возвращает руку в и. п.

Методист одной рукой фиксирует руку ребёнка в локтевом суставе, а другой удерживает кисть и пальцы растянутыми, толкает выпрямленную руку прямо в направлении головы вдоль туловища, приподнимая плечо. То же делается другой рукой.

24. И. п. сидя на стуле, руки вдоль туловища.

Методист удерживает опущенную руку ребёнка в области локтя и кисти в положении разгибания и наружной ротации и резкими толчками пассивно поднимает и опускает плечо.

Методист стоит сзади и заводит руки ребёнка за голову, соединяет их за головой, животом придерживая их, двумя руками разводит и сводит локти ребёнка.

26. И. п. сидя на стуле.

Методист стоит сзади и заводит руки ребёнка за голову, животом придерживая их, руками держит разведённые локти и делает покачивания из стороны в сторону.

Методист стоит лицом к ребёнку. Руки ребёнка ладонями соединены, пальцы выпрямлены и придерживаются одной рукой методиста. Методист поднимает руки ребёнка вверх и вытягивает их.

28. И. п. сидя на стуле, ребёнок привязан к спинке стула широким ремнём.

Методист поочерёдно поднимает за голень ногу вверх и ставит пятку ноги на стул, придерживая колено другой рукой. То же нужно сделать и с другой ногой.

Методист поочерёдно поднимает за голень прямую ногу вверх и отводит её в сторону, придерживая колено другой ноги рукой. То же сделать другой ногой.

30. И. п. сидя у стены.

Ребёнок опирается спиной на стену, ноги согнуты и прижаты рукой методиста, стопы вместе, колени врозь. Ребёнок, скользя по стене, встаёт и садится.

31. И. п. стоя на коленях.

Методист стоит лицом к ребёнку и держит его за руки. Ребёнок передвигается на коленях.

Ребёнок кладёт таз то влево, то вправо.

33. И. п. то же, ноги врозь.

Ребёнок садится тазом между ног, методист разводит его стопы в стороны.

34. И. п. стоя на коленях и держась за сидение стула.

Поочерёдно ребёнок выставляет ноги вперёд и ставит их на стопу. Методист контролирует правильность движения.

Ребёнок выставляет ногу вперёд; опираясь на неё, он встаёт и приставляет другую ногу. Опираясь на вторую ногу, он возвращается в и. п.

36. И. п. лёжа на спине.

Ребёнок поднимает вверх руки и ноги и произвольно трясёт ими.

Все эти упражнения — лишь малая часть тех движений, которые нужны ребёнку. Но, выполняя их ежедневно и минимум по 50 повторений, вы поможете ребёнку освоить такой нужный акт как стояние.

Презентация «Тренажер Гросса» для детей с ДЦП Тренажер Гросса для детей с ДЦП – это отличная помощь для реабилитации растущего организма. Это современное и уникальное устройство, позволяющее.

Игры-упражнения для малоподвижных детей Игры-упражнения для малоподвижных детей Название игры Содержание «Догнать соперника» Дети выстраиваются в две колонны напротив друг.

Индивидуальный маршрут для детей с ДЦП в ДОУ Раздел 2.3 Ф. И. О. ребенка___ Образовательная область.

Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. 1. Зеркальное рисование На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши.

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания и социально — бытовой ориентации для детей с ДЦП» Цель: дать родителям информацию о том, как сформировать навыки самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья. Игра.

Мастер-класс для педагогов «Геоборд — что это? Этапы работы. Новое оборудование для развития детей с ДЦП» Цель мастер-класса – знакомство педагогов с новым оборудованием для развития детей с ОВЗ. Задачи: Теоретическая часть: — познакомить с.

Методические рекомендации для родителей по формированию целенаправленных практических действий у детей с ДЦП 1. Ваш ребенок начнет совершать какие-либо действия. 2. Формируйте целенаправленную практическую деятельность ребенка, совершая действия.

Музыкально-эстетическое воспитание для детей с ДЦП Музыкально-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса нашего центра и является одним из.

Рекомендации воспитателю по социализации детей с ДЦП в систему образования Рекомендации воспитателю по социализации детей с ДЦП в систему образования Дети с церебральным параличом требуют большого внимания со стороны.

Упражнения для развития нестандартного мышления. Упражнения для развития мелкой моторики «Я – Золотая рыбка». Каждому участнику предлагается описать какой-нибудь известный сюжет, например, «Сказку о рыбаке и рыбке» от лица каждого.

Как растянуть мышцы при дцп

Ходьба на носочках – это болезненное проявление ДЦП, при котором голеностопный сустав находится в согнутом состоянии. Ходьба на носочках вызывается повышенным тонусом трехглавой мышцы голени и является одним из самых часто встречающихся симптомов ДЦП. В тяжелых случаях ребенок не только стоит на носочках, но даже перекрещивает ноги. В результате появляется так называемая походка косаря.

Данное нарушение двигательного аппарата является по большей части результатом неполноценного развития мозга. Выявлять и корректировать патологическую ходьбу на носочках необходимо как можно раньше.

Некоторые родители неожиданно обнаруживают, что ребенок – как балерина в пуантах – все время стоит на пальцах, но не придают этому особого значения, полагая такое положение вариантом нормы, либо легкомысленно считая: «Само пройдет». Не пройдет! Родители, обнаружившие у ребенка склонность к ходьбе на носочках, должны обеспокоиться.

Следует, однако, понимать, что существуют два детской типа ходьбы на носочках: физиологический, который является нормой, и патологический, являющийся отклонением.

Физиологический тип ходьбы на носочках

У детей до года в норме ходьба на носочках может появиться как один из этапов развития опорного аппарата и формирования моторных навыков. Здоровые дети стоят, как и все люди, с полной опорой на стопу, однако шаги выполняют быстро, поднимаясь при этом «на цыпочки». Подобная особенность наблюдается на ранних фазах обучения малыша ходьбе, снижается по мере роста и развития ребенка, и полностью исчезает в возрасте старше восьми месяцев.

Ходьба на носочках физиологического типа должна пристальным наблюдаться родителями и участковым педиатром. Если наблюдаемое сопротивление голеностопного сустава в пассивном движении относительно большое и мышцы голени твердеют, родителям ребенка необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к реабилитологу.

Проверка реакции опоры

Ходьба на носочках как вредная привычка

Различают и условно патологический тип ходьбы на носочках. Такая привычка может развиться у детей с синдромом гиперактивности и другими патологиями поведения. Неразвитость вестибулярного аппарата нередко проявляет себя хождением на носочках.

У таких детей при измерении мышечного напряжения (выражающегося через амплитуду пассивных движений) голеностопного сустава патологических отклонений не выявляется. В подобных случаях обычно достаточно коррекции поведения и сенсорной интеграционной терапии, одним из инструментов которой является ходьба на пятках по коврику с размеченными шагами.

Патологический тип ходьбы на носочках

Поскольку именно патологическая ходьба на носочках часто является первым зримым указанием на отклонение в развитии мозга, при появлении нижеперечисленных признаков родителям следует обратить на данное нарушение особое внимание и безотлагательно обратиться к реабилитологу за осмотром и консультацией.

Итак, паталогическая ходьба на носочках:
— появляется в возрасте до четырех месяцев;
— наблюдается на протяжении длительного времени и не проходит в положенный (к восьмимесячному возрасту) срок;
— сочетается с отставанием в развитии двигательных навыков;
— сопровождается другими нарушениями работы опорно-двигательного аппарата;
— наблюдается у ребенка с пониженной чувствительностью слуха и зрения;
— происходит на фоне заметной деформации нижних конечностей.

Методы коррекции патологической ходьбы на носочках

В больницах Юньчена используются различные методы коррекции патологической ходьбы на носочках у детей с ДЦП. В мировой практике наиболее эффективными и часто применяемыми являются (в порядке распространенности):
— растяжка мышц приложением усилия извне;
— тренировки на коррекционной подставке для ног;
— коррекция с использованием кинезиотейпирования;
— продолжительная пассивная разработка суставов (СРМ-терапия);
— инъекции ботокса типа А;
— улучшенный метод Понсети (с использованием полимерного бандажа);
— коррекция с использованием низкотемпературного голеностопного ортеза (AFO).

Остальные методы коррекции патологической ходьбы на носочках мало распространены, характеризуются недоказанной эффективностью либо требуют использования радикальных мер лечения.

Улучшенный метод Понсети (проводимый с использованием полимерного бандажа) может применяться для коррекции контрактуры (спазма) голеностопного сустава, спазма трехглавой мышцы голени тяжелой степени, клонуса голеностопного сустава и других типов нарушений, при которых длительное применение метода растяжки мышц вручную не эффективно.

Детям, которые могут ходить, не рекомендуется применение метода коррекции с использованием низкотемпературного голеностопного ортеза (AFO). В особенно тяжелых случаях возможно применение в ночное время.

Растяжка мышц вручную – наиболее распространенный метод коррекции

Растягиваются икроножная и камбаловидная мышцы в двух положениях ног: с вытянутыми ногами и с согнутыми коленями. Для усиления проприоцептивных ощущений к собственно растягиванию можно добавить вибрационный массаж (постукивание) внутреннего и наружного края стопы.

Сразу после растягивания полезно проводить тренировку активного сгибания голеностопного сустава в различных позах и с использованием вспомогательных приспособлений.

Полимерный бандаж как дополнение к методу Понсети

Обычно один курс лечения хождения на носочках при ДЦП составляется из шести-восьми процедур. Угол коррекции сгиба ноги в голеностопном суставе за одну процедуру составляет приблизительно шести градусов. К завершению курса угол сгибания стопы должен достичь 60-70 градусов.

После наложения бандажа ребенок может ходить почти сразу, что позволяет продолжать реабилитационные тренировки в обычном режиме. Этот метод характеризуется значительной протяженностью лечебного воздействия: благодаря фиксации ног, длящейся круглые сутки в течение нескольких дней и даже недель, увеличивается пластичность мышечных волокон.

Если в период ношения фиксирующего бандажа больному церебральным параличом дается надлежащая нагрузка и с ним проводятся целенаправленные тренировки, его двигательная модель заметно меняется к лучшему. Позитивный эффект сохраняется на протяжении двух лет.

Благодаря фиксации голеностопного сустава ребенок при ходьбе ставит ногу сначала на пятку, и лишь потом перемещает вес на всю стопу – хотя прежде, до бандажирования, контакт с поверхностью начинался с носка.

Подобное изменение в двигательном цикле позволяет мозгу научиться правильной последовательности действий.

Кроме того, оказывается корректирующий эффект на такие нарушения как:
— переразгибание колена (рекурвация);
— антеверсия (смещение кверху) таза;
— гиперлордоз поясничного отдела (выпячивание живота вперед);
— утиная походка, при которой ягодицы смещаются выдаются назад и вверх во время шагового движения.

Метод кинезиотейпирования в лечении ходьбы на носочках

Кинезиотейпирование способствует расслаблению трехглавой мышцы голени, помогает тыльному сгибанию стопы, облегчает коррекцию положения лодыжки. Схема тейпирования при лечении ходьбы на носочках у детей с ДЦП включает в себя решение двуединой задачи:
— тейпирование для расслабления трехглавой мышц голени;
— тейпирование для стимуляции сокращения передней большеберцовой мышцы.

Нога фиксируется в естественном положение или с небольшим сгибанием назад. Фиксирующий конец тейп-ленты прочно закрепляется на верхней третьей части латерального края большеберцовой кости и растягивается на внутреннюю и наружную лодыжку. При этом хвостовой конец должен находиться на тыльной стороне стопы.

Поскольку необходимо по возможности избежать подворачивания стопы внутрь под действием передней большеберцовой мышцы, хвостовой конец не должен полностью располагаться в конечной точке крепления тейпа.

Инъекции ботулина типа А в лечении ДЦП

ходьба на носочках, вызванная мышечным спазмом, весьма эффективно поддается коррекции инъекциями ботулина типа А. Введение препаратов ботулотоксина с целью длительной миорелаксации широко распространено в международной практике. При назначении препарата необходимо обязательно четко знать показания к применению и сочетать инъекции с реабилитационной терапией.

Срок действия инъекции 3-6 месяцев. Детям, прибывающим в Юньчен на лечение ДЦП, рекомендуется получать инъекции ботулина А за несколько недель до прохождения реабилитационного курса.

Методы устранения контрактуры ахиллова сухожилия

Применяется улучшенный метод Понсети: пошаговое приспособление голеностопного сустава к положению под нормальным углом, снижение мышечного напряжения голеностопного сустава. Через пять минут после проведения процедуры ребенок может начинать ходить, что позволяет обучить мозг нормальной ходьбе.

Данный метод в настоящее время является наилучшим для коррекции контрактуры ахиллова сухожилия, тяжелых спазмов и деформации суставов легкой степени, вызванных длительной ходьбой на носочках. Этот метод эффективен и может применяться на протяжении долгого времени.

Для фиксации ноги используется голеностопный ортез из низкотемпературного термопластика или эластичный ортез – но исключительно для ночного времени! Ходить в ортезе запрещено, активные игровые нагрузки не допускаются! Применяется в качестве закрепительной терапии после применения метода Понсети

Коррекция статическим положением (внешняя фиксация, регулируемый угол, ходьба ограничена): применяется при анкилозе и для послеоперационной фиксации.

Однако у изделия достаточно высокая цена, кроме того, пациенту невозможно или затруднительно ходить во время применения.

Система классификации крупных моторных функций (GMFCS): III и более степень, амплитуда пассивных движений (PROM): мышечное напряжение II/III.

Голеностопный ортез, позволяющий двигаться, рекомендуется детям со спазмами тяжелой степени, которые ходят дома и на улице. Движения лодыжки фиксируются в пределах 90 градусов.

Однако наилучшим способом является ходьба с ортопедическими стельками после снятия спазма по методу Понсети.

Система классификации крупных моторных функций (GMFCS): III и более степень, амплитуда пассивных движений (PROM): мышечное напряжение I

Детям со спазмами голеностопного сустава легкой степени, которые ходят дома и на улице, достаточно применения биомеханических ортопедических стелек. Поднятие щиколотки вынуждает пятку касаться земли, а также улучшает проприоцептивное ощущение пятки.

Применение голеностопного ортеза для детей с такой степенью отклонений может принести больше вреда, чем пользы, так как ортез ограничивает движение голеностопных суставов, что часто влечет появление других нарушениям походки, а также оказывает негативное влияние на развитие голени и стопы.

Система классификации крупных моторных функций (GMFCS): ниже III степени, амплитуда пассивных движений (PROM): мышечное напряжение II/III

Детям со спазмами тяжелой степени, которые не могут ходить или для которых способность ходить и стоять не является целью на данный момент, рекомендуется применять статический голеностопный ортез.

Статический голеностопный ортез надевается на ночь и в остальное время, когда ребенок не проходит реабилитационную терапию, чтобы контролировать позу на протяжении 24 часов в день.

Система классификации крупных моторных функций (GMFCS): ниже III степени, амплитуда пассивных движений (PROM): мышечное напряжение I

Детям со спазмами легкой степени, которые не могут ходить или для которых способность ходить и стоять не является целью на данный момент, рекомендуется применять статический голеностопный ортез из низкотемпературного термопластика.

Относительная прочность пластика низкотемпературной формовки достаточно низка. Ортез из этого материла нельзя нагружать, однако доступность цены приспособления является важным фактором выбора. Данный ортез надевается на ночь и в остальное время, когда ребенок не проходит реабилитационную терапию, чтобы контролировать геометрию нижней конечности на протяжении 24 часов в день.

Важно знать!

По различным причинам голеностопный ортез назначается к использованию чересчур часто. Многие пациенты, у которых присутствует спазм легкой степени, но могущие ходить самостоятельно; и даже некоторые пациенты, не имеющие деформаций стопы, приводящих к ходьбе на носочках, а всего лишь имеющие нестабильный голеностопный сустав, на протяжении долгого времени применяют ортезы.

В краткосрочной перспективе применение ортезов у таких детей в некоторой степени помогает улучшить стабильность голеностопного сустава, но поскольку функции сустава замещаются ортезом, ношение приспособления приводит к отсутствию достаточной тренировки функций самого сустава.

Голеностопный сустав является одним из трех главных регулирующих механизмов динамического равновесия тела в положения стоя. Он также является наиболее часто используемым видом механизма реагирования, регулирующим равновесие в положении стоя.

Кроме того, в положении стоя в покое каждая пяточная кость несет нагрузку половину веса тела, а во время ходьбы эта нагрузка становится равной четырехкратному весу тела. В подавляющем большинстве случаев применение ортезов у детей с дефектом, вызывающем ходьбу на носочках, приводит к тому, что пятка не касается земли, в результате чего связки и фасции в области пятки и голеностопного сустава не получают необходимой механической и проприоцептивной стимуляции, что, в конечном итоге, негативно влияет на развитие пятки.

Обычно у детей, которые на протяжении долгого времени носят ортезы, пятка маленькая, голеностопный сустав неустойчив, тонус подошвенной фасции снижен, а свод стопы оседает вниз.

Не очень - статью нужно переписатьТак себеБолее-менееПойдетПолезно и информативно ← Мы старались , оцените плиз статью.
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.